Конец службе

(Терешко Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 30)

КОНЕЦ СЛУЖБЕ

Ю. ТЕРЕШКО

Юлия Терешко, газета «ЭЖ-Юрист».

Со мной был заключен контракт до времени выхода работника, находящегося в отпуске по беременности и родам. Я являюсь сотрудником ФМС, имею специальное звание майора внутренней службы. В момент заключения контракта я уже достигла 45-летнего возраста, имела положительное решение по рапорту о продлении срока службы на 1 год. В январе 2009 года получила уведомление о предстоящем увольнении в связи с достижением предельного возраста. Могу ли я обжаловать в суд это уведомление?

О. Панасенко, г. Ставрополь

Для начала сразу оговорим, что в суде автору письма следует обжаловать не уведомление о предстоящем увольнении, а само увольнение. Ведь пока сотрудник не уволен, его права не считаются нарушенными. Обжаловать свое увольнение сотрудник может только после того, как получит приказ о нем. После этого ему следует в течение месяца подать в суд исковое заявление о восстановлении на службе.

Надо признать, что у автора вопроса сложилась достаточно непростая ситуация. С одной стороны, его срок службы согласно рапорту заканчивается, и руководство, не желая продлевать этот срок (что является его правом, а не обязанностью), хочет его уволить в связи с достижением работником предельного возраста (п. «б» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1). С такой позиции действия руководства нельзя назвать незаконными, они соответствуют нормам Положения.

С другой стороны, на наш взгляд, автору вопроса можно попытаться оспорить свое увольнение в суде исходя из следующего:

Необходимо сделать акцент на том, что срок действия контракта с сотрудником еще не закончился. Дело в том, что с сотрудником был заключен контракт на определенный срок: на время исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника. Данный сотрудник до сих пор на работу не вышел, следовательно, срок контракта еще не закончился. Руководство, заключая с сотрудником контракт на время отпуска по уходу за ребенком другого сотрудника, могло и должно было предполагать, что указанный срок может выйти за пределы 1 года, указанного в рапорте (ведь, как правило, такой отпуск перетекает в отпуск по уходу за ребенком). Заключив контракт именно на срок замещения отсутствующего сотрудника и прописав в контракте, что срок его действия заканчивается именно по выходу основного сотрудника, руководство согласилось с тем, что срок службы лица может быть и больше 1 года.

Нельзя забывать, что основным документом, регулирующим отношения между сотрудником и органом, взявшим его на службу, является прежде всего контракт о прохождении службы, а не рапорт. Именно из контракта вытекают срок его действия и основания для прекращения. Если кадровая служба по каким-то причинам допустила ошибки при оформлении контракта, в связи с чем произошло расхождение в сроках действия рапорта и контракта, то сотрудник не должен отвечать за них.

В суде также можно попробовать сослаться на нормы трудового права. Ведь действие трудового законодательства на сотрудников органов внутренних дел распространяется с учетом особенностей, установленных их специальным законодательством. Между тем ни Положение, ни Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ (утв. Приказом МВД России от 14.12.1999 N 1038) никак не регулируют вопросов о порядке прекращения срочных контрактов, заключенных на время исполнения обязанностей временно отсутствующих сотрудников.

В то время как в Трудовом кодексе РФ прямо указано, что трудовой договор, заключенный на время исполнения временно отсутствующего работника, прекращается в связи с выходом на работу основного сотрудника (ч. 3 ст. 79 ТК РФ). Следовательно, оснований для прекращения контракта не было.

——————————————————————