Правовой и организационный аспекты миграционной политики ФРГ в части социальной интеграции трудовых мигрантов: опыт для России

(Антропов Р. В.)

(«Миграционное право», 2013, N 4)

ПРАВОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

ФРГ В ЧАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ:

ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ

Р. В. АНТРОПОВ

Антропов Роман Владимирович, доцент кафедры государственного и муниципального права ЗабГУ, кандидат юридических наук, доцент.

Проблема социальной интеграции трудовых мигрантов в современной России представляется теоретически и практически значимой. При этом важно обратить внимание на европейские особенности интеграционных процессов в среде трудовых мигрантов, в частности в Германии, где миграционный фактор играет сверхважную роль в формировании внутренней и внешней политики государства.

Ключевые слова: миграционная политика ФРГ, развитие миграционного законодательства, миграционная система ФРГ, социальная интеграция трудовых мигрантов, проблемы адаптации трудовых мигрантов.

Legal and organizational aspects of migration policy of the FRG with regard to social integration of labor migrants: experience for Russia

R. V. Antropov

Antropov Roman Vladimirovich, assistant professor of the Chair of State and Municipal Law of Transbaikal State University, candidate of juridical sciences, assistant professor.

The problem of social integration of labor migrants in modern Russia is represented theoretically and practically meaningful. Thus it is important to pay attention to the European features of integration processes in the environment of labor migrants, particularly in Germany, where the migratory factor plays over key role in formation internal and foreign policy of the state.

Key words: migratory policy of Germany, development of the migratory legislation, migratory Germany system, social integration of labor migrants, problems of adaptation of labor migrants.

В глобализирующемся мире миграция стала многофункциональна и поливариантна. Охватив различные социальные слои и группы, сферы общественной жизнедеятельности, она является одной из наиболее действенных движущих сил в пополнении трудовых ресурсов отдельно взятой страны.

В настоящее время трудовая миграция как специфический феномен современной социальной действительности и социальной интеграции трудовых мигрантов имеет инновативный характер и нуждается в расширении легитимного пространства.

Проблема социальной интеграции трудовых мигрантов в современной России представляется теоретически и практически значимой. Ее решение позволяет оптимизировать происходящие социальные процессы, способствует более глубокому изучению социальной и социально-профессиональной структуры современного российского общества, формированию миграционной политики, адекватной социальным изменениям в России [3, с. 2].

При этом важно обратить внимание на европейские особенности интеграционных процессов в среде трудовых мигрантов, в частности в Германии, где миграционный фактор играет сверхважную роль в формировании внутренней и внешней политики государства. Кроме того, в рамках Евросоюза самые большие показатели по международной миграции у России именно с Германией.

По мнению ряда современных юристов, изучение или восприятие немецкого права во многих случаях помогает лучше понять российские правовые институты, их природу, уяснить, с чем связаны трудности их функционирования [1, с. 4]. В силу этого правовое регулирование миграционных процессов такого государства, как Германия, представляет наибольший интерес с точки зрения возможности его использования для совершенствования российского законодательства и практики.

Масштабность миграционных процессов как в России, так и в Германии требует выработки комплекса мер, направленных на противодействие незаконной миграции. В одной только Германии проживает около 2,5 миллиона человек турецкого происхождения, из них 1,607 млн. имеют турецкое гражданство [5].

Структурно-функциональный анализ институциональной системы органов — регуляторов миграционных процессов в Германии позволяет утверждать, что максимально приближенной к существующей в настоящее время в России является именно миграционная система ФРГ.

В немецкую систему организационных структур, деятельность которых так или иначе связана с миграцией, входят: федеральный парламент Германии, состоящий из двух палат — бундестага и бундесрата, и федеральное правительство страны — два органа, переехавшие из Бонна в Берлин в 1999 г. [6, с. 238] и начавшие продуктивную работу в области миграционной политики, Федеральное министерство внутренних дел, Федеральная служба по миграции и проблемам беженцев при МВД Германии, Федеральная полиция, Федеральное ведомство по охране Конституции ФРГ (БФФ), Министерство иностранных дел, Федеральное министерство труда и социальных вопросов (BMAS), Уполномоченный федерального правительства по вопросам миграции, беженцев и интеграции, Федеральное министерство по делам семьи, пенсионеров, женщин и молодежи, Федеральный уполномоченный по делам репатриантов, Совет по вопросам репатриации и, наконец, на уровне территориальных структурных образований — земельные ведомства по делам иностранцев.

Анализ проблемы показывает, что «Евролокомотив» Германия с самого начала стала движущей силой в процессе европейской интеграции, лидером в Европе по числу двусторонних соглашений с другими европейскими странами о трудовой мобильности.

Тем не менее ФРГ относительно недавно признала себя страной иммиграции. В условиях массовой миграции неквалифицированной рабочей силы и значительного притока мигрантов по гуманитарным основаниям сегодня Федеративная Республика стремится путем развития правовой базы и совершенствования организационных механизмов компенсировать недостатки собственной миграционной системы.

Официально Германия признает себя страной иммиграции, о чем свидетельствует принятие еще в 2004 г. распоряжения о пребывании в ФРГ. Затем последовало принятие в 2005 г. Закона об иммиграции и утверждение в 2007 г. Национального плана по интеграции, концепция которого опирается на «широкую мобилизацию всего гражданского общества» и насчитывает около 400 мер, 150 из которых приняло на себя федеральное правительство.

Принципиально важное значение для Германии имеют законодательные акты Европейского союза (акты Еврокомиссии и Европарламента) в сфере миграции и директивы, в частности Директива об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы от 25 мая 2009 г., Директива «Об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран» от 18 июня 2009 г., регулирующие миграционные перемещения, а также акты федеральных ведомств, ответственных за разработку и реализацию миграционной политики в Федеративной Республике Германии.

Главная идея социальной интеграции трудовых мигрантов в современной миграционной политике Германии сводится к тому, что интеграция — это процесс, который требует как усилия со стороны иммигрантов, так и готовности немецкого общества принять их. Важность имеют межкультурные навыки для нацеленной на экспорт нации и страны. Для Германии важны квалифицированные работники со всего мира [4].

Кроме того, в Национальном интеграционном плане принимают активное участие деятели гражданского общества, и в частности государственные телеканалы ARD и ZDF, немецкий олимпийский комитет, футбольная лига, ассоциации и предприятия, которые берут к себе стажеров.

Достижениями национального интеграционного плана в части миграционной политики Германии стали:

— с 2005 г. доля безработных мигрантов уменьшилась вдвое, в частности благодаря улучшению образовательных программ. Образованные и квалифицированные трудовые мигранты пополняют социальные, пенсионные и страховые кассы своими вкладами. Их присутствие на рынке труда снижает уровень безработицы, поскольку квалифицированные иностранцы создают новые малые и средние предприятия, что означает появление дополнительных рабочих мест. Присутствие иммигрантов повышает уровень заработной платы в среднем по стране;

— введение интеграционных курсов по немецкому языку, истории и основам общественно-правовых наук (по статистике Федерального ведомства по делам иммигрантов и беженцев, в 2009 г. почти 71 тысяча иностранцев успешно закончили курсы). В ФРГ уже восемь лет действует закон, по которому иммигранты из разных стран обязаны доказать свою «волю к интеграции в немецкое общество», посещая специальные курсы. Содержание занятий — немецкая история, политика, общественная структура Германии и, конечно, немецкий язык [5];

— в рамках принятого плана по интеграции и в дополнение к положениям Закона «О гражданстве ФРГ и о правах иностранцев» 1999 г. с 1 сентября 2008 г. на постоянной основе введен тест на получение гражданства;

— регулярное проведение саммитов по проблемам интеграции иммигрантов. Еще в 2006 г. по инициативе федерального канцлера Германии А. Меркель в Берлине был проведен первый саммит по проблемам интеграции иммигрантов.

Кроме того, примером успешной практики интеграции явилась первая в истории Германии политическая партия мигрантов-мусульман «Союз за обновление и справедливость», которая выступила в защиту интересов иммигрантов-мусульман, за улучшение их положения и интеграцию в немецкое общество.

Таким образом, правовые акты Германии в сфере миграции имеют четкие законодательно закрепленные принципы миграционной политики и вместе с тем действенные механизмы по предотвращению нелегальной трудовой миграции, в частности представление большего количества законных каналов перемещения; выделение достаточного количества административных ресурсов для мониторинга и анализа миграционных процессов, выполнения правоохранительных функций, увеличение стимулов законной трудовой занятости мигрантов.

Ко всему прочему, правительство Германии регулярно проводит корректировку государственной миграционной политики с учетом новых веяний европейской глобализации и вызовов времени.

Анализ проблем социальной интеграции проживающих в Германии трудовых мигрантов показывает, что на иммигрантов и потомков иммигрантов в Германии приходится 35% безработных (20% населения). Несмотря на сложившиеся правовые и организационные механизмы, от 10 до 15% мигрантов в ФРГ не хотят интегрироваться. Трудовые мигранты не посещают курсы по интеграции, отгораживаются от немецкого общества и не признают немецкое государство с его правовой системой. Около 10% мигрантов не заканчивают интеграционных курсов. Но, пожалуй, вряд ли причиной этому следует признавать упущения немецкого правительства в проводимой политике по интеграции в конце первого десятилетия XXI в.

Помимо вышесказанного, у граждан Германии вызывает недовольство большой объем социальной помощи иностранцам (для немцев, например, она составляет максимальную сумму в 382 евро плюс оплата жилья), что ложится грузом на немецких налогоплательщиков и становится балластом для социальной системы, общинная замкнутая жизнь многих иммигрантов (отдельно живут немцы, отдельно мусульмане), уклонение от уплаты налогов, несоблюдение иностранцами своих статусных обязанностей.

Таким образом, масштабность миграционных процессов как в России, так и в Германии, а также схожесть ряда рассматриваемых в статье проблем требуют выработки комплекса мер, направленных, в частности, на противодействие незаконной миграции. Особую актуальность это приобретает в части унификации и сближения внутригосударственных законодательств, создания национальных и межгосударственных структур с целью координации усилий в борьбе с незаконной миграцией.

Совершенно однозначно то, что миграция в эпоху глобализации принимает новые масштабы, которые требуют создания стабильной и эффективной миграционной политики.

В российской науке внимание к миграционной проблематике заметно повысилось в связи с активизацией сотрудничества Российской Федерации с Европейским союзом и другими европейскими организациями различной направленности, а также в связи с начатым диалогом о безвизовом режиме между ЕС и Россией [2, с. 238].

Значение ФРГ как лидера современных интеграционных процессов, ее роль и место в российской внешней политике, а также развитая инфраструктура связей с Российской Федерацией настоятельно требуют проанализировать опыт управления миграционными потоками этой страны с учетом интеграционного фактора в рамках Европейского союза. Целесообразно на примере Германии определить роль миграции как фактора европейского интеграционного пространства и тем самым восполнить недостаток комплексных исследований по миграционной проблематике в российской науке, в которых анализируется миграционный аспект современной мировой политики.

Список литературы

1. Жалинский А. Э., Рерихт А. А. Введение в немецкое право. М.: Спарк, 2001.

2. Короткин К. Р. Государственное регулирование миграционных процессов в условиях глобализации на примере политики Федеративной Республики Германии: Автореф. дис. … канд. полит. наук. СПб., 2011.

3. Пяткова Е. А. Социальная адаптация трудовых мигрантов из Средней Азии: Автореф. дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург, 2005.

4. Розэ А. Приезжие в ФРГ оказались более образованными, чем немцы // Российская газета. 2013. 29 мая.

5. Розэ А. Суд в Германии заставил турчанку говорить по-немецки // Российская газета. 2012. 29 нояб.

6. Gropl Ch. Staatsrecht I. Munchen: C. H. Beck, 2012. Нем. яз.

——————————————————————