Нерабочие праздничные дни в России и за рубежом

(Черняева Д. В.)

(«Трудовое право», 2010, N 2)

НЕРАБОЧИЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Д. В. ЧЕРНЯЕВА

Черняева Д. В., LLM, кандидат юридических наук.

Ежегодно начиная с декабря и до начала мая в России не утихают споры о том, сколько нерабочих праздничных дней можно и нужно установить в трудовом законодательстве и на какой именно период года должны приходиться эти свободные от работы дни. Обычно обсуждается два вопроса: целесообразность уменьшения числа нерабочих дней в году как такового и целесообразность их перераспределения внутри года (например, увеличение продолжительности майских праздников за счет сокращения новогодних). Аргументы в пользу таких предложений обычно сосредоточены вокруг проблемы нехватки денег, пьянства и отсутствия возможности для культурного досуга во многих российских регионах.

Безусловно, попытки обвинить государство в том, что взрослые работающие люди не в силах преодолеть свои пагубные привычки и заблаговременно спланировать свой бюджет, выглядят несколько странно. Однако вопрос о культурном досуге действительно требует внимания государства. Возможно, принятие решения о формировании в течение года столь длительных нерабочих праздничных периодов следовало бы сопровождать обязательными для реализации указаниями по поводу организации и поддержки здоровых, познавательных и интересных видов проведения досуга отдыхающими гражданами.

Что же касается времени года, в котором предпочтительно установить удлиненный нерабочий период, то тут опросы общественного мнения обнаруживают практически равное количество сторонников январских и майских праздников. Как правило, зимой с удовольствием отдыхают люди обеспеченные, имеющие возможность выехать на лыжные и прочие зимние курорты, а также семьи с детьми, у которых зимний отдых приходится как раз на школьные каникулы, и молодежь, приветствующая удлиненные каникулы между учебными полугодиями. Майский вариант, как известно, больше привлекает тех, кто предпочитает отдых на море, а также убежденных дачников. Многое зависит и от сферы деятельности. Там, где каждый день простоя влияет на доходность текущего и будущего периодов, симпатий длительному отдыху высказывается существенно меньше.

Расходятся во мнениях и эксперты. Одни отмечают значительные финансовые потери государства от столь длительного праздничного периода, а также отсутствие у россиян альтернатив «бутылке и телевизору» в зимний период. Другие обращают внимание на всплеск потребительской активности в предпраздничный период и в нерабочие дни. Имея объективные основания и достаточно времени для приобретения подарков и посещения торговых точек вообще, люди склонны больше тратить. Значительный рост потребительского спроса наблюдается в сфере железнодорожных и авиаперевозок, в туристическом секторе и т. д.

Отмеченные особенности длительного нерабочего периода имеют определенное значение и в контексте обсуждения предпочтительности его сезонного расположения. Описанный выше потребительский ажиотаж в большей степени естествен для предновогоднего периода, в котором среднестатистический россиянин отмечает сразу три праздника — Новый год, Рождество и старый Новый год. Причем на первые два из них действительно принято дарить подарки. Иная ситуация складывается с майскими праздниками. Первомай традиционно считается праздником общественно-политического характера и потому вряд ли предполагает личные поздравления и презенты, а число тех, кто принимает поздравления в День Победы, сравнительно невелико и, к сожалению, еще более сокращается год от года.

Сегодня во многих изданиях российские новогодние нерабочие праздничные дни называют «царскими», «роскошными» и проч. Однако эти характеристики обычно базируются на сравнении с подходом к данному вопросу в ранее действовавшем российском и советском законодательстве. А как выглядит этот «царский» подарок парламентариев в мировом контексте?

Самыми знаменитыми в мире по праву считаются праздничные дни в странах Юго-Восточной Азии. В среднем страны региона празднуют, не работая, свыше 10 дней в году. Причем некоторые праздники бывают весьма продолжительными. Например, бирманские новогодние праздники, приходящиеся на апрель месяц, — собственно Новый год и предшествующий ему Праздник воды — могут продолжаться неделю. И это притом, что всего в году у бирманцев как минимум 19 нерабочих праздничных дней, а законодательно установленная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет от 10 до 30 дней в год в зависимости от уровня должности.

Не менее впечатляющими являются и нерабочие праздники в мусульманском мире. Ислам предлагает этим странам порядка пяти ежегодных праздников, некоторые из которых (обычно это Курбан-байрам и окончание поста Рамадан либо их аналоги, а в некоторых странах также — Персидский новый год — Наруз) продолжаются от двух до пяти дней, в зависимости от государства. Например, в 2010 г. в Сирии Курбан-байрам будет продолжаться 4 дня, в Иордании и Йемене — целых пять. Наруз, приходящийся на март, в текущем году охватит 4 дня в Иране и почти неделю — в Азербайджане. Помимо исламских праздников, многие арабские государства признают нерабочими и христианские, а также различные памятные даты историко-политического характера. Таким образом, в подавляющем большинстве стран каждый год набирается порядка 15 и более нерабочих праздничных дней. Больше всего отдыхают в Иране (в 2010 г. — 25 дней).

В Израиле официально установлено 9 нерабочих праздничных дней, однако дни, приходящиеся на традиционные праздничные периоды (Песах и блок осенних праздников, отмечаемых обычно в сентябре — октябре), часто также рассматриваются как нерабочие на основании коллективно-договорных актов. Таким образом, значительная часть израильтян празднует 23 дня в году. Помимо отпуска, самыми продолжительными непрерывными периодами отсутствия на работе в Израиле также являются пасхальные и осенние праздники.

У европейцев, как ни странно, законодательно закрепленных возможностей отдохнуть в течение года меньше. В большинстве государств Европы ежегодные нерабочие праздники составляют 10 — 12 дней. Из общей системы выбиваются лишь Португалия и Мальта с их 15 днями да Лихтенштейн — с 16 — 17 не рабочими праздниками. В то же время на практике европейцы обладают более широкими возможностями для отдыха за счет коллективно-договорного регулирования, весьма распространенного в странах этого региона. Так, например, практически безграничная возможность для расширения перечня нерабочих праздничных дней за счет установленных в коллективно-договорном порядке предусмотрена непосредственно в Кодексе труда Франции. Интересно, что непосредственным образом Кодекс устанавливает лишь 11 таких дней. Поскольку продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска во Франции также в значительной степени определяется коллективно-договорными актами, то при известной настойчивости соответствующего объединения работников предельный размер отпуска продолжительностью 30 рабочих (!) дней нередко встречается на практике. Самыми длительными непрерывными праздниками в Европе обычно являются пасхальные, а на коллективно-договорном уровне — и рождественские. Однако на фоне описанных выше примеров эти двух-, трехдневные каникулы европейцев выглядят весьма скромно.

В европейских (или, точнее, советских) традициях реализуют нормы о праздничном времени отдыха и государства, ранее входившие в СССР. Из бывших советских республик наиболее заметным явлением можно называть Прибалтику, где в Литве не работают 18 дней, не считая совпавших и перенесенных на будний день выходных (в 2010 г. таких будет четыре), а в Латвии — 15 дней (а в 2010 г. еще и три перенесенных выходных). Примерно таково же число нерабочих праздничных дней и в Южном регионе. Азербайджан отдыхает 24 дня, Киргизстан — 21 день (а в 2010 г. — еще и 4 перенесенных выходных дня), Грузия, Казахстан и Таджикистан — по 17 дней. Количество законодательно установленных нерабочих праздничных дней в остальных государствах бывшего СССР, как правило, составляет порядка 10 — 12, как и в России, которая в 2010 г., с учетом перенесенных выходных, не работает 17 праздничных дней. В отдельные годы за счет переносов выходных число нерабочих дней может достигать 15 — 17 и в других странах европейской части СНГ.

США на федеральном уровне празднуют 10 дней в году, порядка 6 — 7 из которых считаются нерабочими праздничными днями и в коммерческом секторе, однако отдельные штаты могут иметь собственные нерабочие праздники. Южно-Африканская Республика празднует 12 дней в году, Канада — 15 дней.

Таким образом, мы видим, что современные российские праздники не являются ни самыми длительными, ни самыми нелогичными с точки зрения их расположения по месяцам. В то же время, если обсуждать вопрос о переносе части праздников на весну, для России действительно почти единственным логичным выбором было бы начало мая. Во-первых, этот период, как известно, итак содержит два праздника, 1 и 9 Мая, которые с учетом переносимых в некоторые годы еженедельных выходных дней делают первую неделю мая не слишком эффективным периодом. Во-вторых, начало мая за прошедшие полвека действительно воспринимается значительной частью россиян как начало дачного сезона — период, когда семья может не просто собраться вместе, но и провести это время на природе, в том числе и с пользой для приусадебного хозяйства. И наконец, в отдельные годы примерно на этот период приходятся весенние пасхальные праздники по православному и католическому календарям, а также один из буддистских праздников.

В то же время заимствование Россией идеи установления самостоятельных нерабочих «пасхальных каникул» подобно тому, как это сделано в значительной части стран мира, вряд ли целесообразно. Прежде всего Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна со значительной долей атеистически настроенного населения. С этой точки зрения «пасхальные каникулы» вряд ли подойдут традиционно буддистским регионам или субъектам Федерации со значительным мусульманским населением. Поэтому установление такого праздника как федерального возможно лишь при придании ему внеконфессионального и всенародного характера. Этого можно достичь несколькими способами. Можно сформулировать его наименование и характеристику таким образом, чтобы каждое религиозное направление и даже атеисты могли вложить в него какое-то свое содержание и смысл. Другим способом могло бы стать делегирование полномочий по определению характера этого праздника на региональный или даже местный уровень, закрепив в федеральном законодательстве лишь непосредственно дату этого нерабочего праздничного дня.

Еще одним интересным вопросом является перенос еженедельных выходных дней, примыкающих к нерабочему праздничному периоду. В этом отношении россиянам, можно сказать, повезло, поскольку в большинстве стран мира такой практики либо не существует, либо она применяется избирательно в отношении лишь одного из еженедельных выходных дней, совпавших с ежегодным нерабочим праздничным днем. Однако в мире существуют и такие государства, где этот вопрос решен еще более благоприятным для работников образом. Так, в Японии рабочий день, попадающий между двумя нерабочими праздничными днями, автоматически также становится нерабочим. Но не будем спешить завидовать японцам, поскольку при столь щедром законодательном регулировании праздников отпуска в стране восходящего солнца регулируются более чем жестко: стандартный отпуск японца составляет всего 10 дней в году.

Как известно, составители Трудового кодекса РФ считают, что в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней целесообразно осуществлять перенос выходных дней на иное время. Обычно этому переносу подвергаются выходные дни, совпавшие с праздничными нерабочими днями. Причем перенос возможен и для субботнего, и для воскресного дней, и для обоих еженедельных выходных вместе, в зависимости от того, какой именно выходной день совпал с нерабочим праздничным или же с ними совпали сразу оба. Такие выходные дни перемещаются на рабочие дни, идущие непосредственно до или после праздника. В соответствии с этим правилом в 2010 г., например, россияне и получили пресловутые удлиненные новогодние праздники, поскольку нерабочие праздничные дни 2 и 3 января пришлись на субботу и воскресенье, поэтому выходным пришлось переместиться на изначально рабочие 6 и 8 января, разделенные нерабочим рождественским праздником 7 января и сопровождаемые двумя еженедельными выходными 9 и 10 января.

Несколько реже перенос осуществляется в отношении выходных дней, не совпадающих ни с какими праздниками, а просто расположенными от них в пределах 1 — 2 дней. В этом вопросе российский законодатель, к сожалению некоторых российских работников, не следует примеру Японии и не предоставляет никаких автоматически дополнительных выходных на такие «промежуточные» дни. Дабы не разрывать рабочую неделю, Правительство РФ ежегодно в конце года принимает постановление о переносе выходных дней в будущем году. И если в будущем году какие-то нерабочие праздничные дни приходятся на вторник или четверг, скорее всего, один из выходных дней предшествующей или текущей недели, далее всего отстоящий от праздника, будет перенесен на день, расположенный между выходными и праздниками. Так, в 2010 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2009 N 869 «О переносе выходных дней в 2010 году» переносу подлежат две субботы — еженедельные выходные переносятся с субботы 27 февраля на понедельник 22 февраля и с субботы 13 ноября на пятницу 5 ноября. Кстати, аналогичная практика распространена, например, в Китае.

Однако далеко не во всех странах задача по рационализации использования работниками времени отдыха решается так же, как и в России. Диаметрально противоположное решение данной задачи предлагают Филиппины. Согласно принятому в 2007 г. Закону о рационализации празднования государственных праздников N 9492 переносу подлежат не выходные дни, а сами праздники — вместе со всей праздничной атрибутикой и соответствующими мероприятиями. Шесть из одиннадцати филиппинских стандартных государственных праздников и один из трех общенародных специальных праздничных дней должны быть перенесены на понедельник, если выпадают на среду той же недели, то есть будут праздноваться раньше своего фактического «календарного» наступления. Праздники, выпадающие на воскресенье, переносятся на понедельник следующей недели и таким образом празднуются после своего официального наступления.

Еще три стандартных государственных праздника — христианские Страстные (Великие) четверг и пятница, а также исламский Эйд-уль-фитр (праздник окончания поста месяца Рамадан) — априори не имеют твердо установленной даты в современном светском календаре и определяются на Филиппинах ежегодно специальным президентским указом не позднее чем за шесть месяцев до праздника на основании соответствующих религиозных календарей и расчетов. В одном из регионов Филиппин с преимущественно исламским населением установлен еще дополнительный нерабочий праздничный день, отмечаемый также в соответствии с религиозным календарем: мусульманский праздник жертвоприношений Курбан-байрам.

Таким образом, на Филиппинах в наши дни существуют всего четыре праздника, дата празднования которых не подлежит изменению ввиду своего особого культурно-религиозного контекста. Среди стандартных государственных праздников к таковым относятся: Новый год, 1 января, и Рождество, 25 декабря, а среди и общенародных специальных праздничных дней — День всех святых, 1 ноября, и Последний день года, 31 декабря. Интересно, что День труда, 1 Мая, хотя и не относится к категории праздников с фиксированной датой, по просьбам филиппинских профсоюзов еще ни разу с 2007 г. не переносился на другой день, вне зависимости от того, попадал ли он на среду или воскресенье.

Итак, проведенный небольшой обзор способов решения проблемы праздничных периодов как в отношении их продолжительности, так и конкретного времени года, в который их отмечают различные государства мира, демонстрирует нам достойное положение России в этом контексте. Наш законодатель придерживается в целом здравой и умеренной политики относительно установления праздничных периодов, благодаря чему удается относительно гармонично сочетать достаточный объем времени отдыха, необходимый работникам для восстановления сил и поддержания здоровых частных отношений, с его вполне рациональным распределением по временам года, в целом обеспечивающим сохранение национальных традиций и ценностей, благоприятных для обеспечения единства государства и общества. Что же касается проблем, отмечаемых некоторыми экспертами в отношении длительных «новогодних каникул», то эти проблемы носят не правовой, а скорее социокультурный либо психологический характер, поэтому их решение вряд ли зависит от позиции законодателя в вопросе о нерабочих праздничных днях.

Примечание. Оптимальная продолжительность новогодних каникул — 10 дней. Исследовательский центр портала SuperJob. ru

По мнению 24% россиян, принявших участие в опросе исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob. ru (http://www. superjob. ru), оптимальная продолжительность новогодних каникул — 10 дней.

Споры по поводу новогодних праздников не утихают уже несколько лет. Многие, в том числе некоторые депутаты, считают, что правильнее сократить слишком длинные, по их мнению, зимние каникулы и перенести выходные дни на майские праздники. Объясняют это тем, что зимой за 10 выходных дней люди устают от безделья, тогда как в мае, когда большинство россиян отправляется на свои загородные участки, дополнительные выходные дни, напротив, будут нелишними.

Однако, несмотря на жаркие дебаты, продолжительность зимних каникул не меняется уже много лет. И на этот раз россияне будут отдыхать 10 дней.

Судя по результатам опроса, почти четверть россиян (24%) считает, что это и есть оптимальный вариант. «Мы заслужили этот отдых, 10 дней — это не так уж много; 10 дней меня вполне устраивают; уже все привыкли, что отдыхаем 10 дней. Было бы больше — все бы устали, меньше — не успели бы отдохнуть», — рассуждают респонденты.

В отличие от них, 18% россиян сообщают, что они согласны отдыхать вдвое меньше — 5 дней. По их словам, каникулы, продолжающиеся более пяти дней, ведут к «беспробудной пьянке», «ссорам между супругами» и «полному отвыканию от работы».

Еще 15% опрошенных считают, что для полноценного отдыха достаточно трех дней: «Три дня, а остальное — это уже не отдых, а пытка»; «Три дня, с 31 декабря по 2 января. Это оптимально и для предприятий, и для страны, и для обычного человека (это касается и бюджета), здоровье которого важно для страны».

13% россиян оптимальным количеством выходных дней считают семь, 8% — четыре дня. Еще 5% опрошенных хотели бы отдыхать две полные недели, тем самым приплюсовав к заслуженному ежегодному отпуску еще 14 дней: «В нашем климате тяжело сохранять надлежащую работоспособность в течение всей зимы. Продолжительные каникулы позволяют сменить обстановку и использовать это время для активного отдыха, чтобы более эффективно работать в оставшиеся зимние месяцы».

В том, что на Новый год следует отдыхать 2, 8 или 15 дней, уверены по 2% участников опроса. Еще 2% респондентов мечтают растянуть зимние каникулы на неопределенный срок: «Чем больше, тем лучше! Главное, чтобы это оплачивалось».

И лишь для 1% россиян продолжительность новогоднего отдыха не принципиальна: «Мне все равно»; «Не знаю…».

——————————————————————