Понятие, формы и способы защиты трудовых прав и свобод

(Чибисов В. А.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2010, N 2)

ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД

В. А. ЧИБИСОВ

Чибисов Валерий Александрович, доцент кафедры трудового права юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью получило нормативное закрепление в Конституции Российской Федерации. Согласно Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ст. 2). В Конституции РФ установлена государственная защита прав и свобод человека и гражданина, гарантируемая государством, а также каждому предоставляется право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). В соответствии с Конституцией РФ (ст. 30) каждому предоставлено право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. При этом свобода деятельности общественных объединений, в том числе профсоюзов, гарантируется. Таким образом, правовым основанием раздела XIII ТК РФ являются указанные положения Конституции РФ, в соответствии с ними определены способы защиты трудовых прав и свобод, указаны органы и их деятельность в данной области. Но прежде необходимо рассмотреть, что представляет собой понятие «защита права», в частности «защита трудовых прав работников». Термин «защита права» применяется в различных смыслах как в законодательстве, так и в научной литературе. В законодательстве понятие «защита права» чаще носит достаточно абстрактный характер и означает возможность государства, его органов защитить те или иные права. Не конкретизируя, идет ли речь о защите нарушенных прав или о гарантиях, формах реализации каких-либо еще не нарушенных прав. Отдельные законодательные акты констатируют, какие права они защищают. Например, в соответствии со ст. 11 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы должны защищать социально-трудовые права и интересы работников. В научной и учебной литературе вопросы защиты трудовых прав обычно рассматриваются в связи с трудовыми спорами и порядком их разрешения, хотя возможность определения защиты трудовых прав работников через категорию деятельности допускалась еще в советский период. На основе этих исследований понятие защиты трудовых прав определялось в широком и узком смысле. Соответственно, в широком смысле под защитой трудовых прав работников понималась деятельность компетентных органов по разрешению трудовых споров, которая охватывала все стадии процесса и была направлена на пресечение трудовых правонарушений, восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Защита трудовых прав «в узком смысле (или собственно защита)» раскрывалась как непосредственное восстановление нарушенных или оспариваемых прав, осуществляемое управомоченными органами в установленной процессуальной форме. Понятие защиты трудовых прав работников иногда предлагалось рассматривать более широко и обосновывалось возможностью включения в него деятельности уполномоченных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства <1>. Как видно из приведенных определений, субъектами, осуществляющими защиту трудовых прав работников, являлись органы, уполномоченные разрешать трудовые споры, а также органы, несущие контрольно-надзорные функции. Можно полагать, что в современный период такой подход не охватывает всех субъектов, осуществляющих защиту трудовых прав, а также интересы работников. В юридической литературе предлагается представить круг субъектов в виде системы, которая будет выглядеть следующим образом: 1) сам работник; 2) государственные органы, осуществляющие защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе трудовых прав работников (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, прокуратура); специально уполномоченные государственные органы контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и правил безопасного ведения работ в отдельных отраслях (Федеральная инспекция труда, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), органы государственного надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Роспотребнадзор); негосударственные органы и организации (комиссии по трудовым спорам, профессиональные союзы) <2>. Данная система представляется достаточно обоснованной. ——————————— <1> Колобова С. Как защитить трудовые права? // Российская юстиция. 2000. N 10. С. 1. <2> Коробченко В. В. Защита трудовых прав и интересов работников // Журнал российского права. 2002. N 12. С. 1 — 2.

Принято считать, что в узком смысле такая защита регулируется разделом XIII «Защита трудовых прав и свобод» ТК РФ. В широком смысле под защитой трудовых прав работников ныне предлагается понимать реализацию защитной функции трудового права, которая, в свою очередь, отражает защитную функцию государства. Поэтому защита трудовых прав работников в широком смысле включает в себя и защиту в узком смысле, и следующие важнейшие способы защиты этих прав: 1) установление на федеральном уровне Трудовым кодексом и другим трудовым законодательством высокого уровня условий труда, гарантии основных трудовых прав, которые дополняются, повышаются, развиваются региональным трудовым законодательством и в локальном порядке, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами; 2) развитие производственной демократии как непосредственной, так и представительной (через профсоюзы и других представителей работников), когда работники сами участвуют и в определении правил внутреннего трудового распорядка, и в установлении обязательности заключения в организации коллективных договоров, не отдавая все это только на решение работодателя; 3) широкая пропаганда трудового законодательства всеми способами (через СМИ, лекции) среди трудящихся, а также обучение основам его работодателей и их представителей с использованием практики показа эффективных способов защиты от трудовых правонарушений, обучение трудящихся культурно бороться за свои трудовые права <3>. Таким образом, защита трудовых прав — это различные действия государственных и профсоюзных органов по профилактике правонарушений, а при их появлении — оказание помощи этими органами работникам в ликвидации таких правонарушений (индивидуальных или коллективных), восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей. В юридической литературе рассматривается защита трудовых прав и как процесс, который имеет свои стадии, в частности: а) профилактика нарушения трудовых прав; б) рассмотрение правонарушения при разрешении трудовых споров; в) восстановление нарушенных трудовых прав; г) ответственность за допущенные правонарушения. Первая стадия защиты трудовых прав работников имеет место уже при создании новых актов, чтобы в них не ликвидировать завоеванные права. Вся защита трудовых прав со всеми ее стадиями и способами входит также в механизм правового регулирования труда. А таким механизмом является система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность трудовых и непосредственно связанных с ними других отношений в сфере труда в соответствии с целями и задачами правового социального государства <4>. Несколько иным образом понятие защиты трудовых прав работников в широком и узком смысле предлагает рассматривать Л. М. Маирова в своей работе. В широком смысле защита трудовых прав, по ее мнению, включает в себя обеспечение их реализации со стороны государства, их охрану, восстановление, осуществляемые в случае нарушений уполномоченным органами и организациями, самими субъектами права. В узком смысле защита предполагает пресечение нарушений прав работников, их восстановление, возмещение причиненного ущерба и привлечение виновных лиц к ответственности <5>. Защиту субъективных трудовых прав и интересов работников и работодателя предлагается понимать как деятельность по реализации мер, направленных на восстановление нарушенных трудовых прав или устранение препятствий на пути реализации индивидуальных и коллективных трудовых прав и охраняемых законом интересов работников и работодателя, осуществляемая сторонами трудового правоотношения, а также компетентными государственными органами или общественными организациями. Под защитой трудовых прав понимается комплексная система мер, принимаемых для обеспечения надлежащей реализации трудовых прав граждан, включающая судебную защиту, законодательные, административно-организационные и другие средства, а также самозащиту работником трудовых прав <6>. Защита трудовых прав рассматривается как правовое явление, имеющее множество измерений. Так, Яковлева А. В. в своей работе рассматривает понятие «защита трудовых прав» в трех аспектах: 1) как функцию трудового права (здесь идет речь о регулятивной функции); 2) как деятельность уполномоченных субъектов; 3) как новый комплексный институт трудового права. Защита трудовых прав как функция трудового права находит свое выражение в нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов. Указанные субъекты в соответствующих актах устанавливают правовой баланс между «хозяйской властью» работодателя и фактически зависимым положением работника, обеспечивая тем самым защищенность последнего в сфере труда. Здесь защита трудовых прав работников рассматривается как деятельность уполномоченных субъектов, направленная на обеспечение беспрепятственной реализации трудовых прав работников в случае их нарушения (угрозы нарушения). Таким образом, под защитой трудовых прав работников в широком смысле понимается любого рода деятельность, совершаемая субъектами в интересах работника и способствующая улучшению условий их труда и благосостояния. Поскольку защита трудовых прав различается, одни уполномоченные субъекты осуществляют защиту прав всех категорий работников, другие (например, органы судейского сообщества, органы по делам несовершеннолетних) — лишь некоторых <7>. Можно согласиться с тем, что способы и процессуальные формы образуют единое понятие защиты трудовых прав работников. Соответственно понятие «защита трудовых прав работников» может рассматриваться как комплексная система мер, совершаемая уполномоченными субъектами и направленная на обеспечение беспрепятственной реализации трудовых прав работников в случае их нарушения (угрозы нарушения). ——————————— <3> Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. С. 383 — 384. <4> Там же. С. 385. <5> Маирова Л. М. Защита профсоюзами трудовых прав работников: Автореф. канд. юрид. наук. Москва, 2007. С. 7. <6> Барышникова Т. Ю. Формы и способы защиты трудовых прав и охраняемых законом интересов в Российской Федерации: Автореф. канд. юрид. наук. Пермь, 2005. С. 7. <7> Яковлева А. В. Способы защиты трудовых прав работников (концептуальный подход): Автореф. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 12.

Субъект трудового права, как и любой субъект права, т. е. и каждый гражданин или иностранец либо лицо без гражданства, вправе защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, как это установлено Конституцией РФ (ст. 45, п. 2). Федеральным законом от 30 июня 2006 г. внесено соответствующее изменение в ч. 1 ст. 352 ТК РФ, выражающее положение Конституции РФ, в части второй той же статьи перечислены отдельные способы защиты трудовых прав и свобод. Данная часть статьи дополнена судебной защитой, которая была необоснованно пропущена законодателем. Однако, как и прежде, нет ясности, почему используется понятие «способы защиты», а не «формы защиты». В теории права обычно формы защиты подразделяются на два вида: юрисдикционная форма и неюрисдикционная. В трудовом праве юрисдикционная форма защиты представляет собой деятельность предусмотренных законом органов по защите трудовых прав и свобод. К ним отнесены, во-первых, органы по рассмотрению трудовых споров, во-вторых, органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (так называемые административные формы защиты). Если первая из названных форм защиты — судебная, является универсальной, т. е. применима как в отношении работника, так и в отношении работодателей, то вторая — административная, в основном форма защиты прав и свобод работников. Это продиктовано природой трудового правоотношения. Работодатель наделен директивной, дисциплинарной, нормативной властью по отношению к работнику, в то время как работник такими властными полномочиями не обладает. В связи с этим закон защищает работника как более слабую сторону, что уравновешивается правом на судебную, а также административную защиту со стороны специально уполномоченных государственных органов по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства. Отличительной чертой способов защиты трудовых прав является как деятельность органов по рассмотрению трудовых споров, их рассмотрение и разрешение, в том числе в судебном порядке, так и наличие органов, называемых «трудовой юстицией», сформированных на социально-партнерских (паритетных) началах. Согласно ТК РФ такими органами на сегодня являются комиссии по трудовым спорам, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, которые, думается, нельзя отнести к юрисдикционным органам. Юрисдикционные формы защиты трудовых прав и интересов можно также классифицировать на две основные группы: национальные и международные. Международные формы защиты включают административные (контрольный механизм МОТ) и судебные (юрисдикция Европейского суда по правам человека). Сомнения вызывают высказанные в юридической литературе суждения, значительно «суживающие» неюрисдикционные формы защиты. К неюрисдикционным формам защиты относят действия работников и их представителей — профсоюзов и работодателей — либо их представителей (объединений, называемых также профсоюзами работодателей) по защите прав и охраняемых интересов. При этом указанные действия совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью в компетентные органы (судебные и административные) и представляют собой неюрисдикционные формы защиты трудовых прав и свобод. В юридической литературе обращалось внимание на то, что анализ действующего законодательства выглядит следующим образом: 1) самозащита; 2) общественная защита, включающая профсоюзную защиту, защиту иными общественными организациями; 3) защита органами социального партнерства; 4) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права; 5) судебная защита; 6) защита международными организациями. При этом отмечается, что расположение структурных элементов отражает переход работника от одного способа защиты к другому в рамках оптимального движения защиты трудовых прав. Возникновение отношений по защите трудовых прав и свобод органами надзора и контроля за соблюдением норм трудового права имеет свои особенности. К числу таких особенностей относятся: 1) особый субъектный состав лиц и органов, которые могут инициировать возникновение отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права; 2) наличие процессуальных особенностей возникновения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права; 3) использование государственными органами властных полномочий при возникновении отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. Следовательно, от выбора способа защиты зависит, какие возникнут отношения по защите трудовых прав и свобод. Например, при судебной защите трудовых прав и свобод возникают отношения, которые урегулированы нормами гражданского процессуального права. Государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового права предполагают возникновение отношений по надзору и контролю за соблюдением трудовых прав и свобод работников, а также их полномочных представителей, которые имеют собственное правовое регулирование, особый субъектный состав, самостоятельные основания возникновения, изменения и прекращения. По мнению дореволюционных ученых, обязанность государства заключается во вмешательстве в борьбу интересов фабриканта и рабочих с целью ее урегулирования. Государство должно контролировать трудовые отношения через соответствующий орган. Причем в такой орган могут входить только независимые служащие <8>. Государственный надзор и контроль должны занимать ведущее место при защите трудовых прав и свобод работников, по мнению Т. П. Барбашова, В. И. Миронова. Такой вывод, по их мнению, напрашивается в связи с тем, что необходимость осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства признавалась еще в конце XIX в. Так, в Законе о фабричной инспекции труда от 1 июня 1882 г. сказано о том, что организация фабричного надзора составляет весьма важную задачу фабричного законодательства. Большинство постановлений в этой области законодательства относится к публичному праву, и для обеспечения их исполнения требуется контроль со стороны правительственных органов. С течением времени значение этой функции не уменьшилось, о чем свидетельствует принятие МОТ Конвенции N 81 (1947 г.) об инспекции труда в промышленности и торговле. В настоящее время также экономическая власть сосредоточена в руках работодателя, что приводит к необходимости осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства <9>. ——————————— <8> Таль Л. С. Трудовой договор. Цивилистическое исследование. Ч. 2. 1918. С. 80. <9> Барабашова Т. П., Миронов В. И. Защита трудовых прав работников. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2007. С. 8.

Таким образом, работники могут использовать различные способы и процессуальные формы защиты, которые рассматриваются как защита трудовых прав и свобод работников в тех случаях, когда такое использование привело к устранению их нарушений. В число указанных способов входят государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, которые играют важную роль в защите трудовых прав и свобод работников.

——————————————————————