Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации

(Рубайло Э. А.) («Журнал российского права», 2010, N 5)

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Э. А. РУБАЙЛО

Рубайло Эдуард Александрович — преподаватель кафедры гражданского права Приволжского филиала Российской академии правосудия (г. Нижний Новгород).

Система правовых актов Российской Федерации представляет собой сложную, разветвленную, иерархически соподчиненную структуру юридических документов, вершина которой — Конституция, задающая правовые ориентиры организации и функционирования всего «дерева» правовых актов в стране. Правовые акты — как нормативные, так и ненормативные, являясь «клеткой нормативно-правового массива» <1>, составляют целостный механизм правового регулирования, обеспечивают воплощение нормотворческой воли в реальных общественных отношениях. ——————————— <1> Тихомиров Ю. А. Управление на основе права. М., 2007. С. 39.

Правовые акты разнообразны как с позиции субъектов их принятия и сфер действия, так и в связи с содержанием в них публичных и частных интересов. Локальные правовые акты занимают особое место в структуре действующих в стране правовых регуляторов. Фактически, находясь на одной из нижних ступеней иерархической лестницы юридических документов, именно они способствуют достижению оптимального баланса между централизованным и децентрализованным управлением. Локальное регулирование призвано объединить элементы, с одной стороны, общегосударственного централизованного регулирования и, с другой стороны, деятельность разного рода предприятий, организаций, учреждений по самостоятельному решению внутриорганизационных вопросов. Вместе с тем, хотя уровень саморегулирования в локальных нормативных документах высок, их нельзя рассматривать как отдельную, тем более автономную систему правовых документов в отрыве от целостной системы правовых актов. Это вызвано объективной необходимостью сохранения юридической согласованности и целостности нормативной правовой системы, имеющей, как подчеркивает С. С. Алексеев, две стороны: внешнюю — непротиворечивость, систематизированность, недопустимость несогласованных положений; внутреннюю — единство, целостность, подчинение единым юридическим принципам <2>. Таким образом, локальные акты, подчиняясь общим системообразующим правовым принципам, являются неотъемлемой и необходимой составной частью нормативно-правовой системы Российской Федерации, обеспечивают ее структурную целостность и функциональную результативность. ——————————— <2> См.: Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975. С. 10.

Регулятивный потенциал локальных норм при их надлежащем качестве достаточно высок. Вместе с тем теоретико-методологическая основа локального правотворчества в отечественном правоведении разработана пока недостаточно. Даже само понятие локального акта не является устоявшимся и общепризнанным ни в юридической науке, ни в нормотворческой практике. Нуждаются в дальнейшем теоретическом осмыслении и вопросы классификации локальных правовых актов, особенности юридико-технических приемов их подготовки, принятия, систематизации и мониторинга, обеспечения правоприменительной эффективности и др. В справочной литературе под локализацией (от лат. localis — местный) понимается отнесение чего-либо к определенному месту в пространстве; ограничение распространения какого-либо процесса или явления границами конкретной местности <3>. Прилагательным «локальный» обозначается нечто, свойственное какому-либо месту, не выходящее за установленные пределы <4>. В отечественной юриспруденции впервые достаточно четко о локальных актах более полувека назад сказал Н. Г. Александров: «Нормы трудового права, устанавливаемые законом, указом или постановлением правительства, конкретизируются применительно к задачам и условиям отдельного предприятия в особых локальных актах…» <5>. Локальные акты изначально понимались как результат нормотворчества организаций, предприятий, учреждений в сфере трудовых отношений <6>. При этом справедливо отмечалось, что локальный нормативный акт имеет подзаконный характер и не должен противоречить нормативным документам, принятым вышестоящими органами власти и управления <7>. В целом же категорией «локальное регулирование» охватывалась деятельность по воздействию на поведение людей, составляющих единый коллектив, с помощью норм, выработанных самим же коллективом <8>. Данные концептуальные положения остаются актуальными и во многом отправными в исследовании вопросов локального правотворчества и по сей день. Несомненно и то, что локальное регулирование появилось и объективно существовало в правовой действительности гораздо раньше упоминаний о нем в юридической доктрине и лишь постепенное усложнение общественных отношений и форм их правового опосредования высветило ряд практически значимых и актуальных для научного осмысления тем, среди которых, несомненно, оказалась и проблема «локального права». ——————————— <3> См.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1954. Т. 25. С. 360. <4> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1975. С. 301; Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1982. Т. 2. С. 197. <5> Александров Н. Г. Трудовое правоотношение. М., 1948. С. 66. <6> См., например: Левиант Ф. М. Нормативные акты, регулирующие труд рабочих и служащих. Л., 1960; Кленов Е. А. Локальное регулирование внутреннего трудового распорядка на предприятии // Правоведение. 1960. N 4; Каринский С. С. Правовое регулирование заработной платы. М., 1963; Каширин И. Н. О природе и значении локальных норм трудового права // Правоведение. 1970. N 3; Кондратьев Р. И. Локальные нормы трудового права и материальное стимулирование. Львов, 1973; Смолярчук В. И. Источники советского трудового права. М., 1978; Подвысоцкий П. Т. Локальное нормативное регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Хныкин Г. В. Локальные нормативные акты трудового права. Иваново, 2004. <7> См.: Тарасова В. А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. N 4. С. 94. <8> См.: Антонова Л. И. Локальное правовое регулирование. Теоретическое исследование. Л., 1985. С. 11.

В связи с этим вопросы «встроенности» локальных актов в нормативную правовую систему России и их функциональной значимости вызывают немалый теоретический и прагматический интерес. Это тем более актуально в современных условиях, когда наша страна делает все более уверенные шаги на пути демократизации политической и общественной жизни, развития институтов гражданского общества, изменения направлений и приоритетов в соотношении процессов централизации и децентрализации на разных уровнях государственного, муниципального и корпоративного управления. В настоящее время на нормотворческом уровне локальные нормы легитимизируются в основном в актах трудового <9> и образовательного права <10>. В иных нормативных правовых актах говорится, например, о принятии локальных актов по осуществлению какой-либо функции различными ведомствами <11>, выполнении целевой программы <12>, порядке работы средств массовой информации <13> и др. В целом же ясной позиции законодателя по отношению к локальным актам пока не прослеживается, их понятие нормативно не закреплено. С уверенностью можно сказать только то, что под данным термином понимаются, как правило, внутренние документы какой-либо организации, предприятия или учреждения. ——————————— <9> Трудовой кодекс РФ (ст. 8, 12, 15, 20, 22, 26, 33, 53, 56, 57, 59, 68, 70, 74, 80, 81, 88, 94, 96, 97, 101, 105, 112 и др.). <10> См.: Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (ст. 13, 32, 50) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150. <11> См., например: Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 156н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы» // РГ. 2009. 10 июня; Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2008 г. N 151н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции принятия решения об ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев» // БНА. 2009. N 19; Приказ Минобрнауки РФ от 22 августа 2008 г. N 243 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования» // БНА. 2008. N 47. <12> См.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2669. <13> См.: Устав федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 844) // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3895.

Вместе с тем, в силу того что понятие локального акта не является достаточно определенным, в доктрине появляются, например, мнения о том, что применяемое в ТК РФ и специальной литературе понятие «локальный» является весьма абстрактным и не определяющим субъекта правотворчества, в связи с чем в ст. 8 ТК РФ, а также в научный оборот предлагается ввести такое понятие, как «нормативные правовые акты работодателей, содержащие нормы трудового права» <14>. Действительно, в трудовом праве под локальными нормативными правовыми актами традиционно подразумевается принятое в организации в установленном порядке и санкционированное государством правило поведения субъектов трудового правоотношения, регулирующее основные условия труда работников данной организации <15>. Следует отметить, что локальное нормотворчество в науке трудового права рассматривается как один из каналов создания норм трудового права «низового» уровня. ——————————— <14> См.: Ершова Е. А. Классификация и система форм российского трудового права // Трудовое право. 2007. N 11. С. 30. <15> См., например: Рогалева Г. А. Локальное регулирование условий труда и система источников трудового права. М., 2003; Букреева Е. Н. Локальные правовые акты о труде как источники трудового права России в современных условиях: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007; Царенко Ю. В. Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты. М., 2007.

Однако понимание локальных актов не следует сводить исключительно к сфере действия трудового права. Дело в том, что рассматриваемая разновидность правовых документов не ограничивается только отношениями между работником и работодателем (что составляет прерогативу трудового права), часто она направлена на решение более широкого круга внутриорганизационных вопросов — от определения в уставе целей деятельности организации как таковой до закрепления перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, и т. д. При этом понятием локального нормотворчества, как правило, охватывается и процесс создания корпоративных актов <16>, которые не ограничиваются решением вопросов, входящих в сферу только трудовых правоотношений. Таким образом, предпочтительным видится использование словосочетания «локальный акт» как наиболее устоявшегося в правовой доктрине, признанного законодателем и в наибольшей степени соответствующего цели и функциям локального нормотворчества и многообразию форм его проявления. ——————————— <16> См., например: Кашанина Т. В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М., 2003; Она же. Юридическая техника в сфере частного права (корпоративное и договорное нормотворчество). М., 2009; Потапов В. А. Корпоративные нормативные акты как вид локальных актов: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.

Локальные акты как специфические документы децентрализованного саморегулирования занимают особое место в системе нормативных правовых актов России. Так, производный от законодательства характер локальных правовых актов проявляется в том, что они возникают в силу непосредственного указания закона <17>. В связи с этим в правоведческой литературе подчеркивается, что по юридической силе они «уступают всем другим нормативным актам и имеют особую правовую природу» <18>, в целом «слабее» ведомственных актов и актов местного самоуправления <19>. Справедливость данных утверждений объясняется необходимостью соблюдения принципа иерархической соподчиненности структурных элементов системы нормативных правовых актов, обеспечивающих сохранение приоритета законодательных актов над иными нормативными юридическими документами, другими словами — превалирующего значения «централизованных» актов перед актами самоуправления. ——————————— <17> См.: Пытикова Т. А., Бошно С. В. Правовая природа и признаки локальных правовых актов // Юрист. 2006. N 5. С. 9. <18> Архипов С. И. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Правоведение. 1987. N 1. С. 32. <19> См.: Тихомиров Ю. А. Управление на основе права. С. 45.

Главной задачей правового опосредования корпоративных отношений является достижение оптимального сочетания частноправового и публично-правового регулирования <20>. Это обусловлено тем, что деятельность корпорации не ограничивается решением только внутренних вопросов — должны быть обеспечены не только интересы ее участников, но и публичные интересы «посредством удовлетворения общественных благ» <21>. В то же время и частные интересы в установленных пределах должны получать признание и поддержку государства. Нахождение баланса этих «полюсов» социальных притязаний особенно важно в современных условиях в связи с необходимостью поступательного решения провозглашенных в Конституции РФ задач построения демократического правового государства и развития институтов гражданского общества. ——————————— <20> См.: Гущин В. В., Порошкина Ю. О., Сердюк Е. Б. Корпоративное право: Учебник. М., 2006. С. 72 — 73. <21> Кирилловых А. А. Сущность и природа локального регулирования деятельности корпорации // Законодательство и экономика. 2008. N 8. С. 43.

Зависимость норм локального регулирования от норм, установленных на государственном уровне, объясняется тем, что формирование правового массива должно осуществляться с учетом иерархии правовых норм как по уровню (федеральный — региональный — местный), так и с точки зрения правоприменения. При этом государственное регулирование закладывает основу для создания норм более низкого уровня <22>. Вместе с тем, как представляется, существует и обратное влияние — влияние локального нормотворчества на общегосударственное, что проявляется в механизме так называемого опережающего регулирования. Государство не всегда оперативно реагирует на появление новых общественных отношений и правовых вопросов, что связано с протяженностью во времени законотворческого процесса — от формирования идеи до опубликования и вступления в силу законодательного акта проходит, как правило, довольно значительный срок. В этом смысле по сравнению с законодательным органом у локального нормоустановителя в пределах его компетенции гораздо больше возможностей своевременного юридического оформления и разрешения возникающих правовых ситуаций в соответствии с постоянно изменяющимися условиями общественной жизни. ——————————— <22> См.: Кирилловых А. А. Указ. соч. С. 44.

В юридической науке справедливо подчеркивается, что корпоративные нормы не должны быть ретроспективными, т. е. отражать только уже существующие отношения. Необходимо также учитывать появление в будущем новых форм отношений и вопросов, которые предстоит разрешить участникам хозяйственного оборота <23>. Т. А. Сошникова в связи с этим отмечает, что локальные нормативные правовые акты могут не только регулировать сложившиеся в организации отношения, но и осуществлять опережающее регулирование (способствовать правовому оформлению желательных для работодателя отношений). Так, например, при отсутствии в организации бригадных форм организации и оплаты труда работодатель может создать правовую базу для возникновения новых отношений по организации и управлению трудом на основе бригадного подряда <24>. Возможность осуществления опережающего нормативного регулирования на локальном уровне практически значима еще и потому, что позволяет обнаруживать и своевременно преодолевать пробелы и коллизии «вышестоящего» правового массива в правовом регулировании вопросов внутриорганизационного значения. ——————————— <23> См.: Лавров М. В. О проблемах развития правового регулирования в сфере корпоративных отношений и корпоративного контроля // Юрист. 2006. N 9. С. 27. <24> См.: Сошникова Т. А. Взаимодействие работодателя и представительных органов работников при принятии локальных нормативных правовых актов // Трудовое право. 2009. N 12. С. 100.

В большинстве случаев результатом любой юридической деятельности, если понимать ее как систему действий, является определенный акт. В науке различают акт как юридическое действие и акт как документ, в котором данное действие получает свое внешнее выражение <25>. В сфере правотворчества под актами, как правило, понимаются особого рода документы, в письменном виде и в соответствии с определенными правилами юридической техники закрепляющие соответствующие правовые предписания. Правовые акты могут быть как нормативными, так и ненормативными, а также различаться по субъектам и по способам принятия, по своей юридической силе и т. п. ——————————— <25> См.: Александров Н. Г. Применение норм советского социалистического права. М., 1958. С. 9.

Локальные акты, обладая общими свойствами юридических документов, имеют и собственные черты. В числе общих признаков локальных нормативных актов называются: нормотворческий характер; издание органами компании в пределах своей компетенции; документальная форма; соответствующие реквизиты; непротиворечие законодательству и локальным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу <26>. Это вполне соотносится с выводом Ю. А. Тихомирова о появлении нового типа норм — актов самоуправления, обладающих свойствами самообязанности, добровольности и заинтересованности в принятии и реализации решения; коллегиальной основой принятия; формированием и выражением общей воли на основе согласования публичных и частных интересов; самоответственностью <27>. Важно в связи с этим и то, что локальные акты, как правило, принимаются в согласительно-договорном порядке <28> при обеспечении комплексного сочетания принципов государственного и договорного правового регулирования <29>. Ответственность за неисполнение предписаний локальных актов устанавливается на низовом внутриорганизационном уровне, а также в необходимых случаях и с учетом тяжести нарушений обеспечивается мерами государственного принуждения. При этом в локальном регулировании, в силу его особого места в правовом механизме, существуют множественные связи подчинения и согласования как с внешними, так и с внутренними правовыми актами. Заметим, что указанные признаки отражают две основные стороны локального нормотворчества: борьбу и единство публичных и частных интересов. ——————————— <26> См.: Химичук Е. В., Соколов А. Ю. Роль локального нормотворчества в деятельности компании // Право и экономика. 2008. N 7. С. 34. <27> См.: Тихомиров Ю. А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. N 9. С. 89. <28> См.: Самигуллин В. К. Локальные нормы и их виды // Правоведение. 1976. N 2. С. 42. <29> См.: Подвысоцкий П. Т. Указ. соч. С. 9.

Доктрина корпоративного права включает в число норм, устанавливаемых органами управления корпорацией, обязательные правила для участников корпорации, охраняемые силой корпоративного принуждения, а при его недостаточности опирающиеся на силу государственного принуждения <30>. В широком смысле под корпоративными нормами понимаются «внутриорганизационные правила, регламентирующие отношения между участниками различных объединений людей, созданных для осуществления того или иного вида социальной деятельности» <31>. При этом подчеркивается, что в некоторых случаях локальные нормы действуют на уровне корпорации независимо от признания их государством, в определенных же обстоятельствах они могут получить «публичную легализацию» <32>. В связи с этим представляется, что признание локальных норм со стороны государства может осуществляться в двух формах: 1) прямое предписание закона о регулировании тех или иных вопросов при помощи локальных актов; 2) последующее признание юридического значения локальных актов со стороны государственных органов, например при рассмотрении соответствующих дел, споров в судебном или административном порядке. ——————————— <30> См.: Гущин В. В., Порошкина Ю. О., Сердюк Е. Б. Указ. соч. С. 80. <31> Лапаев Д. Ю. Взаимодействие права и корпоративных норм: на примере регулирования организации деятельности коллективов сотрудников ОВД и ФСИН РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2008. С. 7. <32> См.: Кирилловых А. А. Указ. соч. С. 44.

При принятии органами управления организацией, предприятием или учреждением решений внутриорганизационного уровня необходимо ориентироваться на тот немаловажный факт, что правовые формы и организационные методы управления коллективами «…не могут не учитывать психологической основы деятельности каждого рабочего и служащего, а также социальной и психологической стороны отношений, которые устанавливаются в малых группах коллектива» <33>. «Человеческое» измерение локального регулирования объясняется тем, что именно на уровне предприятий «…происходит соединение рабочей силы со средствами производства» <34>, при этом личность должна рассматриваться не только как реализатор, но и как цель правового регулирования <35>. Здесь должны приниматься во внимание мотивы, заинтересованность человека в его профессиональной деятельности, использоваться в качестве побуждения к трудовой активности такие специфические методы правового регулирования, как стимулирование, поощрение, гарантирование. В правовых исследованиях советского периода, например, отмечалось, что развитие коллективной заинтересованности зависит от индивидуальных форм стимулирования и в связи с этим обосновывалась целесообразность применения коэффициента трудового участия и иных объективных методов учета трудовой активности <36>. Представляется, что данные предложения актуальны и вполне практически применимы в настоящее время. ——————————— <33> Управление, социология, право / Отв. ред. И. В. Павлов, В. П. Казимирчук. М., 1971. С. 240 — 241. <34> Якушев В. С. Правовое регулирование внутрихозяйственных отношений // Антология уральской цивилистики. 1925 — 1989: Сб. ст. М., 2001. С. 414. <35> Новик Ю. И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989. С. 14. <36> См.: Хныкин Г. В. Правовые стимулы трудовой активности членов производственных бригад: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1984. С. 10.

С учетом сказанного подчеркнем, что результаты правового регулирования, его эффективность во многом зависят от того, насколько учитываются и используются психологические факторы, влияющие на познание и понимание субъектами правоотношений правовых норм, усвоение содержащихся в них предписаний, формирование позитивного отношения к ним, готовность соотносить и сообразовывать с ними свое правовое поведение и взаимоотношения в системе социально-правовых связей <37>. При этом универсальной идеей разрешения противоречий между частными и публичными интересами в области прав человека ученые справедливо называют конституционализм, означающий, что «власть действует на основании закона и в рамках закона» <38>. Данный принцип является отправным и в локальном правовом регулировании. Кроме того, внутриорганизационная юридическая деятельность не должна нарушать особенно значимые с точки зрения гарантирования естественных прав и свобод человека базовые правовые принципы справедливости, гуманизма и социального равенства. ——————————— <37> См.: Новик Ю. И. Указ. соч. С. 3 — 4. <38> Нудненко Л. А. Принцип сочетания частных и публичных интересов — высшая конституционная ценность // Конституционные ценности: Материалы Международной научно-теоретической конференции 4 — 6 декабря 2008 г.: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Я. В. Витрука, Л. А. Нудненко. М., 2009. С. 214.

С точки зрения работников организации, значение локальных нормативных актов состоит, с одной стороны, в том, что они не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением. Локальные нормативные акты иерархически находятся внизу нормативной правовой системы, и если такой акт ухудшает положение работника или введен в действие без учета в необходимых случаях мнения представительного органа работников, то он является недействительным и не подлежит применению с момента принятия <39>. С другой стороны, локальный правовой акт может улучшать положение участников правоотношений, устанавливать дополнительные гарантии реализации их прав. В этом заключается положительный регулятивный потенциал данных документов и гуманистическая составляющая локального нормотворчества как такового. ——————————— <39> См.: Сошникова Т. А. Указ. соч. С. 101.

В локальных актах, как и в других юридических документах, должен быть обеспечен всесторонний учет интересов, прав и свобод человека и гражданина. Акцент при этом следует делать на принцип свободного творческого и профессионального развития личности работника. Каждому работнику должны быть обеспечены, в том числе при помощи средств локального регулирования, права на достойные и безопасные условия труда и постоянное совершенствование профессиональных навыков. С учетом того что во внутрихозяйственных отношениях «объективно выражена динамика оперативного управления» <40>, определенную упорядочивающую роль могут сыграть стандартные акты, формализующие и унифицирующие порядок выполнения определенной трудовой функции. В целом же закрепление наиболее целесообразного порядка выполнения типичных управленческих действий отвечает задаче совершенствования управления <41>. В связи с этим главные задачи управления на уровне организации, предприятия или учреждения — улучшение качества и повышение эффективности локальных актов, а также нахождение разумного баланса между государственным регулированием и саморегулированием. ——————————— <40> Якушев В. С. Указ. соч. С. 420. <41> См.: Управленческие процедуры / Отв. ред. Б. М. Лазарев. М., 1988. С. 220.

Сложность и многоаспектность локального правотворчества заключается в том, что оно затрагивает отдельные грани разных отраслей права, прежде всего трудового (вопросы организации труда на предприятии, в организации или учреждении), гражданского (статус и организация деятельности хозяйствующих субъектов) и административного (с точки зрения управления). В целом локальное регулирование по своему юридическому содержанию представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, особый вид юридической деятельности, органично объединяющий частноправовые и публично-правовые начала и являющийся необходимым элементом действующего в стране правового механизма. Следует продолжить разработку детальной и непротиворечивой научной теоретико-правовой (надотраслевой) основы локального правотворчества, призванной найти и обеспечить оптимальные формы и методы локального регулирования с учетом постоянных социальных изменений, а также модификаций и реформ в политической и экономической сферах страны. Подытоживая сказанное, сделаем вывод: локальные акты занимают особое место в системе правовых актов Российской Федерации, обусловленное децентрализованным характером локального регулирования и его приближенностью к условиям деятельности каждой конкретной организации, предприятия или учреждения. При этом локальные нормы максимально близки и каждому человеку, задействованному во внутриорганизационных отношениях. Таким образом, локальное нормотворчество предстает в трех измерениях: государственном, организационном и личностном. В этом заключается как сложность локального регулирования, так и его значительный нормативно-функциональный потенциал и возможности совершенствования, на чем и следует сосредоточить основное внимание юридической науки.

Библиографический список

Александров Н. Г. Трудовое правоотношение. М., 1948. Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975. Антонова Л. И. Локальное правовое регулирование. Теоретическое исследование. Л., 1985. Гущин В. В., Порошкина Ю. О., Сердюк Е. Б. Корпоративное право: Учебник. М., 2006. Ершова Е. А. Классификация и система форм российского трудового права // Трудовое право. 2007. N 11. Кашанина Т. В. Корпоративное (внутрифирменное) право. М., 2003. Кашанина Т. В. Юридическая техника в сфере частного права (корпоративное и договорное нормотворчество). М., 2009. Кирилловых А. А. Сущность и природа локального регулирования деятельности корпорации // Законодательство и экономика. 2008. N 8. Новик Ю. И. Психологические проблемы правового регулирования. М., 1989. Пытикова Т. А., Бошно С. В. Правовая природа и признаки локальных правовых актов // Юрист. 2006. N 5. Сошникова Т. А. Взаимодействие работодателя и представительных органов работников при принятии локальных нормативных правовых актов // Трудовое право. 2009. N 12. Тихомиров Ю. А. Право и саморегулирование // Журнал российского права. 2005. N 9. Тихомиров Ю. А. Управление на основе права. М., 2007. Управление, социология, право / Отв. ред. И. В. Павлов, В. П. Казимирчук. М., 1971. Управленческие процедуры / Отв. ред. Б. М. Лазарев. М., 1988.

——————————————————————