Особенности правового регулирования труда педагогических работников вузов Минобороны России

(Савин И. Г.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 2)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ МИНОБОРОНЫ РОССИИ

И. Г. САВИН

Савин И. Г., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (ВИ), кандидат юридических наук.

Конституция РФ устанавливает право граждан на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на отдых, что подразумевает под собой право работающего по трудовому договору на установленную законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, а также ежегодный оплачиваемый отпуск <1>. ——————————— <1> См.: ст. 37 Конституции Российской Федерации.

Непосредственное регулирование трудовых отношений с участием педагогических работников (как и всех трудовых отношений) устанавливается Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) <2>. ——————————— <2> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Особенности права на осуществление педагогической деятельности и приема на работу педагогических работников регулирует гл. 52 ТК РФ, из чего следует, что при регулировании труда педагогических работников, помимо общих положений трудового законодательства, необходимо руководствоваться специальными нормами, содержащимися в указанной главе. Прежде всего необходимо определить, какие категории работников относятся к научно-педагогическим работникам высших учебных заведений (далее — вузов). В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» <3> в вузах предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала. К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. К категории «научные работники» относятся граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью <4>. Конкретизирует понятие научного работника Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в вузе РФ (далее — Положение) <5>, устанавливающее, что таковыми работниками являются лица, занимающие следующие должности: руководитель научно-исследовательского, научного сектора, отдела, лаборатории, другого научного подразделения, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник. ——————————— <3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135. <4> См.: ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137. <5> См.: Приказ Минобразования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114 // Российская газета. 2003. 18 янв. N 9.

Сфера действия правовых положений гл. 52 ТК РФ в отношении профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений является различной. Так, если лица профессорско-преподавательского состава испытывают на себе действие всех норм, содержащихся в гл. 52 ТК РФ, то к научным работникам высших учебных заведений относятся только положения ст. ст. 332 и 336 ТК РФ (последняя статья — в части установления особого основания увольнения в случае неизбрания по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечения срока избрания по конкурсу). Статья 331 ТК РФ устанавливает некоторые ограничения в приеме на работу лиц, которые намерены заниматься педагогической деятельностью. Так, к этой деятельности не допускаются лица: — лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; — имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; — признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; — имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (на настоящий момент не установлен). Как и для других категорий работников, трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в вузе могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора. Однако заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет <6>. ——————————— <6> См.: ст. 332 Трудового кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с п. 9 Положения конкретные сроки трудового договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения ученого совета (совета) вуза (факультета, филиала). В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу. — должностей декана факультета и заведующего кафедрой; — должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами; — должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет <7>. ——————————— <7> См.: Там же.

В соответствии с Положением конкурсный отбор объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Срок подачи заявления для участия в конкурсном отборе — один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного ч. 3 ст. 332 ТК РФ, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 4 ст. 336 ТК РФ (дополнительное основание прекращения трудового договора для педагогических работников). При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок (для других же работников в аналогичном случае условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок <8>). ——————————— <8> См.: ст. 58 Трудового кодекса РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному ч. 3 ст. 332 ТК РФ, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация. Порядок проведения аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Вооруженных Сил РФ устанавливает Приказ Министра обороны РФ от 7 августа 2002 г. N 302 «О порядке проведения аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации». Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений. Пункт 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) <9> предусматривает, что увольнение педагогических работников по инициативе администрации высшего учебного заведения в связи с сокращением штатов допускается только после окончания учебного года. Однако в Типовом положении о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования <10> такое положение отсутствует, что несколько ограничивает права педагогов вузов Минобороны РФ в сравнении с правами педагогов остальных вузов. ——————————— <9> См.: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 8. Ст. 731. <10> См.: Постановление Правительства РФ от 31 января 2009 г. N 82 // Собрание законодательства РФ. 2009. N 7. Ст. 837.

В соответствии с требованиями ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Для работников из числа профессорско-преподавательского состава вузов Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» <11> определяет 36-часовую рабочую неделю. ——————————— <11> Собрание законодательства РФ. 2003. N 14. Ст. 1289.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений <12> определяет, что нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут. ——————————— <12> См.: Приказ Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 г. N 69 // Российская газета. 2006. 12 авг. N 177.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы. Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений из числа военнослужащих и гражданского персонала устанавливается нормативными правовыми актами федеральных органов в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году <13>. ——————————— <13> См.: п. 29 Постановления Правительств РФ от 31 января 2009 г. N 82 // Собрание законодательства РФ. 2009. N 7. Ст. 837.

Нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом, устанавливает Письмо Минобразования России от 26 июня 2003 г. N 14-55-784ин/15, а также ученый совет вуза. Что касается вузов Минобороны России, то эти вопросы регулируются положениями Приказа Министра обороны РФ 2005 г. N 319 «Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации» <14>, в соответствии с которым преподавательский состав вузов Минобороны РФ обязан в течение учебного года проводить занятия со слушателями и (или) курсантами по расписанию учебных занятий в зависимости от занимаемой должности не менее 25% и не более 80% от установленной ему начальником военно-учебного заведения годовой учебной нагрузки, а именно: ——————————— <14> Российская газета. 2005. 2 сент. N 195.

— начальник (заведующий) кафедры — не менее 25%; — заместитель начальника кафедры, профессор, доцент — не менее 30%; — старший преподаватель — не менее 40%; — преподаватель, ассистент — не менее 60%. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает: — выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; — время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей; — периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий. В соответствии с приложением к Указаниям начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 173/5/3/1065, для начальников вузов Минобороны рекомендованы примерные нормы времени для расчета учебной нагрузки, планирования и учета труда профессорско-преподавательского (преподавательского) состава образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Так, в соответствии с вышеуказанными рекомендациями в военных институтах для преподавательского состава, проводящего обучение по образовательным программам высшего военно-специального образования и дополнительным образовательным программам, установлены следующие расчетные нормы годовой учебной нагрузки (в часах): — для преподающих общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, кроме иностранного языка; общепрофессиональные дисциплины, военную историю, историю войн и военного искусства; специальные, военно-специальные (военно-технические) дисциплины — 720 часов; — для преподающих общие математические и естественно-научные дисциплины; общевоенные дисциплины; иностранный язык — 800 часов; — для преподающих общепрофессиональные дисциплины, кроме истории войн и военного искусства; военно-профессиональные дисциплины, кроме военной истории, военно-специальных (военно-технических) и общевоенных дисциплин, — 660 часов. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск педагогических работников вузов является удлиненным и составляет 56 суток <15>. ——————————— <15> См.: Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 40. Ст. 3935.

В соответствии со ст. 335 ТК РФ педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются Приказом Минобразования РФ от 7 декабря 2000 г. N 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» <16>. ——————————— <16> URL: http:// www. dvgu. ru/ umu/ Mo_RF/ orders/ uchproc/ p3570_00.htm (дата обращения: 14.12.2010).

Заслуживают внимания положения ст. 54 Закона РФ «Об образовании», устанавливающей общие критерии оплаты труда работников образовательных учреждений. Она определяет, что педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования — в два раза должен превышать уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации. Несмотря на прямое указание в федеральном законе, в соответствии со статистическими данными средняя заработная плата, начисленная работникам предприятий различных отраслей промышленности Рязанской области в январе 2010 г., составила 15317 руб., а средняя заработная плата в учреждениях образования составила всего 9409 руб. <17>. ——————————— <17> URL: http:// www. stat. ryazan. ru/ (дата обращения: 14.12.2010).

По статистическим данным Республики Татарстан, средняя заработная плата, начисленная работникам предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства и общественные организации, отчитывающиеся 1 раз в год, в октябре 2010 г. составила 17666,9 рублей, а в учреждениях образования средняя заработная плата составила 9886,9 руб. <18>. Аналогичная ситуация и в других регионах Российской Федерации. ——————————— <18> URL: http:// www. tatstat. ru/ default. aspx (дата обращения: 14.12.2010).

Размеры должностных окладов (тарифных ставок), положение о системе оплаты труда, а также порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Минобороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, устанавливает Приказ Министра обороны РФ от 10 ноября 2008 г. N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583». Таким образом, к особенностями правового регулирования труда педагогических работников в вузах Минобороны России относится: — совместное регулирование педагогической деятельности нормативными актами Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ; — меньшая самостоятельность вуза Минобороны России в решении ряда вопросов образовательной деятельности, так как имеет место более детальная регламентация указанной деятельности нормативными актами Министерства обороны.

——————————————————————

Вопрос: Внеочередное общее собрание акционеров ОАО избрало в состав коллегиального исполнительного органа — правления — директора ООО. Необходимо ли ему получить согласие общего собрания участников (совета директоров) ООО на совмещение должностей? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Внеочередное общее собрание акционеров ОАО избрало в состав коллегиального исполнительного органа — правления — директора ООО. Необходимо ли ему получить согласие общего собрания участников (совета директоров) ООО на совмещение должностей?

Ответ: Директору необходимо получить разрешение общего собрания участников или совета директоров ООО работать по совместительству, если между ним и ОАО заключен трудовой договор.

Обоснование: Руководство текущей деятельностью ООО может осуществлять единоличный исполнительный орган, в данном случае — директор (п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). При этом Закон не устанавливает ограничений на избрание директора ООО в коллегиальные исполнительные органы других организаций. Совместительством признается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Если в рассматриваемой ситуации между директором ООО и ОАО был заключен трудовой договор, то исполнение обязанностей члена правления будет считаться совместительством. Согласно ст. 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа). Вместе с тем Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» не предусматривает обязанность акционерного общества заключить трудовой договор между обществом и членом коллегиального исполнительного органа. Следовательно, член правления может исполнять свои обязанности как на основе трудового договора (ст. 281 ГК РФ), так и на основе гражданско-правового договора. Из совокупности вышеуказанных норм следует, что в случае заключения с ОАО трудового договора исполнение директором обязанностей члена правления признается совместительством, а следовательно, подлежит одобрению общим собранием участников или советом директоров ООО.

М. А.Еремеева Юрист, консультант по налогам и сборам ЗАО «Юринформ В» Подписано в печать 19.01.2011

——————————————————————

Вопрос: Стороны заключили договор, предмет которого — предоставление работников. Налоговая инспекция сочла договор недействительным, так как трудовые функции не могут выступать в качестве объектов гражданского оборота. Правомерно ли такое решение? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Стороны заключили договор, предмет которого — предоставление работников. Налоговая инспекция сочла договор недействительным, так как трудовые функции не могут выступать в качестве объектов гражданского оборота. Правомерно ли такое решение?

Ответ: Такое решение неправомерно.

Обоснование: В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Кроме того, согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Российское гражданское законодательство в настоящее время не содержит определения предмета общераспространенных в иных странах разновидностей договоров о предоставлении персонала (аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала). Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды подтверждают правомерность заключения договора предоставления персонала и рассматривают его как разновидность договора оказания услуг (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2008 N Ф04-5516/2008(11305-А45-42), ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 по делу N А65-8088/07-СА1-37, ФАС Уральского округа от 01.06.2009 N Ф09-3407/09-С2). Это означает, что в случае спора между организацией-заказчиком и организацией-исполнителем к отношениям сторон прежде всего будут применяться нормы гл. 39 ГК РФ. Квалифицировать договоры предоставления персонала как разновидность договоров на оказание услуг склонны и налоговые органы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 15.07.2008 N 20-12/066875). В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При рассмотрении споров необходимо исходить из того, что указанный договор может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить, т. е. должен быть указан предмет (см. абз. 2 п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг»). Предметом договора аутсорсинга является предоставление персонала исполнителя заказчику При этом организация, в которую работники привлекаются по договору аутсорсинга, не оформляет с ними никаких юридических (в том числе и трудовых) отношений (см. письмо УФНС России по г. Москве от 15.07.2008 N 20-12/066875). Указание в таком договоре, что его предметом являются работники, недопустимо, поскольку люди не относятся к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Следовательно, если такое условие попадет в договор, он может быть признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ. При возникновении спора с налоговой инспекцией стороны договора предоставления персонала должны обладать совокупностью доказательств (например, заявки, сметы, приказы о приеме на работу, выписки банка, выплаты по больничным листам), подтверждающих реальное исполнение указанного договора, а также конкретную хозяйственную цель его заключения, характерную для договоров данного вида, — эффективное и оперативное использование трудовых ресурсов, оптимизация денежных средств на выплату заработной платы. Необходимо учитывать, что из ст. 31 НК РФ не следует, что налоговые органы вправе контролировать исполнение трудового законодательства, они обладают только правом юридической переквалификации сделок для определения сокрытого объекта налогообложения. Следовательно, налоговый орган в такой ситуации должен обладать соответствующими доказательствами, например, заработная плата, выплаченная предоставленным работникам, занижалась или не выплачивалась, спорный персонал не был принят на работу, ему не оформлялись различные пособия и не заполнялись трудовые книжки и т. д. При отсутствии таких доказательств доводы налоговой инспекции о несоответствии рассматриваемых договоров требованиям трудового законодательства и об их недействительности признаются необоснованными (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 01.06.2009 N Ф09-3407/09-С2).

О. А.Лазарев Адвокат, Палата адвокатов Самарской области Подписано в печать 18.01.2011

——————————————————————