Некоторые вопросы, возникающие при прекращении служебного контракта на государственной гражданской службе

(Пономарева Е. А.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2011, N 3)

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ <*>

Е. А. ПОНОМАРЕВА

——————————— <*> Ponomareva E. A. Certain issues arising in termination of official contract at state civil service.

Пономарева Елена Анатольевна, начальник отдела государственной службы и кадров Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В статье рассмотрены проблемные аспекты правового регулирования прекращения служебного контракта. Автор приходит к выводу о том, что правовая конструкция ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) и некорректные формулировки оснований прекращения служебного контракта порождают трудности в практической деятельности кадровиков на гражданской службе.

Ключевые слова: государство, право, государственная служба, служебный контракт, правовая конструкция, законодательство.

The article considers the controversial aspects of legal regulation of termination of official contract. The author makes a conclusion that legal construction of article 33 of Federal law «On State Civil Service of the Russian Federation» (further on Federal law) and incorrect wordings of grounds for termination of official contract create difficulties in practice activity of personnel specialists at civil service.

Key words: state, law, state service, official contract, legal construction, legislation.

Основаниям и последствиям прекращения служебного контракта посвящена глава 6 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон). Если в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) законодатель употребляет три термина: «прекращение», «расторжение», «увольнение», то Федеральный закон вводит четвертый — «освобождение от замещаемой должности». Введение данного термина оправдывается тем, что освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы могут не совпадать по времени. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы перечислены в ст. 33 Федерального закона. Остановимся на правовой конструкции данной статьи. Она существенно отличается от правовой конструкции аналогичной ст. 77 ТК РФ. Прекращение служебного контракта в связи с отказом от предложенной от замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении в этих случаях иной должности гражданской службы, законодатель относит к общим основаниям прекращения служебного контракта. Следовательно, при прекращении служебного контракта по данному основанию, на гражданского служащего не распространяются гарантии, предусмотренные законодательством при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Подобное основание расторжения трудового договора (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) ТК РФ относит к расторжению трудового договора по инициативе работодателя с предоставлением работникам соответствующих гарантий. Необходимо отметить, что в Федеральном законе, в отличие от ТК РФ, четко не прописана обязанность представителя нанимателя предлагать сокращаемому гражданскому служащему вакантные должности. В юридической литературе можно встретить утверждение, что эта обязанность в Федеральном законе все-таки присутствует, но поскольку четко не прописана, то и не все представители нанимателя ее выполняют. Такое основание увольнения, как прекращение допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, отнесено к расторжению служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. В связи с чем расторгнуть служебный контракт, без предоставления гражданскому служащему соответствующих гарантий, предусмотренных ст. 37 Федерального закона и ст. 261 ТК РФ (расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, а также в период нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске по инициативе работодателя не допускается), не представляется возможным, при этом выполнение служебных обязанностей, связанных с информацией, составляющей государственную тайну, также невозможно. Удивляет отсутствие основания, по которому увольняется гражданский служащий, не выдержавший испытание. Пункт 15 ч. 1 ст. 33 Федерального закона устанавливает, что общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. Данный пункт содержит ссылку на ч. 7 ст. 27 Федерального закона, которая, в свою очередь, регламентирует, что при неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы или до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин. А что делать, если служебный контракт заключен впервые и у гражданского служащего отсутствует прежняя должность? Статья 27 Федерального закона устанавливает права представителя нанимателя и регламентирует процедуру расторжения служебного контракта при неудовлетворительном результате испытания, но не дает правового основания для расторжения служебного контракта. При этом на практике возникает следующий вопрос. ТК РФ относит данное основание к расторжению трудового договора по инициативе работодателя с предоставлением работнику соответствующих гарантий. А поскольку Федеральный закон не определил местоположение данного основания, то не ясно, предоставляются гражданским служащим соответствующие гарантии или нет. Недостает в Федеральном законе статьи, регламентирующей общий порядок оформления прекращения служебного контракта. Отдельные элементы данного порядка разбросаны по статьям главы 6 Федерального закона. Часть 5 ст. 36 Федерального закона предписывает представителю нанимателя в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей по письменному заявлению выдать ему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. При этом появляется термин «последний день исполнения должностных обязанностей». При применении на практике данной нормы возникает вопрос: совпадает ли последний день исполнения должностных обязанностей с днем расторжения служебного контракта и увольнения? Федеральный закон ответа на этот вопрос не дает. В ТК РФ формулировка более точная. Статья 84.1 ТК РФ предписывает работодателю выдать трудовую книжку в день прекращения трудового договора. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). Также данное положение идет вразрез со ст. 84.1 ТК РФ в части процедуры выдачи трудовой книжки. Согласно трудовому законодательству, трудовую книжку работодатель обязан выдать работнику без подачи какого-либо заявления. При этом не ясны действия кадровиков на гражданской службе в данной ситуации: необходимо ли запрашивать у увольняемого гражданского служащего указанное заявление и какие следуют последствия, если заявление все-таки не подано. Нельзя не отметить сам факт ведения трудовых книжек на государственной гражданской службе. Федеральный закон упоминает трудовую книжку четыре раза: в ст. 26 «Заключение служебного контракта», ст. 36 «Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего», ст. 44 «Кадровая работа», ст. 55 «Поощрения и награждения за гражданскую службу». Ни в одной из этих статей не содержится определение трудовой книжки и порядок ее ведения на гражданской службе. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 ТК РФ). Если учесть, что отношения на гражданской службе подпадают под действие административного права, то стаж гражданской службы, если следовать определению трудовой книжки, в итоге фиксируется как трудовой стаж, а прохождение гражданской службы — как трудовая деятельность. На государственной службе иных видов ведение трудовых книжек служащих не предусмотрено. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» регламентировано, что в трудовую книжку по месту работы вносится запись о времени военной службы в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а также о времени службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах. Обязанность гражданского служащего сдать в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров законодатель поместил в ст. 37 Федерального закона, которая регламентирует расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существует ли эта обязанность при прекращении служебного контракта по иным основаниям? Несомненно, существует. Основание прекращение трудового договора «отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора» перенесено в Федеральный закон как «отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта». Данная формулировка при реализации на практике опять вызывает ряд вопросов. Во-первых, возможно ли увольнение по данному основанию, если иная должность не была предложена, во-вторых, согласно ст. 178 ТК РФ при увольнении по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. Распространяется ли эта гарантия на гражданских служащих при прекращении служебного контракта по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона? Выплату выходного пособия при увольнении Федеральный закон не регламентирует, за исключением увольнения по п. 6 ч. 1 ст. 33, когда Федеральный закон прямо указывает, что выходное пособие не выплачивается. Некорректная формулировка основания прекращения служебного контракта не позволяет однозначно применять положения ст. 178 ТК РФ. В статье мы подняли только некоторые вопросы, которые возникают в практической деятельности кадровиков на гражданской службе при работе со ст. 33 Федерального закона. Причина многих из них — правовая конструкция статьи и некорректные формулировки оснований прекращения служебного контракта. Также считаем необходимым внесение в Федеральный закон статьи «Общий порядок оформления прекращения служебного контракта».

——————————————————————