Молодежь и труд: германский опыт

(Калинкина М. Ю.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2011, N 3)

МОЛОДЕЖЬ И ТРУД: ГЕРМАНСКИЙ ОПЫТ <*>

М. Ю. КАЛИНКИНА

——————————— <*> Kalinkina М. Yu. Youth and labor: german experience.

Калинкина Марина Юрьевна, кандидат политических наук, специалист по вопросам государственной молодежной политики, Австрия.

В статье рассматриваются Закон об охране труда детей и подростков, права и обязанности работодателя, а также практический опыт реализации профориентации несовершеннолетних на местном и региональном уровне в Германии.

Ключевые слова: трудовое право, молодежь, Германия, закон.

The article deals with the Law of Protection of children and teenager labor as well as responsibilities of an employer, and also the practical experience of implementation of professional orientation.

Key words: children, youth, family, Germany, employer, law.

Проблема отношения к труду является актуальной для современного общества. По данным последних исследований, трудовая культура работников российских предприятий ближе к Германии <1>, чем к США, странам Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Модель успешно функционирующей трудовой организации в Германии получила название «хорошо смазанная машина», в которой более четко прописаны технологические правила, нежели правила взаимоотношений между людьми <2>. То, что в германской модели трудовых отношений техника и технология занимают ключевые позиции, отмечалось и ранее. Машина рассматривалась как овеществленный начальник, и в этих рамках выявление социальных отношений, складывающихся на предприятии, отправлялось от непосредственного процесса взаимодействия человека и машины <3>. ——————————— <1> См.: Темницкий А. Л. Отношение к труду рабочих России и Германии: терминальное и инструментальное. 2006. <2> Данилова Е. Н., Тарарухина М. И. Российская производственная культура в параметрах Г. Хофстеда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. N 3. С. 62. <3> Малинкин А. Рейнский капитализм // Отечественные записки. 2003. N 3.

Однако именно Германия с конца 60-х годов продемонстрировала гуманизацию труда и трудовую демократию. Известно, что отказ исследователей от использования понятия «отношение к труду» объясняется и его чрезмерной насыщенностью идеологическими стереотипами в советском обществе, которое справедливо характеризуют как трудоцентристское <4>, и заменой на более точно формулируемые понятия: трудовое поведение, удовлетворенность трудом, трудовые взаимоотношения, стратегии занятости в целом. ——————————— <4> Магун В. С. Смена диапазона (современные российские трудовые ценности и протестантская этика) // Отечественные записки. 2003. N 3. С. 260 — 275.

С конца 60-х годов прошлого века в проблемах отношения к труду стали заметными две противоречивые тенденции <5>. С одной стороны, ориентация на труд как способ продвижения, на самовыражение, реализацию своих способностей наиболее сильно определяла все имеющиеся показатели трудовой деятельности и почти во всех случаях опережала инструментальный тип отношения к труду. С другой, развивающийся острый дефицит рабочей силы, в первую очередь в массовых профессиях, стал катализатором антиинтеллектуализма в управлении <6>. В начале 80-х годов произошел резкий, скачкообразный перелом в массовом сознании, выразившийся в том, что идеологические клише, пропагандирующие трудовую инициативу, ответственность каждого работника, были побеждены реальностью и перестали восприниматься <7>. ——————————— <5> Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., исправленное и дополненное. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 286 — 287. <6> Лапыгин Ю. Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М.: Наука, 1996. С. 66. <7> Там же.

Теперь более детально. В Германии существует Закон об охране труда детей и подростков, а также Положение об охране труда детей, которые содержат правила для работы для детей от 13 лет. Конституция Германии запрещает использовать в качестве работников детей моложе 13 лет. Основной закон относит лиц от 13 до 15 лет к категории «детей», к подросткам — молодых людей от 15 до 18 лет. Для второй группы, которые еще обязаны посещать школу в течение полного учебного дня, действуют те же положения, что и для детей начальной (основной) и неполной средней (реальной) школы. Каждый работодатель, у которого работают подростки, обязан вывесить на видном месте текст основных положений этого закона. Необходимо сказать и о подростках от 15 до 18 лет, которые являются наемными работниками или учениками производственного обучения. Для них продолжительность рабочей недели 40 часов, а рабочий день максимум 8 часов. Рабочий день для несовершеннолетних может протекать в период с 6 часов утра до 20 часов. Продолжительность перерывов при 6-часовом и более длительном рабочем дне не должна быть меньше 60 минут. При этом первая пауза должна быть предоставлена не позднее чем через 4,5 часа, а продолжительность самой короткой паузы не должна быть менее 15 минут. Суммарное время работы и перерывов не должно превышать 10 часов. Для более раннего наступления выходных дней уже в пятницу предусматривается возможность короткого рабочего дня за счет одновременного увеличения продолжительности работы с понедельника до четверга до 8,5 часа. В сельском хозяйстве во время уборочной страды подростки старше 16 лет могут работать в течение 9 часов ежедневно и до 85 часов в течение двух смежных календарных недель. Допускаются некоторые отклонения при выполнении подростками работы в предпраздничные и послепраздничные дни, особенно когда праздник выпадает на понедельник, и поэтому предприятие не функционирует с субботы или воскресенья и до вторника. Несовершеннолетние работающие молодые люди имеют право на ежегодный трудовой отпуск, продолжительность которого зависит от возраста работника. Так, 15-летние работники имеют право на отпуск продолжительностью 30 рабочих дней, 16-летние — 27 рабочих дней, а 17-летние — 25 рабочих дней. Несовершеннолетние молодые люди должны освобождаться работодателем для посещения учебных занятий. Работодатель должен освобождать учеников производственного обучения от работы в день сдачи экзаменов, а также за день до письменного выпускного экзамена. При этом заработок ученика полностью сохраняется. Соблюдение Закона об охране труда несовершеннолетней молодежи контролируется Ведомством промышленного надзора или ведомством по охране труда Германии. Нарушения работодателем Закона рассматриваются либо как нарушения общественного порядка, либо как уголовные деяния и ведут к уплате денежного штрафа. Работодатель, которого трижды приговорили к уплате штрафа за нарушения данного Закона, лишается права принимать на работу подростков <8>. ——————————— <8> Stefan Becsky, Hans-Peter Bergner, Dr. Sven — Olaf Obst, Dr. Reinhard Wiesner. Kinder-und Jugendpolitik, Kinder-und Jugendhilfe, Jugendarbeit in der Bundesrepublik Deutschland. 2. uberarbeitete Auflage: IJAB, Bonn. 1997. S. 37; Толстоног В. Охрана труда подростков и детей // Газета Partner. 2004. N 12 (87). С. 32 — 33.

В рамках федеральной инициативы ФРГ «Перспектива» проект «Что мы хотим, то получаем» реализуется по многим направлениям. В частности, школьники в Берлине при поддержке местной администрации и экологического объединения провели акцию по рассаживанию деревьев в окрестностях школ и места проживания учащихся, а также информирования населения о защите окружающей среды. Другой проект, «Международный цирк», предоставляет школьникам возможность под опытным руководством бывших сотрудников цирка принять участие в проектах цирка и цирковых курсах, а также создать театральную инсценировку на темы: ежедневные проблемы населения, школа и насилие. Немецкая социальная программа «Аккумулятор заряжает проекты» направлен на безработную молодежь в возрасте 20 — 25 лет, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации, с целью их реинтеграции в нормальную жизнь, предоставления им образования и работы. В крупных городах России чаще, чем в Германии, проводятся молодежные ярмарки вакансий по содействию в трудоустройстве выпускников и студентов вузов. Однако в Германии усилиями властей создана мощная разветвленная сеть информационных бюро по нахождению и предоставлению мест практики, временной работы, международных обменов для молодежи, сервисных центров, также поддержка интересных и полезных социальных программ на местном уровне. К примеру, целями социальной программы «Барбаросса проснулся» является идентификация молодежи с предпринимательской самостоятельностью и их долгосрочная подготовка и поддержка. Школы в сотрудничестве с органами местного самоуправления проводят консультации, тренинги и информационные дни о различных видах профессии, на которые приглашают экспертов различных предприятий и родителей. Проводятся опросы школьников, причем пенсионерами. Если учащиеся определились с выбором профессии, то их решение сообщается потенциальным работодателям, которые позже курируют этого школьника. При содействии местной администрации в школах г. Берлина организованы для девочек в возрасте от 14 до 20 лет проекты «Местная торговая сделка для дела», «Мы хотим делать моду» и Experience de luxe. Учащиеся самостоятельно шьют одежду и продают в модных магазинах. В последнее время в Германии широкое распространение получил муниципальный проект «Профессиональная ориентация» для школьников с 7 по 9 класс. Проект предусматривает прохождение практики на предприятии, участие в строительных программах спортивных обществ, приглашение родителей на информационные дни «Выбери свою профессию», где взрослые рассказывают о своей профессии и делятся своим опытом. Проект «Ранняя профориентация — залог успеха» направлен на семилетнее (одиннадцатилетнее) обучение химии школьников младших классов химического города Лойна (Leuna) и предоставление возможности найти хорошо оплачиваемую интересную работу в регионе. Он предполагает экскурсии в химический музей, на завод, беседы с менеджерами, химиками, историками, муниципальными служащими, писателями и всеми, кто сможет познакомить и показать молодым людям возможности их дальнейшей профессиональной жизни в регионе. В Мекленбурге-Форпоммерне молодые люди под руководством специалистов занимаются реставрацией парусной яхты. Молодежь получает информацию о современном судо — и яхтостроении, а также о других проектах. При этом молодые люди участвуют в процессе древесной обработки судов, могут пройти практику и получить соответствующее образование на яхтенной верфи. В то время как сами специалисты заинтересованы в подготовке новых квалифицированных кадров. Завершая статью, можно рекомендовать российским специалистам перенимать положительные элементы зарубежного опыта, а именно проводить больше масштабных информационно-практических мероприятий на местном уровне по обеспечению занятости молодых людей в наиболее трудный период перехода от образования к труду.

——————————————————————