Актуальные вопросы имплементации международных стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма в законодательство Российской Федерации

(Козлов В. А.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2012, N 2)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

В. А. КОЗЛОВ

——————————— <*> Kozlov V. A. Topical issues of implementation of international standards in combating money laundering and terrorist financing under russian law.

Козлов Владимир Афанасьевич, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО(У) МИД России, доктор юридических наук, профессор.

Статья содержит анализ международных рекомендаций по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. Предложены эффективные меры для приведения национальных систем противодействия отмыванию денег к международным стандартам.

Ключевые слова: легализация денежных средств, отмывание денег, финансирование терроризма, преступление.

The article presents the analysis of international recommendations which concern combating money laundering, terrorist financing and proliferation of weapons of mass destruction. Efficient measures are proposed to bring national anti-money laundering schemes in line with the international standards.

Key words: money laundering, terrorist financing, crime.

В феврале 2012 г. на очередном пленарном заседании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) утверждена новая редакция рекомендаций, являющихся международными стандартами по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. В последней редакции рекомендаций ФАТФ отмечается, что мандат ФАТФ предусматривает установление стандартов и продвижение эффективного применения правовых, регулирующих и оперативных мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения и иными связанными угрозами целостности международной финансовой системы. Рекомендации ФАТФ устанавливают комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения, устанавливают международные стандарты, которые странам следует адаптировать к своим конкретным обстоятельствам. В частности, рекомендации устанавливают необходимые меры, которые странам следует иметь для того, чтобы определять риски и разрабатывать политику и осуществлять координацию внутри страны; преследовать отмывание денег, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения; применять превентивные меры для финансового сектора и других установок секторов; устанавливать полномочия и ответственность компетентных органов (например, следственных, правоохранительных и надзорных органов) и иные институциональные меры; укреплять прозрачность и доступность информации о бенефициарной собственности юридических лиц и образований; обеспечивать международное сотрудничество. ФАТФ призывает все страны внедрить эффективные меры для приведения своих национальных систем противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в соответствие с пересмотренными Рекомендациями. В целях совершенствования правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов необходимо осуществить ряд организационно-правовых мер, включающих решение следующих задач. С учетом новых стандартов ФАТФ предстоит внести соответствующие изменения в российское законодательство, касающиеся государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в части определенного расширения перечня информации, запрашиваемой при осуществлении процедуры регистрации, расширения оснований для отказа в регистрации. Кроме того, потребуется внесение изменений в Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» в части увеличения минимального размера уставного капитала общества. В Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части установления обязанности физических лиц — резидентов отчитываться перед налоговыми органами о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках и санкционированного механизма за невыполнение этой обязанности. Новые стандарты ФАТФ определяют в качестве предикатных преступлений по отношению к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, все преступления. Уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей предлагается относить к числу предикатных по отношению к легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в диспозиции ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, а также в ст. 3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Следует отметить, что на протяжении ряда лет специалисты в сфере противодействия легализации преступных доходов на совещаниях в правоохранительных органах отмечали, что в целях усиления борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, из ст. ст. 174, 174.1 УК РФ следует исключить указание на ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, которые в настоящее время не относятся к числу так называемых основных (предикатных) преступлений, а потому отмывание доходов, полученных в результате совершения данной категории преступлений, не рассматривается как уголовно наказуемое деяние. Уголовный кодекс Российской Федерации необходимо дополнить положениями, предусматривающими уголовную ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации иностранной валюты или валюты Российской Федерации, а также за совершение валютных операций по переводу иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Указанные организационно-правовые меры в определенной степени будут способствовать как снижению уровня криминализации российской экономики, так и приведению российского законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов в сфере ПОД/ФТ. Освещая вопрос о необходимости приведения в соответствие с международными стандартами норм российского законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, следует отметить, что национальное законодательство Российской Федерации в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в последние годы специалистами в целом признано соответствующим требованиям международных стандартов. В частности, это неоднократно отмечалось международными экспертами в ходе проведения оценок российской системы ПОД/ФТ. Оценки российской системы ПОД/ФТ проводились Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ). В письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 августа 2008 г. N 05-2-26/2776 «О завершении оценки ФАТФ» <1> отмечается, что 16 июля 2008 г. с утверждением пленарным заседанием Евразийской группы по типу ФАТФ (ЕАГ) Отчета по Российской Федерации завершился процесс оценки соответствия российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) сорока девяти рекомендациям ФАТФ, проводившимся по линии ФАТФ, Комитета Совета Европы МАНИВЭЛ и ЕАГ. Ранее данный Отчет был рассмотрен и утвержден пленарными заседаниями ФАТФ 19 июня 2008 г. в Лондоне и МАНИВЭЛ 11 июля 2008 г. в Страсбурге соответственно. ——————————— <1> Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet // URL: http://www. arb. ru.

Проведению оценки предшествовала значительная комплексная работа на основе Плана первоочередных мероприятий, утвержденного в декабре 2006 г. Межведомственной комиссией по ПОД/ФТ и предусматривавшего подготовку ответов на Вопросник ФАТФ, формирование и согласование сводных статистических данных и иных справочных материалов, отбор объектов посещения, обучение участников встреч с зарубежными оценщиками и т. п. В ходе миссии, состоявшейся в два этапа: в сентябре и ноябре 2007 г., эксперты-оценщики, представлявшие США, Великобританию, Канаду, Нидерланды, Лихтенштейн, Румынию и Белоруссию, посетили Москву, Нижний Новгород, Хабаровск, Калининград и Ростов-на-Дону, где провели свыше 100 встреч с руководителями и специалистами государственных органов, профессиональных объединений, финансовых и иных организаций. По итогам визита Секретариат ФАТФ отметил высокий уровень организации работы оценщиков в Москве и регионах, а также оперативную и качественную подготовку всех запрашивавшихся материалов. Благодаря скоординированным усилиям российских экспертов, в ходе указанных пленарных заседаний удалось добиться в целом положительных оценок, способствующих укреплению международного авторитета нашей страны. Итоговый суммарный рейтинг России составил около 70%, что соответствует уровню таких развитых стран, как Италия, Канада и Швеция. Следует также отметить, что совершенствованию правовой основы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма способствует и Федеральный закон от 27.12.2009 N 349-ФЗ, которым ратифицирован Договор государств-участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, подписанный в г. Душанбе 5 октября 2007 г. Договор направлен на совершенствование правовой основы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в государствах — участниках Содружества Независимых Государств и укрепление сотрудничества между ними в этой сфере. Договором предусмотрены нормы, обязывающие Стороны принять нормативные правовые акты, обеспечивающие взаимодействие их компетентных органов в предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Договор содержит нормы, обязывающие Стороны обеспечить необходимые правовые условия и принимать меры по розыску, конфискации имущества, а также предоставляющие возможность раздела и возврата в страну происхождения преступных доходов и средств, используемых для финансирования терроризма.

——————————————————————