Переосмысление государственной антинаркотической политики: оперативно-розыскная деятельность — ключевой приоритет ФСКН России

(Носов А. Л., Корчагин О. Н., Колесников К. А.) («Наркоконтроль», 2012, N 2)

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — КЛЮЧЕВОЙ ПРИОРИТЕТ ФСКН РОССИИ <*>

А. Л. НОСОВ, О. Н. КОРЧАГИН, К. А. КОЛЕСНИКОВ

——————————— <*> Nosov A. L., Korchagin O. N., Kolesnikov K. A. Rethinking of the state anti-drug policy: operatively-search activity — a key priority of the Russian Federal Drug Control Service (FDCS).

Носов А. Л., начальник управления оперативного реагирования на внешние наркоугрозы Оперативно-розыскного департамента ФСКН России.

Корчагин О. Н., ведущий научный сотрудник ФКУНИЦ ФСКН России.

Колесников К. А., начальник правовой группы ФКУНИЦ ФСКН России (г. Москва).

В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода к антинаркотической государственной политике.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, немедицинское потребление наркотиков, государственная антинаркотическая политика, оперативно-розыскная деятельность.

The article examines issues of an integrated approach to the state anti-drug policy.

Key words: illegal drug trafficking, non-medical drug use, state anti-drug policy, operatively-search activity.

Незаконный оборот наркотиков и его последствия для общества и государства продолжают оставаться одной из серьезнейших проблем, стоящих перед мировым сообществом и в т. ч. Российской Федерацией. Немедицинское потребление наркотических веществ помимо того, что приносит вред для здоровья наркопотребителей, ведущий к последующему вырождению нации, является также питательной средой для появления и развития организованных форм преступности. В целом наркобизнес и связанные с ним процессы отмывания и легализации денежных средств представляют собой угрозу безопасности государства, подрывают его внутренние устои, порождают коррупционную составляющую и ведут к дальнейшей криминализации общества. Представленный материал ставит своей целью запустить процесс переосмысления государственной антинаркотической политики, направленной на разрешение сложившейся ситуации. 1. Совершенствование антинаркотического законодательства, законодательства о противодействии легализации преступных доходов и внесение изменений и дополнений в нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности. Действующее российское антинаркотическое законодательство рассеяно по разным законам и подзаконным актам. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» морально устарел и с учетом существующих наркоугроз требует коренной переработки либо принятия нового законодательного акта, определяющего органы власти и государственного управления, участвующие в антинаркотической деятельности, закрепляя положения о головной структуре и распределяя права и обязанности между остальными участниками. Дальнейшее повышение качества правового регулирования процессов противодействия незаконному обороту наркотиков необходимо проводить по трем основным направлениям: 1) совершенствовать антинаркотическое законодательство, ужесточая уголовную ответственность в отношении лиц, занятых производством, контрабандой, сбытом наркотиков, а также организованных преступных групп (преступных сообществ, организаций), действующих в этой сфере, и наряду с этим вводя уголовную ответственность за немедицинское потребление наркотиков, предусматривая в целях гуманизации возможность освобождения от наказания лиц, выразивших добровольное согласие на прохождение курса лечения и реабилитации; 2) приведение в соответствие с реалиями времени федерального законодательства, регулирующего оперативно-розыскную деятельность, и устранение существующих на сегодняшний день имеющихся в нем несогласованностей с уголовным, уголовно-процессуальным и иным законодательством, отрицательно сказывающихся на эффективности деятельности оперативных и следственных подразделений. Устранение существующих правовых коллизий необходимо провести путем внесения изменений и дополнений в имеющийся базовый Закон об оперативно-розыскной деятельности либо принятием качественно нового закона и внесением в связи с этим изменений в иные правовые акты; 3) совершенствование законодательства, регулирующего процессы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на основе анализа положительного опыта развитых зарубежных стран, идущих либо по пути законодательного выделения отмывания наркодоходов в самостоятельный состав преступления, либо по пути включения его в качестве дополнительного в основной состав. При разработке положений новых законодательных актов целесообразно существенно понизить крупный размер, в настоящее время закрепленный статьями УК РФ в сумме 6 млн. руб., а также предусмотреть административную ответственность за легализацию доходов от сбыта наркотиков в некрупном размере. Реализация вышеописанных мер позволит подорвать экономические основы лиц, сбывающих наркотики, и поставить их в положение, когда риски будут преобладать над возможными прибылями. При этом необходимо учитывать, что в качестве первоочередных мер необходимо принять федеральный закон, регулирующий правовые основы организации и деятельности ФСКН России, и внести изменения в соответствующие нормативные правовые акты, в т. ч. в Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке», предоставив ФСКН России возможность проведения агентурно-оперативной работы и специальных операций на дальних подступах за пределами Российской Федерации. 2. Основные направления деятельности ФСКН России. Исходя из стоящих задач основные направления деятельности ФСКН России условно можно разделить на группы: 1) внешнеполитическое (международное), направленное на борьбу с зарубежными наркотрафиками, развитие и совершенствование международного сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Данное направление включает в себя: — организацию системы получения, обработки и анализа информации в отношении транснациональных картелей, мест производства и каналов транспортировки наркотиков, лиц, преступных сообществ и организаций, действующих в сфере их незаконного оборота; — проведение совместных расследований (разработок) и специальных операций с зарубежными партнерами по пресечению международных наркоструктур на двусторонней и многосторонней основах; — совершенствование и дальнейшее развитие партнерских отношений с зарубежными компетентными органами, действующими в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков; — проведение самостоятельных оперативных мероприятий антинаркотической направленности за пределами Российской Федерации; 2) внутрироссийское, направленное на выстраивание эффективного противодействия незаконному обороту наркотиков на территории Российской Федерации. Данное направление включает в себя: — организацию системы получения, обработки и анализа информации в отношении организованных преступных групп (сообществ), причастных к производству, переработке, транспортировке и сбыту наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации; — проведение специальных операций по пресечению преступной деятельности выявленных наркодельцов; — организацию эффективной системы профилактики немедицинского потребления наркотических средств; 3) выработка и реализация государственной антинаркотической стратегии, включающие в себя: — координацию и контроль деятельности органов власти и государственного управления, задействованных в антинаркотической сфере; — мониторинг и совершенствование антинаркотического законодательства; — выработку и организацию реализации предложений по профилактике наркомании и наркопреступности. 3. Трансформация подходов и организация деятельности ФСКН России. Наряду с проведением нормативно-правового регулирования деятельности ФСКН России, превращающим ее в головное антинаркотическое ведомство (с возможным отнесением к категории спецслужб), необходимо произвести трансформацию внутренней структуры для оптимизации деятельности. Главной целью проводимых мероприятий должно стать выведение на новый качественный уровень оперативно-розыскной деятельности органов наркоконтроля. Деятельность всех структурных подразделений ФСКН России должна быть направлена на выявление и пресечение международных каналов наркотрафика и организованных форм наркопреступности. Принимая во внимание основные цели и задачи ведомства в процессе трансформации, необходимо сделать упор на максимальном развитии оперативных подразделений и сокращении управленческо-хозяйственного аппарата (служб обеспечения) за счет оптимизации и повышения эффективности его деятельности, в т. ч. развития услуг аутсорсинга. В целях повышения престижа оперативной работы, концентрации и экономии финансовых средств, развития экономических и материальных стимулов деятельности сотрудников следует максимально сокращать количество аттестованных должностей в подразделениях неоперативного характера, заменяя их категориями «работник» и «федеральный государственный гражданский служащий». Заключение. Осознание и принятие изложенных выше положений позволят приступить к началу качественной трансформации антинаркотической деятельности в Российской Федерации с учетом реалий сегодняшнего дня. В первую очередь потребуется создание глубоко проработанной концепции новой антинаркотической службы, многие важные положения которой изложены в представленном материале. Такая работа должна быть выполнена с привлечением широкого круга заинтересованных лиц из числа как оперативных сотрудников, так и привлеченных специалистов.

——————————————————————