Административно-правовой статус Корпуса финансовой гвардии Италии

(Касаткина А. А.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 5)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КОРПУСА ФИНАНСОВОЙ ГВАРДИИ ИТАЛИИ

А. А. КАСАТКИНА

Касаткина Анна Алексеевна, соискатель Всероссийского научно-исследовательского института МВД России.

В статье рассматриваются история создания Корпуса финансовой гвардии Италии, его административно-правовой статус и особенности функционирования в системе правоохранительных органов страны. Проанализирован правовой инструментарий, обеспечивающий эффективное применение Корпуса для обеспечения экономической безопасности итальянского государства, его функции и задачи.

Ключевые слова: Корпус финансовой гвардии, правовые основы деятельности, задачи, функции, судебная деятельность Корпуса финансовой гвардии, административная деятельность Корпуса финансовой гвардии, агент судебной полиции, офицер судебной полиции.

Administrative and legal status of the Italian Financial Guard Corps A. A. Kasatkina

The article is devoted to the history of creation of the Italian Financial Guard Corps, its administrative and legal status and performance features in the system of law-enforcement bodies in the country. The author o the article also analyzes the legal instruments ensuring efficient implementation of the Corps for economic security of the Italian state as well as relevant tasks and functions.

Key words: Financial Guard Corps, legal grounds of activity, tasks, functions, judicial activity of the Financial Guard Corps, administrative activity of the Financial Guard Corps, agent of juridical police, officer of police.

Корпус финансовой гвардии Италии (Corpo della Guardia di Finanza) образован в 1907 г. в соответствии с Законом N 1051, который возложил на новое полицейское формирование «борьбу с уклонениями от уплаты установленных налогов, контрабандой, охрану художественного, исторического и культурного достояния, обеспечение безопасности границ Королевства и оказание всей возможной помощи населению при стихийных бедствиях» <1>. Во второй статье Закона специально подчеркивалось, что «Корпус финансовой гвардии является частью армии и в случае войны как составная часть вооруженных сил принимает участие в обороне страны под руководством Короля, Генерального штаба и собственного Главного командования» <2>. В мирное время Корпус финансовой гвардии функционировал под общим руководством Министров обороны и финансов, а его взаимодействие с иными правоохранительными структурами Италии координировалось на местах (и координируется в настоящее время) Министерством внутренних дел. Специальным королевским декретом в 1907 г. для Корпуса учреждались знамя и форма одежды финансовых гвардейцев, были определены штатная численность личного состава и места дислокации частей и соединений GDF, размеры денежного содержания для различных категорий военнослужащих корпуса и их льготы. ——————————— <1> Storia di Guardia di Finanza. Roma, 1997. P. 7. <2> Ibid.

Важно отметить тот факт, что инициатором создания Корпуса финансовой гвардии и его многолетним куратором являлся Д. Джолитти — выдающийся политик Италии, в период с 1903 по 1914 г. трижды возглавлявший кабинеты министров и являвшийся бескомпромиссным сторонником усиления роли государства в финансово-экономическом и социальном развитии страны. В условиях широко бытовавших в Италии сепаратистских настроений образование в дополнение к уже существующим силовым органам центральной власти (PDS — полиции публичной безопасности и CC — корпусу карабинеров) нового мощного полицейского формирования объективно способствовали укреплению ее влияния в стране. Кроме того, создание такого специфичного правоохранительного органа, как GDF, давало возможность более эффективно и целенаправленно осуществлять борьбу с преступлениями в области уплаты налогов, имевшими большое распространение и наносившими серьезный ущерб развитию экономики Италии, а также имевшими уже в начале XX в. широко распространенный характер, хищениями культурных и художественных ценностей. После установления в 1922 г. фашистской диктатуры в Италии и до ее краха в 1944 г. были серьезнейшим образом изменены правовая основа, стратегия и тактика деятельности GDF. В соответствии с доктринальной установкой лидера итальянских фашистов Б. Муссолини «Все для государства, ничего вне и против государства!» все внутриполитические, в том числе и экономические, проблемы предполагалось решать самыми радикальными средствами и методами. Чтобы узаконить фашистский произвол, в 1926 — 1932 гг. в ускоренном порядке была проведена реформа уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства, принята целая серия чрезвычайных законов, легитимизировавших чрезвычайное судопроизводство в повседневной жизни. В результате все правоохранительные органы Италии превратились в карательные. Муссолини стремился создать в стране атмосферу страха и всеобщего доносительства. Он говорил в своем окружении: «Все итальянцы должны будут ежеминутно чувствовать, что они находятся под контролем, что за ними наблюдают и их изучает глаз, который никто не сможет обнаружить. Каждый итальянец будет находиться как бы перед жерлом орудия, перед двумя руками, готовыми схватить его в любой момент» <3>. ——————————— <3> Martinelli F. OVRA. Milano. 1967. Р. 7.

В отличие от специально созданной итальянскими фашистами политической полиции, предшественницы гестапо — OVRA и Корпуса карабинеров, Корпус финансовой гвардии, вследствие специфического характера задач, возложенных на него, несмотря на массовое увольнение офицеров среднего и высшего звена и замену их активистами фашистской партии (Муссолини в 1925 г. поставил во главе GDF своего ближайшего клеврета Бартолли, который только в течение 1925 — 1927 гг. уволил более 60% офицеров Корпуса по политическим мотивам), не принимал активного участия в акциях против движения Сопротивления. Необходимо отметить, что деятельность Корпуса в период фашистской диктатуры протекала довольно в сложных условиях: олигархи монополистического капитала Италии были тесно связаны с фашистскими иерархами, что создавало большие возможности для коррупции и самого откровенного мошенничества. Участники различных финансовых махинаций, имея «крышу на самом верху», совершенно обоснованно рассчитывали на безнаказанность. Известный итальянский полицеист Летто так описывал этот период: «В обществе создавалось и укоренялось мнение, не слишком ошибочное, что достаточно иметь связи в политическом мире для того, чтобы бросать вызов законам. Если же случалось попасть под статью Уголовного кодекса, то политическая целесообразность ограничивала действие закона» <4>. ——————————— <4> G. Letto. OVRA — macchina del Terrore. Roma, 1952. P. 192.

По мнению историка Дж. Бокка, в период фашистской диктатуры «протекционизм, автаркия, милитаризация промышленности, взаимопроникновение частного и государственного капитала сформировали особый тип предпринимателя, который знал, что уклонение от налогообложения и финансовые манипуляции способны принести больший доход, чем любое технологическое нововведение. Поэтому необычная изворотливость в обмане государства не сопровождалась ростом профессиональной культуры: итальянские промышленники наряду с армейскими генералами были наиболее узколобыми представителями фашистского режима» <5>. ——————————— <5> Bocca G. Storia d’ltalia nel periodo fascista. Bari, 1961. P. 47.

После принятия 22 декабря 1947 г. Учредительным собранием Конституции Итальянской Республики (вступившей в силу с 1 января 1948 г.) Корпус финансовой гвардии, как самостоятельное воинское формирование, наделенное широким объемом полицейских полномочий, был сохранен. При этом в ближайшее время на основе новой Конституции страны был принят целый ряд нормативно-правовых актов, всесторонне регламентировавших деятельность Корпуса в условиях демократического общества. В настоящее время основными правовыми актами, регламентирующими деятельность GDF в сфере обеспечения экономической безопасности в Италии, являются: — Конституция страны (ст. ст. 3, 10, 14, 15, 19, 25, 27, 52, 76, 77, 87, 89, 95, 97, 98, 103, 109, 110, 124, 126, 127, 131); — Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы; — Закон от 28 июля 1950 г. N 624 «О создании Верховного совета обороны». Этим Законом определены полномочия Совета (вплоть до роспуска отдельных формирований спецслужб), его Председателя — Президента Италии, вице-председателя — Председателя Совета министров и членов Совета; — Закон от 23 апреля 1959 г. «Об администрации Корпуса финансовой гвардии» <6>. В нем определены основные задачи и функции Корпуса, его организационная структура и место в системе органов исполнительной власти Италии, порядок финансирования и материального обеспечения личного состава, категории военнослужащих, проходящих службу в Корпусе, и их воинские звания. ——————————— <6> Gazzetta ufficiale della Republica Italiana. 24.04.1959. N 98.

В соответствии с данным Законом (в него вносились изменения и дополнения 15 апреля 1966 г. <7> и 8 мая 1997 г.) первоочередной задачей Корпуса финансовой гвардии Италии является защита государственных интересов в экономико-финансовой сфере <8>. ——————————— <7> Gazzetta ufficiale delb Republica Italiana. 17.05.1966. N 120. <8> Ministero della finanze: Circ. 8 maggio 1997. N 132/5.

Круг полномочий, которыми обладает Финансовая гвардия Италии, значительно более широк по сравнению с полномочиями российской полиции. В соответствии со ст. 1 Закона GDF «отвечает за обеспечение государственных интересов в финансовой сфере; осуществляет военно-политическую защиту границ при проведении любых военных операций; обеспечивает охрану художественных и культурных ценностей в стране; наряду с иными правоохранительными органами Италии принимает участие в охране правопорядка и обеспечении публичной безопасности в стране; осуществляет правоохранительную деятельность в территориальных водах Италии; оказывает помощь иным государственным службам в их деятельности в пределах своей компетенции» <9>. ——————————— <9> Gazzetta ufficiale delb Republica Italiana. 17.05.1966. N 120.

Корпус финансовой гвардии, согласно ст. 1 данного Закона, обладает особым, весьма специфическим статусом: «GDF является неотъемлемой и интегрирующей частью как национальных Вооруженных сил, так и системы правоохранительных органов Итальянской Республики» <10>. ——————————— <10> Ibid.

Поэтому, будучи в административном плане (кадровой политике, обучении личного состава, денежном довольствии) подчиненным Министерству финансов, в оперативном отношении (особенно при планировании войсковых и специальных операций) GDF подчинен Генеральному штабу Вооруженных сил Италии и МВД страны; — Закон от 1965 г. N 875 «О контроле над лицами, подозреваемыми в принадлежности к мафии». Он существенно расширил процессуальные полномочия правоохранительных органов в отношении указанной категории лиц. — Закон от 15 мая 1975 г. N 152 «О мерах по охране публичного порядка» (он определил префектов — правительственных комиссаров — руководителями всех видов полицейских сил (независимо от их ведомственной подчиненности), дислоцированных в пределах границ области); — Закон от 24 октября 1977 г. N 801 «О контроле за деятельностью сил публичной безопасности». Он установил два уровня парламентского контроля за правоохранительными органами исполнительной власти: первый уровень — постоянный контроль со стороны специально созданного парламентского комитета (данный комитет состоит из 8 человек и формируется палатами Парламента на основе пропорционального представительства, он имеет право требовать у спецслужб любую информацию, относящуюся к его компетенции, и обращаться с предложениями и замечаниями непосредственно к Председателю Совета министров Италии); второй уровень — периодический контроль, его суть в том, что глава правительства Италии один раз в полгода обязан представлять Парламенту письменный отчет о проделанной правительством работе в области обеспечения безопасности страны <11>. Закон N 801 презюмирует, что вся деятельность специальных служб в Италии по контролю за соблюдением законности внутри страны и обеспечению политического руководства государства необходимой информацией организуется и осуществляется в соответствии с настоящим Законом и распоряжениями Председателя Совета министров Италии, изданными на основании данного Закона. ——————————— <11> См.: Д. де Лутиис. История итальянских секретных служб. М., 1989. С. 279 — 280.

В соответствии с Законом от 24 октября 1977 г. N 801 для повышения эффективности деятельности спецслужб при Председателе Совета министров Италии создан специальный орган CIIS — Межминистерский комитет по информации и безопасности (ЧИИС), он возглавляется лично Председателем Совета министров Италии (с 16 ноября 2011 г. — Марио Монти). Кроме главы правительства в состав ЧИИС входят: Министр обороны, Министр внутренних дел, Министр иностранных дел, Министр юстиции, Министр финансов и Министр промышленности. Главными задачами Комитета являются разработка стратегии государственной политики в области безопасности, а также определение основных целей деятельности специальных служб. К участию в заседаниях ЧИИС в случае необходимости могут привлекаться представители любых министерств Итальянской Республики, а также лучшие эксперты в области безопасности. В соответствии с Законом N 801, кроме ЧИИС в распоряжении Председателя Совета министров Италии имеется рабочий орган CESIS — Исполнительный комитет по координации деятельности специальных служб (ЧЕСИС), который непосредственно координирует деятельность SISMI (СИСМИ) и SISDE (СИСДЕ) — военной и гражданской службы разведки и контрразведки Италии, а также иных специальных служб Республики. Председателем ЧЕСИС является заместитель главы правительства по вопросам координации деятельности специальных служб. Он, как правило, назначается из числа наиболее опытных руководителей Министерства внутренних дел или Министерства обороны. В соответствии с Законом Итальянской Республики от 24 октября 1977 г. N 801, в состав ЧЕСИС входят: Председатель ЧЕСИС, начальник кабинета Председателя Совета министров, начальник Генерального штаба Вооруженных сил Италии, генеральный директор государственной полиции (PDS), командующий Корпусом карабинеров (CC), командующий Корпусом финансовой гвардии (GDF), генеральный секретарь Министерства иностранных дел, директор службы военной разведки и контрразведки СИСМИ, директор службы разведки и контрразведки СИСДЕ. При Председателе ЧЕСИС создана постоянная рабочая группа, состоящая из восьми специальных отделов. В обязанности данной группы входят сбор, обработка и анализ поступающей от различных ведомств информации и обмен ею при необходимости, а также достижение максимальной слаженности в ходе оперативного взаимодействия различных правоохранительных ведомств и служб; — Закон от 1980 г. N 15 «О срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности». Он позволяет в случае необходимости получать у прокурора или следственного судьи разрешение на арест или обыски по телефону; — Закон от 1 апреля 1981 г. N 121 «О новой системе администрации сил публичной безопасности». Он определил задачи и компетенцию всех видов полицейских формирований (PDS, CC, GDF) в области обеспечения публичной безопасности; — Закон от 1982 г. N 304 «О мерах в защиту конституционного строя». Он усиливает уголовную репрессию в отношении террористов, мафиози и их пособников, но вместе с тем предусматривает возможность смягчения наказания для раскаявшихся, если они «назовут своих сообщников в ходе следствия, суда либо во время отбывания наказания» <12>; ——————————— <12> См.: Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1993. С. 108.

— Закон от 1982 г. N 648 «О противодействии легализации доходов от преступной деятельности». Он серьезно расширил полномочия правоохранительных органов в области борьбы с экономическими преступлениями и поставил заслон легализации доходов организованных преступных сообществ; — Закон от 15.11.1988 N 486 «Мероприятия по координации борьбы с преступностью мафиозного типа в дополнение к Декрету-закону от 6 сентября 1982 г. N 629, переработанному с изменениями по Закону от 12 октября 1982 г. N 726; — правительственные декреты, регламентирующие на основе законов порядок деятельности личного состава GDF; — Устав Вооруженных сил Италии и Служебный устав Корпуса финансовой гвардии; — ведомственные нормативно-правовые акты Министерств обороны, финансов и юстиции, а также приказы командующего Корпусом финансовой гвардии. Характерной особенностью деятельности военнослужащих GDF в сфере обеспечения экономической безопасности Италии являются их военная организация и многоцелевое предназначение. Финансовые гвардейцы осуществляют административную, оперативно-розыскную и следственную (по поручению следственного судьи) деятельность, выступая одновременно в роли административной, судебной и военной полиции. Таким широким спектром обязанностей не обладает полиция публичной безопасности (PDS), подчиненная непосредственно Министру внутренних дел. Внешним проявлением свойств Корпуса финансовой гвардии в процессе деятельности по обеспечению экономической безопасности Италии являются его функции. Итальянские юристы подразделяют их на 4 группы: — функции судебной (уголовной) полиции; — функции административной полиции; — внутриармейские функции; — межминистерские функции. В правовой науке и законодательстве Италии деятельность различных правоохранительных институтов исполнительной власти: полиции публичной безопасности (государственной полиции — PDS), Корпуса финансовой гвардии (GDF) и Корпуса карабинеров (CC) по обеспечению публичной безопасности (экономической безопасности как ее составляющей) подразделяется на два вида: судебную и административную. Судебная деятельность военнослужащих GDF заключается в оказании всемерного содействия судебным органам при установлении нарушений норм уголовного законодательства. Финансовые гвардейцы осуществляют розыск и задержание подозреваемых и передают виновных органам правосудия. Административная деятельность финансовых гвардейцев заключается в «принятии превентивных мер для того, чтобы действия частных лиц не наносили вреда обществу» <13>. ——————————— <13> D’Orsi. I potere repressivo. La polizia. Milano, 1982. P. 72.

Нарушения установленных законом предписаний, независимо от их характера, образуют правонарушения. Задача полицейских, карабинеров и финансовых гвардейцев — предотвратить нарушения или покарать виновных в их совершении. На этом и основано разграничение функций административной и судебной полиции. При осуществлении функций административной полиции (охраны правопорядка и важных государственных объектов, обеспечения установленного режима на государственной границе Италии и мореплавания в прибрежных водах, правил безопасности туристов в горах, оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях) деятельность Корпуса финансовой гвардии направлена на предупреждение правонарушений. Она преследует цель не допустить нарушения правопорядка и при необходимости безотлагательно его восстановить. Своим присутствием, предписаниями и действиями личный состав GDF, осуществляющий функции административной полиции, должен обеспечить соблюдение законов, регламентов и охранять личные права граждан. Однако, если Корпусу финансовой гвардии свою роль административной полиции выполнить не удалось, если налицо реальное нарушение правопорядка, возникает иная задача, имеющая уже репрессивный характер и сводящаяся к тому, чтобы найти виновное лицо и передать его органам юстиции. Таким образом, если функция административной полиции Корпуса финансовой гвардии (как и Корпуса карабинеров, а также полиции PDS) представляет собой совокупность полномочий и, соответственно, деятельность, заключающуюся в установлении запретительной регламентации и в предупреждении ее нарушения, то функция судебной полиции Корпуса финансовой гвардии (как и Корпуса карабинеров, а также полиции PDS) — это совокупность полномочий и, соответственно, деятельность по констатации нарушения любых запретительных норм, снабженных уголовно-правовой санкцией, по собиранию доказательств и передаче виновных лиц органам юстиции. Разграничение деятельности правоохранительных органов на два вида (судебную и административную) является концептуальным положением итальянской правовой науки. Оно имеет огромное значение, так как регулирует объем полномочий сотрудников полиции, военнослужащих GDF и CC при выполнении ими служебных обязанностей. Законодательство Италии предельно ясно определяет круг военнослужащих GDF (CC и сотрудников PDS), осуществляющих судебную деятельность, и четко конкретизирует их компетенцию и подчиненность. Определяющее значение здесь имеет ст. 109 Конституции Итальянской Республики, которая гласит: «Судебная власть непосредственно распоряжается судебной полицией» <14>. ——————————— <14> См.: Конституции государств Европы. 2001. Т. 2. С. 122.

Вышеприведенная конституционная норма детализируется в ст. 220 Уголовно-процессуального кодекса Италии: «Офицеры и агенты судебной полиции осуществляют свои функции по распоряжению и под руководством Генерального прокурора апелляционного суда и прокурора Республики. Они должны выполнять указания судебного следователя или претора. В суде любой инстанции старший по званию офицер судебной полиции отвечает перед Генеральным прокурором и прокурором Республики за деятельность подчиненных, и он не может быть удален из зала суда или отстранен от должности иначе как с согласия Генерального прокурора. Любое продвижение по службе офицеров и агентов судебной полиции не может быть осуществлено иначе как с согласия Генерального прокурора за исключением случаев, когда офицер или агент по крайней мере два последних года не находился на службе в судебной полиции» <15>. ——————————— <15> Codice di Procedure Penale. Republica Italiana. P. 239.

Все военнослужащие GDF, осуществляющие функции судебной полиции, делятся на 2 категории, которым в соответствии с законом присвоены звания «офицер судебной полиции» и «агент судебной полиции». К первой категории относятся финансовые гвардейцы, прослужившие в GDF не менее 5 лет, имеющие воинские звания и успешно сдавшие специальный экзамен работникам прокуратуры. После этого они отдаются совместным приказом Министров обороны и юстиции, и им присваивается звание «офицер судебной полиции». В соответствии с итальянским законодательством (за основу взят французский опыт функционирования института судебной полиции — вся деятельность судебной полиции Италии организована по французскому образцу) офицеры судебной полиции правомочны: констатировать нарушения закона, собирать доказательства и устанавливать виновных до начала следствия; производить дознание по правонарушениям, в отношении которых следствие еще не ведется, и расследование очевидных правонарушений; исполнять поручения следственных властей, принимать и рассматривать по существу заявления о правонарушениях и жалобы от потерпевших. Остальные военнослужащие GDF являются агентами судебной полиции и оказывают содействие офицерам судебной полиции в их работе, выполняя их распоряжения. В отличие от офицеров судебной полиции, агенты судебной полиции не имеют права выполнять поручения следственных судей, принимать и рассматривать заявления и жалобы от населения, производить дознание по поводу преступлений, в отношении которых еще не ведется следствие. Законодательно закрепив подчиненность судебной полиции судебным властям, прокуратуре и следственным судьям, итальянцы поставили дополнительный барьер возможному неформальному вмешательству в процесс расследования уголовных дел со стороны влиятельных заинтересованных лиц. Именно поэтому, на наш взгляд, они сумели довести до логического конца в рамках известной операции «Чистые руки» большое количество уголовных дел, связанных с коррупцией и финансовыми махинациями, фигурантами в которых выступали представители финансовой и политической элиты страны. В Италии невозможно отстранить от расследования уголовного дела неугодного следственного судью, так как на страже интересов правосудия стоит ст. 107 Конституции страны, которая гласит: «Магистраты несменяемы. Они не могут быть ни уволены или временно отстранены от должности, ни назначены на другие судебные или иные должности иначе как на основании решения Высшего совета магистратуры, принятого на основе и с гарантиями на защиту, установленными законом о судоустройстве, или с согласия самих судей» <16>. А без согласия следственного судьи, прокурора и офицера судебной полиции нельзя отстранить от конкретного расследования последнего, даже под предлогом повышения по службе. Все это создает серьезные гарантии эффективной правовой защиты финансовых гвардейцев, честно выполняющих свой воинский долг от возможного давления со стороны заинтересованных лиц, в том числе и по ведомственной линии. ——————————— <16> См.: Конституции государств Европы. 2001. Т. 2. С. 122.

В отличие от сотрудников государственной полиции PDS, на которых полностью распространяются гражданские права и свободы, но без права забастовки, печатания, составления и распространения любого рода литературы, лозунгов и иных публикаций, имеющих политический характер, военнослужащие Корпуса финансовой гвардии лишены права вступать в профсоюзы, политические партии, избирать и быть избранными в различные органы власти. Финансовые гвардейцы являются, по существу, выключенными из политической жизни итальянского общества. Их задача — неукоснительно и беспристрастно выполнять требования закона; политическая ангажированность, насколько это возможно, законодательно исключена <17>. ——————————— <17> См.: Les Forces de Police dans L’Union Europeenne. Paris, 1994. P. 180 — 210.

Личный состав GDF имеет правовой статус составной части Вооруженных сил Италии. На него распространяются все права и льготы военнослужащих (они значительнее, чем у полицейских PDS; например, финансовым гвардейцам бесплатно предоставляется служебное жилье), а также, как уже упоминалось, финансовые гвардейцы осуществляют полицейскую деятельность, как в военной, так и в гражданской сферах на территории всей страны. Анализ приведенных выше многочисленных законов и нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что на Корпус финансовой гвардии как разновидность полицейских сил Италии законодатель возлагает следующие группы задач: — обеспечение соблюдения финансового законодательства, борьбу с неуплатой налогов и защиту экономических интересов государства; — охрану сухопутной и морской границ, борьбу с контрабандой и взимание таможенных пошлин; — охрану художественных и культурных ценностей в стране, борьбу с их хищениями; — по поручению судебных органов сбор доказательств по уголовным делам, розыск и задержание преступников, предание их правосудию; — участие в охране правопорядка и обеспечении публичной безопасности, обеспечение безопасности граждан; — выполнение задач в интересах Министерства обороны (участие совместно с частями сухопутных войск в миротворческих операциях под эгидой ООН, охрану коммуникаций и ведение территориальной обороны в военное время и т. п.); — оказание помощи населению при стихийных бедствиях, спасательную службу в Альпах; — оказание помощи в деятельности иных государственных служб в пределах их компетенции. Деятельность заинтересованных министерств и ведомств по привлечению Корпуса финансовой гвардии к выполнению этой группы задач осуществляется на основании запросов: — со стороны заинтересованного министерства — Министерству обороны или Министерству финансов (в зависимости от характера запроса), которое отдает, если признает это необходимым, приказ Финансовой гвардии об оказании запрашиваемой помощи; — со стороны местных руководителей заинтересованных министерств — командиру легиона Финансовой гвардии. Инструкции различных министерств, затрагивающие деятельность GDF, должны, согласно правилам, получить предварительное одобрение Министров обороны, финансов и юстиции. Если вышеуказанные условия не соблюдены, конкретный руководитель Финансовой гвардии отказывает в содействии, за исключением случаев срочной и явной необходимости. Правовая защита военнослужащих Корпуса финансовой гвардии и Корпуса карабинеров (как и полицейских PDS) надежно обеспечивается законодательством страны. Публичное оскорбление полицейского, карабинера или финансового гвардейца карается лишением свободы на срок до 3 лет <18>, а их убийство — пожизненным тюремным заключением (ст. 27 Конституции Италии отменила смертную казнь, «кроме случаев, предусмотренных военными законами во время войны») <19>. ——————————— <18> См.: Polizia Internationale. R., 1988. P. 37. <19> См.: Конституции государств Европы. 2001. Т. 2. С. 108.

Надзор прокуратуры за деятельность GDF заключается в наблюдении за законностью действий военнослужащих Финансовой гвардии при исполнении ими служебных обязанностей. При обнаружении нарушения закона прокурор уведомляет об этом должностное лицо GDF, полномочное наложить дисциплинарное взыскание в порядке, предусмотренном Уставом GDF, а если прокурор усмотрит состав преступления в действиях финансового гвардейца, он возбуждает уголовное дело. При этом, если преступление, совершенное финансовым гвардейцем, не является воинским, то он преследуется гражданскими судебными властями, но несет более суровое, чем гражданское лицо, наказание. За нарушение воинской дисциплины финансовые гвардейцы, как и все военнослужащие, несут различные дисциплинарные взыскания: от выговора до гауптвахты и увольнения со службы включительно. Например, за нахождение в нетрезвом виде при исполнении служебных обязанностей военнослужащий GDF может быть подвергнут вышестоящим командованием дисциплинарному аресту до тридцати суток. Но не только боязнь сурового дисциплинарного взыскания обеспечивает высокий уровень дисциплины в GDF. Служба в Корпусе финансовой гвардии (да и в правоохранительных органах вообще) очень престижна в итальянском обществе. Не случайно легендарный следственный судья Ди Пьетро — один из инициаторов и организаторов операции «Чистые руки» и всенародный любимец (он был избран сенатором в 2001 г.) — в прошлом сотрудник полиции. Итальянское общество было поражено обнародованными в 1992 г. фактами коррупции и вопиющих злоупотреблений со стороны государственных чиновников и политиков самого высокого ранга (выявленных, кстати, по инициативе офицеров GDF): министров, более 200 парламента риев, представителей крупнейших государственных и частных компаний, руководителей политических партий и движений, мэров и депутатов областных советов. В результате операции, получившей в электронных средствах массовой информации и в прессе наименование «Чистые руки», в Италии практически полностью обновилось политическое руководство, большая часть дискредитированных политиков ушли с политической сцены, а многие предстали перед судом. Из трех глав правительств, руководивших страной в течение последних 20 лет, — Д. Андреотти, Б. Кракси, С. Берлускони — первый и последний в течение 2 лет являлись постоянными собеседниками у следователей, а Б. Кракси вообще эмигрировал из Италии. В успехе операции (ее ход постоянно освещался кроме телевидения и радио в крупнейших газетах страны: «Репубблика» — тираж 700000 экз., «Коррьере делла сера» — 660000 экз., «Стампа» — 400000 экз.) большая заслуга финансовых гвардейцев, сумевших обеспечить следствие богатой информационной базой и достаточным количеством вещественных доказательств, добытых в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Эти реальные, широко пропагандируемые в средствах массовой информации успехи GDF при проведении широкомасштабных и сложных акций по борьбе с преступностью, в том числе с «беловоротничковой» и организованной, заслуженно сформировали в общественном мнении страны образ надежного защитника в лице военнослужащего Финансовой гвардии. Этот имидж умело поддерживается командованием Корпуса, а тот факт, что количество претендентов на должность рядового Финансовой гвардии в 1995 г. составляло 121 человек на место, в 1996 г. — 60 человек на место, в 1997 г. — 74 человека на место, говорит о том, что проводимая государством политика в данной области без сомнения успешна <20>. Она подкреплена всесторонним обеспечением GDF, как материальным, так и техническим. В Италии государственное руководство хорошо понимает, что дешевая полиция (в данном случае этот термин используется в широком смысле слова) очень дорого обходится обществу и не экономит на правоохранительных институтах, даже в условиях современного экономического кризиса. ——————————— <20> The Guardia di Finanza in 1997. Annual Repoprt. R., 1998. P. 9.

Библиографический список

1. Горшенева И. А. Полиция в механизме современного государства: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 2. Деятельность правоохранительных органов зарубежных стран. М., 2001. 3. Дербичева С. А., Астапенко П. Н. Институционная эволюция органов внутренних дел и проблемы оптимизации полицейских знаний. М., 2007. 4. Костин А. Н. Организационные и правовые основы деятельности полиции Германии. М., 1999. 5. Попов И. М., Быков А. В., Губанов А. В., Капкин А. В. Внутренние войска (структуры, им подобные) в системе обеспечения внутренней безопасности зарубежных государств (1945 — 1997 гг.). М., 1998. 6. Рюден Е. Ю. Административно-правовое обеспечение службы полиции (милиции) в федеративном демократическом государстве в условиях административной модернизации (сравнительно-правовая характеристика ФРГ и РФ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 7. Соломатина Е. А., Прудникова Т. А. Курс лекций по административному праву зарубежных стран. М., 2010. 8. Шалягин Д. Д. Полиция США — организационные и правовые основы деятельности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. 9. Ходжич М. В. Стратегическое планирование в полиции зарубежных стран // Российский следователь. 2009. N 10.

References (transliteration)

1. Gorsheneva I. A. Politsiya v mekhanizme sovremennogo gosudarstva: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2002. 2. Deyatel’nost’ pravookhranitel’nykh organov zarubezhnykh stran. M., 2001. 3. Derbicheva S. A., Astapenko P. N. Institutsionnaya evolyutsiya organov vnutrennikh del i problemy optimizatsii politseyskikh znaniy. M., 2007. 4. Kostin A. N. Organizatsionnye i pravovye osnovy deyatel’nosti politsii Germanii. M., 1999. 5. Popov I. M., Bykov A. V., Gubanov A. V., Kapkin A. V. Vnutrennie voyska (struktury im podobnye) v sisteme obespecheniya vnutrenney bezopasnosti zarubezhnykh gosudarstv (1945 — 1997 gg.). M., 1998. 6. Ryuden E. Yu. Administrativno-pravovoe obespechenie sluzhby politsii (militsii) v federativnom demokraticheskom gosudarstve v usloviyakh administrativnoy modernizatsii (sravnitel’no-pravovaya kharakteristika FRG i RF): Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2009. 7. Solomatina E. A., Prudnikova T. A. Kurs lektsiy po administrativnomu pravu zarubezhnykh stran. M., 2010. 8. Shalyagin D. D. Politsiya SShA — organizatsionnye i pravovye osnovy deyatel’nosti: Avtoref. dis. … kand. yurid. nauk. M., 1998. 9. Khodzhich M. V. Strategicheskoe planirovanie v politsii zarubezhnykh stran // Rossiyskiy sledovatel’. 2009. N 10.

——————————————————————