Правовые основы и проблемы обеспечения продовольственной безопасности России

(Белхароев Х. У.) («Юридический мир», 2012, N 7)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Х. У. БЕЛХАРОЕВ

Белхароев Хаджимурад Уматгиреевич, советник Управления федеральной поддержки территорий МЧС России, кандидат юридических наук.

В статье проанализированы вопросы обеспечения продовольственной безопасности, сущность и понятие «продовольственная безопасность». По мнению автора, продовольственная безопасность является геополитическим фактором, порождающим новые глобальные угрозы, что детерминировано в т. ч. продовольственным, а также демографическим кризисом, охватившим многие страны третьего мира. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике, а также в правотворческой деятельности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, национальная безопасность, стратегия развития, импорт.

Legal bases and issues of ensuring food safety of Russia H. U. Belharoev

The article analyses issues of ensuring food safety, the essence and the concept of the notion «food safety». The author argues that food safety is a geopolitical factor giving rise to a new global threat that is determined by food and demographic crisis affecting many countries of the Third World. The conclusions made in the article may he used in law-application practice as well as in law-making activity.

Key words: food safety, national safety, development strategy, import.

Одной из серьезнейших проблем, с которыми столкнулась наша страна в результате реформ последнего десятилетия, стало резкое сокращение объемов сельскохозяйственного производства, ухудшение питания населения, снижение уровня продовольственной безопасности. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетной задачей государства. Ее решение зависит от ряда факторов, к основным из них относятся экономическая мощь государства, его авторитет на мировой арене и конкурентоспособность поставляемых на мировой рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Самообеспеченность населения страны продовольствием во многом зависит и от уровня производства основных продуктов питания на душу населения. Снижение сельскохозяйственного производства в расчете на душу населения, уменьшение потребления значительного числа видов продуктов питания, частичная их компенсация за счет импорта свидетельствует о том, что в Российской Федерации существует серьезная проблема продовольственной безопасности. В соответствие со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяются продовольственная безопасность и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами. При этом продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются: — обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства; — устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения; — увеличение конкурентоспособности российского аграрного комплекса; — эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции; — улучшение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов; — развитие рыбного хозяйства в долгосрочной перспективе, а также конкурентоспособности вырабатываемых российским производителем товаров и услуг; — гарантированное обеспечение потребностей населения и экономики в водных ресурсах при осуществлении мер по рационализации водопользования с учетом прогнозируемого изменения климата и водности рек на территории России. Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются: — снижение уровня социального и имущественного неравенства населения; — стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации; — защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина; — охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности; — сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни россиян силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества: — совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства; — содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов; — создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации определяет продовольственную безопасность как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, как фактор сохранения ее государственности и суверенитета, как важнейшую составляющую демографической политики, как необходимое условие реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной, рыбной и иной продукцией и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов. Основными задачами снабжения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются: — своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов; — устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточного для обеспечения продовольственной независимости страны; — достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна — не менее 95%; сахара — не менее 80%; растительного масла — не менее 80%; мяса и мясопродуктов — не менее 85%; молока и молокопродуктов — не менее 90%; рыбной продукции — не менее 80%; картофеля — не менее 95% и др. Таким образом, мы приходим к выводу, что в структуре системы экономической безопасности коренное место занимает продовольственная безопасность. В этой сфере соединяются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, развития производства продовольственной и другой сельскохозяйственной продукции, расширения отечественного рынка, снижения его зависимости от мирового рынка продовольствия, повышения социального положения и уровня жизни людей в самых различных регионах России. Способность государства организовать функционирование такой важнейшей сферы жизнеобеспечения населения, как продовольственная сфера, является необходимым условием обеспечения его национальной безопасности и суверенитета, гарантией социального мира в стране и спокойствия в обществе. Продовольственная безопасность — это громадного значения политический фактор, играющий тем большую роль, чем глубже кризис государства и экономики. «Чем меньше остается хлеба, тем больше в нем политики», — говорили во времена гражданской войны и революции. Этот принцип справедлив и сегодня. Продовольственная безопасность становится также и мощным геополитическим фактором, порождающим новые глобальные угрозы, связанные с продовольственно-демографическим кризисом, охватившим многие страны третьего мира. Из сравнения этих дефиниций видно, что сущностное содержание понятия продовольственной безопасности сводится их авторами к способности государства гарантировать устойчивое обеспечение продуктами питания различных слоев населения. На первый взгляд, с этим трудно спорить, но при более детальном рассмотрении вопроса нельзя не заметить, что способность и практическая реализация этой способности — совсем не одно и то же.

\ / \ / Жизненно важные потребности и интересы Внутренние личности, общества и факторы < > государства в < > Деятельность продовольственной сфере государства, общества и / \ отдельных граждан по \ / обеспечению Внешние продовольственной факторы Внутренние и внешние безопасности < > угрозы продовольственной < > безопасности

/ \ / \

Рис. 1. Структура системы продовольственной безопасности

Однако проблема продовольственной безопасности касается прежде всего каждого человека и всего общества. В соответствии с общей теорией национальной безопасности способность государства гарантировать нормальное питание населения есть только одна из характеристик самого государства как основного субъекта обеспечения национальной безопасности. Поэтому во всех этих определениях продовольственной безопасности речь идет о ее обеспечении, но сущность самой категории не раскрывается. Продовольственная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в продовольственной сфере от внутренних и внешних угроз. Продовольственная безопасность подразделяется на глобальную, национальную, региональную и локальную (рис. 2).

Продовольственная безопасность

Глобальная Национальная Региональная Локальная продовольственная продовольственная продовольственная продовольственная безопасность безопасность безопасность безопасность

Рис. 2. Классификация видов продовольственной безопасности

Все эти виды продовольственной безопасности в той или иной степени связаны между собой. Уровень глобальной продовольственной безопасности сказывается на продовольственной безопасности всех стран мира и целых континентов. Продовольственная безопасность достигается проведением единой государственной политики в продовольственной и агропромышленной сфере, системой мер правового, экономического, политического и организационного характера, адекватных угрозам продовольственной безопасности. Основные направления обеспечения национальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности детально изложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. Сущность продовольственной безопасности должна выражаться в формулировке самого этого понятия. В этой связи следует отметить, что впервые данный термин был введен в практику на состоявшейся в Риме Всемирной конференции по проблемам продовольствия, организованной ФАО после резкого роста мировых цен на зерно, и раскрыт как понятие более чем через 20 лет на аналогичной конференции. В Концепции ФАО о продовольственной безопасности этот термин трактуется следующим образом: «Продовольственная безопасность — это когда все люди всегда имеют физический и экономический доступ к безопасному и питательному продовольствию в количестве, достаточном для удовлетворения своих потребностей и предпочтений в еде, в объемах, необходимых для активной здоровой жизни». Основной целью существования и развития человека и общества следует признать удовлетворение потребностей, реализацию своих интересов. В систему обеспечения продовольственной безопасности России входят, в первую очередь, такие органы государственной власти, как Совет Безопасности Российской Федерации, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минприроды России, МЧС России, ФТС, МВД России, ФПС, ФСБ, подведомственные им федеральные службы и надзоры. Устойчивость российского продовольственного рынка определяется объемами производства и запасов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, уровнем закупочных и розничных цен на них. Продовольственную независимость Российской Федерации можно считать достаточной, если удельный вес отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем объеме их потребления составляет в течение 12 месяцев не менее 80%. Допустимые доли импорта в ресурсах важнейших продовольственных товаров должны быть дифференцированы в зависимости от возможностей их производства в Российской Федерации. Правовые основы, наработанные к настоящему времени, далеко не всегда демонстрируют свою прочность и напрямую не защищают жизненно важные интересы личности, общества и государства в сфере продовольственного обеспечения. Полагаясь на результаты собственного исследования и точки зрения других авторов, мы рекомендуем: — разработать и принять федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации»; — доработать Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; — рассмотреть возможность внесения дополнений и изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации с целью применения тарифной квоты на товары, поступающие из других стран, а также в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за производство и реализацию фальсифицированной продукции.

Литература

1. Белхароев Х. У. Государственная политика Российской Федерации по обеспечению продовольственной безопасности: Монография. М.: Компания спутник+, 2008. 2. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. 3. Прохожев А. А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М.: Изд-во РАГС, 2002. 4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». 5. Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. Рим, 13 ноября 1996 г. 6. Безопасность: Сборник. М., 1996. N 5 — 6. 7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537. 8. Экономическая безопасность России: Учебник / Под ред. В. К. Сенчакова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. 9. Euro News. Роберт Зерик. 30.05.2008. 10. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового регулирования государственного протекционизма в области возрождения и развития национально-традиционных форм ведения сельского хозяйства в России». Уфа, 26 — 27 февраля 1998 г.

——————————————————————