Основные направления и особенности правового регулирования противодействия терроризму в иностранных государствах

(Кучумова Т. Л.) («Юридический мир», 2012, N 7)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Т. Л. КУЧУМОВА

Анализ направлений и особенностей правового регулирования противодействия терроризму в иностранных государствах является весьма актуальным. По мнению автора, направлением развития иностранного законодательства является упрощение процедуры, связанной с ограничением прав человека на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ключевые слова: противодействие терроризму, иностранное законодательство, ограничение прав, защитник.

Basic directions and features of legal regulation of countering terrorism in foreign countries T. L. Kuchumova

Analysis of directions and features of legal regulation of countering terrorism in foreign countries is very topical. According to the author the direction of the foreign law development is considered to be simplification of a procedure related to the restriction of human rights on privacy of correspondence, telephone and other conversations, postal, telegraph and other messages.

Key words: countering terrorism, foreign legislation, restriction of rights, defender.

Проблема совершенствования правового регулирования противодействия терроризму <1> актуальна, она остро стоит не только в России, но и во всем мире. Масштабные террористические акты последних лет, сопряженные с невосполнимыми человеческими жертвами <2>, заставляют по-новому взглянуть на эту проблему. В ряде государств в этой сфере накоплен значительный опыт. В связи с этим автору представлялось целесообразным провести анализ современного правового регулирования противодействия терроризму в ряде иностранных государств и выделить основные его направления и особенности, представляющие интерес для использования в отечественном законодательстве. ——————————— <1> Под противодействием терроризму автор понимает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в т. ч. по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, как это определено в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». <2> 7 июля 2005 г. в Лондоне погибли более 50 человек и 700 получили ранения, 6 февраля 2004 г. в московском метрополитене погибли около 40 человек, 148 ранены и 29 марта 2010 г. — погибли 88 человек, 27 ноября 2009 г. погибли 28 пассажиров Невского экспресса и более 90 получили ранения, 24 января 2011 г. в результате взрыва в московском аэропорту «Домодедово» погибли 35 человек, еще 2 скончались в больнице, 22 июля 2011 г. в Осло убиты 69 человек.

Проведенный анализ показывает, что одним из основных направлений развития иностранного антитеррористического законодательства является совершенствование уголовно-правовой квалификации элементов террористической деятельности <3>, а также террористического акта. ——————————— <3> Под элементами террористической деятельности автор понимает объект, цели террористических посягательств, а также средства их совершения.

Законодательства большинства стран <4> не разделяют понятия «терроризм» и «террористический акт», они ограничиваются лишь перечислением деяний, которые при условии совершения их в террористических целях признаются террористическими актами, либо используют термин «терроризм» без раскрытия этого понятия <5>. В случае доказанности совершения преступных деяний в террористических целях усиливается уголовная ответственность <6>. ——————————— <4> Франция, ФРГ, Испания, Италия, Индия, Республика Корея и мн. др. <5> Например, УК Испании ограничивается простым перечислением в Отделе 2 («О терроризме») общеуголовных преступлений, которые признаются террористическими при условии, что они будут совершены вооруженными бандами, формированиями или группами, чьими целями является свержение конституционного строя либо серьезное нарушение общественного спокойствия. <6> Например, во Франции максимум наказания повышается по специальной схеме: он увеличивается до пожизненного лишения свободы, если преступное деяние наказывается 30 годами заключения, достигает 30 лет, если «основное» деяние карается 20 годами и т. д. В Италии в случае доказанности совершения террористического акта срок наказания (если это не связано с каторжными работами) увеличивается в два раза по сравнению с общеуголовным преступлением, если действия террористов обращены против лиц, выполняющих законодательные, судебные или иные служебные обязанности, то срок наказания увеличивается на треть.

В законодательствах некоторых других стран содержится единое определение терроризма для целей уголовного преследования <7>, а также дается список «террористических преступлений». ——————————— <7> Так, согласно Закону Великобритании «Акт о терроризме» под терроризмом понимаются действия (а равно угроза их применения), включающие серьезное насилие против личности, причиняющие серьезный ущерб собственности, подвергающие опасности человеческую жизнь (иную, чем лица, совершающего действие), а также здоровье или безопасность публики или части публики, рассчитаны на существенное противодействие или серьезный подрыв электронной системы. Оказание воздействия на правительство, международные правительственные организации и устрашение населения или его части традиционно рассматриваются в качестве одной из обязательных целей терроризма (действиями, предпринятыми для террористических целей, признаются в т. ч. действиями в интересах запрещенной организации). Причем, если названные действия (или угроза их совершения) включают применение огнестрельного оружия или взрывчатых веществ, они квалифицируются как терроризм вне зависимости от преследуемых целей.

Несмотря на отмеченные различия, уголовные законодательства иностранных государств предусматривают целую систему норм, направленных на пресечение террористической деятельности. И прежде всего речь идет о перечне так называемых преступлений террористического характера, при формулировании которых определяется не столько терроризм, сколько объективная сторона состава конкретных уголовно наказуемых деяний, иногда имеющих одноименное обозначение. При этом уголовное законодательство государств обычно не содержит понятий «террористическое преступление» или «преступление террористического характера», подобными понятиями оперирует правовая доктрина. Рассматривая терроризм (террористический акт) в качестве деяния, состоящего из общеуголовных преступлений, совершение которых преследует террористическую цель, иностранный законодатель учитывает его сложную природу, предполагающую многоуровневый объект посягательств. При этом отнесение физического лица к числу возможных объектов террористических посягательств свидетельствует о зрелости правовой системы государства, стремящегося обеспечить правовыми средствами безопасность личности, общества и государства. Вместе с тем изложенное позволяет прийти к выводу, что иностранный законодатель юридически ставит знак равенства между терроризмом и отдельными его проявлениями — террористическим актом и иными преступлениями террористического характера, вследствие чего за рамками терроризма остается такой важный его элемент, как идеология насилия. При анализе правового регулирования противодействия терроризму заслуживает внимания новация французского законодателя, установившего ответственность юридического лица за совершение преступлений <8>, в т. ч. террористических, включая покушение и соучастие в преступлении. Для привлечения юридического лица к уголовной ответственности достаточно, чтобы преступление было совершено его руководящими органами или представителями. Наказанию подлежит то юридическое лицо, с которым террорист поддерживает связь по поводу совершения преступления либо в котором он официально числится и в интересах которого действует. Уголовная ответственность юридического лица возникает и тогда, когда террористы используют в противоправных целях любую помощь, предоставленную им этим юридическим лицом. Юридическое лицо, равно как и его органы, может быть наказано вместе с физическими лицами — исполнителями и соучастниками <9>. Это положение представляет практический интерес с точки зрения повышения эффективности борьбы с терроризмом, поскольку очень часто террористы пользуются поддержкой различных коммерческих компаний, однако привлечь непосредственных участников преступления со стороны юридических лиц исключительно сложно. ——————————— <8> Также уголовная ответственность юридических лиц установлена в Дании, Бельгии, Канаде, Норвегии, США и др. странах. <9> Меньших А. А. Законодательство о борьбе с терроризмом во Франции — гарантия государственной защиты прав личности: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1999. С. 169 — 171.

Отдельного внимания заслуживает практика иностранных государств и международных организаций составления списков террористических организаций <10>, В Великобритании, например, существует подлежащий официальному опубликованию список террористических организаций, принадлежность к которым составляет оконченный состав преступления <11>. Таким образом, основным признаком виновности в совершении террористических преступлений в английском законодательстве считается принадлежность к запрещенной преступной организации. ——————————— <10> Напомним, что идея создания специальных списков международных террористических организаций была предложена госсекретарем США Мадлен Олбрайт еще в 1996 г., и в законы о борьбе с терроризмом внесли изменения, согласно которым внешнеполитическому ведомству вменялось в обязанность ежегодно составлять списки иностранных террористических организаций, в отношении которых действуют юридические ограничения: ее членам запрещается въезд в США, а американские финансовые институты обязаны замораживать все счета, связанные с такой организацией или с ее отдельным участником. Несколько лет американский опыт не был востребован, но положение резко изменилось после 11 сентября 2001 г., и теперь такого рода списки составляются по всему миру. Среди стран, составляющих списки террористических организаций, — Австралия, Канада, Япония и др., также существуют списки террористических организаций ООН, Европейского союза. <11> Кроме того, в Великобритании предусмотрен широкий перечень составов преступлений, непосредственно направленных на борьбу с организованными формами террористической деятельности.

С практической и научной точек зрения важно рассмотреть особенности правового регулирования института соучастия в террористической деятельности. В законодательстве иностранных государств сложились три подхода к квалификации соучастия в террористической деятельности: либо через нормы общей части уголовного законодательства, либо путем криминализации отдельных форм соучастия в виде самостоятельных составов преступлений, либо с использованием норм общей и специальной части уголовного законодательства. Так, зарубежное уголовное законодательство, помимо общей нормы об ответственности за создание преступных объединений, содержит и специальную — за создание террористических организаций <12>, помимо этого УК ФРГ, например, предусматривает ответственность за «создание террористических объединений за рубежом». Ответственность по этой статье наступает только в тех случаях, когда террористическое объединение не имеет ни одной структуры на территории ФРГ, однако при условии, что «террористическое» преступление должно было совершиться в ФРГ, исполнитель или жертва — граждане ФРГ <13>. Привлечение к ответственности за различные формы подстрекательства, пособничества и покушения на соучастие возможно с учетом общих положений, предусмотренных § 26 «Подстрекательство», § 27 «Пособничество», § 30 «Соучастие на покушение» УК ФРГ. ——————————— <12> § 129a УК ФРГ, ст. 421-6 УК Франции. <13> Подробнее см.: Жалинский А. Э. Современное немецкое уголовное право. М., 2004. С. 533.

УК Франции содержит специальную норму об ответственности за создание, руководство или участие в «группе или организации, созданных для подготовки любого из актов терроризма». При этом участие в «преступном сообществе, созданном в террористических целях» <14>, определяется как осуществление любой деятельности, будь то информационное, материально-техническое или финансовое обеспечение террористов. В УК Франции предусмотрена ответственность за различные виды причастности к террористической деятельности <15>: недонесение о готовящемся преступлении, укрывательство преступления. ——————————— <14> Закон Франции «О внутренней безопасности», 2004 г. <15> Тамаев Р. Е., Бурковская В. А. Россия и Европа: анализ законодательства, направленного на предупреждение экстремизма и терроризма. М.: Изд-во «Известия», 2008. С. 87.

Криминализирован иностранным законодателем такой вид соучастия в террористической деятельности, как содействие ей. В этой связи в ФРГ, например, установлена уголовная ответственность за поддержку террористического объединения, вербовку членов в состав террористического объединения, действующего как на территории ФРГ, так и за рубежом; предусмотрена уголовная ответственность в отношении лиц, использующих Интернет в целях прямого подстрекания к насилию или распространения соответствующих информационных материалов. О принятии мер уголовного характера против продвижения через Интернет «доктрин, основанных на идеологии экстремизма», 22 марта 2012 г. заявил президент Франции Н. Саркози <16>. Глава государства потребовал уголовного наказания за вход на «террористические сайты» в Интернете. Отмечается, что предполагается внести нормативные положения в УК, предусматривающие уголовное наказание за «апологию терроризма» или «призывы к ненависти и насилию». ——————————— <16> Поводом к принятию адекватных мер реагирования послужило убийство в Тулузе и Монтобане террористом — членом «Аль-Каиды» французских мирных граждан и военнослужащих-парашютистов.

В Великобритании уголовно наказуемым считается склонение лица к поддержке деятельности террористической организации, вербовка и подготовка лица в целях совершения преступлений террористического характера (причем субъектами уголовной ответственности являются как лицо, осуществляющее подготовку в целях совершения преступлений террористического характера, так и лицо, обучающееся в целях совершения преступлений террористического характера <17>) <18>, собирание информации, которая может быть использована для приготовления или совершения преступлений террористического характера <19>. ——————————— <17> Уголовно наказуемым является сам факт посещения лицом мест во время проведения там занятий по распространению информации, необходимой для совершения преступлений террористического характера при условии, что лицо знало о содержании и целях настоящих курсов. <18> Закон Великобритании о борьбе с терроризмом, 2006 г. <19> Закон Великобритании о терроризме, 2000 г.

Уголовная ответственность за финансирование терроризма наступает на основании общих норм об исполнительстве и соучастии (ФРГ), либо финансирование терроризма квалифицируется в качестве самостоятельного состава преступления (Великобритания, Франция, США, Израиль, Австрия, Италия). Заслуживает особого внимания «превенция источников финансирования». Так, итальянский законодатель в соответствии с Законом «О захвате заложников в целях вымогательства» предоставил компетентным органам <20> право накладывать арест на все движимое и недвижимое имущество заложника и его близких родственников с целью не допустить возможности выплаты ими выкупа <21>, что делает похищение людей в указанных целях бессмысленным и значительно сокращает источники финансирования терроризма. ——————————— <20> В связи с тем, что в разных государствах борьба с терроризмом относится к компетенции различных спецслужб, правоохранительных и иных компетентных органов, для целей данного исследования автор будет использовать термин «компетентные органы». <21> Супертерроризм: новый вызов нового века / Под общ. ред. А. В. Федорова. М., 2002. С. 110.

Установлено обязательное расследование в отношении экономических и финансовых активов лиц, подозреваемых в терроризме, активов членов семьи террориста или имущества, в которое были инвестированы незаконно приобретенные активы, а также предусматриваются арест и конфискация имущества, приобретенного в результате противозаконной деятельности. Установление подобной ответственности родственников террористов представляется актуальным и достаточно эффективным средством в предотвращении террористических актов, совершаемых в т. ч. и «террористами-смертниками», поскольку одним из мотивов совершения ими преступления является материальное обеспечение семьи. Во Франции установлена уголовная ответственность за невозможность подтвердить законное основание происхождения доходов лицом, которое находится в тесной связи с лицами, вовлеченными в совершение террористических преступлений. Несмотря на то, что указанное положение представляет собой изъятие из общего принципа презумпции невиновности, оно активно используется в противодействии легализации доходов, полученных в результате осуществления террористической деятельности, и предполагает конфискацию такого имущества, независимо от его нынешнего собственника. В целях повышения эффективности противодействия террористической деятельности отдельные страны идут по пути ужесточения уголовной ответственности за террористические преступления. Так, УК Австралии предусматривает пожизненное заключение за планирование теракта, участие в теракте, за организацию, руководство деятельностью террористической организации, ее финансирование, прохождение обучения, связанного с терактом — 25 лет, за хранение, собирание, производство вещи, связанной с терактом, — 15 лет. Предупреждению совершения террористических актов способствует увеличение и приравнивание меры наказания за содействие террористической деятельности, соучастие в совершении террористического акта и санкции за его совершение. В целях противодействия террористической деятельности, помимо криминализации новых террористических деяний, отдельных их элементов, зарубежное антитеррористическое законодательство идет по пути расширения полномочий компетентных органов, в т. ч. ограничивающих права человека. Выделим основные направления развития зарубежного законодательства в указанной области: 1. Компетентным органам предоставляется практически неограниченный доступ к базам данных государственных и частных организаций. Так, компетентные органы Франции наделены правом прямого и дистанционного доступа к негосударственным (банковским, корпоративным и др.) базам данных при наличии санкции суда <22>. С 2011 г. информацию о любом авиапассажире компетентные органы могут получить напрямую из базы данных авиакомпании. ——————————— <22> Закон Франции «Об ориентации и планировании в области внутренней безопасности», 1995 г.

2. Обязанность организаций предоставлять информацию по запросам компетентных органов. Например, в ФРГ Федеральному ведомству по охране конституции предоставлено право получения от авиапредприятий необходимой информации о пассажирах, авиарейсах, типах самолетов и других обстоятельствах авиаперевозок. Компетентным органам Италии в соответствии с Законом «О борьбе с терроризмом» предоставлено право использовать без ограничений записи систем аудио — и видеоконтроля, установленных на частных и государственных объектах <23>. ——————————— <23> Белая книга российских спецслужб. Изд. 2-е, перераб. М.: Агентство «Обозреватель», 1996. С. 131.

3. Использование террористическими организациями современных средств связи — от миниатюрных сотовых телефонов до спутниковых каналов, их активное применение при подготовке и совершении терактов побуждает компетентные органы к принятию адекватных мер реагирования. Поэтому в качестве отдельного направления развития иностранного законодательства, касающегося расширения полномочий компетентных органов, можно выделить упрощение процедуры, связанной с ограничением прав человека на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также введение обязанности операторов телекоммуникационных систем в течение определенного периода сохранять переданные их клиентами данные. В соответствии с Законом США «О предоставлении дополнительных полномочий специальным службам в сфере борьбы с терроризмом» в обосновании на проведение контроля телефонных разговоров и снятие информации с технических каналов связи теперь достаточно указать, что данная мера необходима для проведения расследования, направленного на защиту от международной террористической или иностранной разведывательной деятельности <24>. ——————————— <24> Горбунов Ю. С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. М., 2008. С. 397.

С 2007 г. законным является прослушивание международных телефонных переговоров и просмотр электронных писем американских граждан без санкции суда. В современных условиях распространенным средством связи и коммуникации является Интернет, к тому же он выступает в качестве эффективного способа распространения идеологии терроризма, в связи с чем его регулированию за рубежом придается важное значение. Расширяются возможности компетентных органов США вести розыск подозреваемых в терроризме личностей при помощи оперативного наблюдения за Интернетом. Такое наблюдение может осуществляться с помощью разработанной и используемой ФБР системы онлайнового наблюдения «Carnivore», которая позволяет проводить отслеживание посещений Web-страниц и корреспондентов по электронной переписке, в некоторых случаях, при наличии чрезвычайных обстоятельств — без ордера, выдаваемого судом, а лишь с одобрения прокуратуры. Кроме того, на провайдеров, телефонные компании или кредитные организации возлагается обязанность без судебного ордера о выемке предоставлять государству информацию о потребителе их услуг, если ФБР утверждает, что такая информация требуется для проведения санкционированного расследования международного терроризма или тайной разведывательной деятельности при условии, что подобное расследование в отношении гражданина США проводится только лишь ввиду его деятельности, охраняемой первой поправкой к Конституции США (эта поправка закрепляет за гражданами свободу религии и политические свободы: слова, печати, объединений, демонстраций и манифестаций) <25>. ——————————— <25> URL:http:// юрзнания. рф/ библиотека/ 227-право-иностранных-государств/ 1849-угрожает-ли-акт-патриота — биллю-о-правах-новый-антитеррористический-закон-сша.

Таким образом, американским компетентным органам предоставлены весьма широкие возможности «электронного» контроля и прослушивания телефонных переговоров как граждан своей страны, так и иностранцев, что позволяет собирать им огромный объем информации под видом борьбы с терроризмом и иностранной разведкой. Сотрудники французских компетентных органов вправе без специального разрешения судебной инстанции, однако под контролем и с санкции генерального инспектора Национальной полиции, запрашивать имена интересующих их абонентов и данные о произведенных ими звонках у телефонных операторов. С 1 октября 2007 г. такая практика распространена и на компании, предоставляющие доступ к сети Интернет. Вместе с тем для прослушивания телефонных переговоров во Франции установлены достаточно жесткие требования <26>. ——————————— <26> Прослушивание телефонных переговоров во Франции допускается «по указанию судебной власти в ходе криминального расследования». В качестве исключения допускается прослушивание телефонных переговоров «в целях сбора информации, имеющей ценность для национальной безопасности, информационной защиты научного и экономического потенциала Франции, для предотвращения терроризма, организованной преступности и правонарушений, а также создания и деятельности… частной милиции и групп боевиков». При таких обстоятельствах министр обороны, министр внутренних дел и министр таможенной службы должны обратиться к премьер-министру с письменным запросом, содержащим основания для прослушивания. Только премьер-министр или два его специально назначенных помощника могут разрешить прослушивание телефонных переговоров, причем это разрешение должно выдаваться в письменной форме и содержать основания для прослушивания. Премьер-министр за 48 часов до начала прослушивания «в интересах национальной безопасности» обязан известить председателя Комиссии по контролю за телефонным прослушиванием в интересах национальной безопасности (Закон «О неприкосновенности корреспонденции, передаваемой средствами телекоммуникаций»). Достаточно сложная процедура для прослушивания телефонных переговоров предусмотрена и в ФРГ. Нормы о прослушивании телефонов изложены в Дополнении G-10 к Основному закону Федеративной Республики, Законе ФРГ «Об ограничении конфиденциальности почтовых и электронных отправлений». В соответствии с этим Законом ордер на прослушивание выдается федеральным министром или высшими властями земель по запросу Федерального бюро по защите Конституции, властей земель, ответственных за защиту Конституции, военной контрразведки или Федеральной информационной службы. Главной гарантией соблюдения прав граждан в указанной сфере является создание Комитета G-10, который обладает весьма широкими контрольными полномочиями, а также имеет право принять решение об отмене прослушивания, не подлежащего обжалованию в суде.

4 апреля 2012 г. британская радиовещательная компания ВВС сообщила, что британское правительство собирается обнародовать закон, по которому при необходимости Интернет-провайдеры и телекоммуникационные компании будут обязаны предоставлять компетентным органам подробные материалы о работе клиентов в сети или об их телефонных разговорах, в т. ч. и в режиме реального времени. Отмечается, что без санкции суда компетентные органы не смогут получить доступ к личным сведениям, однако новые полномочия дадут им возможность определять круг контактов пользователей и частоту общения с ними <27>. Законопроект сталкивается с серьезным противостоянием представителей политических партий и иных общественных объединений, поскольку предполагается, что информация о данных электронной почты, телефонных звонках и пользовании сетью будет записываться и храниться в течение двух лет. И власти без всякого спроса смогут получать доступ к этой информации. ——————————— <27> URL: http://www. bbc. co. uk/russian/uk/2012/04/120404_british_press. shtml.

4. Ограничение права лица, подозреваемого в терроризме, на пользование услугами защитника. Например, согласно УПК Франции не допускается свидание с защитниками в течение первых 72 часов. В Великобритании в течение 48 часов после задержания могут быть ограничены права задержанного на общение с адвокатом, а также на сообщение третьему лицу о своем задержании. Кроме того, ограничивается право требовать присутствия защитника при проверке судом обоснованности вынесения постановления о запрете контактов и иных следственных действий. Закон ФРГ «Об изменении Вводного закона к Закону о судоустройстве» допускает запрет на всякое общение арестованных (заключенных) друг с другом, с внешним миром, а также с защитниками как в письменной, так и устной форме при наличии реальной угрозы жизни, здоровью или свободе человека, с целью предупреждения подготовки или поддержки «террористических» преступлений. 5. Ограничение принципа презумпции невиновности. Практически по всем составам террористических преступлений антитеррористическим законодательством Великобритании предусматривается, что доказывать отсутствие умысла на совершение преступлений должен сам обвиняемый <28>. ——————————— <28> Например, в силу ст. 11 Акта о терроризме (2000 г.) лицо, обвиненное в участии в террористической организации, обязано доказать, что эта организация не была отнесена к запрещенным (по крайней мере, на тот момент, когда он стал ее членом или заявил о том, что является ее членом) и что он не принимал участия в деятельности организации с того времени, как она была запрещена.

6. Некоторые законодательства допускают действие обратной силы закона по террористическим преступлениям. Так, в 1986 г. французский законодатель установил, что новое законодательство по борьбе с терроризмом распространяется и на преступления, совершенные до его вступления в силу. 7. Установление более длительного, по сравнению с иными категориями преступлений, срока полицейского задержания лиц, подозреваемых в терроризме. Во Франции срок полицейского задержания лиц, подозреваемых в терроризме, составляет до 96 часов, а при наличии высокой вероятности совершения актов терроризма как на территории Франции, так и за ее пределами, а также для осуществления международного сотрудничества срок полицейского задержания лица может быть продлен судьей до шести дней. В Великобритании срок задержания составляет до 48 часов, тогда как по преступлениям иной категории этот срок составляет 24 часа. 8. Расширение полномочий компетентных органов при производстве обысков. Например, сотрудники компетентных органов США и Франции при расследовании террористических преступлений вправе проводить осмотры и обыски помещений негласно, т. е. без своевременного уведомления владельца помещения, причем вещественные доказательства, обнаруженные в ходе такого обыска, могут быть предъявлены в суде на законных основаниях. В Великобритании полиции предоставлено право проведения обысков физических лиц в четко обозначенных районах, даже если в отношении досматриваемых нет прямых подозрений в причастности к террористической деятельности <29>. Законом «О терроризме» <30> компетентным органам предоставлено право проводить досмотр любой собственности, принадлежащей или находящейся под контролем подозреваемых, в т. ч. во внутренних водах Великобритании. ——————————— <29> Во многих случаях обыски белых британцев проводятся лишь для статистики — полиция опасается обвинений в репрессивных действиях только против выходцев из Южной Азии и темнокожих иммигрантов. При этом лишь менее одного процента обысков приводят к задержанию, да и то по причинам, не связанным с подозрениями в террористическ ой деятельности. <30> Terrorism Act, 2006 г.

С принятием в 2009 г. Закона «О предотвращении угроз международного терроризма» Федеральное управление уголовного розыска ФРГ получило расширенный круг полномочий в расследовании и предупреждении терроризма, в т. ч. наделено правом проведения обыска персонального компьютера. Федеральный конституционный суд определил условия, при которых компетентные органы могут совершить обыск компьютера. А именно только в случае конкретных опасностей и тяжких преступлений следователи могут с разрешения судьи тайно проникнуть в компьютер. В срочных случаях президент Федерального уголовного ведомства может дать разрешение на обыск без предварительного судебного разрешения, но должен иметь неопровержимые доказательства совершения преступления. 9. Ограничение передвижения, домашний арест, ограничение в пользовании телефонной связью, Интернетом, поездках по стране и встречах с другими людьми. Законом Великобритании «О предотвращении терроризма» <31> введена система «контрольных ордеров», применяемая как к британским подданным, так и к гражданам иностранных государств <32>. «Контрольные ордера» призваны предотвратить дальнейшее участие потенциальных террористов в преступной деятельности и предусматривают перечень мер по «принудительному ограничению их свободы», включающий в себя контроль за перемещением с помощью «неснимаемого» электронного браслета, ежедневный 16-часовой домашний арест на весь период действия «контрольного ордера», запреты пользоваться средствами связи, заниматься некоторыми видами деятельности (учеба, работа, чтение проповедей и т. п.), общаться с другими людьми, посещать конкретные города, регионы страны и учреждения, требования находиться в определенном месте в определенное время, ежедневно отмечаться в полицейском участке, предоставлять властям доступ к жилищу, уведомлять о предполагаемых перемещениях. 26 января 2011 г. было объявлено о предстоящей замене этих юридических институтов контроля над потенциальными террористами «менее жесткими и более адресными мерами в области предотвращения террористических нападений» <33>. Так, предполагается заменить нынешний 16-часовой домашний арест на запрет покидать жилище в ночное время суток, а также разрешить пользоваться мобильными телефонами и Интернетом <34>. ——————————— <31> The Prevention of Terrorism Act, 2005 г. <32> Пиджаков А. Ю. Указ. соч. С. 126. <33> По материалам газеты The Guardian, март 2011 г. <34> Разрабатываемый властями пакет альтернативных мер уже окрестили «облегченным вариантом контрольных ордеров» (control orders lite).

10. Предусматривается возможность изъятия из общего правила рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей. Закон Великобритании об уголовном судопроизводстве (2003 г.) допускает направление обвинением ходатайства в судебную инстанцию о проведении судебного заседания без привлечения присяжных заседателей. Для удовлетворения подобного ходатайства судья должен прийти к заключению о существовании очевидного и реального риска оказания нежелательного воздействия (давления) на присяжных <35>; эти опасения должны быть в достаточной степени основательными для аргументации в пользу отвода присяжных от участия в судебном разбирательстве для обеспечения нормального и беспристрастного судопроизводства. ——————————— <35> В данном Законе приведены примеры ситуаций, в которых присутствует очевидный и реальный риск оказания давления на присяжных, например, ситуация, когда судебный процесс должен проводиться повторно и в ходе предшествующего процесса имел место отвод присяжных в связи с выявленными фактами оказания на них давления, или ситуация, когда в ходе предшествующего судебного процесса имело место оказание давления на присяжных заседателей, в т. ч. со стороны конкретного подсудимого или любого из группы подсудимых; ситуация, когда имело место запугивание или была предпринята попытка запугивания любого лица, способного выступить в качестве свидетеля на судебном процессе.

11. Создание специальных судов для рассмотрения дел о терроризме. Во Франции в 1960 г. был учрежден Суд по делам национальной безопасности, в компетенцию которого входило рассмотрение дел о терроризме и посягательствах на безопасность государства, экстраординарный по своему составу и применяемым процедурам. В 1981 г. он был упразднен, а нерассмотренные дела переданы в суды общей юрисдикции. Вместе с тем власти сочли необходимым, строго придерживаясь принципа равного отношения к делам о терроризме и другим делам в рамках общего законодательства, учесть при этом некоторые специфические особенности, присущие терроризму. Так, была предусмотрена централизация судопроизводства, следствия и вынесения судебных решений путем передачи таких дел в городской суд Парижа, наделенный параллельной юрисдикцией с другими территориальными судебными органами. Централизация позволяет избежать рассмотрения таких дел в отрыве друг от друга, при этом на случай коллизии компетенций предусмотрены соответствующие контрольные механизмы. Централизация также обеспечивает глубокое знание судом той среды, в которой действуют террористы, и тех средств, к которым они прибегают. Это способствует эффективному сотрудничеству между антитеррористическими структурами на национальном и международном уровнях, включая штаб-квартиры служб внутригосударственной безопасности. Вместе с тем, чтобы оградить гражданских присяжных от возможного запугивания, Закон 1986 г. предусматривает, что при рассмотрении уголовных дел о терроризме формируется коллегия из профессиональных судей. Конституционный совет Франции подтвердил соответствие закона Конституции страны. С 2007 г. централизация распространяется также на период после вынесения приговора, включая рассмотрение ходатайств об условно-досрочном освобождении и вопросы исполнения наказаний в целом <36>. ——————————— <36> Обзор дел о терроризме / Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Нью-Йорк, 2010. С. 75.

В Италии для разбирательства дел, связанных с террористической деятельностью, созданы специальные суды, которые осуществляют свою деятельность в закрытом режиме без участия общественности. 12. Особая защита участников уголовного судопроизводства по делам о терроризме подчиняется действию общих норм уголовно-процессуального и иного законодательства, регламентирующего вопросы такой защиты. Предусматривается возможность дачи свидетельских показаний без раскрытия персональных данных лица (ФРГ, Франция). Кроме того, французские полицейские имеют право не выступать в судебных слушаниях под своими именами, для этого они пользуются регистрационными номерами, которые им присваивает генеральный прокурор. Указанные меры позволяют, с одной стороны, обеспечить безопасность участников уголовного процесса, с другой стороны, дают возможность суду всесторонне исследовать доказательства по делу. Нельзя не остановиться на такой тенденции развития зарубежного законодательства, как введение экстерриториального действия актов в сфере противодействия терроризму. Так, в ответ на теракты 11 сентября 2001 г. в ФРГ были приняты два чрезвычайных антитеррористических законодательных пакета, расширяющих полномочия компетентных органов. В частности, полиция получила возможность вести расследование деятельности какой-либо иностранной террористической группировки, даже если она не совершила никаких насильственных акций на территории ФРГ. Указанная деятельность включает в себя сбор средств, членство, оказание помощи, вербовочную работу и привлечение сообщников для зарубежных террористических организаций. Прежде подобные действия допускались только в случае, если, по меньшей мере, одно из своих подразделений террористические организации располагали в ФРГ. Немецким компетентным органам было также дано разрешение перенаправлять коллегам из других стран Европейского союза информацию о находящихся в ФРГ лицах, подозреваемых в терроризме. На территории всех 25 стран Европейского союза применяется Европейский ордер на арест <37>, предполагающий выданное государством — членом Европейского союза судебное решение в целях задержания и передачи другим государством-членом разыскиваемого лица для осуществления уголовного преследования либо для исполнения наказания или меры безопасности, связанных с лишением свободы. На основе принципа взаимного признания и в соответствии с положениями Рамочного решения государства-члены исполняют любой европейский ордер на арест. Европейский ордер на арест применяется только на территории государств — членов Европейского союза. Рамочное решение не затрагивает двухсторонних и многосторонних договоренностей, заключенных государством — членом Европейского союза с третьими странами, не входящими в Европейский союз. ——————————— <37> Рамочное решение Совета Евросоюза «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами».

В США принят ряд актов, допускающих вторжение в пределы территории иностранных государств для поиска, захвата или уничтожения там террористов. Допускается проведение на территории иностранных государств расследования совершенных преступлений, а также применение вооруженных сил США против государств, где находятся террористы. Кроме того, распространена практика содержания без суда и следствия в тюрьмах США, находящихся за пределами их территории, где конституционно-правовые гарантии на заключенных не распространяются и обращение с ними не требует соблюдения прав человека <38>. ——————————— <38> Наиболее известна тюрьма Гуантанамо на Кубе, также развернута сеть тайных пересыльных тюрем ЦРУ в Восточной Европе. В Ираке факты применения американскими военнослужащими пыток, например в тюрьме Абу-Грейб (Baghdad Central Confinement Facility), были официально признаны руководством Вооруженных сил США в начале мая 2004 г.

Законом о полномочиях национальной обороны в 2012 финансовом году <39> Президент США наделяется полномочиями без получения предварительной санкции Верховного Суда в случае чрезвычайной обстановки и в условиях ведения войны против террористических организаций и отдельно взятых террористов как на территории США, так и за рубежом привлекать вооруженные силы США для проведения арестов и задержания террористов «Аль-Каиды» и «Талибана», а также лиц, им содействующих. Кроме того, сроки заключения указанных лиц не ограничены. Содержание под стражей в военной тюрьме не применяется к гражданам США и, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией США, к законно проживающим иностранцам. ——————————— <39> National Defense Authorization Act for Fiscal Year, 2012 г.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что США проводят разграничение в плане обеспечения прав и свобод между собственными гражданами и иностранцами, закрепив тем самым систему двойных стандартов <40>. США стали использовать военное судопроизводство в мирное время для неграждан. Закон о военных судах, принятый в сентябре 2006 г., предусматривает создание военных судов для рассмотрения дел террористов и санкционирует применение в отношении их «жестких» методов следствия. Закон предоставляет гарантии освобождения от ответственности сотрудникам американских компетентных органов, использующих подобные методы. ——————————— <40> Система двойных стандартов в области прав человека применяется и другими государствами. Например, Закон Великобритании «О предотвращении терроризма» 2005 г. предоставил правоохранительным органам полномочия на задержание иностранцев, подозреваемых в террористической деятельности, на неопределенное время без предъявления обвинения и судебного разбирательства.

В настоящее время в США наметилась практика передачи захваченных террористов после получения от них необходимой информации другим государствам. Применяется также и метод физического уничтожения боевиков, их баз и иных объектов как с использованием подразделений вооруженных сил, так и компетентных органов <41>. ——————————— <41> Такая практика существует в США, Израиле, Турции, Перу и некоторых других государствах.

Используется практика распространения национальной юрисдикции на территорию иностранного государства и для принудительного, тайного похищения (вывоза) с территории такого государства находящихся там террористов, проведения там иных операций. Такие действия получают в последнее время все большее распространение и обосновываются правом на индивидуальную или коллективную самооборону от вооруженного нападения в соответствии со ст. 51 Устава ООН. Проведенный анализ антитеррористического законодательства иностранных государств позволил автору выделить следующие основные его направления: — совершенствование уголовно-правовой квалификации элементов террористической деятельности (включая сам террористический акт, установление уголовной ответственности юридического лица, специализация института соучастия в террористической деятельности); — ужесточение уголовной ответственности за преступления террористического характера (приравнивание меры наказания за совершение террористического акта с санкциями за соучастие в нем и за содействие террористической деятельности, криминализация связи с террористической организацией); — криминализация финансирования терроризма, включая «превенцию источников финансирования», и криминализация доходов, полученных в результате террористической деятельности; — расширение полномочий субъектов, осуществляющих противодействие терроризму, в т. ч. ограничивающих права человека (предоставление компетентным органам практически неограниченного доступа к государственным и частным базам данных, упрощение процедуры, связанной с ограничением прав человека на тайну переписки, телефонных переговоров, расширение полномочий при производстве обысков, ограничение передвижения подозреваемых, в общении, пользовании телефонной связью и Интернетом, ограничение их права на пользование услугами адвоката, изъятие из принципа презумпции невиновности); — введение процессуальных особенностей для расследования преступлений терроризма (действие обратной силы закона, возможность рассмотрения дел о терроризме без участия присяжных заседателей, создание специальных судов для рассмотрения таких дел); — экстерриториальное действие законов, а также введение различного правового статуса граждан своей страны и иностранцев. Отмеченные выводы будут использованы автором при анализе антитеррористического законодательства Российской Федерации и выработке предложений по его совершенствованию. Как представляется, рационально-критическое использование зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму будет способствовать созданию в нашей стране эффективного механизма противодействия терроризму.

——————————————————————