Лихим автолюбителям посвящается

(Облачинский А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 30)

ЛИХИМ АВТОЛЮБИТЕЛЯМ ПОСВЯЩАЕТСЯ…

А. ОБЛАЧИНСКИЙ

Облачинский Анатолий, юрист, г. Москва.

С 1 июля 2012 года вступили в силу широко обсуждаемые изменения в ПДД и КоАП РФ, которые вводят административную ответственность за нарушения правил остановки и стоянки, а также тонировки стекол. Эти поправки могут помочь преодолеть напряженность на дорогах мегаполисов.

Отечественные мегаполисы стоят в пробках

Сегодня транспортная ситуация на дорогах мегаполисов России характеризуется исключительно как напряженная. Специалисты выделяют две основные причины такого положения дел: во-первых, неразвитость транспортной инфраструктуры городов, во-вторых, недостаточность правового регулирования взаимодействия трех основных субъектов дорожно-транспортного движения — сотрудников ГИБДД, автолюбителей и пешеходов.

Несомненно, дороги российских городов оставляют желать лучшего. То, что мы имеем сейчас, в большей степени является наследством богатого прошлого. Основная масса дорог строилась в 60-е годы прошлого столетия, когда по улицам сновали редкие «копейки» да «Волги». Сейчас на смену им пришли мощные и громоздкие «немцы» и «корейцы». Кроме того, численность автомобилей в таких мегаполисах России, как Москва и Санкт-Петербург, увеличилась во много раз и по сегодняшний день продолжает расти в геометрической прогрессии.

При этом, как показывает практика, относительно новые дороги, построенные в начале 2000-х годов, уже сейчас не выдерживают возложенную на них нагрузку. Для примера можно назвать третье транспортное кольцо в Москве. Оборудованный по всем современным требованиям high way в будни просто замыкается. Конечно, есть более новые дороги, такие как трасса М-4 «Дон», с развернутыми платными участками, но по сей день они являются скорее исключением из правила.

Некоторым автолюбителям кажется, что отечественные мегаполисы оказались в замкнутом круге, что выхода из сложившейся ситуации нет и проще пересесть на общественный транспорт. В этом есть рациональное зерно. Однако доля таких водителей очень мала, да и сказать о стремлении властей улучшить общественно-транспортное хозяйство городов нельзя. Вот и получается, что эти же автолюбители возвращаются в пробку, а их дополняют толпы новоиспеченных водителей.

Начинать нужно с себя, а штрафы помогут

В любом механизме есть ключевые детали, от работы которых зависит здоровое функционирование всей системы. Как бы много ни кричали многочисленные сообщества автолюбителей о разгуле беспредела среди сотрудников ГИБДД, о безответственности пешеходов и об отсутствии новых дорог и сколько бы ни проводили массовых акций протеста, новых дорог в одночасье им не дождаться, пешеходов не заставить неукоснительно соблюдать ПДД.

Являясь ключом всей системы, водители должны обратить внимание именно на себя и своих коллег. Каждый обязан неукоснительно соблюдать предписанные положения и проявлять гражданский долг, сообщая компетентным ведомствам о фактах, оказывающих негативное влияние на транспортную ситуацию, а усиление ответственности за нарушение ПДД в этом поможет.

Об ужесточении штрафов за нарушение ПДД в последнее время не говорил только самый ленивый политик. Эта тема активно обсуждалась в Интернете, на многочисленных коллегиях, акциях и форумах.

Как показывает история современного российского правотворчества, лето является самым богатым на введение новых норм временем. Исключением не стал и 2012 год.

С 1 июля настоящего года вступили в законную силу поправки в ПДД и КоАП РФ, которые имеют целенаправленную задачу борьбы с любителями бросать автомобиль в неположенном месте, создавая помехи другому транспорту.

Новые меры, которые вводят административную ответственность за нарушения правил остановки и стоянки, а также тонировки стекол, можно разделить на три группы:

1. Введение и (или) повышение административного штрафа.

2. Введение и (или) повышение административного штрафа, совмещенные с эвакуацией транспортного средства.

3. Снятие номерных знаков с автомобиля.

Повышение административного штрафа

Плотность движения на крупных перекрестках мегаполисов порой зашкаливает. В отсутствие сотрудника ГИБДД, регулирующего поток транспорта, можно наблюдать картину, когда на перекресток выезжают машины, которые заведомо не смогут пересечь его во время зеленого света. Тем самым они перекрывают движение встречному транспорту. Автомобили не успевают проезжать в положенное время. Такие действия дестабилизируют общую ситуацию в области перекрестка и приводят к образованию многокилометровых пробок.

Теперь за выезд на перекресток, занятый впереди идущими машинами, можно получить штраф в размере 1000 руб. До 1 июля 2012 года за данное административное правонарушение КоАП РФ предусматривал штраф в размере 100 руб.

Крупнейшие шоссе часто пролегают через спальные районы, где утром гуляют собачники, идут в школу ученики, а вечером бегает детвора и ходят мамы с колясками. Как правило, такие зоны в лучшем случае обеспечены «лежачими полицейскими». Именно эта, казалось бы, безопасная территория постепенно превращается в раллийную трассу, где летают многочисленные автомобили, объезжающие пробку на главной дороге.

Новый закон увеличивает штраф до 3000 руб. за объезд пробок через жилые дворы. Ранее за такие действия было предусмотрено взыскание штрафа в размере 500 руб.

В общем, эта группа мер административной ответственности является воспитательной. Ранее они также присутствовали в КоАП РФ, но по причине малой суммы штрафа редко применялись на практике.

Штраф с эвакуацией

Данная группа административных штрафов является реальным ответом власти водителям, привыкшим кататься где и как им захочется и бездумно бросать свои машины, которые в конечном счете становятся помехой для другого транспорта, в том числе общественного.

В борьбе за комфортное и быстрое передвижение городского транспорта на многих напряженных шоссе и проспектах вводятся выделенные линии, которые стали главной дорогой для лихих автомобилистов. С июля 2012 года за движение «с ветерком» по полосам для общественного транспорта можно схлопотать штраф в размере 3000 руб., а за остановку на них наказание будет сопряжено с эвакуацией автомобиля.

Зачастую можно наблюдать, как общественный транспорт не может подъехать к остановкам, а люди не в состоянии спокойно перейти дорогу по наземному пешеходному переходу даже на разрешающий сигнал светофора. Виной тому — многочисленные автомобили на тротуарах, остановках и переходах.

Теперь за остановку на пешеходном переходе или площадке для высадки и посадки пассажиров общественного транспорта к водителю будет применен штраф в размере 3000 руб., при стоянке на этих объектах — штраф с эвакуацией автомобиля.

Хотелось бы отметить, что ужесточается ответственность за нарушение знаков и разметки «Остановка запрещена» или «Стоянка запрещена», а также за остановку или стоянку во втором ряду и на трамвайных путях. В новой редакции за данные правонарушения водителя ждет штраф 3000 руб. с эвакуацией транспортного средства.

Снятие номерных знаков с автомобиля

В этой группе мер административной ответственности необходимо уделить внимание двум важнейшим пунктам, которые имеют некий психологический аспект, позволяющий водителям поступать вразрез с законом.

1. Многие сталкивались с хамским поведением водителей машин с наглухо тонированными стеклами, которые крейсером проносятся мимо других автомобилей, нарушая все мыслимые и немыслимые правила. Зачастую маневры таких машин являются причиной серьезных ДТП. Лихие водители, спрятавшиеся от закона и общественного порицания в тонированных автомобилях, чувствуют свою безнаказанность. С 1 июля скрыться уже не получится. За тонировку лобового и передних боковых стекол предусмотрено снятие номерных знаков.

При применении этой ответственности законодатель сохранил здравый смысл. Допускается полная тонировка задних стекол, а передних — в допустимых пределах, указанных в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств (далее — Технический регламент), утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720. Согласно Техническому регламенту светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70%.

2. Нередко вместе с глухой тонировкой крутые автомобилисты устанавливают специальные световые и звуковые сигналы, в просторечии — «мигалку» и «крякалку». Как правило, применение таких приборов гражданскими машинами без нанесения специальных цветографических схем приводит к аварийным ситуациям. За такую самодеятельность водителя также ждет снятие номерных знаков.

Введение такой меры ответственности говорит о том, что законодатель стремится унифицировать поведение автомобилистов в транспортном потоке. Но этот шаг является оправданным, он приближает отечественное законодательство о ПДД к международным стандартам.

Большой брат следит за тобой…

С введением новых мер ответственности произошло ужесточение наказания за нарушения ПДД: значительно повысились суммы штрафов (в 5 — 10 раз), автомобили могут быть эвакуированы, и с них могут быть сняты номерные знаки. До 1 июля 2012 года рассмотренные выше меры либо отсутствовали, либо были настолько малы, что вести речь об их реальном применении не имело смысла.

На сегодняшний день ГИБДД уже провела работу по информированию населения о новых мерах ответственности. Кроме того, сформированы специальные мобильные группы, которые с 1 июля патрулируют улицы городов и фиксируют на фото нарушения, а в последующем направляют на почтовый адрес автолюбителя постановление о привлечении к административной ответственности за эти нарушения.

——————————————————————