Борьба с преступлениями террористического характера в России и проблемы реагирования на них в 2011 году

(Паненков А. А.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 9)

БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАГИРОВАНИЯ НА НИХ В 2011 ГОДУ <*>

А. А. ПАНЕНКОВ

——————————— <*> Panenkov A. A. Fight against the crimes of the terrorist nature in Russia and problems of reaction to them in 2011.

Паненков Александр Александрович, старший научный сотрудник отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

В статье автор анализирует результаты борьбы с преступлениями террористического характера в России и проблемы реагирования на них в 2011 году, делает прогноз на 2012 год и конкретные предложения по снижению уровня террористических угроз.

Ключевые слова: борьба, преступления, терроризм, проблемы, реагирование, финансирование, теракты, координация, взаимодействие, разведка.

In the article the author analyzes results of the fight against the crimes of the terrorist nature in Russia and problems of reaction to them in 2011, predicts for 2012 and makes concrete proposals to reduction of the level of the terroristic threats.

Key words: fight, crimes, terrorism, problems, reaction, financing, acts of terrorism, coordination, interaction, intelligence.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев 19 января 2012 года заявил: «…Нам крайне необходимо выявлять и каналы поставок оружия, и финансовых средств террористов; работая на опережение, срывать существующие планы преступников; в необходимых случаях — делиться информацией с нашими партнерами, потому что война против террора носит глобальный характер…» <1>. ——————————— <1> Дмитрий Медведев посетил Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных Сил России. 19 января 2012 г., Москва. Верховный главнокомандующий заслушал доклад начальника ГРУ генерал-майора Игоря Сергуна, а также вручил государственные награды ряду сотрудников Главного разведывательного управления. URL: http:// kremlin. ru/news/ 14329#sel=11:1,11:53.

Видные криминологи обоснованно отмечают, что «…правовое реагирование на терроризм должно вестись исходя из конкретизированных юридических определений и в правовом поле…» <2>. ——————————— <2> Долгова А. И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом: Пособие. Общая часть. М., 2012. С. 6.

Фактически Россия живет от одного резонансного террористического акта до другого, с массовой гибелью граждан или сотрудников милиции, военнослужащих. Только после этого выясняются существенные недостатки в деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, низкий уровень антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры, критических объектов, школ, больниц и т. д., пробелы в праве. Террористы успешны в проведении террористических актов потому, что основной их удар направлен против безоружных людей, детей, женщин, стариков. Поэтому возрастает профилактическая роль государственных, общественных органов, религиозных деятелей в предупредительной деятельности, в работе с молодыми людьми, способными пополнить ряды участников организованных преступных формирований террористического характера (организованная группа, НВФ, банда, преступная организация (сообщество)). Нейтрализация активных, непримиримых участников ОПФ и их лидеров является одним из главных направлений профилактической деятельности спецслужб и правоохранительных органов России. Неотвратимость уголовного наказания за преступления террористического характера, широкое освещение в СМИ и Интернете вступивших в законную силу приговоров в отношении террористов, открытое осуждение осужденных со стороны семьи, односельчан, однотейповцев, старейшин рода и религиозных деятелей, которые не оправдывают убийства других людей по любым мотивам, также является важным предупредительным действием. То есть важна конкретная работа с лицами, втянутыми в орбиту деятельности ОПФ террористического характера. Полностью искоренить терроризм как социальное явление в обозримом будущем не представляется возможным, но снизить его до социально приемлемого уровня возможно. Несмотря на принятые в 2010 — 2011 гг. правоохранительными органами и спецслужбами России меры по борьбе с терроризмом и его финансированием, выявить и перекрыть все внутренние и внешние каналы и источники финансирования и избежать резонансных террористических актов не удалось. Террористические акты 29 (-), повлекшие массовую гибель и ранения мирных граждан, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, произошли в Северо-Кавказском федеральном округе — 15 (снижение — 6,3%), Центральном ФО — 6 (+ 20,0%), Приволжском ФО — 2 (100,0%), Южном федеральном округе — 1 (-50%), Дальневосточном ФО — 1, Северо-Западном ФО — 1. Ранжирование субъектов в СКФО по количеству зарегистрированных террористических актов выглядело следующим образом: Республика Дагестан — 8 (снижение на 20,0%), Чеченская Республика — 4 (-), Ставропольский край — 2 (снижение на 33,3%), Республика Северная Осетия Алания — 1 (0), Кабардино-Балкарская Республика — 0 (снижение на 100%), Республика Ингушетия — 0 (снижение на 100%), Карачаево-Черкесская Республика — 0 (-) преступлений. 24 января 2011 г. произошел террористический акт в зоне прилета международных рейсов аэропорта «Домодедово», погибли 37 и получили ранения еще около 180 лиц. Расследование по делу в настоящее время завершено: привлечены к уголовной ответственности 4 лица, остальные объявлены в розыск. Преступления террористического характера составляли всего три сотых процента в структуре преступности России, но представляли очень большую общественную опасность и вызывали огромный общественный резонанс. В 2011 г. произошел рост на 7,1% зарегистрированных преступлений террористического характера: 622 против 581 преступления в 2010 г. Как и ранее, наибольшее их количество — 576 преступлений (против 464 в 2010 г., рост на 24,1%) — имело место в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО). На первом месте по числу зарегистрированных преступлений террористического характера была Республика Дагестан, где было зарегистрировано 220 преступлений террористического характера (против 63 в 2010 г., рост на 249,2%), за ней следует Чеченская Республика — 218 (против 320 преступлений в 2010 г. снижение на 31,9%). В то же время в Чеченской Республике в 2011 г., несмотря на динамику снижения, было больше всего предварительно расследовано преступлений террористического характера — 172 (- 31,5%) и направлено в суд с обвинительным заключением уголовных дел — 103 (- 16,3%), т. е. следственные и оперативные подразделения правоохранительных органов Чеченской Республики оставались лидерами в борьбе с преступлениями террористического характера, как и ранее, работали в усиленном режиме. На втором месте была Республике Дагестан, где предварительно расследовано преступлений террористического характера — 143 (+ 232,6%) и направлено в суд с обвинительным заключением уголовных дел — 55 (рост на 161,9). В связи с реформированием правоохранительной системы России, сложностью сбора доказательств по уголовным делам террористического характера, низкой эффективностью работы субъектов оперативно-розыскной деятельности, отсутствием достаточного уровня координации и взаимодействия следственных подразделений с субъектами оперативно-розыскной деятельности, произошло снижение числа выявленных лиц, совершивших преступления террористического характера: в 2011 г. было выявлено 377 лиц (снижение на 6,2%) (в 2010 г. — 402 лица). В то же время увеличилось число предварительно расследованных преступлений и направленных в суд уголовных дел: в 2011 г. предварительно расследовано преступлений террористического характера 428 (рост на 4,4%) (2010 г. — 410), из которых 240 (рост на 1,7%) (2010 г. — 236 (- 10,3%)) направлены в суд с обвинительным заключением, приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 21 (2010 г. — 42) уголовное дело, по п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ — 96 дел (2010 г. — 76). По оконченным и приостановленным уголовным делам террористического характера в России размер причиненного материального ущерба (в тыс. руб.) составил в 2011 г. — 0 (2010 г. — 16 тыс. руб.), всего погибших от преступных посягательств в 2011 г. — 97 лиц (рост на 83%), лиц, которым в результате преступления причинен тяжкий вред, — 32 (рост на 100%). В 2011 г. в результате активизации предупредительных мер со стороны правоохранительных органов и спецслужб России, улучшения раскрываемости преступлений и повышения качества следствия произошло незначительное снижение (на 6,5%) количества зарегистрированных террористических актов (29 против 31 преступления в 2010 г.), рост количества предварительно расследованных преступлений по ст. 205 УК РФ — 22 (+ 175%), уголовных дел, направленных в суд с обвинительным заключением — 16 (+ 166,7%), а также рост выявленных лиц — 57 (+ 418,2%), из них 29 лиц (рост на 383,3%), уголовные дела о которых направлены в суд. В 2011 г. в Центральном ФО зарегистрировано 6 террористических актов (+ 20,0%), 5 из которых — в г. Москве, предварительно расследовано — 5 (+ 25%), направлено в суд с обвинительным заключением 5 уголовных дел (+ 25%), выявлено 14 лиц (+ 366,7%), 1 преступление — в Орловской области. В ЮФО — 1 преступление (Астраханская область), в ПФО — 2 преступления (Республика Татарстан и Кировская область по 1 преступлению). В 2011 г. активно возбуждались и расследовались уголовные дела по ст. 205.1 УК РФ (Содействие террористической деятельности): количество зарегистрированных преступлений увеличилось — 61 (рост на 177,3%) (2010 г. — 22 преступления), предварительно расследованы 49 преступлений (рост на 308,3%), направлены в суд с обвинительным заключением — 19 дел (рост на 280,0%). В 2011 г. всего было предварительно расследовано преступлений, связанных с террористической деятельностью, — 30 (рост на 3,4%), предварительно расследовано 4 (+ 300,0%) преступления, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, в т. ч. сотрудниками ОВД — 1 преступление, или 25% от числа расследованных <3>. ——————————— <3> Не наступило перелома в борьбе с финансированием терроризма: мало выявлялось и расследовалось преступлений этой категории: всего в 2010 г. было предварительно расследовано 29 преступлений (+ 123,1%), связанных с террористической деятельностью, из них связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации — 1 (- 80,0%) преступление.

Самым большим сегментом в преступлениях террористического характера оставалась организация незаконного вооруженного формирования (НВФ) или участие в нем (ст. 208 УК РФ). В 2011 г. в России было зарегистрировано 501 преступление по ст. 208 УК РФ (рост на 24,3%). Из 8 федеральных округов практически все зарегистрированные преступления по ст. 208 УК РФ были в СКФО — 498 (+ 23,6%). Ранжирование субъектов СКФО по числу зарегистрированных преступлений по ст. 208 УК РФ выглядело так: Чеченская Республика — 202 (снижение на 33,6%) преступления, выявлено 176 (снижение на 28,2%) лиц, Республика Дагестан — 185 (+ 293,6%) преступлений, выявлено 72 (+ 132,3%) лица. Республика Ингушетия — 54 (+ 63,6%) преступления, выявлено 27 (+ 285,7%) лиц. Кабардино-Балкарская Республика — 42 (+ 281,8) преступления, выявлено 13 (снижение на 7,1%) лиц. Бескомпромиссную борьбу с организованной террористической деятельностью, активными и непримиримыми участниками организованных преступных формирований (ОПФ), эмиссарами международных террористических организаций и наемниками вели сотрудники спецслужб, правоохранительных органов и военнослужащие, которые при исполнении служебного долга погибали и получали ранения. В 2011 г. было зарегистрировано 438 (снижение на 30,4%) преступлений по ст. 317 УК РФ (Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего), предварительно расследовано 288 преступлений (снижение на 4,6%), направлено в суд 40 уголовных дел с обвинительным заключением (прирост на + 17,6%, выявлено 515 (+ 7,5%) лиц. Больше всего посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего было совершено в СКФО — 410 (снижение на 28,7%), а в нем — в Республике Дагестан — 196 (снижение на 15,9%), Кабардино-Балкарской Республике — 81 (снижение на 22,1%), Чеченской Республике — 78 (снижение на 39,1%). Больше всего лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 317 УК РФ, было выявлено в СКФО в Республике Дагестан — 310 (+ 31,9%). В 2011 г. в т. ч. по инициативе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации был сделан ряд предложений по оптимизации борьбы с терроризмом в транспортной инфраструктуре, в частности, на 10-й Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте» 16 — 17 февраля 2011 г. Эти предложения касались увеличения числа видеокамер с интеллектуальным обнаружением изображения (фото) разыскиваемых лиц, причастных к террористической деятельности, в местах массового пребывания и скопления граждан, на важных и особо режимных объектах <4>, что в конечном итоге привело к созданию системы КАРС — комплексной автоматической розыскной системы. Дирекция железнодорожных вокзалов РЖД в начале 2012 г. запустила в тестовую эксплуатацию на Казанском вокзале г. Москвы разработанную совместно с ФСБ России систему по автоматическому распознаванию лиц, находящихся в розыске. Это система идентификации лиц, которая будет сравнивать пассажиров с находящимися в базах розыска людьми в автоматическом режиме, состоящая из 170 видеокамер и 90 серверов для обработки данных. В случае успешного испытания КАРС подобные системы могут быть внедрены на других железнодорожных вокзалах Москвы, а также Северного Кавказа. ——————————— <4> См.: Паненков А. А. Проблемы борьбы с террористическими актами, в том числе «смертников», в России в 2010 году. 1. В первую очередь правоохранительным органам и спецслужбам России необходимо принять исчерпывающие меры по разрушению инфраструктуры подготовки «террористов-смертников» как в России, так и за рубежом, дополнительных мер к пресечению потенциальных террористических актов на важных и особо режимных объектах оборонно-промышленного комплекса (ОПК), Росатома, транспорта, объектах жизнеобеспечения населения, других критических объектах, местах массового пребывания мирных граждан на всей территории России. 2. Шире использовать, в т. ч. на дальних подступах к транспортной инфраструктуре, видеосистемы отечественных и зарубежных разработчиков с интеллектуальным обнаружением изображения (фото) объявленных в розыск участников организованной террористической деятельности и их пособников, с выводом информации на мониторы ситуационнокризисных центров (СКЦ) для принятия немедленных управленческих решений по нейтрализации террористических угроз.

Прогноз на 2012 год. Важно предупреждать преступления террористического характера, включая террористические акты, и в первую очередь путем повышения эффективности оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности субъектов ОРД (ФСБ России, МВД России, ГРУ ГШ ВС РФ, ФСО России и т. д.), улучшения агентурной работы и подрыва финансовых основ организованной преступной деятельности, включая террористическую. Террористическая инфраструктура на Северном Кавказе полностью не разрушена, военная организационно-штатная структура, носящая иерархо-сетевой характер, в деятельности организованных преступных формирований (ОПФ) сохранилась, и ее члены перешли к партизанским методам ведения борьбы против правоохранительных органов и спецслужб России, нанося удары по наиболее уязвимым местам, а также частично проникли в государственные структуры. В 2012 г. будет велика угроза совершения резонансных террористических актов как в Чеченской Республике, Республиках Дагестан и Ингушетии, так и в целом в России (особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных промышленных центрах), ибо не ликвидирован причинный комплекс преступлений террористического характера, указанный выше. В связи с отсутствием возможности перекрыть все внутренние и внешние каналы и источники финансирования терроризма, незаконного оборота оружия, наркотиков силами правоохранительных органов и спецслужб России, а также пресечь проникновение на территорию России эмиссаров международных террористических организаций и наемников, через которых поступает основная часть финансовых средств из-за рубежа, следует прогнозировать активизацию участников ОПФ: использование «смертников», в т. ч. на автомобилях, груженных взрывчатыми веществами, расширение географии резонансных террористических актов и террористической активности на другие субъекты Российской Федерации. Основными направлениями и проблемами борьбы с терроризмом на Северном Кавказе и в целом в России в 2012 году останутся: выявление и борьба с «террористами-смертниками», а также организаторами и инструкторами по их подготовке, в т. ч. в лагерях и на базах их подготовки за границей, выявление пособников террористов и нейтрализация причинного комплекса, способствующего постоянному росту пособнической базы, проблемы борьбы с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, проблемы раскрытия особо тяжких и террористических преступлений, в т. ч. приостановленных уголовных дел террористического характера в Управлениях Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике, Республик Дагестан и Ингушетия и других субъектов СКФО, России, и проблемы создания, как считают следователи Следственного Комитета РФ <5>, в регионах со сложной криминальной ситуацией (СКФО, Москве, Санкт-Петербурге и др.) специальных подразделений по расследованию только этой категории уголовных дел, т. е. преступлений террористического характера (в т. ч. приостановленных уголовных дел) и их финансирования (не путать с отдельной постоянно действующей межведомственной оперативной группой (ОПДМОГ) в СКФО), проблемы выявления бизнесменов, спонсирующих терроризм, под страхом убийства близких родственников на Северном Кавказе и в других регионах России участниками ОПФ террористического характера, и перекрытия этих внутренних источников и каналов финансирования организованной террористической деятельности, проблемы повышения эффективности ОРД с лицами, осужденными за преступления террористического характера в учреждениях ФСИН России. ——————————— <5> Согласно результатам 1 и 2 этапов научного исследования по проблемам борьбы с финансированием терроризма в 2010 и 2011 гг.

Предложения по реализации дополнительных правовых мер, направленные на устранение факторов, способствующих дестабилизации обстановки и террористической активности в России (в т. ч. на основе научных исследований 2011 г.): 1. Внести изменения в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ следующего содержания: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, за исключением случаев совершения преступлений террористического характера». 2. Ответственность за финансирование терроризма и экстремизма выделить в отдельную статью УК РФ. 3. Внести изменения в ст. 25 ФЗ «О противодействии терроризму» и ст. 4 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» о выплате вознаграждения за оперативно-значимую информацию по фактам финансирования терроризма <6>. ——————————— <6> Целесообразно внести изменение и дополнение в ст. 25 ФЗ «О противодействии терроризму» и ст. 4 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следующего содержания: «Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании финансирования терроризма, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение». Данная мера будет более эффективной, если законодатель в двух Федеральных законах укажет сумму вознаграждения в виде «вилки» от 5 до 10% от суммы финансирования терроризма, изъятой сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или расследования уголовного дела.

4. Объявить амнистию или обеспечить необходимую охрану в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (ред. от 28.12.2010) (принят ГД ФС РФ 31.07.2004) лицам, финансировавшим терроризм (или экстремизм) под угрозой убийства, в т. ч. близких родственников, если они будут изобличать в ходе следствия и на суде участников организованных преступных формирований, в т. ч. террористического характера <7>. ——————————— <7> В 2010 г., в т. ч. по инициативе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, решением Верховного Суда Российской Федерации «Кавказский эмират» Д. Умарова был признан международной террористической организацией.

5. Принять закон о борьбе с организованной преступностью, разработанный в НИИ под руководством профессора А. И. Долговой. 6. Вернуть прокурору право на возбуждение уголовного дела. 7. Криминальная ситуация в России требует незамедлительного воссоздания на качественно новой основе вертикально-структурированной системы управлений и отделов по борьбе с организованной преступностью и самостоятельных центров по борьбе с терроризмом (центры «Т») в системе реформируемого МВД РФ, в наиболее уязвимых регионах с активной террористической деятельностью: СКФО, Москве, Санкт-Петербурге, ЮФО и т. д. Следует также воссоздать Восьмое Главное управление МВД РФ и централизованную систему прокуратур Второго управления Генеральной прокуратуры РФ (в настоящее время прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (прокуроры которых обладают правами прокурора района) находятся в структуре областных, краевых и республиканских прокуратур, которые напрямую не подчиняются Генеральной Прокуратуре РФ), т. к. в ОПК планируется направить 20 триллионов рублей, и лидеры международных террористических организаций вынашивают планы, сопряженные с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ. Последствия террористических атак на объекты ОПК, ракетно-ядерного комплекса России, атомных электростанций могут иметь катастрофические последствия для нашего государства. В США вопросами контртеррористической деятельности, национальной безопасности и разведки занимаются 1271 государственная организация и 1931 частная компания. Только финансирование терроризма отслеживает 51 федеральная организация и военное ведомство США. Число людей, допущенных к сверхсекретной информации, превысило уже 854 тысячи человек <8>. Очевидно, в том числе и этим можно объяснить успехи американцев по борьбе с терроризмом и его финансированием. ——————————— <8> Гришин А. Нацбезопасность в США хромает на все ноги // Комсомольская правда. 2010. N 105. 21 июля.

Учитывая актуальность проблем борьбы с терроризмом и его финансированием на далекую перспективу, принимая во внимание, что в структуре научных учреждений других правоохранительных органов России имеются соответствующие подразделения институтов, антитеррористические центры и научно-консультативные советы при них, филиалы, международные центры научных исследований, научно-исследовательские отделы, секторы по борьбе с терроризмом и его финансированием, исследовательские Центры TraCCC в России: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции (http://sartraccc. sgap. ru), Челябинский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции (http://cheltraccc. susu. ac. ru), Владивостокский Центр по исследованию организованной преступности (http://www. cnme. vl. ru). Кавказский Офис (TraCCC CO) (основан 15 января 2003 г. при содействии Центра по изучению терроризма, транснациональной преступности и коррупции (TraCCC), США, The Terrorism, Transnational Crime and Corruption Center (TraCCC), USA (http://policy-traccc. gmu. edu) — в целях оптимизации научно-практических исследований, создания программ и рекомендаций по борьбе с терроризмом и его финансированием (БТ и БФТ), применительно к организации прокурорского надзора, в структуре НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации целесообразно именно в настоящее время создание специального сектора по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства по борьбе с терроризмом и его финансированием (ССБТ и БФТ) численностью не менее 3 штатных единиц. Только при системной деятельности правоохранительных органов и спецслужб России по нейтрализации непримиримых и активных участников ОПФ на всей территории СКФО и других регионов России, эмиссаров международных террористических организаций и наемников, разрушении террористической инфраструктуры, ликвидации международной террористической организации «Кавказский эмират» Доку Умарова, повышении координации и взаимодействия между всеми правоохранительными органами и спецслужбами России, активном обмене оперативно значимой информацией, финансировании региональных программ по борьбе с терроризмом и активной помощи руководителей субъектов России, улучшении социально-экономического положения жителей дотационных республик СКФО, воздействии на потребностно-мотивационную сферу проживающих там граждан, изменении их ценностных ориентаций, активной контрпропаганде в СМИ и в Интернете идей ваххабизма и создания «Арабского халифата» на территории России, при постоянном расширении международного сотрудничества по борьбе с терроризмом и его финансированием — возможно реальное предотвращение резонансных террористических актов в России, снижение террористической опасности и террористических угроз до социально приемлемого уровня. При постоянном совершенствовании нормативно-правовой базы по борьбе с терроризмом и его финансированием в Российской Федерации, повышении координации и взаимодействия между всеми правоохранительными органами и спецслужбами России, активном обмене оперативно значимой информацией, при безусловном сохранении режима секретности — возможно существенное улучшение борьбы с преступлениями террористического характера, их внешним и внутренним финансированием.

Литература

1. Дмитрий Медведев посетил Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных Сил России. 19 января 2012 г., Москва. Верховный главнокомандующий заслушал доклад начальника ГРУ генерал-майора Игоря Сергуна, а также вручил государственные награды ряду сотрудников Главного разведывательного управления. URL: http:// kremlin. ru/news/ 14329#sel=11:1,11:53. 2. Долгова А. И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом: Пособие. Общая часть. М., 2012. С. 6. 3. В 2010 г., в том числе по инициативе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, решением Верховного Суда Российской Федерации «Кавказский эмират» Д. Умарова был признан международной террористической организацией. 4. Гришин А. Нацбезопасность в США хромает на все ноги // Комсомольская правда. 2010. N 105. 21 июля.

——————————————————————