К вопросу о криминогенных детерминантах преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера

(Мухаметжанов Д. Р.) («Российский следователь», 2012, N 20)

К ВОПРОСУ О КРИМИНОГЕННЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА <*>

Д. Р. МУХАМЕТЖАНОВ

——————————— <*> Mukhametzhanov D. R. To a question of criminogenic determinants of the crimes connected with activity of nonconventional religious associations of destructive character.

Мухаметжанов Дамир Рустямович, соискатель Московского университета МВД России.

В статье названы главные детерминанты преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных объединений разрушительного характера, определены основные факторы скрытых преступлений в этой сфере и проблемы, связанные с появлением нетрадиционных религиозных объединений разрушительного характера.

Ключевые слова: нетрадиционные религиозные объединения разрушительного характера, детерминанты преступлений, причины скрытых преступлений, основные факторы, определяющие преступления.

In article the main determinants of the crimes connected with activity of nonconventional religious associations of destructive character are called, major factors of the hidden crimes in this sphere and the problems connected with emergence of nonconventional religious associations of destructive character are defined.

Key words: nonconventional religious associations of destructive character, determinants of crimes, the reasons of the hidden crimes, the major factors defining crimes.

Обязательным элементом борьбы с преступностью, в том числе и с преступностью нетрадиционных религиозных объединений, является ее детерминация. При воздействии на преступность необходимо, в первую очередь, воздействовать на то, что ее порождает, обусловливает и способствует ее развитию. Как известно, среди различных криминологических терминов первостепенное значение имеют категории, посредством толкования которых ученые пытаются объяснить возникновение и развитие преступности. Поэтому к предмету криминологии относят такие категории, как причины и условия преступности, то есть ее детерминанты или факторы, порождающие, генерирующие преступность. Традиционно в криминологии детерминантами преступности считают конкретные причины (факторы), которые порождают явления, их обусловливают <1>. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила явления, определяющая его характер или отдельные черты. Значит, причина и фактор — тождественные по смысловому значению слова, и взаимозаменяемость их возможна, они определяют, порождают и обусловливают идентичные по смысловому значению слова. Кроме того, в литературе широко используются термины «факторы» и «обстоятельства». Под «обстоятельством» в криминологии подразумевают явление, сопутствующее какому-нибудь другому явлению и с ним связанное, но «сопутствие» не означает обусловленность или порождение, это слово понимают как «сопровождение» или же «происхождение» одновременно с чем-нибудь <2>. ——————————— <1> Криминология: Учебно-методические материалы и альбом схем / Под ред. С. Е. Вицина и В. А. Уткина. М.: Щит, 2001. С. 163. <2> Воронин Ю. А. Введение в криминологию: Курс лекций. М., 2008. С. 62.

Детерминанты преступлений, связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера, производны от общих причин преступности в стране, относящихся к экономическому, политическому, идеологическому, морально-психологическому состоянию общества в переходный период, демографическим его характеристикам, конфликтным ситуациям в нем. В рамках этих глобальных процессов и явлений представляется возможным выделить ряд детерминант, особо значимых для продуцирования именно данного вида преступности. В результате продолжающегося в стране уже ни один год затяжного экономического кризиса в обществе нарастают тенденции к насильственным, экстремистским проявлениям. Резко увеличивается количество радикальных изданий, передач в средствах массовой информации, нагнетающих экстремистские настроения и носящих провокационный характер. В государственных учреждениях начинаются интенсивные перемещения с явным политическим, религиозным или националистическим контекстом <3>. ——————————— <3> Степашин С. В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы): Монография. СПб., 1994. С. 73 — 75.

От безысходности, нищеты люди пытаются в религии найти веру, опору, уверенность в завтрашнем дне, и, в силу некоторой пассивности традиционных религий и активной миссионерской работы представителей иных религиозных организаций и движений, эти люди нередко попадают в религиозные тоталитарные секты, обманутые лживыми обещаниями их лидеров. Важное криминогенное значение в детерминации преступности, связанной с деятельностью нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера, имеют политические факторы. В условиях кризиса идеологии, отсутствия социальных ориентиров, утраты официальными властями авторитета борьба за власть находит свое выражение в появлении партий, движений, организаций, претендующих на захват власти и создание параллельных органов власти, а также в образовании противоборствующих групп в структурах представительной и исполнительной власти. На фоне общего невежества в области религиозных знаний большинства россиян иностранные миссионеры смогли не только создать в России свои общины, но и привлечь к сотрудничеству представителей высших эшелонов ее власти <4>. ——————————— <4> Егорцев А. Ю. Тоталитарные секты: свобода от совести. М., 1997. С. 94.

Иностранные миссионеры во многих регионах России сумели установить в 90-е годы XX в. тесные контакты со многими управленческими структурами, пользовались их поддержкой и защитой. При этом многие из новых религиозных организаций, пытаясь упрочить свое положение и выстоять во внеконфессиональной борьбе, пошли на сближение с политическими партиями и движениями. Одним из результатов социальной нестабильности являются национально-этнические противоречия, обладающие грозным криминогенным потенциалом. Являясь разновидностью социальных конфликтов, межнациональные конфликты содержат все существенные их характеристики и находят в нашей стране внешнее выражение в своих крайних, криминальных формах <5>. ——————————— <5> Пролетенкова С. Е. Расово-этнический экстремизм: постановка проблемы // Проблемы противодействия молодежному экстремизму: Материалы круглого стола (21 декабря 2006 г.) и научно-практического семинара (23 марта 2007 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 108 — 114.

Восстановление попранного национального достоинства является одной из основных идей национального возрождения. И именно ее берут на вооружение наиболее радикально настроенные лидеры национальных движений <6>. Порой вместо конструктивного решения данной проблемы они прибегают к эксплуатации этой, несомненно, актуальной идеи. Рассматривая причины-предпосылки межнациональных конфликтов, нельзя, как мы видим из современных событий в мире и России, в частности, обойти вниманием и религиозный фактор, что вызвано наличием на территории нашей страны многих религиозных конфессий, в том числе и двух крупнейших мировых религий — христианства и ислама. ——————————— <6> Ратинов А. Р., Кроз М. В., Рабинова Н. А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / Под ред. А. Р. Ратинова. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 101 — 104.

Ислам и исламские институты для нашей страны — это часть истинно российской истории и культуры, неотъемлемая сторона образа жизни многих миллионов российских мусульман. В последнее время в различных источниках акцентируется внимание на том, что на южных и юго-восточных границах России активизируется движение «исламского фундаментализма», представляющее прямую угрозу российским интересам <7>. По сути дела, в России речь идет не столько об угрозе исламского фундаментализма, что мы наблюдаем в ряде стран мира, где господствующее место занимает ислам как ведущая религия, а об использовании религиозного фактора отдельными лидерами в антинародных целях <8>. ——————————— <7> См., напр.: Сердюкова Н. В. Региональная безопасность и предупреждение локальных конфликтов в новой геополитической конфигурации России // Национальная безопасность России: реальность и перспективы: Информационно-аналитический бюллетень (специальный выпуск). М., 1996. С. 88 — 90. <8> Аврутин Ю. Е., Гуляев А. П., Егоршин В. М., Сальников В. П., Шапиев С. М. Преступность, общество, государство: проблемы социогенеза. СПб., 2002. С. 161.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что перечисленные предпосылки являются объективно существующими, исторически заданными и, вследствие необратимости времени, трудно поддаются урегулированию. Сами по себе, при отсутствии основных причин, они не вызывают обострения межнациональных отношений, а выступают своеобразным эмоциональным, идеологическим фоном при нарастании конфликтов. Особую опасность вызывает так называемое религиозно-политическое течение — ваххабизм. В ряде регионов России ваххабиты создали свои центры. Ваххабиты, как обозначено в официальном сайте Духовного управления мусульман, рано или поздно начинают проявлять крайнюю религиозную нетерпимость, встают на путь терроризма, основываясь на одном из постулатов ваххабизма, разрешающем убийство всякого, кто противостоит их идеям. На первый план активно выдвигают задачу борьбы с властью «неверных» (кяфиров). Это свидетельствует о том, что при явном попустительстве властей на определенном этапе религиозные причины-предпосылки могут перерасти в основные причины, привести к взрывоопасной ситуации и серьезным обострениям социальных конфликтов <9>. ——————————— <9> Гыске А. В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные биомедицинские технологии, 2000. С. 222 — 227.

Кроме того, межнациональные конфликты порождают массовую миграцию населения в соседние регионы. Увеличение числа вынужденных мигрантов (переселенцы, беженцы) заметно осложняют криминогенную ситуацию в благополучных регионах, провоцирует возникновение новых конфликтов, рост безработицы, проституции, пьянства и наркомании, являясь потенциальным «сырьем» для «рекрутирования» в свои ряды лидерами и иными участниками данных объединений. Среди идеологических причин преступности, связанной с деятельностью указанных объединений, в первую очередь нужно особо выделить недостатки в условиях воспитания и образования многих граждан страны. Неблагополучная ситуация в обществе не могла не отразиться и на школе, на ее материальном благосостоянии, на учебном процессе, а прежде всего — на духовно-нравственных основах ее бытия. Неразбериха в программах привела к тому, что нередко под предлогом новаций в школу внедряются сомнительные учения, такие как вальдорфская педагогика, «рерихианство», валеология. О программировании человеческого сознания написано и сказано немало. Понятия «информационной», «психологической» войны, или попросту «зомбирования», вошли в повседневный обиход нашей жизни <10>. ——————————— <10> Осипов А. И. Тоталитарные секты: технология обмана. Минск: Белорусский экзархат — Белорусская православная церковь, 2007. С. 47 — 65.

Однако воздействовать на сознание и тем более мировоззренческие, морально-нравственные, политические убеждения взрослого, личностно зрелого человека далеко не всегда возможно и далеко не так просто. Иначе дело обстоит, когда речь идет о подростках. Последним свойственна повышенная восприимчивость к любым, в том числе самым абсурдным и социально опасным идеям. Именно этим объясняются те усилия, которые прилагают все без исключения нетрадиционные религиозные объединения для проникновения в детскую среду и систему образования. Это проникновение приняло в последние десятилетия массовый характер, чему в немалой степени способствует современная государственная политика в области образования <11>. ——————————— <11> Ильин В. Вторжение. Психологическая война против наших детей // Как защитить вашего ребенка? М.: Даниловский благовестник, 2002. С. 122.

Традиционная для того или иного народа религия составляет неотъемлемую часть национальной культуры, поэтому принудительное вовлечение учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в религиозные объединения, отличные от того, к которому они выражают принадлежность или предпочтительное отношение, есть форма культурной и религиозной дискриминации и геноцида. Помимо проникновения в образовательные учреждения одной из целей деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера является внедрение ими своих последователей в государственные и правоохранительные структуры. Нравственная и религиозная неопределенность нашего времени способствует на рубеже веков распространению фундаментализма, особенно в мусульманском мире. Фундаменталисты стремятся вернуть общество к подобающим в их представлениях нравственным и доктринальным устоям в их первоначальном смысле, считая наиболее опасными отступников от основ веры в среде единоверцев. Любой фанатизм, в том числе религиозный, свидетельствует о крайнем проявлении своих убеждений, ведущих к экстремизму и терроризму. Следовательно, религиозный фундаментализм в совокупности с рядом обстоятельств может привести человека к совершению преступления и должен поэтому рассматриваться и как криминогенный фактор <12>. ——————————— <12> Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред. Д. А. Шестакова. СПб., 2003. С. 270.

В рамках одной из разновидностей фундаментализма можно рассматривать и сатанизм. В истории существовал не один источник сатанинского вероучения. Все они были направлены на то, чтобы научить своих последователей причинять зло другим людям. Основополагающие их идеи заключаются в том, что нет никого сильнее Сатаны, вследствие чего он заслуживает восхищения, поклонения. По отношению к людям нужно проявлять жестокость и насилие и быть готовым к насилию со стороны других. Нельзя себе отказывать ни в чем. Социальные структуры нужно разлагать и делать это изнутри. Чтобы выполнить эту цель, в сатанизме существует множество различных путей, связанных с воздействием на человеческую психику. Рассмотренные положения сатанизма свидетельствуют об их криминогенном характере, а высокая криминогенная опасность сатанинских сект обусловливается самой их природой. Как справедливо заметил И. Куликов, «когда учение секты определяет необходимость убивать людей, разрушать храмы, надругаться над кладбищами, нельзя ожидать от ее адептов, что они будут заниматься исключительно вышиванием гладью» <13>. ——————————— <13> Куликов И. Сатанизм: криминальный характер сатанистских сект // Миссионерское обозрение. 2000. N 10 — 12. С. 12.

Согласно сатанинскому вероучению не стоит дорожить жизнью своей и других людей. Как видим, воззрения сатанистов на человеческую жизнь позволяют ожидать от них совершения ими преступлений против жизни и здоровья людей. Отсюда сатанизм как негативное социальное явление отличается искажением сущности общечеловеческих ценностей, противопоставлением себя последователям мировых религиозных движений, распространением своего влияния в среде молодежи, созданием преступных сообществ, вовлечением их в наркотическую зависимость и доведением до самоубийства. Распространение последнего, многочисленные факты иной преступной деятельности <14> сатанинских сект вызывают необходимость активизации борьбы с ними позитивных сил общества. ——————————— <14> См., напр.: Касторский Г. Л. Мировые религии и преступность: Монография / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2001. С. 31.

В литературе отмечается, что одной из основных проблем, с которой сталкиваются исследователи анализируемых нами преступлений, являются отсутствие по ним необходимых статистических данных и их противоречивость <15>. ——————————— <15> См., напр.: Бурковская В. А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. М.: Институт правовых и сравнительных исследований, 2005. С. 78.

Высокий уровень латентности рассматриваемых преступлений обусловлен такими субъективными факторами, как деформация сознания правоприменителей (приверженность экстремистским идеологиям); нежелание возбуждать дела в отношении лиц своей национальности; незнание норм уголовного закона; нежелание принимать процессуальные решения, которые могут вызвать большой резонанс; недооценка общественной опасности подобных деяний; отсутствие знаний о нетрадиционных религиозных объединениях, их обрядности, содержании основных экстремистских идеологий <16>. ——————————— <16> Там же. С. 81.

Достаточно оснований предполагать, что одной из основных причин высокой латентности деяний, совершаемых лидерами и последователями данных религиозных объединений, является недостаточная подготовленность оперативных и следственных работников к выявлению подобных групп и установлению религиозных мотивов преступлений, кроме того, это высокий уровень конспирации и сплоченности таких формирований, члены которых в большинстве случаев осознают противоправность и наказуемость своих действий и стремятся избежать ответственности за них. Культовый контроль сознания, практикующийся в данных религиозных объединениях, создает новую личностную идентификацию. Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения техник контроля сознания собственная личность вовлеченного доводится до состояния психической беспомощности, обессиливается и дискредитируется <17>. ——————————— <17> Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 2002. С. 437.

Сегодня в России в тоталитарные секты вовлечены тысячи наших сограждан. Активность вовлечения новых сектантов нарастает с каждым годом. Она связана с причинением им психического и физического вреда. В настоящее время правоохранительные органы уже занимаются борьбой с преступлениями, совершаемыми в сфере новых конфессиональных образований тоталитарного типа. При этом приходится констатировать слабость политики России в отношении складывающейся ситуации. Отсутствует координация действий правоохранительных органов. Следственные группы, занимающиеся этими вопросами, не укомплектованы специалистами необходимого профиля. Отсутствие достаточной государственной статистики, определенной позиции в условиях декриминализации отдельных составов преступлений, совершаемых сектами и их адептами, создает у правоохранительных органов впечатление о незначительности негативных последствий деятельности деструктивных религиозных объединений. В комплексе с другими недостатками действующего законодательства это приводит к массовым правонарушениям. Остаются без последствий случаи в деятельности общин несовершеннолетних, спровоцированного суицида, потери здоровья, организации массовых беспорядков, массовых вымогательств, нарушения основополагающих прав человека <18>. ——————————— <18> Кобец П. Н. Основные факторы, способствующие совершению преступлений экстремистской направленности со стороны религиозных тоталитарных сект, действующих в России // Российский следователь. 2007. N 22. С. 18 — 21.

В связи с вышеизложенным можно указать основные факторы, детерминирующие преступления, совершаемые членами нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера. Это: несовершенство законодательства по противодействию религиозной преступности; отсутствие эффективных и действенных программ по идейному и духовному воспитанию населения, особенно молодежи и детей школьного возраста; непродуманная политика государства в сфере религиозных отношений, позволяющая безнаказанно проникать на территорию страны и функционировать на ней всевозможным религиозным течениям, в том числе и таким, чья деятельность идет вразрез с законодательством; низкий уровень знаний о вероучениях традиционных национальных конфессий на фоне всеобщего подъема религиозности населения; затяжной кризис экономики, повлекший за собой, среди иных негативных последствий, миграцию населения и возникающие в связи с этим конфликты на религиозно-этнической почве; недостатки в деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых членами нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера.

——————————————————————