Общественная безопасность как социально-правовая категория

(Босхамджиева Н. А.) («Административное право и процесс», 2012, N 11)

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Н. А. БОСХАМДЖИЕВА

Босхамджиева Наталья Антоновна, профессор ВИПК МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье проанализировано понятие «общественная безопасность», присутствующее в многочисленных публикациях и нормативных правовых актах. Предложено авторское определение общественной безопасности как объекта административно-правового обеспечения.

Ключевые слова: безопасность, общественная безопасность, национальная безопасность, государственная безопасность, объекты безопасности, безопасность личности, административно-правовое обеспечение.

Public security as a social-law category N. A. Boskhamdzhieva

The article analyses the concept «public security» present in various publications and normative-law acts. The author proposes definition of public security as an object of administrative-law security.

Key words: security, public security, national security, state security, objects of security, security of person, administrative-law security.

Общественная безопасность представляет собой емкую социально-правовую категорию. Ее значение на современном этапе развития российской государственности возрастает. При разработке понятия общественной безопасности представляется, что необходимо максимально учитывать исторические аспекты ее правового регулирования. Понятие «безопасность» встречается в литературе XVIII — первой половины XIX в. Отмечается, что безопасность в смысле охраны своих подданных (граждан) «составляет как бы жизнь и душу государства» <1>. В. Гумбольдт также использовал в конце XVIII в. понятие «безопасность». Он отмечал, что основное призвание государства сводится исключительно к обеспечению безопасности своих подданных (граждан) <2>. Ж. Ведель определяет безопасность как деятельность, направленную на предупреждение опасности, угрожающей коллективу или частным лицам, начиная от предотвращения заговоров против безопасности государства и кончая предотвращением несчастных случаев <3>. Аналогичное мнение имеет место в работах ряда других авторов, включая российских. Так, например, общественная безопасность представляется как «защита личности от опасности, направленной против ее жизни и здоровья или с целью нанесения ущерба ее собственности. Необходимость защищать общественную безопасность может вызывать юридические ограничения прав и свобод граждан, установленные законом» <4>. В российском законодательстве понятие «общественная безопасность» впервые встречается в 1845 г. в законодательном акте Российской империи «Общее губернское учреждение», принятом в царствование Николая I <5>. ——————————— <1> Платонов И. Вступительные понятия в учение о благоустройстве и благочинии государственном. Харьков, 1856. С. 9. <2> Гумбольдт В. Опыт установления пределов государственной деятельности. СПб., 1908. С. 41. <3> Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973. С. 466. <4> International commission of jurists. The review. N 36. June 1986. P. 50. <5> Свод законов Российской империи. Т. 2. 4.1. Общие губернские учреждения. СПб., 1857.

В современном российском законодательстве общественная безопасность выступает как юридическая категория для определения сферы деятельности органов государства, в частности органов исполнительной власти, и выделяется в качестве родового и непосредственного объекта посягательства конкретных видов преступлений и административных деликтов. В словаре говорится, что «общественная безопасность (в праве) — система общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий» <6>. ——————————— <6> Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А. Я. Сухарев. М., 1984. С. 204.

В настоящее время в условиях активного процесса формирования современного подхода к обеспечению общественной безопасности России этот вопрос снова вызывает несомненный интерес. Тем более что за последние годы принят ряд нормативных правовых актов. Основными из них являются: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности», Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», Указ Президента РФ от 06.05.2011 N 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» (вместе с «Положением о Совете Безопасности Российской Федерации», «Положением о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности»…) и др. Изучение нормативных правовых актов, а также специальной юридической литературы позволяет утверждать о наличии определенного рода проблем. Представляется целесообразным остановиться на некоторых из них. До сих пор отсутствует единый подход к основному понятийному аппарату в области общественной безопасности, а именно слабая проработка в российском законодательстве категорий «общественная безопасность», «виды общественной безопасности» и др. В юридической литературе на понятие общественной безопасности высказаны различные взгляды. В этой связи анализ ведущихся в научной литературе дискуссий говорит о том, что не выработан единый подход к пониманию общественной безопасности. В России проводилась разработка проекта доктрины общественной безопасности РФ, в которой общественная безопасность определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от общественно опасных деяний, стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций <7>. ——————————— <7> Кардашова И. Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. 2008. N 2.

Среди ученых также отсутствует единое мнение о том, является ли общественная безопасность видом национальной безопасности или наоборот. Отмечается, что неотъемлемой частью национальной безопасности является общественная безопасность, которую «призваны обеспечивать органы государства (прежде всего, полиция, внутренние войска, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), а также органы местного самоуправления, общественные организации и движения» <8>. Другие авторы не включают понятие «общественная безопасность» в систему национальной безопасности, но обращают внимание на важность проблемы безопасности общества <9>. ——————————— <8> Босхамджиева Н. А. Вопросы понятия «общественная безопасность»: зарубежный опыт // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 27 — 29; Возженников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 69 — 70 и др. <9> Хамхоев Б. Т. Проблемы определения общественной безопасности // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 40 — 42.

Рядом современных ученых анализируется современное правовое регулирование вопросов обеспечения общественной безопасности <10>. Между тем не все здесь в достаточной мере изучено. Интересной является точка зрения Баварского конституционного суда, который в своем решении от 13.10.1951 термин «общественная безопасность» определил как «целостность здоровья, чести, свободы и имущества граждан, а также неприкосновенность правового порядка и основных учреждений государства» <11>. ——————————— <10> Бондарев Д. А., Фирсова Е. А. Сравнительный анализ дефиниций «общественная безопасность» и «общественный порядок» во Франции, в Австрии, ФРГ, США, Канаде и России // Российский следователь. 2010. N 7. С. 38 — 40. Черепанов И. З. К вопросу об иммиграционной составляющей обеспечения безопасности общества и государства в Российской Федерации // Миграционное право. 2011. N 2. С. 14 — 15. <11> Гиленсен В. М. Полиция ФРГ. М., 1973. С. 18.

Среди ученых преобладает точка зрения, что общественная безопасность представляет собой состояние общественных отношений, предупреждающее угрозу причинения им вреда и обеспечивающее тем самым их нормальное функционирование. Представляется, что подобное состояние может быть достигнуто, только если обеспечивается безопасность не только жизни и здоровья индивида (коллектива), но и элементов, составляющих их достойную жизнедеятельность. В этой связи заслуживает внимания утверждение И. И. Веремеенко о том, что общественная безопасность — это безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой некую совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами <12>. Таким образом, общественная безопасность — это социально-правовое явление, под которым понимается совокупность общественных отношений, регулируемых системой юридических норм в целях предотвращения, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность жизненно важным интересам граждан и обществу в целом. По мнению А. И. Сапожникова, для урегулирования общественной безопасности правовыми средствами в современных условиях необходим особый административно-правовой режим создания и деятельности органов государства, использующих разрешительные, надзорные и принудительные методы в качестве социально-объективных и правовых способов обеспечения общественной безопасности <13>. ——————————— <12> Веремеенко И. И. Сущность и понимание общественного порядка // Советское государство и право. 1982. <13> Сапожников А. И. Административно-правовой режим общественной безопасности: Дис. … к. ю.н. М., 2006.

——————————————————————