Институциональные признаки миграционной безопасности как нормативно-правовой категории и перспективного предмета криминологического исследования

(Никитенко И. В.) («Российский следователь», 2012, N 21)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ И ПЕРСПЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ <*>

И. В. НИКИТЕНКО

——————————— <*> Nikitenko I. V. Institutional signs of migratory safety as standard and legal category and perspective subject of criminological research.

Никитенко Илья Викторович, полковник полиции, начальник филиала ФГКУ «ВНИИ МВД России» по Дальневосточному федеральному округу (г. Хабаровск), кандидат юридических наук, доцент.

В настоящей статье сформулированы институциональные признаки миграционной безопасности как перспективного предмета криминологического исследования. Определены уровни миграционной безопасности. Дано семантическое толкование понятия «миграционная безопасность государства».

Ключевые слова: миграция, миграционная безопасность, криминологическое исследование, уровни, институциональные признаки, правовой институт, угрозы, интересы, личность, общество, государство.

In the present article, institutional signs of migratory safety as perspective subject of criminological research are formulated. Levels of migratory safety are defined. Semantic interpretation of concept «migratory safety of the state» is given.

Key words: migration, migratory safety, criminological research, levels, institutional, signs, legal, institute, threats, interests, personality, society, state.

Формирование концепции миграционной безопасности во взаимосвязи с другими видами безопасности (пограничной, продовольственной, этнокультурной и т. д.), уже вошедшими в структуру национальной безопасности на нормативно-правовом уровне, предполагает, кроме установления этимологии и взаимной обусловленности понятия, выяснение места исследуемого феномена в структуре национальной безопасности России. В этой связи мы будем обращаться к различным сегментам национальной безопасности, в зависимости от конкретного аспекта рассмотрения этого вопроса. Решение поставленных задач обусловливает необходимость установления признаков и семантического толкования понятия «миграционная безопасность государства». Как уже отмечалось ранее, существует весьма широкая градация типов безопасности, при помощи которых она позиционируется как в теории, так и законодательстве. Но такое разнообразие типов безопасности может приводить к противоречиям между разными ее уровнями и аспектами. Вместе с тем одной из задач подобных исследований является не только теоретическое обоснование и структурирование новых форм и типов безопасности, но и обнаружение компромиссов между конфликтующими системами. Накопленные теоретические знания о национальной безопасности способствуют установлению институциональных признаков миграционной безопасности, а также определению ее политико-правовой сущности и места в системе национальных интересов России. По результатам анализа Федерального закона «О безопасности», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., предшествующей ей Концепции национальной безопасности, Концепции миграционной политики до 2025 г., а также теоретических представлений о миграции как о позитивном явлении, с одной стороны, а с другой — как источнике потенциальных угроз национальным интересам, мы пришли к выводу о наличии в исследуемом феномене необходимых институциональных признаков, которые, по нашему мнению, могут стать основой для его юридического оформления как одного из правовых институтов национальной безопасности России. К подобным институциональным признакам относятся: а) наличие источника опасности, а также характерных для него угроз и рисков; б) объект безопасности, соотносимый с интересующей нас сферой общественных отношений; в) субъект (субъекты) обеспечения данного сегмента безопасности; г) соответствующий юридический инструментарий, позволяющий придать данному институту нормативно-правовую форму. Многочисленные исследования миграции в контексте уголовно-правовых и криминологических проблем свидетельствуют о том, что значительная часть угроз, относимых к отрицательным последствиям миграционных процессов, имеют криминогенный характер. Кроме этого, многие из экспертов полагают, что и сама миграция часто проявляется как «фоновое сопровождение преступности» <1>. Подобные выводы содержат достаточные основания рассматривать миграционную безопасность в качестве предмета криминологических исследований. ——————————— <1> В III и IV главах диссертации приводятся разнообразные мнения и работы специалистов, которые в разные годы исследовали миграцию в уголовно-правовом и криминологическом аспектах, в том числе и как источник криминальных угроз и рисков.

Среди основных условий наделения института миграционной безопасности нормативно-правовой формой как одного из структурных компонентов национальной безопасности являются: а) наличие необходимых институциональных признаков; б) наличие юридических оснований и возможностей для реализации соответствующих мероприятий; в) теоретическое обоснование целесообразности осуществления подобных мероприятий; г) обеспечение соответствующего уровня научной разработанности проблемы. Опыт многих исследований, направленных на развитие законодательства в сфере национальной безопасности, свидетельствует о том, что даже наличие институциональных признаков и необходимых условий часто недостаточно для утверждения исследуемого предмета в качестве нормативно-правового дефинитива. Не является исключением в этом смысле и «миграционная безопасность». Поэтому среди частных задач, решаемых данным исследованием, следует выделить теоретическое обоснование «миграционной безопасности» как самостоятельного правового института и приведение этого института в соответствие с уровнями безопасности, а также его описание в качестве актуального предмета для криминологических исследований. В целях обоснования нашей позиции относительно определения и толкования понятия миграционной безопасности следует обратить внимание на многообразие теоретических взглядов на определения безопасности в широком смысле, национальной безопасности как родового понятия и уже нашедшей отражение в общей теории права миграционной безопасности. Следует напомнить, что обобщенное понимание безопасности сведено к ситуации, при которой кому (или чему)-либо не угрожает что (или кто)-либо <2>. Однако при этом не исключено одновременное присутствие сразу нескольких источников опасности (угроз), как и их потенциальных жертв (объектов безопасности). При этом необходимо учитывать, что безопасность последних, как правило, обеспечивается в двух случаях: а) возникающие опасности своевременно нейтрализуются, что образует суть деятельного подхода к пониманию безопасности; б) опасности или риски их возникновения отсутствуют. ——————————— <2> Безопасность России: Словарь терминов и определений / Под ред. проф. А. Д. Урсул. М.: Знание, 1998. С. 20.

Под опасностью (угрозой) обычно понимают возможность причинения какого-либо вреда, то есть такого изменения характеристик охраняемого объекта, которое снижает его позитивные свойства, защищаясь от них, а то и уничтожая их носителей в превентивном порядке. Следовательно, характеризуя безопасность, необходимо учитывать, что это многофакторное и системное явление, суть которого проявляется в способности одних объектов быть источниками опасности, а других — противостоять этим опасностям. И как уже отмечалось, лексическая форма «безопасность» используется в качестве прилагательного или существительного в различных словосочетаниях обыденного, юридического и политического лексикона. Так, в словаре В. И. Даля отображен «натуралистический» или бездеятельный подход к определению безопасности, суть которого заключается в отсутствии опасности, что соответствует понятиям стабильность, сохранность, надежность. Согласно этому подходу термины «безопасный» или «неопасный» синонимичны выражениям «неугрожающий, безвредный, сохранный, т. е. не могущие причинить зла или вреда» <3>. ——————————— <3> Даль В. И. Толковый словарь русского языка: соврем. версия. М., 2002. С. 44.

Очевидно, что подобное толкование безопасности не способствует развитию системы и в конечном итоге может привести к ее деградации. Наиболее оптимальным в данном случае является системный принцип определения безопасности, который, по мнению автора, должен рассматриваться как самостоятельный, а не включенный в деятельностный или какой-либо иной подход, поскольку объединяет наиболее распространенные точки зрения на эту проблему. Подобное мнение отражено в одной из редакций юридической энциклопедии, в которой под безопасностью понимается система общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от всевозможных угроз <4>. ——————————— <4> Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 204.

Предполагается, что именно системный принцип целесообразен при конструировании новых компонентов национальной безопасности, включая ее миграционную составляющую. Однако существует мнение, что использование понятия «безопасность» в качестве признака отдельных компонентов той или иной системы (быть может, за исключением человека и человеческого сообщества, рассматриваемых в качестве систем) не всегда оправдано. Только человек наделен способностью осознавать безопасность применительно к собственной персоне, считать себя потенциальной жертвой вследствие непосредственного ущерба своему здоровью либо вследствие ущерба принадлежащим ему ценностям (в том числе — окружающей среде) <5>. ——————————— <5> Кривошеев И. Е. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и осн. гипотезы. М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 19 — 22.

Есть все основания считать, что миграционная безопасность может быть представлена в сугубо гуманитарном аспекте, в том смысле, что любой из ее уровней (личность, общество, государство) в конечном счете сводится к вопросу о миграционных перемещениях людей и связанных с ними опасностях. На основании анализа теоретических знаний, мнений специалистов, сопоставления различных точек зрения и логических умозаключений можно прийти к выводу, что миграционная безопасность — сложноорганизованное явление, суть которого определяют многие факторы. 1) Миграционная безопасность представляет собой систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения. 2) Цель образующих систему миграционной безопасности общественных отношений и регулирующих их юридических норм заключается в создании необходимых условий для нейтрализации опасностей, связанных с миграционными процессами. 3) Основная функция такой системы заключается в защите от реальных угроз и рисков их возникновения жизненно важных интересов объектов безопасности. 4) Жизненно важные интересы объектов миграционной безопасности можно условно разделить на три основные группы: интересы постоянно проживающего на территориях принимающих государств населения; интересы самих принимающих государств как особых организаций политической власти; интересы мигрантов. 5) Миграционная безопасность, представляя самостоятельную систему, наряду с другими системами безопасности одновременно является видовым, структурным компонентом (подсистемой) более крупной системы, называемой «национальная безопасность России». 6) Как и другие компоненты системы национальной безопасности, миграционная безопасность имеет три основных уровня, соответствующих классической трехзвенной модели — «личность, общество, государство». Рассматривая миграционную безопасность как многоуровневую систему, можно предположить, что каждый из ее объектов должен соответствовать своему уровню безопасности. Вполне естественно, что эти объекты, как и сами уровни безопасности, не тождественны. Однако они органично связаны между собой, а при определенных условиях могут рассматриваться как одно целое. Так, безопасность личности, как и сама личность по отношению к обществу, есть составляющая безопасности общества. В свою очередь, безопасность общества образуема защищенностью отдельных личностей, совокупность которых и составляет данное общество. Однако необходимо учитывать, что такое соотношение возможно только теоретически, т. к. требует идеальных условий, при которых уровень защищенности обеспечивает не только полную нейтрализацию всевозможных угроз, но и рисков их возникновения. К сожалению, обеспечить такой уровень безопасности не способна даже самая совершенная из реально существующих систем. В этой связи сложившаяся правовая реальность допускает приоритет интересов безопасности большинства, но в крайних, форс-мажорных ситуациях <6>. ——————————— <6> Автор имеет в виду обстоятельства, исключающие преступность деяния, а именно — крайнюю необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск и другие, при которых закон допускает возможность жертвовать интересами безопасности в целях устранения большей опасности.

Замыкает триединство уровней безопасности безопасность государства. В данной структуре безопасность государства имеет консолидирующее значение, т. к. способна объединить два предыдущих уровня безопасности. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Стратегией национальной безопасности до 2020 г. именно на государство возложена обязанность гарантировать и защищать права, свободы и законные интересы личности, а следовательно, и общества в целом. Именно поэтому безопасность государства часто отождествляют с национальной безопасностью, что, по мнению автора, является таким же заблуждением, как и уравнивание безопасности личности и личной безопасности. Представляя собой один из уровней безопасности, безопасность государства — это прежде всего одна из качественных характеристик того конкретного исторического комплекса, существующего в определенных пространственных, временных, географических условиях, составными элементами которого являются: обособленная государственной границей территория и проживающий в ее пределах народ, государственный суверенитет, форма государственного устройства и т. д. Ее основными параметрами выступают: защищенность жизненно важных интересов государства и самого его существования, устойчивость основ устройства страны, наличие необходимого потенциала защиты страны от внутренних и внешних угроз <7>. Поэтому, желая подчеркнуть соответствующий уровень безопасности, понятия, где в качестве прилагательного используют слова, определяющие тот или иной компонент национальной безопасности — демографическая, энергетическая, экономическая, продовольственная и др., — дополняют словосочетанием «безопасность государства». Например, демографическая или продовольственная безопасность России. ——————————— <7> Безопасность России: Словарь терминов и определений. С. 20.

——————————————————————