К вопросу о социально-криминологической характеристике ксенофобии и экстремизма как взаимосвязанных явлений

(Сапронов Ю. В.) («Российский следователь», 2012, N 21)

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ЯВЛЕНИЙ <*>

Ю. В. САПРОНОВ

——————————— <*> Sapronov Yu. V. To the question of socio-criminological characteristics of xenophobia and extremism, as interrelated phenomena.

Сапронов Юрий Викторович, начальник факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются такие взаимосвязанные явления, как экстремизм и ксенофобия. Анализируются различные точки зрения ученых на данные понятия, дается их социально-криминологическая характеристика. Делаются выводы по предупреждению данных явлений.

Ключевые слова: ненависть, ксенофобия, экстремизм, терроризм, противодействие преступности.

In article such interconnected phenomena as extremism and xenophobia are considered. The various points of view of scientists on these concepts are analyzed, their social and criminological characteristic is given. Conclusions according to the prevention of these phenomena become.

Key words: hatred, xenophobia, extremism, terrorism, combating crime.

Прежде чем характеризовать какое-либо явление, необходимо определиться с его дефиницией. Понятие ксенофобии (от греческого xenos — чужие, посторонние, иностранцы и phobos — страх, неприязнь) активно используется в политологии, публицистике, правозащитной литературе <1>. В русском языке оно имеет два значения: «1) навязчивый страх перед незнакомыми людьми, боязнь чужих; 2) неприязнь, нетерпимость, ненависть и презрение к лицам иной веры, культуры, национальности, к иноземцам, представителям других регионов, а также к чему-либо незнакомому, чужому, непривычному» <2>. В целом ксенофобия — это сложный, комплексный, многоуровневый феномен, его можно анализировать с позиций разных наук: этнологии, политологии, истории, социологии, философии и пр. Но представляется, что корни, основные предпосылки данного явления — социально-психологические. Таким образом, под ксенофобией понимается негативное, эмоционально насыщенное, иррациональное по своей природе (но прикрывающееся псевдорациональными обоснованиями) отношение субъекта к определенным человеческим общностям и их отдельным представителям — «чужакам», «иным», «не нашим». Подобное отношение черпает основу в соответствующих социальных установках субъекта, предрассудках и предубеждениях, социальных стереотипах, а также в его мировоззрении в целом. В результате в сознании индивида формируется устойчивый «образ врага», являющегося для него источником опасности и угрозы. При этом субъект, как правило, не осознает иррациональной природы данного отношения. Она может быть выявлена лишь при анализе этого феномена «со стороны», так же как и защитный, псевдорациональный характер аргументов, выдвигаемых ксенофобом для обоснования своих убеждений <3>. ——————————— <1> Отметим, что в отечественном праве данный термин не применяется, что представляется совершенно оправданным ввиду его недостаточной теоретической разработанности. <2> Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В. А. Макаренко. М., 1995. С. 217. <3> Кроз М. В., Ратинова Н. А. Социально-психологический анализ ксенофобии как предпосылки экстремистских проявлений // Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия: Материалы всерос. науч.-практ. конф. в Академии управления МВД России 16 июня 2006 г. М., 2006. С. 105 — 113; Тамаев Р. С., Кроз М. В., Ратинова Н. А. Психолого-правовые аспекты борьбы с криминальным экстремизмом // «Черные дыры» в рос. законодательстве. 2007. N 5. С. 312.

Анализируя поведенческие формы, важно учитывать, что ксенофобия в первую очередь проявляется во взаимодействии между людьми. Это взаимодействие может быть реальным или воображаемым, приобретать символические или ритуализированные формы, быть непосредственным или опосредованным, межличностным, межгрупповым или массовым. В последнем случае оно, как правило, опосредуется средствами массовой информации. Соответственно, феномен ксенофобии можно рассматривать на различных уровнях: индивидуальном, групповом и массовом (общественном). Это положение относится как к субъектам, так и к объектам ксенофобии, в качестве которых могут выступать отдельный индивид, малая группа и (или) большая социальная группа либо общество в целом. На каждом указанном уровне можно выделить специфические предпосылки и факторы, влияющие на формирование и степень выраженности ксенофобии у конкретного человека. На индивидуальном уровне таковыми являются особенности воспитания и социализации субъекта, влияние на него ближайшего окружения, значимых лиц, а также некоторые его индивидуально-психологические особенности, такие как, например, авторитарность личности. На уровне малых групп существенное влияние на формирование ксенофобских установок и мировоззрение субъекта могут оказывать такие групповые механизмы, как воздействие норм и ценностей, принятых в референтных для индивида группах. На уровне больших социальных групп и общества в целом ведущую роль играют такие факторы, как групповая (общественная) идеология, обычаи и традиции, социально-экономические, политические и демографические процессы, происходящие в обществе. Значительное влияние здесь также оказывают позиции общественных лидеров, средств массовой информации. Все эти предпосылки и факторы сложным образом взаимосвязаны и взаимообусловлены, они воздействуют в комплексе и в конечном итоге определяют «градус ксенофобии» как у отдельных индивидов, так и на уровне общества в целом в конкретный момент его социально-исторического развития. Объектами ксенофобии также могут выступать отдельные индивиды, малые группы и большие социальные группы. Традиционно считается, что такие группы «чужих» выделяются по расовому, этническому и конфессиональному признакам. Однако представляется, что ксенофобия может формироваться и проявляться и по отношению к объектам, выделенным на основе других критериев (например, классового — «социально близкие» и «далекие», особенно в периоды революций и гражданских войн). Важно учитывать, что когда объектом ксенофобии выступает отдельный индивид, он воспринимается ксенофобом не в своей субъектности, не как личность, а как типичный представитель, член большой социальной группы «чужаков» (этнической, расовой и др.). Аналогичным образом воспринимаются и малые группы «других» <4>. ——————————— <4> Ратинов А. Р., Кроз М. В., Ратинова Н. А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти: психолого-правовая характеристика / Под ред. проф. А. Р. Ратинова. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 6 — 8.

Следующий, не менее часто используемый в последнее время в различных областях термин, — «экстремизм». В наиболее общем виде понятие «экстремизм» (от латинского «extremus» — крайний) определяется как приверженность к крайним взглядам, мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии и др. <5>. При этом указанный подход сохраняется на протяжении многих десятилетий <6>. Экстремизм формирует атмосферу социальной напряженности в обществе и является мощным криминогенным фактором. Феномен экстремизма привлекает пристальное внимание представителей различных наук — философии, социологии, истории, права, политологии, психологии и др. При его изучении исследователи акцентируют внимание на различных аспектах и составляющих этого комплексного по своей природе явления. Так, экстремизм рассматривают и как феномен общественного и группового сознания, и как определенную идеологию, и как вид человеческой деятельности, форму поведения индивида. Например, С. А. Боронбеков считает, что «экстремизм — это форма поведения человека, выражающаяся в склонности к разрешению возникших социальных, экономических, политических проблем не посредством разума, норм морали, нравственности, религии, права, а крайними, не принятыми в цивилизованном человеческом сообществе мерами, способами» <7>. В научной литературе экстремизм определяется и как идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление. ——————————— <5> Словарь криминологических терминов // Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 2005. С. 733. <6> Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. М., 1949. С. 802; Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М., 1987. С. 787; Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. М., 1988. С. 577; Современный словарь иностранных слов. 4-е изд., стереотип. М., 2001. С. 707. <7> Боронбеков С. А. Преступления ненависти как форма проявления экстремизма и источник угрозы национальной безопасности России // Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия. С. 51.

Экстремизму присущи такие сущностные признаки, как: — отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.); — попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению не только к активным противникам, но и к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов; — апелляция к каким-либо известным идеологическим или религиозным учениям, претензии на их «истинное» толкование или «углубление» и в то же время фактическое отрицание многих основных положений этих учений; — доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды экстремистских идей; — обращение к чувствам и предрассудкам людей, а не к их разуму; — создание харизматического образа лидеров экстремистских движений, стремление представить этих лиц «непогрешимыми», а все их распоряжения — не подлежащими обсуждению <8>. ——————————— <8> Даниленко В. И. Современный политологический словарь. М., 2000. С. 682, 791, 963.

Признаками информации экстремистского толка могут быть: 1) формирование и подкрепление негативного стереотипа, отрицательного образа представителей какой-либо социальной группы (например, перенос различного рода негативных характеристик отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу); 2) приписывание враждебных действий и опасных намерений представителям какой-либо социальной группы (например, возложение вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю расовую или национальную группу); 3) побуждение к действиям против какой-либо социальной группы по признакам национальности, религии и т. п. (например, требования вытеснить из различных сфер деятельности лиц определенной национальности, религии и т. п.) <9>. ——————————— <9> Ответственность за разжигание вражды и ненависти. С. 110.

Экстремизм не ограничивается лишь провозглашением каких-либо теоретических концепций или идеологических систем. Он подразумевает и включает в себя и определенные действия, часто агрессивные, направленные на достижение выдвинутых целей. Насильственные действия экстремистов в отношении инакомыслящих, одновременно направленные на запугивание широких масс, нередко называют терроризмом (от латинского «terror» — страх, ужас), который во многих случаях выступает неизбежным спутником экстремизма. Экстремизм и терроризм тесно связаны между собой. В уголовно-правовой науке понятие экстремизма <10> стало использоваться сравнительно недавно. Впервые оно появляется в Указе Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». В данном Указе говорится о том, что «в Российской Федерации участились случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма. Эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации». ——————————— <10> В отечественной научной традиции принято выделять три основные формы проявления экстремизма: политический, национальный и религиозный. Экстремизм политический включает в себя насильственные действия, направленные на изменение социального строя или политики, проводимой правительством государства. Экстремизм национальный выступает под лозунгом защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, национального языка и т. д. в ущерб представителям других национальностей, проживающих на этой территории. Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или других религий.

В ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» при определении основных понятий термины «экстремистская деятельность» и «экстремизм» использованы в качестве синонимов. Однако даже простое сопоставление объема и содержания приведенных понятий свидетельствует о том, что они не совпадают. Так, экстремизм может быть не только в действиях, но и в суждениях, в мыслях. Если первое из названных его проявлений может быть определенным образом соотнесено с экстремистской деятельностью, то экстремизм в суждениях может стать частью экстремистской деятельности лишь при определенных условиях — если он проявляется в действиях, образующих состав преступления. Что же касается экстремизма в мыслях, то он может стать предметом обсуждения только в случае проявления вовне. В противном случае человек реализует свое конституционное право на свободу мыслей. До тех пор пока эти мысли не найдут проявления в противоправных действиях, нет основания рассматривать их в качестве действий вообще и экстремистских действий в частности. Таким образом, предложенный подход законодателя порождает противоречия, в частности суждения о том, что якобы Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» предполагает возможность привлечения к ответственности за мысли. На самом деле это не так: положения указанного Закона не предполагают возможности нарушения конституционной свободы мысли. Понятие «экстремизм» в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» дано в скобках после понятия «экстремистская деятельность» только для того, чтобы показать, что в контексте указанного Закона эти два понятия будут использоваться в качестве синонимов. Однако это не означает, что законодатель ставит между ними знак равенства в понятийном отношении. Вместе с тем в указанном Законе понятия экстремистской деятельности или экстремизма сформулированы путем перечисления действий, которые объединяются этим понятием, но не путем описания признаков, составляющих его сущность. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) — это: — насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; — публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; — возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; — пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; — нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; — воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; — воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; — совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; — пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; — публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; — публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в рассматриваемой статье и являющихся преступлением; — организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; — финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в т. ч. путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг <11>. ——————————— <11> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».

Ключевыми понятиями в структуре рассматриваемых «преступлений ненависти» являются «вражда» и «ненависть». Именно формирование данных негативных эмоционально окрашенных отношений к определенным социальным объектам (раса, этнос, религия, социальная группа и их представители) и является важным для квалификации исследуемых преступлений. В обыденном сознании эти термины воспринимаются как очень близкие по значению. Так, в толковых словарях русского языка они определяются почти синонимично, истолковываются одно через другое: вражда — «отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью»; «неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения»; ненависть — «чувство сильной вражды и отвращения»; «чувство сильнейшей вражды» <12>. В законодательстве и юридической литературе эти понятия не дифференцируются. ——————————— <12> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 88; Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935. Т. 1. С. 795.

Необходимо отметить, что в психологии активно используется термин «враждебность», а не «вражда», который применяется в праве. При этом «враждебность» понимается, скорее, как интрапсихическое образование, а «вражда» наряду с внутренним психическим компонентом включает также и внешние практические (конфликтные, деструктивные) действия по отношению к своему объекту. С точки зрения психологии рассматриваемые понятия в основном относятся к эмоциональной сфере субъекта, обозначают формы эмоциональных проявлений различной интенсивности, но одинаковой или сходной направленности и знака. Враждебность может быть одним из источников агрессивных действий, т. е. поведенческих проявлений вражды (как в вербальной форме — оскорбления, угрозы, брань и т. п., так и в форме насильственных действий). Ненависть психологи определяют как «стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям» <13>. При этом отмечается, что ненависть «способна вызвать не только соответствующую оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него» <14>. Представляется, что ненависть является наиболее ярко выраженной, возможно, крайней формой проявления вражды. По-видимому, такому чувству предшествует оценка тех событий, явлений, фактов, которые субъект преступления рассматривает как негативные. Такая оценка должна быть плодом раздумий по их поводу. Возможно, что такая оценка будет навязана, привнесена иными лицами, воздействовавшими на сознание виновного лица, т. е. еще не стала его внутренним убеждением. Эта оценка может быть искаженной, не соответствовать действительности. Ценности, убеждения или потребности, которые человек исповедует или которыми руководствуется в своем поведении, могут осуждаться либо не поощряться обществом или социальной группой, к которой лицо принадлежит. ——————————— <13> Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. С. 206. <14> Там же. С. 206.

Представляется, что причина, по которой субъект испытывает ненависть, не может быть объяснена виновным на рациональном (сознательном) уровне. Однако в процессе расследования экстремистских преступлений такая причина обязательно должна быть установлена. Это будет способствовать предупреждению подобных негативных проявлений в дальнейшем.

——————————————————————