Основы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Саратовской области

(Михайлин А. А., Перепелова Е. А.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 5)

ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ

ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А. А. МИХАЙЛИН, Е. А. ПЕРЕПЕЛОВА

Михайлин А. А., инспектор по особым поручениям отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУМВД России по Саратовской области.

Перепелова Е. А., начальник отдела по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ГУМВД России по Саратовской области.

На территории Саратовской области субъекты государственной системы профилактики на протяжении многих лет уделяют первостепенное внимание предупреждению беспризорности и правонарушений в подростковой среде. Координирующую роль в данной работе осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Саратовской области под председательством заместителя Председателя Правительства Саратовской области.

Заседания комиссии проводятся один раз в 2 — 3 месяца, на них рассматриваются проблемные вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, положительный опыт работы в данном направлении и т. п.

В Саратовской области разработаны технологии межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволяющие оказывать своевременную помощь детям, попавшим в социально опасное положение. Они регламентируются следующими документами. Это:

1. Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

2. Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

3. Положение о системе мер органов, учреждений исполнительной власти области, органов местного самоуправления по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в Саратовской области.

4. Порядок взаимодействия по вопросам обеспечения занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

5. Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов и учреждений, а также общественных объединений по организации досуговой занятости несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Во всех муниципальных районах Саратовской области составляются межведомственные программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, их семьями, находящимися в социально опасном положении, налажен информационный обмен о подростках данной категории между заинтересованными ведомствами, реализуются комплексные реабилитационные программы «Принцип равноправия», «Путь к себе» и другие — всего более пятидесяти целевых программ, направленных на профилактику отклоняющегося поведения подростков, их ресоциализацию. Специалистами проводится комплексное изучение жилищно-бытовых условий и психологического внутрисемейного климата, разрабатываются программы социальной реабилитации и определяются меры социальной помощи подростку и родителям, в том числе по организации трудовой и досуговой занятости.

На региональном уровне межведомственное взаимодействие между органами управления образованием и органами внутренних дел по профилактике подростковой преступности строится в соответствии с Приказом от 30 июля 2009 г. N 831/1320 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия ГУВД по Саратовской области и Министерства образования Саратовской области по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся, защите их прав и законных интересов» и Памяткой о первичных признаках проявления интереса к употреблению подростками наркотиков и действиях педагогов по оказанию своевременной помощи этим учащимся, утвержденной министрами образования, здравоохранения и начальником ГУМВД России по Саратовской области.

Вопрос эффективности работы по профилактике преступности несовершеннолетних, формированию у подрастающего поколения основ здорового образа жизни ежегодно в течение последних десяти лет рассматривается на заседаниях коллегии Минобразования Саратовской области с обязательным участием представителей правоохранительных органов, что позволяет составлять на каждый год план конкретных действий по профилактике асоциального поведения учащихся, отслеживать ход его исполнения, вносить необходимые коррективы в работу.

Во всех районах Саратовской области имеется сеть амбулаторных кабинетов для взрослого и детского населения, в том числе кабинеты социально-психологической помощи лицам с наркологическими проблемами и членам их семей. Таким образом, обеспечивается достаточная доступность наркологической помощи детско-подростковому населению. Прием детей и подростков с расстройствами наркологического профиля организован в каждом районе. В муниципальных образованиях Саратовской области организованы медицинские осмотры несовершеннолетних из семей социального риска и семей, находящихся в социально опасном положении.

В соответствии с действующим законодательством учреждения социального обслуживания семьи и детей являются одним из основных звеньев системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специалисты данных учреждений осуществляют в тесном взаимодействии с сотрудниками полиции следующую работу:

— обеспечивают раннее выявление семей, попавших в социально опасное положение, в том числе во время целевых межведомственных акций, рейдов, подворных обходов;

— обеспечивают жизнеустройство и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации;

— организуют перевозку несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, госучреждений к местам постоянного проживания;

— проводят воспитательную работу с несовершеннолетними, имеющими проблемы с законом;

— осуществляют в рамках программ социальной реабилитации предоставление социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических услуг семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию или социально опасное положение.

Ежегодно специалисты учреждений социальной защиты Саратовской области выявляют свыше 10 тысяч семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Стационарные услуги несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляют 9 учреждений социальной защиты. Работа учреждений организована по зональному принципу, который позволяет обеспечить доступность получения социальных услуг семьям с детьми, попавшим в социально опасное положение или трудную жизненную ситуацию. В условиях стационарных отделений курс социальной реабилитации проходят более 2,5 тыс. социально дезадаптированных детей и подростков, из которых свыше 70% — возвращаются в биологические либо замещающие семьи.

В Саратовской области разработана Инструкция о порядке взаимодействия ГУМВД по Саратовской области и Минсоцразвития Саратовской области по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, утвержденная совместным Приказом от 30 сентября 2009 г. N 1031/874.

В регионе насчитывается свыше 380 тыс. семей и более 435 тыс. детей, из которых 107,8 тыс. семей и 137,5 тыс. детей состоят на социальном обслуживании в учреждениях социальной помощи семье и детям. Это: 3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 7 центров социальной помощи семье и детям «Семья»; 68 отделений помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения.

В целях социального сопровождения семей, воспитывающих детей, проживающих в сельской местности и других удаленных районах, в том числе стоящих на учете в полиции, в деятельность учреждений социальной защиты внедрены разнообразные технологии. Это: выездные бригады, мобильные консультативные пункты, общественные приемные, уличная социальная работа (организация занятости неорганизованных групп несовершеннолетних во внешкольное время), интерактивные мероприятия (межведомственные рейды, операции «Подросток», «Лидер», акции, тематические «горячие линии» в службах экстренной помощи по «телефону доверия»).

Реализация указанных мероприятий осуществляется с участием инспекторов по делам несовершеннолетних в плановом режиме. Например, выездные бригады посещают сельские семьи не реже одного раза в месяц. Так, в 2011 г. осуществлено предоставление социальных услуг более чем 3,3 тыс. семей, из которых 12% (320 семей) — семьи с детьми, имеющими девиантное и делинквентное поведение. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года в полтора раза увеличилась доля семей, получивших социальные услуги по месту фактического проживания.

Разработка межведомственных программ социальной реабилитации осуществляется на межведомственном консилиуме, функционирующем в большинстве случаев на базе учреждений социальной защиты. В работе межведомственного консилиума принимают участие представители всех учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе инспекторы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. С учетом их предложений по организации социального сопровождения семьи формируется межведомственная программа реабилитации. Контроль эффективности ее реализации осуществляют члены межведомственного консилиума.

В учреждениях социальной защиты Саратовской области применяются нестационарные формы социального обслуживания детей, позволяющие обеспечить социальной реабилитацией детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, без изъятия из семьи. В 2011 г. в отделениях дневного пребывания социальные, психолого-педагогические, социально-медицинские, правовые услуги получил 381 ребенок.

Социальная работа в условиях уличной среды является результативным инструментом воздействия на неформальные группы несовершеннолетних. В ходе работы специалисты учреждений проводят мероприятия с детскими подростковыми сообществами по месту жительства. Программы профилактики безнадзорности и правонарушений через уличную работу с неформальными детскими коллективами реализуются сегодня в Балаковском, Пугачевском, Озинском и Энгельсском районах Саратовской области. К работе с детскими неформальными группами привлекаются волонтеры. Данной формой работы охвачены более 2 тыс. несовершеннолетних.

Программно-целевой подход при социальном сопровождении семей с детьми позволил обеспечить комплексное решение проблем и снизить количество семей, оказавшихся в социально опасном положении. В областном межведомственном банке данных в 2010 г. таких семей состояло на учете 2614, в 2011 г. — 2394, что в конечном счете оказало существенное влияние на уровень преступности несовершеннолетних в регионе и количество подростков, их совершивших.

Так, в 2011 г. в Саратовской области проведено более двадцати оперативно-профилактических мероприятий по пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Принятые меры позволили снизить криминальную активность несовершеннолетних. Лицами данной возрастной категории совершено 1056 преступлений (-11,8% к аналогичному периоду прошлого года), их удельный вес в общей структуре преступности составил 5,4 (в 2010 г. — 6,1). Отмечено значительное (на 8,1% и 29,2% соответственно) снижение числа тяжких (с 308 до 283) и особо тяжких (с 24 до 17) преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18 лет. Отмечается положительная тенденция в профилактике и снижение числа таких преступлений, как: причинение тяжкого вреда здоровью — с 15 до 9 (-40,0%), средней тяжести вреда здоровью — с 14 до 8 (-42,9%), легкого вреда здоровью — с 21 до 14 (-33,3%), побоев — с 36 до 28 (-22,2%), кражи — с 629 до 615 (-2,2%), разбои — с 37 до 22 (-40,5%), грабежи — со 179 до 153 (-14,5%), угроза убийством — с 7 до 4 (-42,9%), мошенничество — с 27 до 19 (-29,6%), изнасилования — с 3 до 2 (-33,3%), компьютерные преступления — с 60 до 1 (-98,3%). Снижено количество преступлений, совершенных подростками, связанных с незаконным оборотом наркотиков, — с 33 до 21 (-36,4%), а также в нетрезвом состоянии — с 156 до 100 (-35,9%). Участниками преступлений в 2011 году стал 931 подросток, что на 8,5% ниже уровня прошлого года, из них 684 человека — учащиеся учебных учреждений (-18,4%) и 16 студентов (-27,3%).

В целом вышеизложенное позволяет сделать вывод о положительной динамике в развитии основных направлений и результатов взаимодействия учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Саратовской области. Однако это не исключает необходимости постоянного обобщения, оценки и продуманного использования накопившегося опыта, а также устранения недостатков в сфере профилактической работы.

——————————————————————