Президиум Совета при Президенте Российской Федерации и образованные им рабочие группы и комиссия как федеральные специализированные антикоррупционные органы: правовое регулирование и вопросы повышения эффективности их деятельности

(Кабанов П. А.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 11)

ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБРАЗОВАННЫЕ ИМ РАБОЧИЕ ГРУППЫ И КОМИССИЯ КАК ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ОРГАНЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

П. А. КАБАНОВ

Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, директор НИИ противодействия коррупции ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» (г. Казань).

В работе впервые с криминологических позиций описывается правовое регулирование деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, образуемых им вспомогательных рабочих органов (групп и комиссий), рассматривается и оценивается специфика их деятельности, а также предлагаются меры по совершенствованию их деятельности. В числе основных мер по повышению эффективности деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предлагается привести положение о нем в соответствии с действующим российским федеральном законодательством о государственной службе и антикоррупционным законодательством, а для повышения эффективности деятельности образуемых им вспомогательных рабочих органов (групп и комиссий) необходима разработка положений о них с закреплением в них целей и задач деятельности, единых требований к персональному составу и др.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, совет, президиум совета, конфликт интересов, государственная служба, государственный служащий, рабочая группа, комиссия.

Presidium of the Russian Federation President’s council and established working teams and committee as the federal specialized anti-corruption authorities: legal regulation and raise of their efficiency P. A. Kabanov

The author of the article describes legal regulation of anticorruption activities performed by the Presidium of the Russian Federation President’s Council and support facilities (teams and committees) from the point of view of criminology. The author also describes and analyzes specific features of their activity and proposes his own ways to improve it. One of such ways to raise efficiency of the Presidium of the Russian Federation President’s Council in the sphere of corruption is to bring this provision into compliance with the current federal laws about state service and corruption. In order to raise efficiency of activities performed by supportfacilities (teams and committees) it is necessary to establish certain legal provisions that would fix the purposes and tasks of their activity as well as unified requirements for the personnel and etc.

Key words: corruption, fight against corruption, committee, presidium, council, conflict of interests, state service, state officer, working team.

Противодействие коррупции — сложная, последовательная, многоуровневая и многоаспектная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и всего населения. Для реализации этой функции современного Российского государства разрабатываются надежные инструменты и механизмы противодействия коррупции и создаются специализированные федеральные, региональные, ведомственные и муниципальные антикоррупционные органы. Среди антикоррупционных органов особое место занимает Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции (далее по тексту — совет. — Примечание автора — П. К.), в полномочия которого входит решение следующих задач: а) подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции (формирование государственной антикоррупционной политики); б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции (координация антикоррупционной деятельности); в) контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции (контроль за реализацией антикоррупционной политики) <1>. Совет возглавляет Президент Российской Федерации, он же для решения основных задач формирует и его состав. Численный состав совета несколько раз изменялся, но на начало октября 2012 г. его численность составила 29 человек <2>. ——————————— <1> Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» (в ред. от 28 июля 2012 г. N 1060) // СЗ РФ. 2008. N 21. Ст. 2429. <2> Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета» // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4485.

Для обеспечения решения задач, возложенных на совет, при нем был создан постоянно действующий орган — президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (далее по тексту — президиум. — Примечание автора — П. К.) со специальной компетенцией и несколькими функциями. Основные функции президиума можно разделить на две группы: а) технического обеспечения деятельности совета (формирование повестки дня заседаний Совета и создание рабочих групп (комиссий) по отдельным наиболее сложным и важным вопросам реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции); б) функционального обеспечения эффективной деятельности совета (рассмотрение вопросов, связанных с реализацией решений Совета и исполнение полномочий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении определенной категории должностных лиц органов государственной власти). Разумеется, что эти функции Президиума взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. На начало октября 2012 г. в состав президиума Совета входили 17 человек — все представители федеральных органов государственной власти. Обращаясь к анализу работы президиума, судя по доступной информации, размещенной на сайте Совета, и отдельным публикациям в средствах массовой коммуникации, необходимо отметить, что этот орган относительно часто, как правило, раз в месяц собирался для рассмотрения текущих вопросов. Судя по официальным данным, с 24 июня 2010 г. по 1 октября 2012 г. президиум Совета собирался на свои заседания 17 раз (по неофициальным данным около 30 раз. — Примечание автора — П. К.), как правило, для рассмотрения текущих вопросов, связанных с выполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции. При этом только дважды на заседании президиума Совета рассматривались материалы, связанные с исполнением им полномочий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (28 сентября 2010 г. и 24 мая 2011 г.). Не исключено, что в дальнейшем практика использования президиума совета в качестве органа по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов будет расширена. Однако здесь становятся очевидными противоречия между указом Президента РФ, регулирующим деятельность президиума как органа по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, и положениями федерального законодательства о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции. В частности, положениям п. 6 ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» <3>, предусматривающим требования к персональному составу органа, рассматривающего поступившие материалы о несоблюдении государственным гражданским служащим требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В этой норме прямо указано, что число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов органа, рассматривающего соответствующие материалы. Данное положение законодательства о государственной службе в полной мере сочетается с принципом федерального антикоррупционного законодательства, предусмотренного п. 7 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» — сотрудничество государства с институтами гражданского общества в противодействии коррупции <4>. ——————————— <3> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215. <4> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

На наш взгляд, для разрешения данного противоречия имеются два пути. Один направлен на сохранение названной функции за президиумом Совета, но для этого необходимо ввести в его состав компетентных представителей экспертного сообщества, являющихся членами Совета (А. Г. Кучерену, Г. П. Окорокову, В. Н. Руденко, Т. Я. Хабриеву, Л. И. Якобсона). Другой путь подразумевает создание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов для определенной категории должностных лиц. Эта комиссия может осуществлять свою деятельность либо при Президенте РФ, либо при Совете, либо при президиуме Совета. На наш взгляд, второй путь предпочтительнее, поскольку будет больше соответствовать как законодательству о государственной гражданской службе, так и федеральному антикоррупционному законодательству. Необходимо отметить, что одна из основных функций президиума — формирование повестки заседания Совета является сугубо технической и не представляет особого научного и практического интереса. Это обусловлено тем, что заседания Совета с момента его образования проходили лишь 5 раз (30 сентября 2008 г., 10 марта 2009 г., 6 апреля 2010 г., 13 января 2011 г., 14 марта 2012 г.) и специфика формирования повестки обусловлена регламентом проведения таких заседаний по другим вопросам. Вместе с тем создание президиумом рабочих групп (комиссий) по отдельным вопросам его деятельности может вызвать определенный интерес для организации работы как региональных, так и муниципальных специализированных антикоррупционных органов с аналогичной для своего уровня компетенцией. Это обусловлено тем, что на уровне субъектов РФ процесс создания аналогичных рабочих органов, обеспечивающих работу советов по противодействию коррупции, при главах регионов еще продолжается <5>. ——————————— <5> Указ Президента Республики Татарстан от 2 июня 2012 г. N УП-415 «О Республиканской экспертной группе по вопросам противодействия коррупции» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2012. N 43. Ст. 1457; распоряжение Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2012 г. N 40-р «Об утверждении состава рабочей группы». Документ находится в личном архиве автора.

Как указано в самом нормативном правовом акте, регулирующем деятельность президиума Совета, он для решения возложенных на него задач может создавать рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из различных категорий населения. В состав рабочих групп и комиссий могут входить: а) члены совета; б) представители государственных органов; в) представители общественных объединений и организаций; г) эксперты; д) ученые; е) специалисты. На начало октября 2012 г. при президиуме Совета были созданы две рабочие группы и одна комиссия. Первым рабочим органом президиума стала созданная его решением от 6 апреля 2010 г. рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества под председательством члена Совета и президиума Совета Министра юстиции России А. В. Коновалова численностью 35 человек. Цель создания этой комиссии очевидна — разработка предложений президиуму Совета и совету по обеспечению взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Вызывает интерес структура этой рабочей группы, в составе которой оказались два члена Совета как от федеральных органов государственной власти (А. В. Коновалов), так и от институтов гражданского общества (А. Г. Кучерена), 9 представителей органов государственной власти, 12 представителей общественных организаций и объединений, 12 ученых, специалистов и экспертов. Последнюю группу очень сложно разбить на предложенные в нормативном правовом акте категории (специалисты, эксперты, ученые). Однако и так очевидно, что количественное преимущество в деятельности рабочей группы принадлежит представителям общественных объединений (организаций), квалифицированным специалистам (ученым, экспертам) и лишь около 30% членов рабочей группы — это государственные служащие. О заседании рабочей группы и вопросах, рассмотренных на них лишь дважды упоминается на сайте Министерства юстиции РФ (заседания 22 марта 2011 г. и 29 сентября 2011 г.). Вместе с тем необходимо отметить, что заседания рабочей группы проходят регулярно — один раз в квартал по календарному плану работы, утвержденному руководителем группы и согласованному со всеми участниками предстоящих заседаний. Несколько позже рабочей группы президиума по взаимодействию со структурами гражданского общества в июле 2010 г. распоряжением Президента России при президиуме Совета была создана Комиссия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции (далее по тексту — комиссия. — Примечание автора — П. К.) <6>. ——————————— <6> Распоряжение Президента РФ от 22 июля 2010 г. N 489-рп «О Комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции» (в ред. Указа Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1065) // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4088.

Основной целью деятельности комиссии было определено повышение эффективности координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции. Основные задачи были сформулированы следующим образом: а) подготовка предложений президиуму Совета о мерах по осуществлению международных обязательств РФ в области противодействия коррупции; б) участие в подготовке предложений: — о проведении консультаций с соответствующими органами иностранных государств, международных организаций или иных образований в целях подготовки проектов международных договоров в области противодействия коррупции; — о заключении международных договоров в области противодействия коррупции или о присоединении к таким международным договорам; — о присоединении к международным антикоррупционным инициативам; в) взаимодействие в установленном порядке при координирующей роли МИДа России: — с Управлением ООН по наркотикам и преступности — в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протоколов, реализации иных мероприятий, касающихся указанных Конвенций и Протоколов; — с Группой государств против коррупции — в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию; — с Рабочей группой Организации экономического сотрудничества и развития по проблеме подкупа при заключении международных коммерческих сделок — в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок; — с международными организациями, их органами и (или) подразделениями, а также с соответствующими органами иностранных государств — в целях обеспечения осуществления международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, реализации иных мероприятий по противодействию коррупции; г) согласование в пределах своей компетенции кандидатур руководителей и членов российских делегаций, формируемых для участия в международных мероприятиях по вопросам противодействия коррупции, а также проектов указаний таким делегациям; д) осуществление в пределах своей компетенции контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами национального плана противодействия коррупции на соответствующий период. К сожалению, персональный состав комиссии и положение о ней официально не опубликовывались. В соответствии с официальными документами, регулирующими деятельность этой комиссии, известно только одно — ее руководителем является С. Н. Дубовик, советник Президента РФ <7>. ——————————— <7> Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1065 «О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам обеспечения участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области противодействия коррупции» // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4485.

За период существования комиссии с 23 сентября 2010 г. по октябрь 2012 г. она, судя по данным официального сайта совета, собиралась на свои заседания 5 раз (23 сентября 2010 г., 15 ноября 2010 г., 25 августа 2011 г., 25 ноября 2011 г., 24 апреля 2012 г.) и обсуждала вопросы взаимодействия с международными организациями в сфере противодействия коррупции. По решению президиума Совета от 4 октября 2011 г. N 28 в конце 2011 г. была создана рабочая группа президиума по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти во главе с членом Совета Э. С. Набиуллиной. Цель создания рабочей группы является вполне очевидной — взаимодействие представителей бизнес-сообщества с представителями органов государственной власти по выработке совместных мер по обеспечению взаимодействия в сфере противодействия коррупции и представление их президиуму Совета. Персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти был утвержден ее руководителем в начале декабря 2011 г. <8>. В состав образованной рабочей группы вошли 8 представителей бизнес-сообщества и 10 представителей органов государственной власти, а в последующем в марте 2012 г. в ее состав были включены еще два представителя власти — депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ В. В. Климов и И. А. Яровая <9>. В последующем, в связи с кадровыми изменениями в органах государственной власти, персональный состав рабочей группы изменился. Во главе ее стал новый член Совета, министр Министерства экономического развития России А. Р. Белоусов <10>. Вопреки положениям о регулировании деятельности рабочих групп президиума Совета в составе этой группы не оказалось ни одного представителя экспертного сообщества (ученых, специалистов, экспертов). Возможно, это обусловлено тем, что для руководителей групп требования Указа Президента РФ по этому вопросу носят рекомендательный, а не обязательный характер. Хотя, в соответствии с положениями того же Указа, в составе этой рабочей группы имеются два члена ныне действующего совета (А. Р. Белоусов и И. А. Яровая). Безусловно, для повышения эффективности работы данной рабочей группы необходимо введение в ее состав представителей экспертного сообщества. Во-первых, это приведет к тому, что ее состав будет соответствовать положениям о регулировании состава рабочих групп президиума, а во-вторых, дополнительно обеспечит реализацию принципа взаимодействия государства с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции. ——————————— <8> Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 декабря 2011 г. N 699 «Об утверждении персонального состава рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти» // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. <9> Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2012 г. N 153 «О внесении изменений в персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. N 699» // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. <10> Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2012 г. N 525 «О внесении изменений в персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г.» // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.

Судя по материалам официального сайта Министерства экономического развития РФ, рабочая группа собиралась трижды, но не удалось установить, какие именно вопросы она рассматривала на каждом из этих заседаний. На сайте имеется лишь обзор вопросов, рассмотренных на ее третьем заседании. Проведенный нами анализ правового регулирования деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, не определен единый процедурный порядок создания и функционирования рабочих групп и комиссий президиума Совета. В одних случаях они создаются распоряжениями Президента РФ нормативно-правового характера, в других — решениями президиума Совета, подписываемыми председателем — Руководителем Администрации Президента РФ, однако во всех случаях их персональный состав утверждается руководителями рабочих групп, в том числе и собственным ведомственным правовым актом. Во-вторых, разнородно-правовое регулирование организации деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета. Например, отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность рабочих групп, определяющих их правовой статус, цели и задачи, состав, требования к членам этих групп, их права и обязанности, основания ввода в состав и вывода из него и другие вопросы. Вместе с тем наиболее важные направления деятельности комиссии относительно полно описаны в рассмотренном нами президентском нормативном правовом акте. В-третьих, результаты заседаний вспомогательных рабочих органов президиума Совета по-разному освещаются в средствах массовых коммуникаций — в одних случаях сведения о заседаниях размещаются на сайте Совета (заседания комиссии), в других — избирательно на официальных сайтах федеральных органов государственной власти, руководители которых возглавляют эти вспомогательные рабочие органы. В-четвертых, неодинаково происходит формирование персонального состава вспомогательных рабочих органов президиума Совета. В одних случаях качественный персональный состав этих органов формируется в соответствии с положениями о них, закрепленными в правовых актах Президента России (рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества), в других — по усмотрению руководителя вспомогательного рабочего органа с частичным исполнением этих нормативных правовых актов (рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти). В-пятых, по-разному происходит размещение сведений о персональном составе вспомогательных рабочих органов президиума Совета. В одних случаях сведения о них имеются в свободном доступе (рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти), в других сведения об их персональном составе ограничены и не размещаются в средствах массовых коммуникаций (комиссия и рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества). Для разрешения выявленных нами очевидных противоречий в правовом регулировании формирования и деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции необходимо установить единый порядок их формирования и правового регулирования деятельности, а также освещения в средствах массовых коммуникаций. На наш взгляд, правовое регулирование деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета групп (комиссий), определяющих их правовой статус, цели и задачи, состав, требования к членам рабочих групп, их права и обязанности, основания ввода в состав и вывода из него необходимо осуществлять лично председателем президиума Совета, для этих целей издавая распоряжения Руководителя Администрации Президента РФ, которые необходимо размещать на сайте Совета вместе с персональным составом рабочих групп и комиссий. Разумеется, что не следует в полном объеме размещать на сайте Совета материалы результатов заседаний рабочих групп, а ограничиться лишь кратким ежегодным отчетом о проделанной работе. Подводя итог проведенному нами анализу вопросов правового регулирования и деятельности президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, образуемых им рабочих органов (групп и комиссий), приходим к выводу о том, что правовое регулирование деятельности этих антикоррупционных органов, как и их деятельность, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Вместе с тем высказанные нами идеи и предложения по исправлению положения дел в этой сфере, хотя и носят спорный характер, требуют дополнительных научных исследований, но уже и сейчас могут служить ориентиром для будущих изменений в правовом регулировании и организации их деятельности.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ и с изм. от 22 ноября 2011 г. N 25-П) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215. 2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228. 3. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции» (в ред. от 28 июля 2012 г. N 1060) // СЗ РФ. 2008. N 21. Ст. 2429. 4. Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета» // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4485. 5. Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1065 «О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам обеспечения участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области противодействия коррупции» // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4485. 6. Распоряжение Президента РФ от 22 июля 2010 г. N 489-рп «О Комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции» (в ред. Указа Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1065) // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4088. 7. Указ Президента Республики Татарстан от 2 июня 2012 г. N УП-415 «О Республиканской экспертной группе по вопросам противодействия коррупции» // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2012. N 43. Ст. 1457.

References (transliteration)

1. Federal’nyy zakon ot 27 iyulya 2004 goda N 79-FZ «O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe v Rossiyskoy Federatsii» (v red. ot 21 noyabrya 2011 goda N 329-FZ isizm. ot 22 noyabrya 2011 goda N 25-P) // Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii. 2004. N 31. St. 3215. 2. Federal’nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 goda N 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii» (v red. ot 21 noyabrya 2011 goda N 329-FZ) // Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii. 2008. N 52 (ch. I). St. 6228. 3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 19 maya 2008 goda N 815 «O merakh po protivodeystviyu korruptsii» (v red. ot 28 iyulya 2012 g. N 1060) // Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii. 2008. N 21. St. 2429. 4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2012 goda N 1060 «Ob utverzhdenii sostava Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu korruptsii i sostava prezidiuma etogo Soveta» // Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 32. St. 4485. 5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2012 goda N 1065 «O vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po voprosam obespecheniya uchastiya Rossiyskoy Federatsii v mezhdunarodnom sotrudnichestve v oblasti protivodeystviya korruptsii» // Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 32. St. 4485. 6. Rasporyazhenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 22 iyulya 2010 goda N 489-rp «O Komissii po koordinatsii deyatel’nosti federal’nykh organov ispolnitel’noy vlasti, inykh gosudarstvennykh organov po osushchestvleniyu mezhdunarodnykh dogovorov Rossiyskoy Federatsii v oblasti protivodeystviya korruptsii prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu korruptsii» (v red. Ukaza Prezidenta RF ot 28 iyulya 2012 goda N 1065) // Sobranie zakonodatel’stva Rossiyskoy Federatsii. 2010. N 30. St. 4088. 7. Ukaz Prezidenta Respubliki Tatarstan ot 2 iyunya 2012 goda N UP-415 «O Respublikanskoy ekspertnoy gruppe po voprosam protivodeystviya korruptsii» // Sbornik postanovleniy i rasporyazheniy Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnykh aktov respublikanskikh organov ispolnitel’noy vlasti. 2012. N 43. St. 1457.

——————————————————————