Процессуальное обеспечение полномочий следователя с органами дознания: проблемы теории и практики

(Быков В. М.) («Российский судья», 2013, N 2)

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ <*>

В. М. БЫКОВ

——————————— <*> By’kov V. M. Procedural ensuring of the powers of investigator with the agencies of enquiry: problems of theory and practice.

Быков Виктор Михайлович, профессор кафедры уголовного права и прикладной информатики в юриспруденции юридического факультета Тамбовского государственного технического университета, доктор юридических наук, профессор.

Автор статьи в процессе анализа проблем, возникающих у следователя при реализации полномочий с органами дознания, обращает внимание на недостатки действующего уголовно-процессуального законодательства, которые предлагает устранить.

Ключевые слова: Уголовно-процессуальный кодекс, Закон об оперативно-розыскной деятельности, следователь, полномочия, орган дознания.

The author of the article in the process of analysis of problems arising in implementation of the powers with the agencies of enquiry draws attention to the drawbacks of the current criminal-procedure legislation, he proposes to eliminate.

Key words: Criminal-procedure Code, Law on operational and search activity, investigator, powers, agency of enquiry.

При расследовании большинства преступлений следователь неизбежно взаимодействует с органами дознания. Это взаимодействие, основанное на уголовно-процессуальном законе, так же формирует правовое положение следователя, как и его отношения с судом, прокурором и руководителем следственного органа. В п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ указывается, что следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Таким образом, в уголовно-процессуальном законе четко определены основные направления, по которым следователь осуществляет взаимодействие с органами дознания: — поручения следователя о проведении органами дознания оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя; — поручения следователя о производстве органами дознания следственных действий; — исполнение постановлений следователя о задержании подозреваемого или обвиняемого, их приводе и аресте; — поручения следователя о производстве иных процессуальных действий; — получение следователем содействия от органов дознания при производстве им различных следственных и иных процессуальных действий; — получение содействия со стороны органов дознания при производстве следователем следственных и иных процессуальных действий. Комментируя п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, известный процессуалист профессор В. П. Божьев выделяет такие общие требования закона к поручениям следователя органу дознания: — в законе подчеркивается обязательность исполнения органами дознания полученных от следователя поручений; — закон устанавливает, что юридическую силу имеет только поручение, данное следователем в письменной форме; — закон наделил следователя правом давать органу дознания поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий; — закон установил право следователя давать органу дознания поручения о производстве отдельных следственных действий, однако он не может давать органам дознания поручения о производстве любого следственного или иного процессуального действия <1>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В. М. Лебедева, В. П. Божьева) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2007 (3-е издание, переработанное и дополненное). —————————————————————— <1> Божьев В. П. Комментарий к ст. 38 УПК РФ // Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В. М. Лебедева; науч. ред. В. П. Божьев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 135.

Далее мы подробно рассмотрим правовые отношения следователя с органами дознания по всем указанным выше основным направлениям их взаимодействия. В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ органами дознания, которые имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, являются: — органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в т. ч. линейные, управления (отделы, отделения) полиции; — органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в т. ч. территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; — иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Для выяснения последних нам придется обратиться к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» <2>. ——————————— <2> РГ. 1995. 18 авг. Следует указать, что этот Закон неоднократно изменялся и дополнялся. В данном случае мы используем этот Закон в последней его редакции (см.: Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 114-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.09.2012)).

В соответствии с этим Законом в настоящее время органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются: органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, служба внешней разведки Российской Федерации, федеральная служба исполнения наказаний, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что указанные выше органы имеют право производить следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Следователь, когда дает поручение органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, должен учитывать как подследственность преступлений, которые он расследует, так и специализацию органов дознания. Так, следователь органов федеральной службы безопасности и следователь органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, как правило, должны давать поручения оперативным службам своих ведомств. Следователь органов внутренних дел РФ соответственно должен взаимодействовать со своими оперативными подразделениями органов внутренних дел, давая им соответствующие поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако при этом следует иметь в виду, что МВД РФ ограничивает компетенцию некоторых своих подразделений по проведению тех или иных оперативно-розыскных мероприятий. Так, Приказ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД» <3> определил, что некоторые оперативные подразделения системы МВД правомочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». ——————————— <3> РГ. 2012. 3 авг.

Это такие подразделения МВД РФ, как подразделения уголовного розыска, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, подразделения собственной безопасности, подразделения по противодействию экстремизму, подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы, подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, оперативно-поисковые подразделения, подразделения специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения) и межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне. В соответствии с указанным Приказом МВД некоторые оперативные подразделения ограничены в проведении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий. Так, подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генерального секретариата Интерпола — по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств могут проводить только такие оперативно-розыскные мероприятия, как опрос, наведение справок и отождествление личности. А подразделения оперативно-розыскной информации имеют право проводить только такие оперативно-розыскные мероприятия, как опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности и использование конфиденциального содействия граждан. Следователи Следственного комитета РФ имеют довольно широкую подследственность преступлений, которая определена в п. «а» ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Кроме того, на следователей Следственного комитета РФ возложено расследование преступлений лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ. Эта статья УПК РФ определяет должностных лиц, в отношении которых законодатель установил определенные особенности производства по уголовным делам. Кроме того, в п. «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ законодатель установил, что следователи Следственного комитета РФ расследуют все преступления, совершенные должностными лицами Следственного комитета РФ, органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, а также военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, и некоторыми лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Поэтому, на наш взгляд, следователь Следственного комитета РФ в случае служебной необходимости имеет право давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий в связи с расследуемым уголовным делом любому органу дознания, на который возложено законом проведение оперативно-розыскной деятельности. Новый Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» несколько расширил права следователя при проверке сообщения о преступлении, предусмотренные ныне новой редакцией ч. 1 ст. 144 УПК РФ. Теперь в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 144 УПК РФ следователь получил право уже на стадии возбуждения уголовного дела давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий <4>. ——————————— <4> РГ. 2010. 30 дек.

Следователь, готовя поручение органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, должен знать, имеет ли он право не только поставить задачу, какие сведения следует установить органам дознания, но и указать в своем поручении конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые, как он полагает, необходимо произвести для получения этих сведений? Как правильно пишет профессор А. П. Кругликов, «давая органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, следователь не должен указывать в нем, какие именно оперативно-розыскные мероприятия следует осуществить при выполнении его поручения» <5>. ——————————— <5> Кругликов А. Поручения следователя органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в стадии возбуждения уголовного дела // Уголов. право. 2011. N 4. С. 92.

На наш взгляд, в своем поручении органам дознания следователь должен указать только на получение тех сведений, которые ему необходимы для успешного расследования преступления, но не должен указывать конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые, по его мнению, целесообразно для этого провести. Оперативный работник органов дознания имеет право самостоятельно определять, какие следует провести оперативно-розыскные мероприятия из тех 14, которые указаны в законе, чтобы получить нужную следователю информацию по уголовному делу. Вместе с тем следователь обязан оперативного работника органа дознания ознакомить с той информацией, которая у него имеется по уголовному делу, и при необходимости предоставить возможность оперативному работнику изучить материалы уголовного дела, осмотреть все вещественные доказательства, заключения экспертов и т. д. В случае необходимости оперативный работник органа дознания имеет право принять участие в производстве того или иного следственного действия, которое проводит следователь. В ч. 7 ст. 164 УПК РФ указывается, что следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. В п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ не указывается, в какой срок органы дознания должны исполнить письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий. И это правильно, т. к. подготовка и проведение некоторых оперативно-розыскных мероприятий требуют длительного времени. Конечные же сроки исполнения поручения следователя определяются сроками следствия по уголовному делу. Полученные результаты оперативно-розыскных мероприятий и целесообразный порядок их использования при расследовании следователю необходимо обсудить с оперативным работником органов дознания. Кроме оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь имеет право давать поручения органам дознания о производстве следственных действий. Закон не указывает, проведение каких следственных действий следователю целесообразно поручать органу дознания. Следует иметь в виду, что ч. 1 ст. 157 УПК РФ указывает, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. При этом закон не разъясняет, какие следственные действия являются неотложными. Разъяснение этого понятия мы находим в ч. 19 ст. 5 УПК РФ, в которой законодатель указывает: «Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». В тех случаях, если следователь непосредственно сам возбуждает уголовное дело (ч. 1 ст. 146 УПК РФ), он приступает к производству предварительного следствия (п. 2 ст. 149 УПК РФ). В дальнейшем он может лично производить все следственные действия, в т. ч. и неотложные, или поручить производство отдельных следственных действий органу дознания. Профессор А. П. Кругликов правильно указывает, что начальник органа дознания должен организовать выполнение поручения следователя о производстве работниками дознания отдельных следственных действий, обеспечить его полное и своевременное выполнение <6>. ——————————— <6> Кругликов А. П. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Рос. юстиция. 2006. N 6. С. 45.

Как верно заметил А. М. Дербенев, «дача следователем поручения о производстве тех или иных следственных действий предполагает самостоятельное их выполнение работниками органов дознания» <7>. ——————————— <7> Дербенев А. М. Взаимодействие следователя и органов дознания при расследовании преступлений. М., 1983. С. 56.

Относительно формы дачи поручения следователем органам дознания о содействии в производстве следственных действий в литературе высказываются самые различные мнения. Так, например, Н. Н. Гапанович и И. И. Мартинович в свое время полагали, что «требование об оказании содействия должно быть выражено как в письменной, так и в устной форме» <8>. ——————————— <8> Гапанович Н. Н., Мартинович И. И. Основы взаимодействия следователя и органов дознания при расследовании преступлений. Минск, 1983. С. 75.

Мы же согласны с теми авторами, которые полагают, что более целесообразно использовать письменную форму требования следователя к органам дознания о содействии в производстве следственных действий <9>. ——————————— <9> Гаркуша Е. Л. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами: Лекция. М.: МИ МВД России, 1997. С. 29; Зимин Р. В. Процессуальный порядок привлечения следователем органов дознания для оказания содействия при производстве предварительного следствия // Рос. следователь. 2008. N 3. С. 9.

Однако в уголовно-процессуальном законе не указывается, производство каких следственных действий следователь может поручать органам дознания. На наш взгляд, в первую очередь следователь может поручать органам дознания производство неотложных следственных действий, таких как задержание, привод, арест, допрос свидетелей, обыск, выемку и освидетельствование. При этом следует иметь в виду, что перед тем, как дать поручение органам дознания о производстве задержания, привода или ареста, следователь предварительно должен вынести соответствующее постановление. Другие следственные действия, которые составляют исключительную компетенцию следователя, такие как предъявление обвинения и допрос обвиняемого, должен производить лично следователь. А также такие следственные действия, которые имеют особое значение для раскрытия и расследования преступления, как осмотр места происшествия, допрос подозреваемого, допрос потерпевшего, очная ставка и предъявление для опознания. Кроме того, следственные действия, которые направлены на проверку доказательств, такие как следственный эксперимент и проверка показаний на месте, мы полагаем, следователь должен производить также лично. Не следует также поручать оперативному работнику органов дознания такие следственные действия, как эксгумация трупа, получение образцов для сравнительного исследования, назначение и производство экспертиз, что требует от следователя хороших профессиональных знаний, которыми оперативный работник органов дознания может не обладать, — их следователь должен производить лично и не поручать органам дознания. Как указывает А. В. Зеликов, «сотрудники следственных подразделений в отдельных случаях злоупотребляют своими полномочиями и поручают органам дознания выполнение таких действий, которые вполне могут осуществить сами. А когда следователь перекладывает свои обязанности на органы, это, естественно, вызывает негативное отношение со стороны последних и ведет к конфликтным ситуациям на практике» <10>. ——————————— <10> Зеликов А. В. Об актуализации взаимодействия органов предварительного расследования с органами дознания в российском судопроизводстве // Закон и право. 2009. N 10. С. 87.

На наш взгляд, чтобы поручения следователя органам дознания лучше исполнялись, следователь должен перед их направлением советоваться с исполнителями поручения, объясняя им необходимость качественного и своевременного их исполнения, учитывая при этом и психологические аспекты исполнения поручения <11>. ——————————— <11> О психологических аспектах исполнения поручений следователя работниками органов дознания см. нашу работу, которая была написана достаточно давно, но многие ее положения не утратили и сегодня свою актуальность: Быков В. М. Психологические аспекты взаимодействия следователя и органа дознания: Лекция. Омск: Изд. Омск. высш. шк. милиции МВД СССР, 1976.

Уголовно-процессуальный закон (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) устанавливает, что следователь имеет право поручать органам дознания производство не только следственных действий, но и иных процессуальных действий. Между тем в УПК РФ не дается ни понятия этих «иных процессуальных действий», ни их перечня. Только в ч. 1 ст. 86 УПК РФ указывается, что собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ. Однако ни в этой статье и вообще нигде в УПК РФ не приводится полный перечень этих «иных процессуальных действий». Следует указать, что и в науке уголовного процесса проблема иных процессуальных действий как способ собирания доказательств освещена также недостаточно <12>. ——————————— <12> Нам известно только две статьи, в которых рассматривается эта проблема: Балакшин В. С. Иные процессуальные действия как средства уголовно-процессуального доказывания // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2006. N 3. С. 30; Быков В., Сазонова Т. Иные процессуальные действия как способы собирания доказательств // Уголов. право. 2007. N 6. С. 75 — 79.

Однако рассмотрим иные процессуальные действия по собиранию доказательств более подробно. О каких же иных процессуальных действиях идет речь? На наш взгляд, это следующие иные процессуальные действия, производство которых следователь в случае необходимости может поручить органам дознания: заявление о преступлении; явка с повинной; требование о производстве документальных проверок и ревизий, истребование материалов о ведомственной проверке; истребование заключения специалиста; истребование из средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию; получение объяснений от граждан и должностных лиц; истребование документов, материалов и предметов; представление предметов и документов <13>. ——————————— <13> Подробнее об иных процессуальных действиях см.: Быков В. М. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства: Моногр. Казань: Познание, 2008. С. 91 — 105.

Таким образом, рассмотренные нами иные процессуальные действия по собиранию доказательств нуждаются в подробной регламентации в УПК РФ. В связи с этим В. С. Балакшин обоснованно предлагает дополнить УПК РФ ст. 156.1 «Производство следственных и иных процессуальных действий» <14>. ——————————— <14> Балакшин В. С. Указ. соч. С. 30.

Поддерживая в целом идею В. С. Балакшина о регламентации иных процессуальных действий в УПК РФ, мы полагаем, что, в связи с их большим количеством, процессуальный порядок производства должен быть изложен достаточно подробно в отдельной статье УПК РФ. При этом необходимо указать не только виды всех иных процессуальных действий, при производстве которых могут быть получены доказательства по уголовному делу, но и определен процессуальный порядок их производства. Внесение законодателем в УПК РФ предлагаемых дополнений закона способствовало бы его совершенствованию и эффективному производству иных процессуальных действий, в т. ч. и по поручению следователя оперативными работниками органов дознания. Следователь также имеет право при взаимодействии с органами дознания получать от них содействие при производстве следственных и иных процессуальных действий. Это содействие со стороны органов дознания может выражаться в предоставлении следователю служебных помещений на время производства следственных действий, в необходимых случаях транспорта и охраны, криминалистической и оперативной техники, средств связи и множительной техники и др. Отношения следователя с органами дознания, основанные на строгом соблюдении уголовно-процессуального закона, способствуют эффективному и своевременному расследованию преступлений.

——————————————————————