Основные направления государственно-правовой политики Российской империи в области безопасности дорожного движения в годы царствования Николая II

(Войтенков Е. А.) («История государства и права», 2013, N 3)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ НИКОЛАЯ II <*>

Е. А. ВОЙТЕНКОВ

——————————— <*> Vojtenkov E. A. Fundamental guidelines of the state-law policy of the Russian empire in the sphere of security of the road traffic during the reign of Nicholas II.

Войтенков Евгений Алексеевич, докторант кафедры истории государства и права МосУ МВД России, кандидат юридических наук.

На период царствования Николая II приходится значительное количество социально-экономических и политических событий, среди которых зарождение автомобильной промышленности как во всем мире, так и в России. На этот же исторический период приходятся первые шаги по правовой регламентации использования автотранспорта как в международном масштабе, так и на национальном уровне. Анализ правовой работы по данному направлению в этот исторический период представляет научный интерес в рамках проведения историко-правовых исследований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: правовое регулирование, государственно-правовая политика, автомобиль, дорожное движение, обеспечение безопасности.

There were a lot of social-economy and political events during the reign of Nicholas II, among these events there was the arising of automobile industry both world-wide and in Russia. During the same historical period the first steps were made with regard to legal regulation of use of motor transport both world-wide and at the national level. The analysis of this historical period made in this article is of scientific interest within the framework of conducting historical-law studies on the issues of ensuring security of road traffic.

Key words: legal regulation, state-law policy, motor vehicle, road traffic, ensuring security.

Несмотря на то что изобретение автомобиля в современном понимании этого слова произошло в конце XIX в., актуальность в поиске форм и методов (в том числе правовых) управления таким процессом, как «дорожное движение», возникла задолго до момента изобретения автомобиля. Разработка первых правовых норм в области безопасности дорожного движения началась в нашей стране в середине XVII в. — именно тогда на фоне развития ремесел, промышленности, роста деловой активности в городах начался рост интенсивности движения гужевого транспорта. Интенсивное уличное движение, отсутствие его надлежащей организации нередко приводили к столкновению экипажей, человеческим жертвам, увечьям, повреждению имущества. Одним из первых документов, действие которого было направлено на упорядочивание транспортных потоков, был Именной Указ с Боярским приговором от 20 октября 1676 г., содержащий ограничение на въезд в Кремль извозчиков с седоками и с порожними санями <1>. ——————————— <1> ПСЗ. Собр. II. Т. II. N 664.

В дальнейшем, с течением времени, правовая база, регламентирующая различные аспекты участия в дорожном движении, развивалась, дифференцировалась и усложнялась. Были введены различные санкции за нарушение предписаний в данной сфере, которые предполагали как экономические санкции (штрафы, конфискация лошадей и экипажей), так и более суровые наказания, связанные с лишением свободы. Были разработаны правовые нормы, связанные с дорожным строительством и развитием дорожной инфраструктуры. В XVIII в. произошло закрепление правоохранительных функций по поддержанию правопорядка на дорогах за полицией. Однако, несмотря на большое число нормативных правовых актов, которые издавались в различные годы, с практической точки зрения они были малоэффективны — во многом потому, что их разработка и внедрение носили бессистемный характер. Несмотря на это, во второй половине XIX в. в России фактически произошло формирование основных направлений работы в области безопасности дорожного движения и их правовой регламентации — были разработаны правовые нормы, определяющие порядок допуска лиц к управлению транспортными средствами, разработан механизм учета и регистрации транспортных средств, была начата работа по осуществлению технического надзора за состоянием транспортных средств, были разработаны специальные нормы, устанавливающие санкции административного и уголовного характера за правонарушения и преступления в области дорожного движения. Данные направления работы во многом предопределили дальнейшее развитие отечественной системы обеспечения безопасности дорожного движения и ее структуру. К 70-м гг. XIX в. сформировались основные положения, собирательно определяющие понятие «безопасность движения», что подразумевало соблюдение всеми участниками дорожного движения установленных правил безопасности, техническое состояние дорог и экипажей. В России первые автомобили появились в конце 80-х — начале 90-х гг. XIX в. и вызвали весьма неоднозначное отношение у большей части общественности. Появление нового транспортного средства фактически породило большой социальный конфликт — желание комфортно и быстро осуществлять перевозки людей и грузов, с одной стороны, и появление источника опасности (автомобиля), использование которого может повлечь человеческие жертвы и материальные потери, с другой. Одним из рычагов разрешения этого противоречия выступила разработка масштабного комплекса специальных правовых норм в данной сфере. Несмотря на то что количество автомобилей в Российской империи по состоянию на начало XX в. было существенно ниже, чем в странах Западной Европы и США, а темпы прироста автомобильного парка были достаточно скромными, Россия начала активную нормотворческую деятельность в данной сфере на национальном уровне и подключилась к аналогичной работе на международной арене. Так, был принят целый комплекс документов, регламентирующих организацию движения в крупных городах, порядок использования автомобилей, трамваев и других колесных транспортных средств для перевозки пассажиров и грузов. Во многих крупных городах открывались курсы и школы водителей автотранспорта. Документом, подтверждающим квалификацию водителя и дающим человеку право на участие в дорожном движении в качестве водителя, являлось водительское удостоверение, которое выдавалось после окончания курсов и сдачи квалификационного экзамена. О масштабах интеграции автомобиля во все сферы жизни общества свидетельствует то, что в 1903 г. было создано Российское автомобильное общество, к задачам которого относилось содействие развитию автомобильного транспорта и спорта, их популяризация. К основным направлениям работы общества относились: — международная работа; — популяризация автомобильного транспорта в России; — автомобилизация армии; — организация добровольной автомобильной дружины; — организация и проведение спортивных автомобильных соревнований; — спасение раненых в ходе военных действий <2>. ——————————— <2> Шляхтинский К. Автомобиль в России: история автомобиля. М., 1993. С. 11.

На рубеже XIX и XX вв. реализуются и первые попытки правовой регламентации использования автомобилей в международном масштабе. Первая международная конференция, посвященная этому вопросу, состоялась в 80-е гг. XIX в. в Лондоне. Работа по разработке основных направлений правового регулирования использования автомобилей на этой конференции столкнулась с определенными трудностями организационного характера. Каждое государство шло по своему пути упорядочивания использования механических транспортных средств, предъявляя к этому процессу свои требования. Так, например, в Великобритании и Австрии движение было организовано по левой стороне дороги, в то время как во Франции и Германии — по правой. Имелись существенные различия и в начертаниях дорожных знаков и иных информационных обозначений на дорогах. Данные обстоятельства существенно тормозили разработку единого международного правового акта в области безопасности дорожного движения. Первым международным документом, принятым в международном масштабе в сфере дорожного движения и повышения его безопасности, стала международная Конвенция относительно передвижения автомобилей, подписанная в 1909 г. в Париже шестнадцатью государствами, включая Россию. Документ содержал общие положения, касающиеся технических характеристик автомобилей и правила их использования; утверждал четыре дорожных знака, определял требования, предъявляемые к лицам, которые допускаются к управлению автомобилем, устанавливал форму международного водительского удостоверения и вид международного номерного знака. Конвенция содержала в себе ряд терминов и понятий, которые ранее не использовались в России. В частности, вводилось понятие «тормозной путь», которое определялось как расстояние, на котором в случае необходимости можно остановиться. В сентябре 1909 г. представителями всех государств, подписавших Конвенцию, было принято постановление о форме, способах и местах установки дорожных знаков. Этим же постановлением были приняты и изображения самих знаков. Данная Конвенция была ратифицирована в России 12 февраля 1910 г. и получила статус государственного правового документа <3>. ——————————— <3> Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем сенате. 1911. N 16. 1 февраля. Отд. 1. Ст. 155.

Конвенция стала для многих стран правовой основой для разработки национальных правил дорожного движения и системы дорожных знаков. В 1912 г. в Москве городской Думой были приняты правила дорожного движения, которые назывались «Обязательные постановления о порядке движения по городу Москве автоматических экипажей». Целью принятия этого документа было обеспечение безопасности дорожного движения, его упорядочивание и четкая организация. Документ определял допустимую скорость движения транспорта, его правостороннюю ориентацию на дороге, а также требования к техническому состоянию транспортных средств. Однако данный документ действовал исключительно в Москве, в то время как в других городах принимались иные документы, регламентирующие те или иные аспекты дорожного движения. Законодателями было уделено внимание и вопросам правовой регламентации пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Были детализированы аспекты деятельности автомобильного такси, при этом такое нормативное закрепление этих правил было осуществлено как в Москве, так и в Санкт-Петербурге независимо друг от друга с интервалом менее двух лет. Полиция играла ключевую роль в пресечении нарушений правил в сфере безопасности дорожного движения. При этом наиболее распространенным нарушением являлось превышение скорости. В качестве наказания применялись денежные штрафы и аресты сроком до двух недель <4>. Согласно статистическим данным только в феврале 1912 г. в Москве было составлено 97 протоколов о нарушениях в сфере безопасности дорожного движения. Примерно к этому историческому периоду относится появление института регулировщиков на наиболее оживленных улицах и магистралях городов — с увеличением автомобильного транспорта полиция приступила непосредственно к регулированию движения на наиболее опасных участках. К таковым относились пересечения улиц и места с ограниченной видимостью. Для обеспечения лучшей видимости водителями полицейского и подаваемого им сигнала обязательным атрибутом регулировщика стали белые перчатки. ——————————— <4> Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства и столичной полиции. 1910. 4 и 23 марта.

Таким образом, можно заключить, что к рубежу XIX — XX вв. и началу эпохи автомобилизации нашей страны Российская империя уже имела определенный опыт правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения. К данному историческому этапу фактически уже в целом были сформированы основные направления этой деятельности, которые получили свою детализацию и развитие на международном и национальном уровне на фоне роста автомобильного парка страны. Масштабные социально-политические события 1917 г. в целом не оказали существенного влияния на темпы автомобилизации нашей страны и не повлекли коренного пересмотра принципов правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения.

——————————————————————