Для экспертов в области промышленной безопасности предлагается установить персональную ответственность

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРЕДЛАГАЕТСЯ УСТАНОВИТЬ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 6 февраля 2013 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект N 213183-6 (далее — законопроект), который предусматривает ряд нововведений в сфере экспертизы промышленной безопасности. Предлагается повысить персональную ответственность экспертов, отменить обязательное утверждение Ростехнадзором экспертных заключений, а также внести изменения в правила пересмотра некоторых категорий дел об административных правонарушениях.

Для экспертов в области промышленной безопасности

предлагается установить персональную административную

и уголовную ответственность

Авторы законопроекта предлагают закрепить в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» статус эксперта в области промышленной безопасности. Экспертом предлагается считать специалиста, удовлетворяющего установленным Ростехнадзором квалификационным требованиям и прошедшего аттестацию в установленном порядке.

Предлагаемые поправки существенно не повлияют на получение статуса эксперта. Практически такие же требования к эксперту в области промышленной безопасности предъявляются и сейчас. Так, экспертом должен быть специалист, имеющий высшее профессиональное образование, стаж работы по специальности не менее пяти лет и прошедший аттестацию (Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 682).

В отличие от действующих норм положениями законопроекта устанавливается персональная ответственность экспертов. Административное и уголовное законодательство планируется дополнить новыми составами правонарушений и преступлений. Так, экспертов и экспертные организации планируется привлекать к административной ответственности за дачу заведомо ложных заключений экспертизы промышленной безопасности. За такое нарушение для экспертов предусматривается штраф в размере от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до двух лет, а для организаций — штраф в размере от 300 до 500 тыс. руб.

Если же в результате дачи заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности наступили тяжкие последствия (крупный ущерб или тяжкий вред здоровью людей, а также смерть одного или более лиц) либо возник риск гибели хотя бы одного человека, то эксперта можно будет привлечь к уголовной ответственности. Так, если дача заведомо ложного заключения экспертизы повлекла по неосторожности смерть нескольких человек, то максимальное наказание может составить семь лет лишения свободы.

Отметим, что в настоящее время ответственность за действия экспертов (в том числе и за заведомо ложные заключения) несет исключительно экспертная организация, а не сами эксперты. Она отвечает как за нарушение лицензионных требований (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ), так и за грубое их нарушение (ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ). Нарушение порядка оформления результатов экспертизы является нарушением лицензионных требований. Наказанием для юридических лиц в этом случае может быть штраф от 200 до 300 тыс. руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток. А если такое нарушение повлекло, в частности, человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью граждан, окружающей среде либо угрозу причинения такого вреда, то нарушение считается грубым. При таких обстоятельствах экспертная организация может быть подвергнута наказанию, предусмотренному ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ. Для юрлиц установлено наказание либо в виде штрафа от 500 тыс. до 1 млн. руб., либо в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Также согласно законопроекту эксперты, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные не только ч. 1.1, но и другими частями ст. 9.1 КоАП РФ, будут нести ответственность как должностные лица. Соответствующие изменения предполагается внести в примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.

Ростехнадзор будет вести реестр экспертных заключений

Авторы законопроекта предлагают изменить полномочия Ростехнадзора на финальной стадии проведения экспертизы промышленной безопасности.

Напомним, что в настоящее время экспертиза промышленной безопасности проводится независимыми экспертными компаниями по заданию заказчика (организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его). Порядок проведения экспертизы установлен Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 N 64. Действия заказчика и экспертной организации детально регламентированы в указанных Правилах. По итогам экспертизы заказчик получает от экспертной организации заключение.

Контроль со стороны государства в сфере экспертизы промышленной безопасности проявляется в следующих формах:

— в лицензировании экспертных организаций;

— в последующем контроле за соблюдением лицензионных требований;

— в утверждении заключений экспертизы промышленной безопасности.

В законопроекте предлагается изменить последний из перечисленных элементов контроля. Утверждение заключений планируется заменить их учетом путем внесения сведений о них в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. Экспертное заключение будет действительно только после внесения его в реестр. Порядок ведения такого реестра, а также форму заявления о внесении записи установит Ростехнадзор. Как указали в пояснительной записке авторы законопроекта, функция по рассмотрению и утверждению заключения экспертизы промышленной безопасности является для Ростехнадзора избыточной и служит источником дополнительных финансовых расходов для бизнеса.

Отметим, что до середины лета 2012 г. действовали правила утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности (Постановление Госгортехнадзора России от 14.07.1999 N 51). Однако они были отменены Приказом Ростехнадзора от 27.07.2012 N 421 «О признании не подлежащими применению некоторых актов Федерального горного и промышленного надзора России». В настоящее время такие правила закреплены только для утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности (Постановление Госгортехнадзора России от 09.10.2001 N 44 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности»).

Новые правила рассмотрения административных споров

в арбитражных судах

Также в законопроекте содержится положение, которое касается не только лиц, связанных с экспертизой промышленной безопасности, но и некоторых других субъектов.

В Арбитражный процессуальный кодекс РФ предлагается внести изменение, которое расширит права участников арбитражного процесса по обжалованию судебных актов, вынесенных по итогам рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности. Действующая редакция ч. 4.1 ст. 206 АПК РФ ограничивает возможность кассационного обжалования решений арбитражных судов и постановлений арбитражных судов апелляционной инстанции о привлечении юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) к ответственности, если размер административного штрафа не превышает 100 тыс. руб. для юрлиц и 5 тыс. руб. для ИП. В таком случае обжаловать названные судебные акты можно только при наличии тех процессуальных нарушений, которые являются безусловными основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда (ч. 4 ст. 288 АПК РФ), например при рассмотрении дела арбитражным судом в незаконном составе.

Законопроект предлагает не распространять это правило на те случаи назначения организации или ИП наказания в виде штрафа, не превышающего установленный размер, когда Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматривается возможность назначить наказание в форме административного приостановления деятельности или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. В таких ситуациях будет действовать общая процедура обжалования решений арбитражных судов (ст. 181 АПК РФ).

Документ:

законопроект N 213183-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях».

——————————————————————