Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией

(Попов А. И.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2013, N 3)

ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПОЛИЦИЕЙ

А. И. ПОПОВ

Попов Александр Иванович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России, капитан полиции.

В статье рассматриваются вопросы применения сотрудниками полиции задержания как меры государственного принуждения. Исследуются проблемы соотношения специального законодательства с уголовно-процессуальным и административным законодательством при применении задержания.

Ключевые слова: полиция; закон; меры государственного принуждения; задержание; сотрудники полиции.

Detention as a measure of the state coercion, applied by police A. I. Popov

Popov Aleksandr Ivanovitch, candidate of laws, senior lecturer of the operational investigation search activities department of Ryazan branch of the Moscow university of the MIA of Russia, captain of police.

In article questions of application by police officers of detention, as measures of the state coercion are considered. Problems of a ratio of the special legislation with the criminal and procedural and administrative legislation are investigated at detention application.

Key words: police; law; measures of the state coercion; detention, police officers.

Конституция РФ гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Данное конституционное положение провозглашает одно из наиболее важных личных прав человека — право на личную неприкосновенность. Наиболее часто применяемой мерой государственного принуждения, ограничивающей право граждан на свободу передвижения, в том числе и на личную неприкосновенность, является задержание. 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» <1> (далее — Закон), который детально регламентирует порядок осуществления сотрудниками полиции такой меры государственного принуждения, как задержание. ——————————— <1> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

Статья 14 Закона регламентирует порядок осуществления, а также основания задержания граждан сотрудниками полиции. Задержание как мера государственного принуждения может рассматриваться с позиций как административного, так и уголовно-процессуального законодательства. В Законе порядок применения данной меры принуждения объединяет в себе подходы и КоАП РФ, и УПК РФ. Нормы ч. 2 в определенной степени конкретизируют положения отдельных статей указанных нормативных правовых актов, поэтому имеют отсылочный характер. Часть 2 ст. 14 Закона определяет исчерпывающий перечень лиц, которых сотрудники полиции имеют право задерживать. При этом по каждой из категорий задерживаемых лиц законодатель определяет, в каких пределах должны действовать сотрудники полиции и какими нормативными правовыми актами руководствоваться. Соответственно, срок уголовно-процессуального задержания, а также его порядок будут определяться гл. 12 УПК РФ, а условия задержания лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены ст. 27.3 КоАП РФ. Отдельно следует указать, что законодатель поставил в зависимость срок задержания отдельной категории лиц, как правило, представляющих повышенную общественную опасность (находящихся в розыске, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде ареста), от срока передачи их в компетентные органы. Однако срок содержания данной категории лиц, если превышает 48 часов, должен продлеваться судом на срок, установленный соответствующим законодательством. Например, в соответствии со ст. 58 УИК РФ осужденный, объявленный в розыск, по решению суда может подвергаться задержанию органами внутренних дел до 30 суток. Таким образом, при принятии решения о задержании сотруднику полиции необходимо определить, по какому основанию задерживается лицо, и в соответствии с этим применять норму уголовно-процессуального, административного, уголовно-исполнительного и иного законодательства, предусматривающего применение данной меры государственного принуждения. В ч. 3 ст. 14 Закона установлен алгоритм действий сотрудника полиции, намеревающегося осуществить задержание. Данная норма направлена на обеспечение отдельных конституционных прав граждан. Наряду с действиями, предусмотренными ч. 4 ст. 5 Закона (назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина), сотрудник полиции также обязан разъяснить задержанному лицу его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. В следующей части ст. 14 Закона содержатся нормы, имеющие бланкетный характер, определяющие срок исчисления задержания. Соответственно, следует говорить о порядке исчисления сроков в уголовном процессе и в производстве по делам об административных правонарушениях. В соответствии с п. 15 ст. 5 УПК РФ срок уголовно-процессуального задержания подозреваемого исчисляется с момента его фактического задержания, т. е. с момента фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления. Законодательство об административных правонарушениях (ст. 27.5 КоАП РФ) предусматривает, что срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 указанной статьи КоАП РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Часть 3 ст. 27.5 КоАП РФ определяет, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П <2> указал, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или с отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу. ——————————— <2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М. Ю. Карелина, В. К. Рогожкина и М. В. Филандрова» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. N 4.

При этом срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола в соответствии со ст. 27.2 КоАП, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5 КоАП). С момента задержания у лица появляется ряд прав, характеризующих его особый правовой статус. Большинство из этих прав являются конституционными и гарантируются каждому. Часть 5 ст. 14 Закона еще раз указывает, что задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания (аналогичные права закреплены ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, ч. 2 ст. 48 Конституции РФ). Статус адвоката (защитника), а также порядок определения времени, с которого задержанный может пользоваться его услугами, будет зависеть от основания задержания. При уголовном преследовании порядок привлечения защитника будет определяться уголовно-процессуальным законодательством (ст. 49 УПК РФ), а при оказании юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следует руководствоваться положениями КоАП РФ (ст. 25.5). В соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру. Данная норма является бланкетной и указывает на необходимость указанные действия проводить в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом. Требования к личному досмотру, досмотру вещей, находящихся при физическом лице, определяются ст. 27.7 КоАП РФ, а к досмотру транспортного средства — ст. 27.9 КоАП РФ. Законодательство об административных правонарушениях предусматривает, что при осуществлении данных обеспечительных действий составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Впервые в российском законодательстве в ч. 7 ст. 14 Закона закреплено право задержанного лица на один телефонный разговор. Цель — предоставить возможность задержанному лицу уведомить близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. К близким родственникам в контексте данной нормы следует отнести супругу, супруга, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку, внуков; к близким лицам — иных, за исключением близких родственников и родственников, лиц, состоящих в свойстве с задержанным, а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений. Следует особо подчеркнуть, что законодатель предусмотрел право именно на один телефонный разговор, а не на один звонок. То есть сотрудник полиции при неудачных попытках звонков обязан будет предоставлять задержанному лицу возможность очередного звонка до удачного соединения и сообщения необходимой информации. Реализация данного права должна быть предоставлена задержанному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания. Частями 8 — 10 ст. 14 Закона на полицию возлагается обязанность в каждом случае задержания несовершеннолетнего немедленно сообщать об этом его родителям или законным представителям, о задержании военнослужащего — обязанность уведомить командование воинской части, в которой он проходит службу, а при задержании иностранного гражданина — посольство (консульство) соответствующего государства. Реализация права на телефонный звонок может быть ограничена в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона. Данная норма является отсылочной и указывает на необходимость обращения к отдельным, перечисленным в ч. 2 указанной статьи категориям задерживаемых лиц. Так, предусматривается ограничение права на телефонный разговор и на уведомление в отношении следующих лиц: совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок; уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста; находящихся в розыске; уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера; совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение. Законодатель закрепил норму, в соответствии с которой полиция при необходимости принимает меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности. Аналогичная норма предусматривалась ранее в Законе «О милиции» (ст. 5). Обусловлено объективной необходимостью появление ч. 13 ст. 14 Закона, которая закрепляет обязанность ведения реестра лиц, подвергнутых задержанию. Ранее задержанные лица регистрировались в дежурных частях органов внутренних дел в соответствии с приказом, регламентирующим деятельность данных подразделений. Однако специального реестра для указанной категории лиц предусмотрено не было. Порядок процессуального оформления задержанных лиц определяется в соответствии с ч. 14 — 15 ст. 14 Закона. Обязательным требованием при задержании является составление протокола. Требования, предъявляемые к форме и содержанию составления указанного протокола, заимствованы в основном из положений УПК РФ и КоАП РФ, посвященных протоколу задержания. Порядку содержания задержанных лиц посвящена ч. 16 ст. 14 Закона. Данная норма имеет бланкетный характер и предполагает обращение к нормативным правовым актам Правительства РФ, определяющим условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц. Правовому регулированию данного вопроса посвящено Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 <3>, которым утверждено Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц. ——————————— <3> СЗ РФ. 2003. N 42. Ст. 4077.

Перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания задержанные лица подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании. Целью данного осмотра будут являться обнаружение различного рода телесных повреждений и обязательная их фиксация. В заключение хотелось бы отметить, что в настоящий момент наряду с уголовно-процессуальным и административным законодательством порядок осуществления задержания также детально регламентирован и в специальном законе, регламентирующем деятельность одной из основных правоохранительных структур — полиции.

——————————————————————