Правовое просвещение молодежи

(Мирошник Е., Пантелеев Б., Фурсова И.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 16)

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Е. МИРОШНИК, Б. ПАНТЕЛЕЕВ, И. ФУРСОВА

Елена Мирошник, руководитель антикризисной службы семьи, доктор психологии, г. Москва.

Борис Пантелеев, кандидат юридических наук, советник юстиции, г. Москва.

Ирина Фурсова, председатель управляющего совета ГОУ СОШ N 575, стресс-менеджер, г. Москва.

Построение правового государства невозможно без повышения уровня правосознания народа, особенно молодого поколения. В связи с этим правовое просвещение следует рассматривать как научно обоснованную и психологически выверенную целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества. Как закон регламентирует просветительскую деятельность? Какие психологические особенности личности следует учитывать в этой деятельности?

Знание должно стать убеждением

Морально-политическая и информационно-психологическая безопасность РФ находится под угрозой. И угроза эта растет. Такой вывод сформулирован в докладе Общественной палаты РФ «Актуальные проблемы участия гражданского общества в обеспечении национальной безопасности РФ».

Эксперты Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов провели в 2012 году исследование. По его итогам рекомендовано всемерно и срочно активизировать совместные усилия органов власти и специализированной общественности по нормализации ситуации с подрастающим поколением, снижению агрессивности, укреплению семейных ценностей и повышению уровня правового сознания населения нашей страны.

Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагают наличие психологической, моральной, правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность.

В сложном деле привития гражданам и особенно молодежи уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющиеся средства правового воспитания и просвещения населения, научные методики, комплексные подходы, включающие современные достижения психологов, социологов, педагогов и правоведов.

Основы государственной политики

В РФ уже создано законодательство о просветительской деятельности. Оно является составной частью системы законодательства, включающей нормы федерального, регионального и локального действия, а также правовые акты правомочных органов, определяющие организационные и экономические аспекты деятельности просветительских учреждений и организаций.

Законодательство о просветительской деятельности основывается на нормах Конституции страны и общепризнанных принципах и нормах международного права. Просветительская деятельность регулируется также уставами и положениями, принимаемыми самостоятельно научными, образовательными, просветительскими учреждениями и общественными организациями.

В целях оптимизации и координации деятельности в сфере правового воспитания и просвещения населения Президент РФ 28 апреля 2011 года утвердил Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан N Пр-1168.

Документ определяет, что основными целями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан являются:

— формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

— повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

— создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

— внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Президент официально определил основные направления по реализации государственной политики:

— правовое просвещение и правовое информирование граждан;

— развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

— совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;

— преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;

— совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;

— совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

В качестве одного из приоритетных мероприятий государственной политики названо обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем.

Работа с учащейся молодежью строится также в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Этот нормативный акт нацелен на профилактику безнадзорности, агрессивности и правонарушений, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, повышение правовой культуры несовершеннолетних.

Во всем виноват стресс

Формирование высокого уровня правосознания посредством воспитания невозможно без учета психологических особенностей человека. Специалисты в области психологии проводят глубокую научную работу, разрабатывая методики, позволяющие достичь желаемого результата в этой сфере. При этом необходимо также учитывать, что зачастую современный человек живет в условиях постоянного стресса.

Напряженный график учебы или работы, повышенные требования, необходимость постоянного внимания без достаточного отдыха и расслабления способны разрушить самый крепкий организм и спровоцировать обострение хронических заболеваний и сложный путь развития личности. Но не стоит думать, что стрессовая ситуация всегда губительна для нашего организма. Стресс — это адаптивная (приспособительная) реакция к условиям внешнего мира. Период стресса — это период мобилизации всех внутренних сил организма, позволяющий человеку справиться с возникшей сложной ситуацией. Таким образом, негативно влияет на здоровье и развитие человека не стресс сам по себе, а невозможность организма восстановиться после усиленной работы всех органов и систем в связи с преодолением критической ситуации. Именно с таким истощенным состоянием (дистрессом) человеку необходимо бороться для сохранения баланса внутренней среды организма. Особенно это актуально для растущего детского организма.

Ребенок подвержен множеству критических ситуаций, которые так же, как у взрослых, действуют индивидуально. Например, тройка за контрольную работу станет трагедией для отличника, а для слабого ученика — положительной оценкой знаний.

Часто ребенок не в состоянии рассказать, что с ним происходит. Дистресс у ребенка может проявляться не только классическими признаками (пониженной работоспособностью в учении, головными болями, вялостью), но и нарушениями поведения, конфликтностью, невротическими проявлениями (усилением заикания, привычкой грызть ногти, выдергивать волосы, сосать пальцы).

В старших классах особенностью дистресса может явиться становление сексуальности, выбор профессии, влюбленность, важность своего положения в обществе сверстников.

Группы стресс-риска

Для проверки сформулированных научных гипотез и в рамках реализации конкретных положений Указа Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» специалисты нашей службы провели комплексный анализ причин и факторов, влияющих на возникновение стресса у учеников и учителей.

В результате проведенных исследований были выявлены 4 основные группы и факторы стресс-риска.

Группа 1. Характеристики стрессора:

— Интенсивность фактора. Является одной из определяющих характеристик стрессора. Например, болезнь и смерть близкого человека являются различными по интенсивности ситуациями, соответственно, разной будет и реакция организма на данные стрессоры.

— Внезапность. Усиливает интенсивность воздействия стрессора — внезапное оскорбление, агрессия, развод родителей, смерть близкого родственника и др.

— Продолжительность. Кратковременные экстремальные ситуации более благоприятны, так как организм получает возможность восстановиться.

— Сопутствующие стрессоры. Наличие целого ряда разнообразных стрессоров повышает нагрузку на организм и ускоряет его истощение.

Группа 2. Характеристики личности:

— Врожденный склад характера и личностные особенности. Более подвержены стрессам мнительные, психастеничные, депрессивно настроенные дети и взрослые.

— Приобретенные черты характера. Уверенность в своих силах, продуктивные занятия самовоспитанием и саморегуляцией, способность адекватно оценить ситуацию и принять решение являются благоприятной почвой для безболезненного преодоления стресса.

Группа 3. Внешние обстоятельства:

— Семья. Если дома школьника ждут любящие и понимающие родители, братья, сестры и другие родственники, значит, есть благоприятные условия для получения положительных эмоций и преодоления стресса.

— Школа.

— Общение. Наличие друзей или недругов.

— Характер учебы или работы. Удовлетворенность или недовольство своим положением, деятельностью.

— Материальное положение.

Группа 4. Физическое состояние ребенка или взрослого человека:

— Наличие хронических заболеваний.

— Рациональность питания и отдыха.

— Периоды гормональной перестройки.

— Регулярные физические нагрузки.

— Вредные привычки.

Профессиональные методики

Независимые специалисты в области психологии, социальной педагогики совместно с активными родителями в состоянии повлиять на все факторы групп стресс-риска. Значит, необходимо внедрять в процесс обучения новейшие психологические и информационные комплексные технологии по быстрому выявлению детей и педагогов с высоким стресс-индексом для оказания своевременной помощи в укреплении психического и физического здоровья.

Эксперты предлагают задействовать комплекс методик успешно зарекомендовавшего себя Мобильного кабинета эмоционального здоровья «Кабинет ЭЗ», позволяющих оценить различные параметры стресса с учетом системного подхода. Эти методики являются профессиональными, имеют теоретическое обоснование и могут проводиться психологами и социальными работниками. В состав комплекса входят методики:

1. По определению интенсивности актуального стресса. Методики «Биотест» и «Тест Антистресс» (Л. Гаркави). Результатами тестирования являются заключения о наличии дистресса и рекомендации по изменению уклада жизни.

2. По прогнозированию поведения человека в критических ситуациях. Используются обычно для определения стрессоустойчивости, уровня работоспособности и профессиональной пригодности. Тесты «Защитное поведение» и «Защитное мышление» (Е. Мирошник) предназначены для выявления возможности появления у данной личности нежелательных форм реакций на критические ситуации. Выявление последствий дистресса. Оценка эмоционального фона и уровня функционального комфорта. Интерпретация результатов важна для подбора цвета, звука и установки для снятия эмоционального напряжения.

4. По определению наличия стрессоров, связанных с обучением и деятельностью педагогов. Тестовая методика «Причины стресса в вашей работе» представлена анкетой из 26 вопросов, касающихся различных аспектов профессиональной деятельности, а также некоторых бытовых ситуаций. Результаты выявляют стрессогенность рабочей обстановки, скрытность анкетируемого. Здесь можно применить и другие проверенные практикой методики.

5. Выявление стрессоустойчивости личности.

Комплекс методик программно-аппаратного комплекса «Активациометр» (Ю. Цагарелли), инструментальная методика «Оценка достоверности информации» позволят специалисту точно оценить состояние и особенность исследуемой личности школьника или учителя.

Тест «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус) позволит определить склонность человека к тем или иным схемам поведения (копинг-стратегиям) в условиях воздействия стрессора. Выше представлены только некоторые методики из каждой большой группы тестов комплексного психологического исследования. Важно отметить, что на базе предлагаемой модели используются и эффективные коррекционные методики осознанного оздоровления, например цветозвуковая матрица «Антистресс» с индивидуальными установками, а также другие методики с учетом возраста и состояния ребенка или учителя.

Применяя предложенную психолого-правовую модель «Адаптивная школа» в процессе обучения для выявления и коррекции высокого стресс-индекса учащихся и учителей, школьные психологи, социальные работники, юристы смогут реально помочь каждому конкретному человеку в понимании особенностей своего личностного статуса, в укреплении стрессоустойчивости, а значит, и в моральном, правовом и психологическом благополучии.

Авторы обоснованно исходят из предположения, что повышению уровня правового сознания любого человека, а особенно ребенка, должна предшествовать стадия комплексного тестирования и психологической помощи в случаях наличия повышенной степени агрессии. Указанная комплексная методика будет представлена для изучения членам недавно созданного при Министерстве юстиции России методического совета по развитию государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

——————————————————————