Принципы оперативно-розыскной деятельности как методологическая основа специфической юридической деятельности

(Боруленков Ю. П.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2013, NN 2, 3)

ПРИНЦИПЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

/»Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2013, N 2/

Ю. П. БОРУЛЕНКОВ

Боруленков Юрий Петрович, заместитель директора Института повышения квалификации Следственного комитета России, кандидат юридических наук, доцент.

Автором в статье рассматривается вопрос о системе принципов оперативно-розыскной деятельности. Подчеркивается, что оперативно-розыскная деятельность является одной из разновидностей юридического познания. Отмечается, что принципы определяют закономерности и общую направленность юридического познания, обеспечивают высокое его качество, эффективность и оптимальное достижение целей данной деятельности. Анализируется характер соотношения принципов оперативно-розыскной деятельности с целью достижения истины.

Ключевые слова: юридическое познание, принципы юридического познания, система принципов, оперативно-розыскная деятельность, принципы оперативно-розыскной деятельности.

Principles of operative-search activity as methodological basis of specific legal activity Yu. P. Borulenkov

The author in article considers a question of system of the principles of operative-search activity. It is emphasized that operative-search activity is one of versions of legal knowledge. It is noted that the principles define regularities and the general orientation of legal knowledge, provide its high quality, efficiency and optimum achievement of the objectives of this activity. Character of a ratio of the principles of operative-search activity for the purpose of achievement of truth is analyzed.

Key words: legal knowledge, principles of legal knowledge, system of the principles, operative-search activity, principles of operative-search activity.

Методологию юридического познания <1> можно определить как систему элементов, составляющих теоретическую основу и инструментарий исследования в области юриспруденции, а также систему способов практического воздействия на общественные отношения в сфере действия права. ——————————— <1> См.: Боруленков Ю. П. Юридическое познание как фундаментальная категория правоведения // Юридический мир. 2009. N 12(156). С. 52 — 56; Он же. Юридическое познание в процессуальной, оперативно-розыскной и частной детективной деятельности: Монография. Владимир, 2009; Он же. О концепте «юридическое познание» // Проблемы в российском законодательстве. 2012. N 5. С. 188 — 192.

Один из элементов данной системы — это принципы, т. е. основополагающие идеи, руководящие начала и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования правового механизма юридического познания. Слово «принцип» в переводе с латинского (principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cujuque rei). Принципами юридического познания мы считаем фундаментальные идеи (идеалы) и исходные нормативно-руководящие начала (общеобязательные требования, юридические императивы), которые определяют закономерности и общую направленность юридического познания, реализация которых обеспечивает высокое его качество, эффективность и оптимальное достижение целей данной деятельности. Принципами юридического познания могут признаваться положения, которые: а) отражают основные свойства (черты) этой деятельности; б) объективно обусловлены ее содержанием и назначением; в) отличаются высокой степенью общности; г) имеют фундаментальное значение для всей юридической гносеологической системы. При обосновании правовых идей, претендующих на статус принципов юридического познания, важно предельно точно определять их правовую нагрузку. В любой правовой идее есть позитивные и негативные начала. Один и тот же принцип из конкретных соображений можно интерпретировать в противоположных значениях, что поставит вопрос о его целесообразности. Поскольку юридическое познание является как собственно юридической деятельностью, так и композиционной составляющей всей юридической деятельности, то и базируются они на основе единой системы принципов. Несмотря на достаточную проработанность вопросов отраслевых принципов юридической деятельности, остается еще немало проблем, от решения которых зависит эффективность функционирования как всей системы принципов юридического познания, так и ее отдельных элементов. К их числу в первую очередь относится правильное определение границ системы принципов этой сферы деятельности. Это актуально, поскольку непомерное их расширение может привести к загромождению указанной системы компонентами, не имеющими существенного значения для формирования общей направленности юридического познания. Сужение же границ системы принципов неизбежно ограничивает комплекс ценностей, обусловливающих основные свойства и нравственно-идеологическое содержание юридической деятельности <2>. ——————————— <2> См.: Насонова И. А. К вопросу о разумности расширения системы принципов уголовного судопроизводства // Российская юстиция. 2013. N 1. С. 39 — 42.

Оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) — специфический вид юридической познавательной деятельности и обычная практика работы правоохранительных органов любого государства <3>. Понимание того, что этот вид деятельности объективно существует, обусловлено не только ее высокой эффективностью в правоохранительной сфере, но и историческими традициями, сложившимися в мировой практике борьбы с преступностью <4>. В цивилизованных странах давно прекратились дискуссии о соответствии ОРД морально-этическим принципам, принятым в обществе, и признано, что она эффективна и нравственна <5>. ——————————— <3> См.: Грушко В. Ф. Судьба контрразведчика. М., 1997. С. 73; Крючков В. А. Личное дело: В 2 т. М., 1997. Т. 1. С. 153; Ахкубеков А. Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности за рубежом и использование ее результатов в уголовном процессе. М., 2004; Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности. М., 2007. С. 341 — 353. <4> См.: Бакаева Е. К. Совершенствование уголовной политики Великобритании на современном этапе // Российский следователь. 2008. N 24. С. 33 — 36. <5> См.: Даллес А. Искусство разведки. М., 1992. С. 117.

Содержание оперативно-розыскной политики <6> определяется задачами в области борьбы с преступностью, а также принципами, на которых строится борьба с преступностью. Оперативно-розыскной политике присущи специфичные принципы, основанные на идеях, являющихся отражением общих руководящих начал уголовной политики в сфере оперативно-розыскного права. ——————————— <6> О понятии оперативно-розыскной политики подробно см.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2006. С. 27 — 28.

Если задачи ОРД фактически реализуют ее цель, то принципы определяют то, чем необходимо руководствоваться при осуществлении ОРД. Принцип — это руководящая идея, основное правило поведения, некоторое понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности. Принципы ОРД — это вытекающие из природы правовой системы государства теоретически обоснованные и законодательно закрепленные основные правовые положения, обеспечивающие соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, определяющие построение институтов оперативно-розыскного законодательства и направляющие эту деятельность на достижение целей и задач, поставленных государством перед ОРО. Принципы являются результатом научного изучения теоретических основ ОРД, ее правового регулирования, анализа практики ОРД. Они отражают политические, экономические, социальные, правовые, организационные, психологические, нравственные аспекты ОРД. При анализе принципов юридической деятельности Е. Доля предлагает рассматривать их в онтологическом <7>, гносеологическом и правовом аспектах <8>. По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно-повелительный характер: они содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно-розыскных средств. ——————————— <7> Под онтологическим содержанием правового принципа понимается философское значение онтологии — учение о бытии, о сущем, его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. См.: Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001. С. 395. <8> См.: Доля Е. Принцип законности в уголовном судопроизводстве: онтологический, гносеологический и правовой аспекты // Законность. 2010. N 1. С. 4 — 6.

Принципы постулируют претворение в жизнь заключенных в них правовых требований, заранее определенных целевым характером ОРД. Если принципы не выражены в содержании Закона об ОРД, то они являются элементами правовой идеологии <9>. ——————————— <9> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982. Т. 1. С. 98.

Значение принципов ОРД в том, что они выражают: — сущность и характерные черты ОРД <10>; ——————————— <10> Как справедливо отмечается в литературе, в ст. 3 Закона об ОРД вместо принципа «сочетание гласных и негласных начал» (ст. 3 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» 1992 г.) назван иной — «сочетание гласных и негласных методов и средств», отражающих не сущность, а содержание ОРД. См.: Зажицкий В. И. Принципы оперативно-розыскной деятельности // Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / Под ред. А. Ю. Шумилова. М., 1999. С. 25.

— систему юридических норм наиболее общего характера, служащую основой оперативно-розыскного законодательства; — гарантию реализации прав и свобод человека и гражданина. Нарушение принципов ОРД может привести к тому, что ОРМ станет незаконным <11>. ——————————— <11> См.: Захарцев С. И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. СПб., 2004. С. 43.

Осуществляющие ОРД органы государства должны действовать на основе установленных принципов, при этом они несут ответственность за все последствия, связанные с нарушением этих принципов. Большой научно-практический интерес представляет формирование принципов розыскной работы полицейских подразделений развитых зарубежных стран. Например, в США, ФРГ, Франции и Италии основополагающими принципами являются следующие: — соблюдение правового режима добывания криминальной информации; — допустимость ограничения прав и свобод личности в целях борьбы с тяжкими и особо опасными преступлениями; — использование в процессе полицейской разведки не только штатных сотрудников, но и осведомителей; — обеспечение наступательного характера внутренней разведки посредством разделения ее на стратегическую и тактическую; — соблюдение конспирации <12>. ——————————— <12> Более подробно о принципах полицейской разведки см.: Сурков К. В. Принципы полицейской разведки. СПб., 1995.

Вышеуказанные принципы соответствуют особенностям законодательства зарубежных стран в области ОРД. Статья 3 Закона об ОРД определяет лишь четыре принципа ОРД. Два из них названы конституционными: — принцип законности; — принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Два принципа Закон называет специальными: — принцип конспирации; — принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Конституционные принципы ОРД по отношению к отраслевым являются преобладающими: их существование подтверждает общность ОРД и иных видов правоохранительной деятельности, направленных на соблюдение и защиту прав граждан, обеспечение безопасности государства; указанные принципы определяют смысл, содержание деятельности государственных органов, применение ими законов <13>. ——————————— <13> См.: Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. С. 27 — 28.

Все принципы ОРД по существу есть принципы конституционного значения. Каждый принцип, помещенный в Закон об ОРД, — будь он конституционный или специальный — одинаково важен для интерпретации действующего законодательства. Органы государства при отсутствии или противоречивости отдельных норм обращаются к тем принципам, в сфере регулирования которых обнаруживаются пробелы или противоречия, и действуют в точном соответствии с существом этих принципов. Обозначенные в ст. 3 Закона об ОРД принципы не существуют сами по себе вне конкретной ОРД. Они выполняют познавательную, нормативную функцию и функцию преобразования, практического применения в реальных условиях указанной деятельности. Данные принципы выработаны многолетней практикой ОРД и подтвердили свою практическую значимость. Законодательно им был придан официальный статус, закреплено их руководящее значение, которое подтверждено положениями Закона об ОРД, определением способов их реализации, т. е. законодатель усилил значение выработанных практикой принципов и при этом придал им общепринятую, обязательную для всех правовую основу. Например, законность в ОРД обеспечивается надлежащей правовой регламентацией, осуществлением контроля за ее проведением. Принцип сочетания гласных и негласных методов предостерегает от неоправданного преобладания только одной формы работы, поскольку это может привести к нарушению законности, прав и свобод гражданина, а также не позволяет своевременно и полно выявлять и раскрывать преступления. Данный принцип является связующим звеном ОРД и других видов правоохранительной деятельности. Прочие принципы, не названные в ст. 3 Закона об ОРД, выработанные оперативно-розыскной практикой, обусловлены содержанием норм Закона, а также ведомственных нормативных актов. Пробелы правового регулирования ОРД можно заполнить, закрепив в законе такие принципы ОРД, как: — законность; — публичность; — гуманизм, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; — равенство прав человека и гражданина перед законом; — применение гласных и негласных методов, средств и действий; — использование конфидентов; — подчиненность оперативного сотрудника, ведущего ДОУ, только закону; — презумпция невиновности; — всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств оперативного дела; — свобода обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих ОРД; — конспирация; наступательность (целеустремленность); — обеспечение проверяемому лицу права на ознакомление с материалами оперативного дела <14>. ——————————— <14> См.: Громов Н. А., Гущин А. Н., Луговец Н. В., Лямин М. В. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. М., 2006. С. 39.

Итак, принципы ОРД выражают суть заключенных в них правовых требований, определяют социальный смысл и направленность оперативно-розыскной практики. Именно существо правового требования, а не способ или прием избранного законодателем выражения этого существа составляет содержание каждого из принципов ОРД. Под принципом законности ОРД понимается обязанность точного и неуклонного соблюдения должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и лицами, содействующими ее проведению, требований Конституции Российской Федерации и законов России. Действием данного принципа объясняется и то, что законом четко определены цели, задачи и принципы ОРД, круг органов, уполномоченных на ее осуществление, правовое положение ее субъектов, основания и порядок проведения ОРМ <15>. Принцип подчеркивает верховенство закона, взаимосвязь законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов, правовой статус ОРО. ——————————— <15> О реализации принципа законности, например, при прослушивании телефонных переговоров см.: Козусев А. Законность прослушивания телефонных и иных переговоров // Законность. 1993. N 6. С. 9 — 11.

Принципу законности принадлежит важная роль в регулировании субъектно-объектных отношений в ОРД. В Законе об ОРД (гл. III и IV) определяется круг участников ОРД, среди которых выделяются руководители и сотрудники ОРО, а также различные категории граждан, содействующих этим органам. Принцип законности предполагает обязательное соблюдение субъектами ОРД предписаний и требований действующих законодательных и ведомственных нормативно-правовых актов при осуществлении, например, ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав человека и гражданина <16>. Поэтому важным элементом гарантии соблюдения законности в ОРД является определенная государством в Законе об ОРД (ст. 20 — 22) система контроля и надзора. ——————————— <16> См.: Ривман Д. В. Сущность, задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. СПб., 1999. С. 17.

Гарантом соблюдения принципа законности при осуществлении ОРД также являются судебные органы, на которые Законом об ОРД (ст. 9) возложен контроль за проведением ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан <17>. ——————————— <17> См.: Зажицкий В. И. Принципы оперативно-розыскной деятельности. С. 27 — 28; Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. М., 2007. С. 139 — 156.

В отличие от судебного надзора прокурорский надзор за ОРД является текущим (т. е. осуществляется на всем ее протяжении), а надзорные полномочия реализуются прокурором в силу требований закона вне зависимости от обращения заинтересованных лиц. Так, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД, именуемой «Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью», прокурор может проверять установленный порядок проведения ОРМ и законность принимаемых при этом решений <18>. ——————————— <18> См.: Чувилев А. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // Законность. 1995. N 6. С. 22 — 24; Зажицкий В. И. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью // Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Под ред. А. Ю. Шумилова. С. 181 — 191.

Законодательные гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц ОРО путем применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ, осуществления вневедомственного (включая судебный) и ведомственного контроля, прокурорского надзора за рассматриваемым видом деятельности, что усиливает действенность принципа законности <19>. ——————————— <19> См.: Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. С. 28.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим конституционным принципом, который закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации. В частности, в ней провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность властей (ст. 18). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21). Данный принцип является одним из центральных в ОРД и заключается в соблюдении норм Конституции Российской Федерации, закрепившей международные стандарты в области прав человека. Основу принципа составляют идеи гуманного отношения к человеку, уважения его интересов, взглядов, общественной и личной жизни. Осуществление же ОРМ, использование сил, средств и методов ОРД, связанных с ограничением прав и свобод граждан, допускается законодателем только в исключительных случаях для пресечения и раскрытия тяжких преступлений. Этот принцип также содержит гарантии неразглашения оперативными аппаратами сведений, полученных в процессе осуществления ОРД, их использования только для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД находит свою реализацию прежде всего в целях такой деятельности. Защищая личность от преступных посягательств, эта деятельность призвана обеспечить условия для свободной и полной реализации прав и свобод. Указанный принцип может быть рассмотрен в двух аспектах. В первом случае в отношении законопослушных граждан — субъектов ОРД — цель и задачи ОРД состоят в обеспечении оперативными подразделениями защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, использовании в ОРД информационных систем и технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, не причиняющих вреда окружающей среде. В ст. 16 Закона об ОРД предусматривается социальная защита должностных лиц ОРО. Законодательство, в частности, определяет, что на должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяются гарантии правовой и социальной защиты сотрудников тех органов, в штаты которых указанные лица входят. Никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и ОРО, осуществляющих ОРД, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то Законом об ОРД. Во втором случае речь идет о соблюдении и защите прав и свобод граждан, являющихся объектами ОРД. Законодатель в ст. 5, 6 — 12 Закона об ОРД закрепил реальные механизмы соблюдения прав человека, предусмотрел их правовые гарантии. Так, например, не допускается осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных Законом об ОРД. Лицо, полагающее, что действия органа, осуществляющего ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, в прокуратуру или в суд <20>. ——————————— <20> См.: Громов Н. А., Гущин А. Н., Луговец Н. В., Лямин М. В. Указ. соч. С. 42 — 43.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации. Необходимо отметить и то, что ОРД является единственным, вынужденным, не имеющим альтернативы средством борьбы с преступностью, с ее скрытыми проявлениями <21>. ——————————— <21> См.: Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. С. 28 — 30.

Принцип равенства всех людей перед законом в ОРД согласно ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД проявляется прежде всего в том, что гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом <22>. ——————————— <22> См.: Громов Н. А., Гущин А. Н., Луговец Н. В., Лямин М. В. Указ. соч. С. 43.

В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определен принцип конспирации <23>. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова под конспирацией понимается соблюдение тайны; методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне ее деятельности и членов <24>. ——————————— <23> Конспирация — от латинского conspiratio — заговор. <24> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2007. С. 372.

Необходимость соблюдения принципа конспирации обусловлена тем, что проведение ОРМ, действия их участников невозможно сделать абсолютно скрытыми от посторонних лиц, все они происходят в условиях реального времени, места, осуществляются конкретными лицами. В то же время возможно, необходимо и целесообразно представить ОРМ и действия так, что окружающими они воспринимаются как обыденные, не имеющие отношения к деятельности ОРО. Это может достигаться путем применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих, быть как все), использованием специальных помещений, легендированных предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др. Конспиративность при проведении ОРМ (осуществлении ОРД) имеет и другое назначение. Она, в частности, позволяет не допустить преждевременной или необоснованной компрометации объектов ОРМ, является мерой обеспечения прав лиц, оказывающих содействие субъектам ОРД, условием обеспечения безопасности участников мероприятий и др. <25>. ——————————— <25> См.: Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. С. 30 — 31.

Данный принцип представляет собой совокупность организационно-тактических правил и предписаний, закрепленных в законодательных и ведомственных нормативно-правовых актах. Главное предназначение конспирации заключается в сохранении в тайне от широкого круга лиц субъектов, содержания и тактики ОРД. Значительная часть системы ОРД и ее отдельные элементы функционируют в конспиративных условиях, исключающих утечку информации. Вопросы методики, тактики ОРД рассматриваются только специально уполномоченными сотрудниками, которые имеют допуск к работе с секретной информацией, оформленный соответствующим образом. Кроме того, действующие ведомственные нормативно-правовые акты предусматривают специальный порядок документооборота в сфере ОРД (заведение, ведение, передача, пересылка, прекращение, хранение документов, содержащих конфиденциальную информацию, дел оперативного учета и т. д.). Негласный характер значительной части ОРД порождает необходимость строжайшей конспирации в оперативной работе. Оперативные аппараты должны сохранять в тайне свои конкретные задачи, формы и методы работы. Законом предусмотрены меры по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД. В частности, в соответствии со ст. 12 Закона об ОРД сведения об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя ОРО <26>. Несоблюдение принципа конспирации может повлечь для ОРО тяжкие и даже необратимые последствия. ——————————— <26> См.: Ильиных В. Л. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий. Саратов, 1999. С. 7 — 8.

К числу основных обязанностей ОРО законодатель относит соблюдение правил конспирации при ее осуществлении (п. 5 ст. 14 Закона об ОРД). Нарушение сотрудниками ОРО этих правил влечет наступление дисциплинарной и уголовной ответственности. В ст. 17 Закона об ОРД прямо указано, что лица, конфиденциально сотрудничающие с оперативными аппаратами, обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения ОРМ <27>. ——————————— <27> См.: Ковалев О. Г. Оперативно-розыскная деятельность: историко-правовой и психологический анализ: Учебное пособие. Владимир, 2003. С. 32 — 33.

/»Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2013, N 3/

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 Закона об ОРД) заключается в адекватном, творческом использовании субъектами ОРД преимуществ специфических сил, средств, форм и методов ОРД. Согласно ст. 6 Закона об ОРД в целях повышения эффективности ОРД, результативной работы ее субъектов должностным лицам ОРО предоставлена возможность решать ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Одним из показателей профессионального мастерства субъектов ОРД является гармоничное применение гласных и негласных источников информации в раскрытии и расследовании преступлений. В связи с этим отметим, что те результаты ОРД, которые получены гласными методами и средствами, не могут составлять государственную тайну. Кроме того, факт проведения некоторых ОРМ и полученные при этом результаты не подлежат разглашению лишь на этапе ведения ДОУ. Существуют такие результаты (сведения) ОРД, которые и после завершения ДОУ нельзя предавать гласности, поскольку они составляют государственную тайну (ч. 1 ст. 12 Закона об ОРД). Такие сведения при любых обстоятельствах остаются государственной тайной. Предание гласности данных сведений допускается лишь с согласия соответствующих лиц в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12 Закона об ОРД). Поэтому использование результатов ОРД, составляющих государственную тайну, независимо от временных факторов может иметь место лишь при соблюдении указанных выше условий. Предварительный, поисковый характер ОРД определяет границы ее гласности. Для гласных ОРМ характерна их публичность, осведомленность о них лица, которого они касаются. Подобные мероприятия проводятся уполномоченными на это законом оперативными работниками. Гражданин вправе, но не обязан сообщать сведения, интересующие оперативный аппарат. При этом исключаются какие-либо меры принуждения. В случае, если действия должностного лица нарушают права и свободы человека и гражданина, последний вправе обжаловать незаконные действия в установленном законом порядке. Иначе говоря, при проведении гласных ОРМ гражданин всегда выступает субъектом своих прав и гарантий их защиты. Негласные ОРМ не носят публичного характера. Поэтому лица, оказавшиеся в сфере негласной деятельности, не знают и не должны знать о проведении в отношении их ОРМ, связанных с раскрытием и расследованием преступлений. Это относится и к лицу, от которого может быть получена информация о преступной деятельности других лиц или о лицах, подозреваемых в совершении преступления. О проведении негласного мероприятия бывают осведомлены только оперативный работник, его непосредственный начальник и — если необходима санкция на проведение ОРМ, ограничивающего конституционные права и свободы гражданина, — судья. Кроме того, о проводимом негласном ОРМ в определенных (ограниченных) пределах может знать и негласный источник, в случае если он является: во-первых, оперативным работником, внедренным в преступную организованную группу в качестве агента; во-вторых, лицом, сотрудничающим с ОРО на конфиденциальной основе <1>. ——————————— <1> См.: Громов Н. А., Гущин А. Н., Луговец Н. В., Лямин М. В. Указ. соч. С. 41 — 44.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств имеет большое значение для эффективного осуществления ОРД. Ограниченность только одной формой работы приводит, как правило, к нарушению законности, прав и свобод человека и гражданина, не позволяет своевременно и полно выявлять и раскрывать преступления <2>. Данный принцип, как мы уже отмечали, является связующим звеном между ОРД и другими видами правоохранительной деятельности <3>. ——————————— <2> См.: Ривман Д. В. Сущность, задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. СПб., 1999. С. 24. <3> См.: Ильиных В. Л. Указ. соч. С. 12.

В законодательной формулировке данного принципа употреблены термины «методы» и «средства». Под методом ОРД понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно-тактических задач в процессе практической реализации ОРМ. Средствами ОРД являются объекты, предметы материального мира, при помощи которых достигается (обеспечивается) осуществление оперативно-розыскной функции. К числу средств могут быть отнесены оперативная техника, оперативные учеты, предметы и документы, при помощи которых зашифровывается личность участников ОРД или их принадлежность к оперативным подразделениям или правоохранительным органам в целом, и др. В процессе деятельности субъектов ОРД методы (мероприятия) могут использоваться либо самостоятельно, либо в сочетании со средствами, обеспечивающими их проведение и (или) результативность. Так, опрос может проводиться как без использования, так и с применением специальной звукозаписывающей аппаратуры. На практике может быть организован комплекс ОРМ, одни из которых являются гласными и негласными, а другие носят только негласный характер. ОРД и уголовный процесс взаимосвязаны, поэтому проведение ОРМ может быть негласным, но полученные оперативным путем сведения должны быть использованы для подготовки и проведения уголовно-процессуальных действий, являющихся гласными. В то же время проведение следственных действий допускается в сочетании с параллельно проводимыми ОРМ, в том числе и негласными. Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др. <4>. ——————————— <4> См.: Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. С. 31 — 32.

Статья 3 Закона об ОРД предусматривает только основные принципы ОРД. Однако этот перечень принципов не является исчерпывающим. Проявление принципа применения конфидентов в ОРД представляет собой один из ее сущностных аспектов (ст. 1; п. 2 ч. 1 ст. 15; ст. 17 и 18 Закона об ОРД). Конфидент — физическое лицо, участник ОРД, вступивший на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законодательством в области ОРД, в отношения конспиративного сотрудничества с оперативным подразделением (в лице его представителя — оперативника, выступающего от имени и по поручению Российской Федерации) для оказания ему содействия в решении конкретных задач ОРД <5>. ——————————— <5> См.: Федоров А. В., Шахматов А. В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. СПб., 2005; Громов Н. А., Гущин А. Н., Луговец Н. В., Лямин М. В. Указ. соч. С. 44.

Без использования в ОРД конфидентов она как таковая перестанет существовать и «переродится» в иной вид социально полезной юридической деятельности. ОРО и оперативные работники в достижении цели ОРД опираются на конфидентов. Применительно к решению задач ОРД это является одним из условий реализации конституционной обязанности государства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств <6>. ——————————— <6> См.: Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. М., 2007. С. 31.

Рассматривая принципы ОРД, целесообразно также выделять принцип наступательности (целеустремленности) и принцип дифференцированного подхода. Принцип наступательности (оперативности, целеустремленности) также присущ ОРД (п. 1 ст. 14 Закона об ОРД) и обусловлен спецификой ОРД, ее динамизмом. Он обеспечивается быстротой, непрерывностью, активностью и согласованностью действий субъектов ОРД. Наступательность предполагает осуществление комплекса организационных мер, включающих информационно-аналитическую работу, планирование приобретения и расстановку субъектов ОРД, руководство ими, контроль, взаимодействие с другими ОРО. Целеустремленность состоит в том, что оперативные сотрудники и иные должностные лица при осуществлении ОРД обязаны (в пределах своей компетенции): — проводить действенную работу по предупреждению совершения преступлений; — проявлять инициативу в их обнаружении; — своевременно и обоснованно заводить ДОУ; — предпринимать все предусмотренные законодательством в области ОРД действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, а также выяснять причины совершения преступлений и условия, способствовавшие и способствующие их совершению <7>. ——————————— <7> См.: Громов Н. А., Гущин А. Н., Луговец Н. В., Лямин М. В. Указ. соч. С. 46 — 47.

Этот принцип проявляется в направленности ОРД на опережение: — совершения лицами общественно опасных противоправных деяний (т. е. на предупреждение совершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом в теории уголовного права голым умыслом); — действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т. е. на пресечение преступлений на стадиях приготовления и покушения); — действий лиц, совершающих длящиеся преступления (т. е. недопущение дальнейшего развития протекающей преступной деятельности). В принципе наступательности отражена защитная функция ОРД, а также раскрывается ярко выраженная поисковая функция, предполагающая систематическое получение, обновление, анализ и оценку информации, предупреждающий характер данного самостоятельного вида юридической государственной деятельности <8>. ——————————— <8> См.: Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности. С. 30 — 32.

Дифференцированный подход (учет психологических характеристик субъектов и объектов ОРД, ее конкретных условий и обстоятельств) как один из принципов этой деятельности отражает ее психологическое содержание. Осуществляя ОРД, ее субъекты должны рассматривать друг друга с позиций гуманистического, личностного подходов, распространенных в отечественной и зарубежной психологии. Общение между субъектами, руководство ими необходимо строить на основе тщательно изученной психической сферы (процессов, свойств и состояний). Задания, поручаемые субъектам ОРД, целесообразно соотносить с уровнем их интеллектуального, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития, психографическими характеристиками, а также обстоятельствами и условиями конкретного ОРМ. В каждом случае должен доминировать индивидуальный подход к обучению, воспитанию и использованию субъектов ОРД. Их поведение следует ориентировать на соблюдение рекомендаций оперативно-розыскной деонтологии. При анализе складывающейся оперативной ситуации, подборе для участия в ней конкретного субъекта необходимо решать и такой важный вопрос, как обеспечение социальной защиты, гарантий здоровья и жизни субъектов ОРД. Принцип дифференцированного подхода требует от сотрудников умений и навыков психологического воздействия на субъекты и объекты ОРД, использования различных стратегий общения и т. д. <9>. ——————————— <9> См.: Ковалев О. Т. Оперативно-розыскная деятельность. С. 32 — 33.

Осуществление принципа публичности в ходе ОРД предполагает использование результатов данной деятельности. Ими могут быть различные сведения (данные, информация) об обстоятельствах совершения преступления и лицах, причастных к нему, полученные оперативно-розыскным путем в рамках конкретного ДОУ и зафиксированные в оперативно-служебных материалах: в справках (рапортах) оперативного сотрудника, проводившего ОРМ; в сообщениях конфиденциальных источников, зафиксированных в материалах ДОУ; в заключениях специалистов; в документах, истребованных оперативным сотрудником у различных предприятий, учреждений, организаций, а также от должностных лиц; в материалах фото-, киносъемки, звуко-, видеозаписях, произведенных в процессе ОРМ; в различных материальных предметах, изъятых при осуществлении ОРМ, и т. п. Согласно ст. 2 Закона об ОРД результаты ОРД могут быть использованы в различных направлениях. Поэтому эти результаты могут стать известными широкому кругу лиц (особенно при использовании их в сфере уголовного процесса как деятельности гласной, публичной). В то же время ст. 12 Закона об ОРД результаты ОРД относит к государственной тайне <10>. ——————————— <10> См.: Громов Н. А., Гущин А. Н., Луговец Н. В., Лямин М. В. Указ. соч. С. 40 — 41.

ОРД основывается также на принципе гуманизма, признающем высокое общественное признание человека, заботу о его благе, уважение его достоинства. Этот принцип применительно к действию отраслевых законов имеет различные аспекты. Несмотря на то, что принцип гуманизма является общеправовым, он применяется и в оперативно-розыскной практике, поскольку вытекает из норм законодательства в области ОРД. Он отражает лишь несколько сторон гуманизма в оперативно-розыскном законодательстве: уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 3, 5; ч. 2 и 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 14 Закона об ОРД); предупредительный характер ОРД (ст. 2, 10 Закона об ОРД). ОРМ осуществляются в исключительных случаях, т. е. тогда, когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых интересов от преступных посягательств (ч. 3 и 4 ст. 8). Гуманизм ОРД проявляется прежде всего в том, что эта деятельность направлена на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства. Проведение ОРМ ограничено достижением целей и решением задач, прямо предусмотренных в законе, и не преследует целей причинения физических и психических страданий, унижения чести и достоинства лиц, их дискредитации, собирания и распространения информации, порочащей честь и достоинство, и др. Наоборот, в нормах Закона об ОРД отмечается, что должностные лица ОРО обязаны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, им запрещается разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан (ст. 5), а заведение ДОУ не является основанием для ограничения прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина (ст. 10). В обязанность ОРО входит применение необходимых мер по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, осуществление розыска без вести пропавших, содействие обеспечению безопасности и сохранности имущества не только своих сотрудников, но и лиц, оказывающих содействие субъектам ОРД, а также участников уголовного судопроизводства и членов семей и близких указанных лиц (ст. 2 и ст. 14) <11>. ——————————— <11> Там же. С. 42; Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. С. 32 — 33.

Принцип гуманизма органически присущ ОРД. Его конкретизация во многих статьях Закона об ОРД свидетельствует о том, что он отражает сущность ОРД <12>. ——————————— <12> См.: Зажицкий В. И. Принципы оперативно-розыскной деятельности. С. 30.

Принцип подчиненности оперативного сотрудника, ведущего оперативное дело, только закону проявляется в том, что должностные лица и органы, осуществляющие ОРД, при исполнении своих служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Их деятельность носит публичный характер, поскольку они защищают личность, общество и государство от преступных посягательств. Выполнение таких функций — важнейшая и ответственная задача ОРО. При наличии предусмотренных законом оснований они обязаны активно и целеустремленно вести ДОУ путем проведения ОРМ, выявлять и раскрывать преступления, выявлять и устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, предупреждать и пресекать преступления. Публичный характер ОРД предполагает принятие по ДОУ обоснованных решений, подготовку необходимых условий и предпосылок для своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела, способствования следователю в быстром и полном раскрытии преступления. Никто не вправе оказывать на них воздействие или в какой-либо форме вмешиваться в их законные действия, кроме лиц, специально уполномоченных на то законом. Никто не вправе препятствовать осуществлению ОРД, а также заставлять органы и должностных лиц, осуществляющих эту деятельность, выполнять обязанности, которые Законом об ОРД на них не возложены. Законные решения и требования органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Неисполнение таких решений и требований либо воспрепятствование законному осуществлению ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России <13>. ——————————— <13> См.: Громов Н. А., Гущин А. Н., Луговец Н. В., Лямин М. В. Указ. соч. С. 44 — 45.

Принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела оперативного учета в ОРД накладывает обязанность на оперативного сотрудника принять все предусмотренные законодательством об ОРД меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств ДОУ. В связи с этим необходимо отработать как уличающие, так и оправдывающие оперативные версии происшедшего события, а также смягчающие и отягчающие ответственность лица обстоятельства. Кроме того, важно принять меры к установлению причин и условий события преступления. Оперативный сотрудник не вправе перелагать обязанность отработки выдвинутых по ДОУ оперативных версий на иных участников ОРД <14>. ——————————— <14> См.: Маршунов М. Н. Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности в схемах и таблицах. Постатейный комментарий. М.-СПб., 1998. С. 103 — 104.

Принцип плановости ОРД выражается в разработке перспективных, текущих и специальных планов: планируются встречи с конфидентами, мероприятия по делам ДОУ и т. д. Принцип научности ОРД предполагает научную обоснованность решения вопросов, возникающих в процессе проведения ОРМ <15>. ——————————— <15> См.: Ривман Д. В. Указ. соч. С. 22 — 23.

Принцип вневедомственного контроля означает, что ОРД не может и не должна протекать вне контроля общества и государства. Такой контроль осуществляется со стороны Президента Российской Федерации, парламента, правительства, прокуратуры <16>. ——————————— <16> См.: Захарцев С. И. Указ. соч. С. 46.

Принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования подразумевает, что, во-первых, ОРД — вынужденное средство, применяемое для защиты человека, общества и государства от преступных посягательств; во-вторых, характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому они проводятся <17>. ——————————— <17> См.: Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. С. 68.

Принцип взаимодействия органов, осуществляющих ОРД, предполагает: — организацию взаимодействия оперативных служб между собой, в частности между отделами (управлениями) внутри территориального органа, осуществляющего ОРД; между самостоятельными территориальными органами субъектов Федерации, а также взаимодействие с другими органами, осуществляющими ОРД; — координацию деятельности ОРО с органами уголовной юстиции (прокуратурой, судом, органами исполнения наказаний и т. д.); — взаимодействие органов, осуществляющих ОРД в России, с аналогичными ведомствами других государств <18>; ——————————— <18> Об организации работы Интерпола см.: Бельсон Я. М. Россия в Интерполе: Учебное пособие / Под общ. ред. С. Ф. Зыбина. СПб., 1994.

— правовые акты, образующие оперативно-розыскное законодательство, определяющее взаимодействие оперативных служб с предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами <19>. ——————————— <19> См.: Кваша Ю. Ф., Сурков К. В. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Введение в курс оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций. СПб., 1997. С. 77 — 78.

Принцип презумпции невиновности обязывает сотрудников ОРО обеспечить соблюдение установленных правил, исключающих разглашение полученных сведений. В ОРД не принимаются решения, противоречащие принципу презумпции невиновности, закрепленному в Конституции Российской Федерации (ст. 49). Исходя из принципа презумпции невиновности, недопустимо преждевременно разглашать полученную информацию. Она не является законным и в какой-либо мере достоверным основанием для того, чтобы вне уголовного процесса официально, от имени государства, считать лицо виновным в совершенном преступлении и поступать с ним как с преступником. Принцип свободы обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, состоит в том, что лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или в суд <20>. ——————————— <20> См.: Громов Н. А., Гущин А. Н., Луговец Н. В., Лямин М. В. Указ. соч. С. 46.

Принцип обеспечения проверяемому лицу права на ознакомление с материалами оперативного дела состоит в том, что лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т. е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления и которое располагает фактами проведения в отношении его ОРМ и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий ОРД <21>. ——————————— <21> Там же. С. 47; Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. С. 33 — 35.

Любой из рассмотренных принципов может служить средством достижения какой-либо одной или нескольких целей. Поскольку эти цели не всегда совпадают, может возникнуть конкуренция принципов. В связи с этим закон устанавливает различные ограничения и пределы действия отдельных принципов. Устанавливая характер соотношения принципов ОРД с целью достижения истины, можем выделить три категории принципов. Первую категорию составляют принципы, препятствующие достижению этой цели. Таковых достаточно много. К ним относятся принципы, гарантирующие права личности. Они устанавливают различные ограничения в области познавательных средств, что вполне оправдано. Истина может быть получена не любыми, а лишь соразмерными средствами. В процессе ее достижения не должны пострадать другие, более высокие социальные ценности. В то же время ряд принципов данной категории в силу специфики ОРД могут быть ограничены законом, например принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Ко второй категории могут быть отнесены нейтральные принципы, не влияющие на процесс достижения истины. К ним относятся, например, принцип свободы обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих ОРД, принцип обеспечения проверяемому лицу права на ознакомление с материалами оперативного дела. Очевидно, что в познавательном аспекте не имеет значения последующая деятельность объекта ОРД. Следует отметить, что принципы, относимые ко второй категории, в рамках ОРД действуют не в полной мере. К третьей категории относятся принципы, способствующие установлению истины, содержащие максимальные гарантии достижения этой цели. К ним относится, например, сочетание гласных и негласных методов и средств, применение конфидентов и др. Однако любой из принципов, относимых к этой категории, действует только в тех рамках и пределах, в которых он способствует достижению данной цели, и не может превращаться в свою противоположность, абсолютизироваться или гипертрофироваться <22>. ——————————— <22> Ю. К. Орловым аналогичная классификация разработана для принципов уголовного процесса. См.: Орлов Ю. К. Проблемы истины в уголовном процессе // Государство и право. 2007. N 3. С. 51.

——————————————————————