Коррупционность права как источник правовых противоречий гражданского общества в России

(Грандонян К. А.) («Гражданское общество в России и за рубежом», 2013, N 2)

КОРРУПЦИОННОСТЬ ПРАВА КАК ИСТОЧНИК ПРАВОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

К. А. ГРАНДОНЯН

Грандонян Карапет Андраникович, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин ПЮИ(ф) РПА Минюста России.

Статья посвящена фактору коррупции, негативно влияющему на развитие гражданского общества в России. Автор рассматривает феномен коррупционности права как источник проблем в обществе.

Ключевые слова: коррупция, коррупционность права, гражданское общество.

Corruptibility of law as the source of contradictions of the civil society in Russia K. A. Grandonyan

The article deals with factor of corruption negatively influencing on development of the civil society in Russia. The author considers phenomenon of corruptibility of law as the source of problems in society.

Key words: corruption, corruptibility of law, civil society.

Современный этап развития российской государственности характеризуется наличием множества проблем экономического, социального, политического, духовного и правового характера. Эти проблемы обусловлены феноменом социального многообразия [12], спецификой переходного периода государства и права, одной из особенностей которого можно назвать коррупцию. Коррупция является предметом обсуждения на высшем государственном уровне. Так, Д. А. Медведев отмечает, что «коррупция превратилась в системную проблему. Этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ» [13]. Действительно, в настоящее время она приобрела ужасающие масштабы. Коррупция ведет к массовым нарушениям прав человека, препятствует развитию гражданского общества и правового государства, создает реальную угрозу национальной безопасности. Вероятно, поэтому на законодательном уровне закреплены основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции, в числе которых признание ее одной из системных угроз безопасности Российской Федерации [15]. Очевидно, коррупция подрывает авторитет власти, уважение к ней со стороны общества и в конечном итоге может привести к возникновению правовых противоречий гражданского общества. Коррупционная проблематика многогранна. Сконцентрируем внимание на одной грани: коррупционности права как источника правовых противоречий гражданского общества. Отметим, что в юридической литературе тема коррупции находит отражение и на общетеоретическом [2; 5. С. 61 — 68; 10; 14; 17; 21; 24], и на отраслевом уровнях [4. С. 2 — 5; 7; 8]. Так, общетеоретические исследования представлены работами таких исследователей, как Д. В. Кокориков, З. П. Колесниченко, И. Н. Коновалов, М. А. Костенко, А. В. Малько, М. П. Петров, К. А. Струсь, О. И. Хамазина, и многих других. На отраслевом уровне проблеме коррупции посвящены работы А. Ю. Кирьянова, М. В. Костенникова, А. В. Куракина, К. В. Харабета и других. Авторы анализируют понятие и признаки коррупции, социально опасные формы ее проявления. Особое внимание ученые уделяют вопросам антикоррупционной политики в современной России [1]. Вместе с тем не все стороны проблемы изучены достаточно полно. Речь идет о такой правовой категории, как «коррупционность права», научный аппарат которой только начинает складываться. В юридической литературе сложно найти четкую дефиницию коррупционности права. Авторы исследуют понятие, признаки, формы выражения коррупциогенности законодательства. Так, например, Ю. А. Тихомиров утверждает, что коррупциогенность законодательства выражается в действиях и решениях уполномоченных лиц, совершаемых в легальных формах, но являющихся противоправными по их мотивам и результатам использования; в противоправных действиях и решениях, совершаемых взамен легально установленных [23]. На нормативно-правовом уровне коррупциогенность законодательства находит отражение в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов». Так, ст. 1 названного акта закрепляет, что «коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции» [16]. Кроме того, в научной литературе ученые раскрывают разновидности коррупциогенных факторов. Так, например, Э. В. Талапина относит к ним наличие пробела в регулировании, отсутствие запретов и ограничений и ответственности государственного (муниципального) служащего за правонарушения и др. [22. С. 52 — 66]. Разработка категории «коррупциогенность законодательства» вовсе не означает, что в современной юридической литературе не предпринимаются попытки определения понятия «коррупционность права». Так, Ю. А. Селезнев рассматривает коррупционность права как «качественное состояние, обусловленное особенностями ценностно-нормативной и институциональной подсистем российского общества» [19. С. 186 — 189]. На наш взгляд, приведенная дефиниция нуждается в уточнении: в ней четко не просматриваются квалифицирующие признаки исследуемой категории, позволяющие отграничивать ее от иных правовых категорий. Исходя из сказанного методологически целесообразно сформулировать определение коррупционности права. По нашему мнению, под ней следует понимать сложное негативное правовое явление, представляющее собой качественное состояние права, при котором в нем содержатся положения, создающие условия для проявления коррупции. Возможно, предлагаемая дефиниция небесспорна, но все же применима на данном этапе исследования. Как уже отмечалось ранее, коррупционность права имеет множество негативных проявлений как политического, социального, так и правового характера. В их числе можно назвать коррупционность права как источник правовых противоречий гражданского общества. Оговоримся, что одним из факторов, способствующих возникновению правовых противоречий гражданского общества, является государство и право переходного периода [3. С. 105 — 117]. Обратимся к особенностям права переходного периода. В научной литературе выделяют такие особенности, как наличие в праве классовых, узкокорпоративных начал, бессистемную правотворческую активность. Кроме названных, переходный период характеризуется и потенциальной возможностью появления в праве коррупционных начал. А. В. Малько и М. П. Петров справедливо замечают, что «ни одна национальная правовая система не застрахована от наличия в праве коррупционных начал. Особенно это касается переходных государств и правовых систем» [10. С. 12]. Ученые полагают, что феномен коррупции — закономерность переходной государственности. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволяет выделить следующие особенности коррупционного права: — оно имманентно предполагает неизбежность нарушения прав и свобод человека и гражданина; объективно не способно создать необходимые предпосылки для человеческого измерения — качественное состояние прав личности, его социально-правовую защищенность; — элементы системы законодательства носят неправовой характер. Приведем данные статистики. В период с 1 января по 31 декабря 2010 г. Минюстом России из 130641 рассмотренного документа в 3004 (2,3%) выявлено наличие коррупциогенных факторов, в том числе в 2043 (1,6%) нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации [18]; — коррупционное право — показатель несовершенства юридической техники. Право, содержащее коррупционные положения, может рассматриваться и как следствие неправильного выбора юридических средств в процессе правотворчества. Понимая важность использования совершенных правовых средств, Н. И. Матузов подчеркивает, что «крайне важно всячески совершенствовать правовые средства, повышать их эффективность, надежность, четкость и безотказность функционирования» [11. С. 63]. Правильный выбор юридических средств, степень их совершенности — гарантия создания качественного законодательства; — коррупционность права — проявление не только низкой правовой культуры и правосознания субъектов правотворчества, но и низкой правовой активности членов гражданского общества. В целях настоящего исследования проанализируем влияние коррупционности права на возникновение и развитие сторон правовых противоречий гражданского общества на примере следующего противоречия: наличие правового нигилизма, с одной стороны, и правового идеализма и фетишизма — с другой. Известно, правовой нигилизм разрушает общество, его социальные связи, основанные на праве. Полагаем, одним из источников правового нигилизма в России следует считать коррупционность права. Коррупционное право не может пользоваться уважением среди членов гражданского общества. Оно развивает у подавляющей его части глубокую убежденность в том, что право — орудие в руках «господствующей элиты». Интересно суждение И. Н. Коновалова, О. И. Хамазиной, отмечающих, что «коррумпированной власти свойственно изменение «ткани» права: формальное закрепление особого социального положения участников коррупционных отношений» [6. С. 81]. В конечном итоге названные обстоятельства могут привести не только к формированию и развитию юридических конфликтов, но и к дисгармонии правовой жизни гражданского общества. Отмеченные грани влияния коррупционности права на развитие исследуемого противоречия выражаются в следующем: — коррупционные положения подрывают веру в право, снижают уровень уважения и к праву, и к государственной власти. Следует поддержать К. А. Струся, утверждающего, что «коррупция приводит к социальной напряженности, правовому нигилизму, правовой пассивности <…> граждане с недоверием относятся к государству и праву» [20. С. 83]; — коррупционные положения развивают убежденность во влиянии и выражении интересов определенных социальных групп, в том числе и криминального сообщества. Ю. А. Тихомиров считает, что вследствие названных юридических пороков возникает хаос в правовом регулировании, когда исполнительные органы и депутаты произвольно выбирают «тему» закона или его отдельных положений, лоббируя интересы конкретных юридических и физических лиц [23]; — коррупционные положения развивают убежденность, во-первых, в пренебрежении, игнорировании прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, в неуважении права со стороны правотворческих органов, что ведет к резкому снижению его авторитета; — коррупционные положения снижают социальную ценность права, степень его полезности, затрудняют достижение положительного социально-правового результата. Кроме названных, коррупционность права является источником и иных форм деформации правосознания. Так, например, она влияет на развитие правового идеализма и фетишизма в обществе. Это выражается в том, что коррупционные начала в праве создают желание принять новый нормативный правовой акт и развивают веру в то, что его принятие будет способствовать решению указанных проблем. Высказанную мысль подтверждают данные социологических исследований. Так, на вопрос «Считаете ли Вы, что принятие нового закона взамен содержащего коррупционные положения способно решить проблемы коррупционности в данной сфере?» более 60% респондентов отвечают положительно [9]. При этом следует иметь в виду и иной аспект. Чиновники, зная, что принимают нормативный правовой акт, содержащий коррупционные положения, рассчитывают на то, что он будет удовлетворять их узкие, коррупционные интересы. Речь идет о таком коррупционном факторе, как чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества. Она находит выражение в бланкетных нормах, позволяющих принимать нормативные акты Правительству или уполномоченному органу [22. С. 52 — 66]. Резюмируя изложенное, отметим, что коррупционность права — сложный правовой феномен. Ее следует рассматривать в качестве источника правовых противоречий гражданского общества, способного привести к дисгармонии правовой жизни. Поэтому решение проблемы коррупционности права должно стать одним из важнейших приоритетов деятельности государственной власти и институтов гражданского общества.

Литература

1. Антикоррупционная политика в современной России: Монография / Под ред. А. В. Малько. Саратов, 2006. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография «Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов» (сост. Е. Р. Россинская) включена в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2010. —————————————————————— 2. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов: Коллективная монография / Под ред. О. С. Капинус, А. В. Кудашкина. М., 2010. 3. Грандонян К. А. Противоречия гражданского общества: теоретико-правовое исследование: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2011. 4. Кирьянов А. Ю. Экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления на коррупциогенность: проблемы и перспективы // Российская юстиция. 2011. N 5. 5. Кокориков Д. В. Нарушение правил законодательной техники на примере нормативно-правовых актов, посвященных антикоррупционной экспертизе // Общество и право. 2010. N 1. 6. Коновалов И. Н., Хамазина О. И. Сущность, принципы и методы антикоррупционной политики // Антикоррупционная политика в современной России / Под ред. А. В. Малько. Саратов, 2006. 7. Костенников М. В., Куракин А. В., Марьян А. В. Административно-правовое регулирование противодействия коррупционным рискам в системе государственной службы: Монография. М., 2011. 8. Куракин А. В. Государственная служба и коррупция: Монография / Под ред. М. В. Костенникова. М., 2009. 9. Кого защищает закон? URL: http://www. levada. ru/20-02-2011/kogo-zashchishchaet-zakon (дата обращения: 26.11.2011). 10. Малько А. В., Петров М. П. Антикоррупционная политика как важнейший элемент формирующейся антикоррупционной функции современного Российского государства // Антикоррупционная политика в современной России / Под ред. А. В. Малько. Саратов, 2006. 11. Матузов Н. И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1993. N 3. 12. Медведев Д. А. Выступление на Ярославском форуме «Современное государство в эпоху социального многообразия» // Российская газета. 2011. 9 сентября. 13. Медведев Д. А. Совещание по вопросам противодействия коррупции // Российская газета. 2008. 19 мая. 14. Нурутдинов А. З. Коррупция как общеправовой феномен: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2004. 15. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы» // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875. 16. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в ред. от 21.11.2011) // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3609. 17. Сапун В. А. Теория правовых средств и механизм реализации права: Монография. СПб., 2002. 18. Сведения о деятельности Минюста России и его территориальных органов по противодействию коррупции за январь — декабрь 2010 года. URL: http://www. minjust. ru/common/img/uploaded/docs/2011.01.21_Spravka_11_1012.doc (дата обращения: 26.11.2011). 19. Селезнев Ю. А. Проблема коррупции в исследованиях российских ученых // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 4(84). 20. Струсь К. А. Концептуальные подходы к формированию правовых основ гражданского общества // Концептуальные основы российского законодательства: Сб. науч. трудов по материалам Всероссийского круглого стола / Под общ. ред. А. В. Малько, Н. В. Исакова, Т. Н. Бициевой. Саратов — Минеральные Воды, 2011. 21. Струсь К. А. Место и роль институтов гражданского общества в антикоррупционной политике // Антикоррупционная политика в современной России / Под ред. А. В. Малько. Саратов, 2006. 22. Талапина Э. В. Об антикоррупционной экспертизе // Журнал российского права. 2007. N 5. 23. Тихомиров Ю. А. Преодолевать коррупциогенность законодательства // Право и экономика. 2004. N 5. 24. Шишкарев С. Н. Правовой порядок Российской Федерации и законодательное обеспечение борьбы с коррупцией: Монография. М., 2007.

——————————————————————