Общероссийские проблемы информационно-правовой безопасности

(Акимов А. С.) («Безопасность бизнеса», 2005, N 1)

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. С. АКИМОВ

Акимов А. С., заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Калужского филиала РПА Минюста России.

Информационно-правовая безопасность в России находится под влиянием происходящей в мире «информационной революции» и все более массового использования в нашей стране электронных видов техники и информационных технологий и заключается в обеспечении сохранности закрытой информации, отнесенной к правовым категориям государственной тайны, судебно-следственной, налоговой, банковской, адвокатской, нотариальной, медицинской тайн и иных видов конфиденциальной, служебной, коммерческой и персональной тайн. Исследуемая безопасность масштабно используется во всех сферах жизнедеятельности государства (политической, правовой, экономической, социальной и т. д.), начиная с органов власти и управления страной и заканчивая учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами. Можно сказать, что развитие любого государства сегодня невозможно без высокоэффективной системы информационной безопасности и использования современных средств защиты информации. Активное «наступление» информационной сферы на все страны и континенты создает условия для развития планетарной «информационной революции ХХI века», для «информационной глобализации», для возникновения новых информационных, уникальных возможностей эффективного развития права, политики, экономики, государства, общества, граждан. Развитые страны рассматривают возможности информационного общества как условия для развития высокоиндустриального общества нового тысячелетия. При этом нарастают потребности информационной сферы в обеспечении безопасности возникающих в ней общественных информационных отношений, которые уже привели к формированию самостоятельного направления — «информационной безопасности». Следует отметить, что информационная сфера охватывает гигантское пространство, простираясь по всей планете от морских глубин до космических далей, что обусловливает и область охвата информационной безопасности, о чем свидетельствуют, например, Федеральный закон от 6 марта 2001 г. N 22-ФЗ «О ратификации Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе» <*>, Приказ Государственного комитета РФ по телекоммуникациям от 21 июля 1999 г. N 22 «Об утверждении Положения о порядке, общих условиях и принципах использования на территории Российской Федерации систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи и требованиях по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем» <**>. ——————————— <*> Собрание законодательства РФ. 2001. N 11. 12 марта. Ст. 999. <**> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 47. 22 ноября. Ст. 1.1 — 1.9.

Важное значение исследуемой области отмечено в решении Межведомственной комиссии по информационной безопасности Совета Безопасности РФ от 28 сентября 1995 г. N 8.3 «О состоянии работ по совершенствованию подготовки кадров по проблеме информационной безопасности», где сказано: «Признать необходимым обеспечение комплексного подхода при формировании планов и программ подготовки кадров по проблемам информационной безопасности. В учебных планах и программах подготовки специалистов технического профиля предусматривать усиленную правовую подготовку, а юридического профиля — обязательное изучение технических аспектов информационной безопасности. Кадры правоохранительных органов и работников судов должны сочетать как соответствующую юридическую, так и техническую подготовку». Содержание вышеуказанного нормативного правового акта свидетельствует о том, что современные прогрессивные процессы в данной сфере достигли такого уровня сложности, при котором для борьбы с противоправными проявлениями потребовалась специальная техногенно-правовая подготовка кадров. Основным объектом правоотношений информационной безопасности является информация, подлежащая защите, а к предмету исследования данной сферы необходимо отнести совокупность отношений безопасности, складывающихся в процессе оборота всех видов информационных ресурсов. Информационная безопасность России является одной из составляющих национальной безопасности РФ и оказывает влияние на защищенность национальных интересов нашей станы в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Ее развитие позволит объяснить ранее не изученные категории, процессы и явления, например такие, как правовая природа «реальных угроз» различным информационным средствам, сущность противоправных методов посягательств на информационные тайны, понятия информационных атак, информационного оружия, информационного терроризма и информационных войн, правовые и техногенные способы различных степеней защиты закрытой информации собственником или владельцем, виды мер юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере и т. д. Из-за стремительного повышения роли информации в настоящее время общество ХХI в., как было указано ранее, называют информационным сообществом. Именно в этом обществе информация становится важнейшим оружием в острой конкурентной борьбе в различных сферах: политической, информационной, правовой, экономической, духовной, военной и т. д. Причем ее роль и значение важны не только на макроуровне, но и на уровне регионов, отраслей, сфер деятельности отдельных производственных единиц. «Информирован — значит вооружен» <*>. Обеспечить информационную безопасность правовыми и иными методами и одновременно дать свободный доступ граждан к открытой информации — вот одни из основных задач на сегодняшний день в сфере информатизации. Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 установлены основные категории информации, которые нуждаются в защите от неправомерного использования: «Необходима защита в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, к конфиденциальной документированной информации и к персональным данным» <**>. ——————————— <*> Панков А. П., Смирнов М. Б. Манхэттенский проект для информационной войны. Омск: КЗМН, 1996. С. 9 — 17. <**> Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

Государство, отрасль, банк, фирма, не защищающие свою информацию, становятся слабыми, незащищенными и уязвимыми. Поскольку отсутствие угроз — недостижимый идеал для современного мира, то информационную безопасность в данном аспекте можно определить как возможность защиты от опасных информационных воздействий, объектами которых могут быть как сознание и психика отдельных людей, так и информационно-технические системы государства, его органов и организаций, юридических лиц. Опасным следует считать такое информационное воздействие, которое чревато дестабилизирующим, ущемляющим интересы личности, общества и государства результатом. В сущности, любые опасные информационные воздействия связаны с утратой ценной информации, что снижает эффективность деятельности государства, общества, личности. Это означает, что информационная безопасность в условиях современной России является одной из наиболее значимых и сложных для решения проблем. Она охватывает различные уровни: государство, регион, предприятия, личность. Все это требует того, чтобы руководители различных уровней уделяли этой проблеме самое пристальное внимание, так как ее разрешение связано с информационной и экономической независимостью государства, его возможностью решать вопросы национальной безопасности, развития науки, здравоохранения, образования, культуры, улучшения уровня и качества жизни людей. Наша страна столкнулась со многими проблемами, которых не было 10 — 15 лет назад. Наряду с существовавшими появились очень многие абсолютно новые информационные опасности и угрозы — как внешние, так и внутренние (информационный шпионаж с помощью спутников, массовое распространение модифицированных компьютерных вирусов, перехват закрытой информации «на лету» — при передаче ее по коммуникационным сетям и т. д.). Потому эти вопросы должны быть постоянно в центре внимания государства, его органов, учреждений, организаций, предприятий, специалистов служб безопасности информации и других сотрудников. Принятие правильных решений в вопросах обеспечения информационной безопасности должно опираться на разноотраслевые научные знания. В рамках отрасли информационной безопасности необходимо совершенствовать определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение специальных информационных служб министерств и ведомств, статус конфиденциальной информации и государственной тайны, виды и формы безопасности информации, техногенно-правовые способы защиты информации и т. д. В настоящее время исследовать все стороны и аспекты информационно-правовой безопасности необходимо не только с целью определения ее места в системе права и национальной безопасности страны и роли в области информационных правоотношений при массовом использовании информационной техники и технологий в России и во всем мире, но и для выработки единой методологии, унификации и систематизации способов противодействия информационным преступлениям, и для разработки практических рекомендаций по обеспечению комплексной безопасности всех видов информационных ресурсов. Также важно выработать единую эффективную систему мер юридической ответственности, подлежащую применению к лицам, совершившим правонарушения в сфере информационной безопасности. Правда, для этого потребуется создать кодифицированный акт исследуемой области и особые процессуальные процедуры судопроизводства, включающие в себя в том числе и специфические базы доказывания. Сегодня эффективность правового регулирования информационной безопасности не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. «Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям… Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сфере деятельности личности, общества и государства возросли угрозы применения «информационного оружия» против информационной инфраструктуры России. Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании. Недостаточное внимание уделяется развитию средств «космической разведки» и «радиоэлектронной борьбы» <*>. ——————————— <*> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895 // Российская газета. 2000. N 187. 28 сентября. С. 2 — 5.

При этом следует отметить, что определяющую роль в правовом регулировании информационной безопасности в стране и в регионах, обеспечении ее бесперебойного и эффективного функционирования играют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, информационные ведомства и службы информационной безопасности в учреждениях, организациях, на предприятиях и т. д.

——————————————————————