Безопасность как социальный феномен и его юридическая оценка

(Горшенков Г. Г.) («Адвокатская практика», 2005, N 4)

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ЕГО ЮРИДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Г. Г. ГОРШЕНКОВ

Горшенков Г. Г., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Волго-Вятской академии госслужбы.

Феномен (от греч. phainomenon — являющееся) — термин, означающий такое явление, которое мы выводим из опыта, постигаем его при помощи чувств, т. е. относительно устойчивой (в отличие от эмоций) формы наших переживаний своего отношения к действительности. Переживание психологи определяют, в частности, как эмоционально окрашенное состояние, которое испытывает человек при восприятии явления действительности и непосредственно представляет его в своем сознании как событие его собственной жизни <*>. ——————————— <*> См.: Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. С. 238.

Социальный феномен понимается как явление общественной жизни, продукт проявления сознательного взаимодействия людей. И следовательно, под социальной безопасностью можно подразумевать такое эмоционально окрашенное состояние человека, которое детерминировано восприятием действительности как явления, не представляющего угрозы человеку, общности. Понятие социальной безопасности «характеризует собой некую философию существования живого, его жизнедеятельности и развития… Оно отражает не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной специфической сфере деятельности, но и включает в себя то общее, типическое, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности человека и общества» <*>. ——————————— <*> Романович А. Л. Проблема безопасности в контексте устойчивого развития // Социально-гуманитарные знания. 2003. N 1. С. 10 — 11.

На уровне общества или страны феномен социальной безопасности приобретает определенные характеристики, свойственные людям, населяющим страну, их культуре, и, таким образом, именуется национальной безопасностью. Разумеется, высказываемая нами точка зрения не претендует на звание единственно правильной. Например, в трактовке С. М. Шапиева социальная безопасность определяется как «неотъемная составляющая национальной безопасности любого государства» <*>. С одной стороны, сформулированное ученым положение выглядит правильным, поскольку термин «национальный» употребляется синонимом к термину «государственный». Однако в этом случае получается, что наиболее общим объектом безопасности выступает государство, затем — безопасность его многонационального народа и уже как ее составляющая социальная безопасность. ——————————— <*> Шапиев С. М. Преступность и общество. Криминологическое теоретико-прикладное исследование: Дис. д-ра юрид. наук: 12.00.08. СПб., 2000. С. 196.

Между тем, как справедливо указывает А. В. Гыскэ, в настоящее время доля государственного участия в экономической сфере и в других сферах жизни человека и общества сокращается, и поэтому он полагает необходимым согласиться с мнением проф. А. А. Прохожева, что такой подход (понимание «национальной безопасности» именно как безопасности народа, а не государства) «при рассмотрении проблемы безопасности подчеркивает примат личности и общества, а не государства, как это было у нас раньше» <*>. Таким образом, безопасность многонационального народа есть состояние защищенности его (национальных) интересов, которые «складываются» из интересов личности, общества и государства, о чем пойдет речь ниже. ——————————— <*> Гыскэ А. В. Указ. соч. С. 24.

Надо заметить, что термин «национальная безопасность», заимствованный из американской терминологии, вошел в научный оборот позже, чем термин «безопасность». Отсюда и их «персонифицированное» употребление — в Законе РФ «О безопасности» (1992 г.) и в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (1997 г. и новая ее редакция — 2000 г.). Дискуссии об использовании термина идут еще и сегодня, однако, на наш взгляд, терминологические споры не представляют принципиального значения <*>. ——————————— <*> См.: Там же. С. 22 — 25.

Итак, под национальной безопасностью Российской Федерации в самом общем представлении понимается безопасность многонационального народа России <*>. В Законе Российской Федерации «О безопасности» дано юридическое понятие этого явления: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» <**>. Это очень емкий социальный феномен, который представляет собой всю совокупность национальных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (и правоотношений) (см. схему 1). Без современных научных знаний о данном феномене невозможно разрабатывать и осуществлять действенную государственную политику борьбы с преступностью. Тема национальной безопасности в различных ее аспектах разрабатывается учеными многих, в том числе и юридических отраслей науки. Правовому аспекту национальной безопасности, посвящены современные исследования таких отечественных ученых, как: Г. А. Аванесов, Ю. Е. Аврутин, Ю. М. Батурин, С. В. Бородин, Л. В. Брусицын, А. Н. Волобуев, Л. Д. Глухман, К. К. Горяинов, А. В. Грыскэ, А. И. Гуров, С. В. Гущин, Б. В. Дрейшев, А. С. Емельянов, А. Ю. Епихин, А. М. Жодзинский, М. Н. Зацепин, И. И. Карпец, Б. П. Кондрашов, В. Н. Курявцев, В. В. Лунеев, С. В. Максимов, Г. К. Мишин, В. С. Овчинский, В. А. Плешаков, А. А. Тер-Акопов, Н. В. Щедрин и другие. ——————————— <*> См.: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 18 января. <**> Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 22 декабря 1992 г. N 4235-1, Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288) // Безопасность России. Основополагающие государственные документы. Часть 1. М., 1998. С. 117.

Схема 1. Структурная модель феномена информационной безопасности

1. Национальные интересы 4. Состояние информационной в информационной сфере безопасности и основные задачи и их обеспечение по ее обеспечению

I. Информационная безопасность — состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства

/ \

2. Виды угроз 3. Источники угроз информационной < информационной безопасности безопасности

/ \ / \

5. Общие методы 6. Особенности их обеспечения II. Методы обеспечения информационной безопасности РФ

Международное сотрудничество

III. 8. Основные положения IV. Организационная основа государственной политики системы обеспечения обеспечения информационной информационной безопасности безопасности

9. Первоочередные 10. Основные 11. Основные мероприятия функции элементы

Классификация видов национальной безопасности может быть осуществлена по различным критериям, в качестве одного из которых следует указать жизненно важные интересы как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства <*>. ——————————— <*> Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 22 декабря 1992 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

Вторым критерием может служить объект безопасности, виды которого определены в Законе «О безопасности»: личность с ее правами и свободами, общество с его материальными и духовными ценностями и государство — конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность. Классификацию национальных интересов, в частности, проводит А. В. Гыскэ <*>. Ученый распределяет национальные интересы по различным основаниям, одним из которых является сфера жизнедеятельности — внутренняя и внешняя. В зависимости от внутренней сферы жизнедеятельности можно определить такие виды и подвиды национальной безопасности, как: экономическая, предпринимательская; экологическая; политическая; юридическая, криминологическая; информационная, компьютерная, массово-информационная и др. ——————————— <*> См., например: Гыскэ А. В. Указ. соч. С. 312.

Иной вид классификации общественной безопасности (противоположной понятию общественной опасности) предлагает проф. А. А. Тер-Акопов <*> (см. схему 2). Ученый классифицирует явление безопасности по двум сложным критериям оценки: во-первых, по объекту защиты, под которым следует понимать жизненно важные интересы человека (витальный, физический, психический, духовный, интеллектуальный и др.); во-вторых, по средству защиты объекта или жизненно важных интересов (экологическая, экономическая, политическая и др.). ——————————— <*> Тер-Акопов А. А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М., 2003. С. 17.

Схема 2. Виды безопасности человека

Безопасность личности

Жизненно важные Средства обеспечения интересы человека < жизненно важных интересов человека

Физическая Экономическая

Витальная Политическая

Психическая Информационная

Репродуктивная Экологическая

Духовная Юридическая

Интеллектуальная Военная и др.

Акцентируя внимание на юридические средства защиты, А. А. Тер-Акопов выделяет и соответствующий вид общественной безопасности — юридическую безопасность, точнее — систему юридической безопасности (см. схему 3). В данной системе в соответствии с отраслями права выделяются отраслевые виды безопасности, в том числе и уголовно-правовая безопасность. Ее ученый определяет как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз уголовно-правовыми средствами» <*>. ——————————— <*> Там же.

Схема 3. Юридическая безопасность

Национальная безопасность

Личная Общественная Государственная безопасность безопасность безопасность

Юридическая Неюридическая безопасность безопасность

Антикриминальная Деликтная

Криминологическая

Уголовно — правовая процессуальная

исполнительная

Речь идет о защите уголовно-правовыми средствами национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных социальных сферах — внутреннего и внешнего характера. При этом в рамках настоящего исследования полагаем необходимым сконцентрировать внимание прежде всего на тех интересах личности, в отношении которых существует криминальная угроза и которые, следовательно, могут оказаться в качестве объекта преступного посягательства. Сравнительный анализ интересов личности, с одной стороны, определенных в Концепции национальной безопасности РФ (далее — Концепции), с другой стороны — в Уголовном кодексе РФ (см. схему 4), позволяет высказать следующие суждения.

Схема 4. Национальные интересы как объект защиты

Национальные интересы, определенные Национальные интересы, защищаемые Концепцией национальной безопасности Уголовным законом РФ (ст. 2 УК РФ) РФ (раздел II)

1. Интересы личности: 1. Охрана прав и свобод человека и — реализация конституционных прав и гражданина. свобод, 2. Охрана собственности. — обеспечение личной безопасности, — повышение качества и уровня жизни, — развитие (физическое, духовное, интеллектуальное) человека и гражданина.

2. Интересы общества: 1. Охрана собственности. — упрочение демократии, 2. Охрана общественного порядка. — создание правового, социального 3. Охрана (обеспечение) государства, общественной безопасности. — достижение и поддержание 4. Охрана окружающей среды. общественного согласия, — духовное обновление России

3. Интересы государства: 1. Охрана конституционного строя — незыблемость конституционного РФ. строя, суверенитета и 2. Охрана собственности. территориальной целостности России, 3. Обеспечение мира и безопасности — политическая, экономическая и человечества. социальная стабильность, — безусловное обеспечение законности, — поддержание правопорядка, — развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества

В Концепции интересы определены как социальный процесс: реализация (конституционных прав и свобод), обеспечение (личной безопасности), повышение (качества и уровня жизни), развитие (физического, духовного, интеллектуального) человека и гражданина. В Уголовном кодексе РФ интересы личности определены как права и свободы человека и гражданина, собственность, охрана которых является задачей настоящего Кодекса (ст. 2). При этом отсутствию в УК РФ определения «конституционных» по отношению к правам и свободам человека и гражданина мы не придаем принципиального значения. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно не только Конституции РФ, но и общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ). В связи с этим перечень подлежащих уголовно-правовой защите прав и свобод человека и гражданина представляется в значительной мере объемнее, нежели тот, которой предусмотрен в главе 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина». Более того, можно сказать, что все без исключения статьи Особенной части УК РФ (см. схему 5), систематизированные и изложенные в разделах «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» (раздел IX), «Преступления против государственной власти» (раздел X), «Преступления против военной службы» (раздел XI), «Преступления против мира и безопасности человечества» (раздел XII), так или иначе направлены на защиту личности от криминальной угрозы.

Схема 5. Криминальные угрозы

Криминальные угрозы Криминальные угрозы

Сфера общественной Сфера безопасности и < > экономики общественного порядка Криминальные угрозы < Личность

Сфера Сфера военная государственной > власти <

Криминальные угрозы Криминальные угрозы

Исходя из системного характера связей национальных интересов, можно сделать вывод о том, что безопасность личности находится в такой же зависимости от безопасности общества, государства, как и безопасность общества, государства зависит от безопасности личности. И если мы подходим к рассмотрению интересов личности как главной социальной ценности, то криминальные угрозы безопасности в различных сферах общества представляются общественно опасными и по отношению к личности.

——————————————————————