Проблемы финансово-правового регулирования инновационной деятельности в системе МВД России

(Гапоненко В. Ф.)

(«Финансовое право», 2005, N 7)

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

В. Ф. ГАПОНЕНКО

Гапоненко В. Ф., доктор экономических наук, профессор, Академия управления МВД России, начальник кафедры.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» впервые за многие годы ввел государственный сектор науки и научно-техническую деятельность в правовое поле Российского государства.

Согласно действующему законодательству можно отметить, что несколько больше шансов на успех сулит партнерство между промышленными и научными структурами, организуемое по инициативе промышленных структур, когда промышленное предприятие выступает как изначальный заказчик, который оплатит только ту часть исследовательской работы, которая завершится успешным внедрением. Остальную часть исследовательских разработок должно, по нашему мнению, финансировать государство.

В концепции инновационной политики Российской Федерации в качестве главной и острейшей проблемы государственной социально-экономической политики отмечается проблема повышения эффективности использования научных разработок и внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.

Препятствием на пути развития инновационной активности служит низкий платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию как со стороны государства, так и со стороны негосударственного сектора экономики; отсутствие протекционистских мер со стороны государства, способствующих обновлению производственного оборудования; существование проблем, связанных с охраной и передачей интеллектуальной собственности.

Приоритетная поддержка должна быть обеспечена инновациям, оказывающим решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции (с опорой на Перечень критических технологий федерального уровня).

Главной отличительной чертой инновационной системы МВД России является ее фрагментарность, неразвитость механизмов взаимодействия между различными подразделениями. Недостаточно развитая инфраструктура инновационной деятельности МВД России и недостаточно высокий профессиональный уровень кадров; правовая неопределенность и размытость нормативно-правовой базы, регулирующей различные аспекты инновационной деятельности в России и неадекватность контроля за исполнением соответствующих нормативных документов; еще не отрегулированные механизмы разработки скоординированных действий государственного сектора науки и научных учреждений системы МВД России — вот те основные особенности инновационной системы в России и в системе МВД России, отличающие ее от инновационной деятельности в развитых странах и лежащие в основе основных проблем развития инновационной системы Российской Федерации и МВД России.

Главное препятствие на пути повышения инновационной активности в России и в системе МВД России связано с проблемами финансирования. Хотя в конечном итоге инновационная активность должна быть выгодна промышленным организациям, так как у них не хватает на это средств: нет собственных средств, ограничено бюджетное финансирование и финансирование из внебюджетных источников, отсутствует или ограничена возможность использовать заемные или привлеченные средства, несовершенны или вовсе отсутствуют инвестиционные механизмы инновационной деятельности.

При этом концепция декларирует необходимость разработки в кратчайшие сроки механизма финансирования инновационной деятельности промышленных организаций.

Основной формой финансирования инновационной деятельности в России должно остаться возвратное финансирование, а также финансирование с долевым участием государства и частных инвесторов.

Выделение прямых государственных инвестиций предлагается сохранить только для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, в том числе в системе МВД России, но не привлекательных для частных инвесторов.

В связи с этим необходимы: введение особого режима нововведений; разработка системы страхования финансовых рисков с расширением их перечня; организация венчурных фондов с участием государства и предоставлением государственных гарантий. Также необходимо создание инновационной инфраструктуры в системе МВД России. Все эти меры должны быть отрегулированы нормативными документами.

Государственная поддержка инновационной активности должна идти через конкурсную систему отбора инновационных проектов и программ для системы МВД России.

В концепции ставится задача совершенствования конкурсной системы, использования конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов на паритетных началах с частными инвестициями. Проведение конкурсов предлагается возлагать на Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российский фонд технологического развития. Задачей большинства конкурсов должен стать отбор небольших и быстро окупаемых проектов. Финансирование победивших проектов рекомендуется осуществлять на возвратной основе с долевым участием частных инвесторов.

Предлагается комплекс мер по разработке и совершенствованию нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности. В частности, необходимо разработать: федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике»; указ Президента РФ о государственной политике по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности; постановление Правительства РФ о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности; постановление Правительства РФ по формированию Фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях.

Кроме того, необходимо внести пакет законодательных предложений по отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности.

Для дальнейшего развития нормативно-правовой базы инновационной деятельности полезно провести сравнительный анализ зарубежных и отечественных инновационных законодательных актов.

В итоге должна быть создана система комплексной поддержки инновационной деятельности в России, в том числе в системе МВД России: поддержки на всех стадиях, включая процесс освоения инноваций, развитие производства, выходя с продукцией на рынок, экспорт. Успех всего комплекса мер по развитию инновационной деятельности в России напрямую зависит от того, будет ли в полной мере задействована вся технологическая цепочка — от научно-технической идеи до реализации конкурентоспособной продукции на рынке.

Таким образом, можно констатировать, что одобренная Правительством РФ концепция наполнена многими весьма содержательными лозунгами, степень новизны которых, впрочем, невелика. Намного сложнее найти механизмы реального воплощения этих лозунгов.

Необходима разработка нормативной базы, обеспечивающей организацию инновационно-промышленных комплексов, ориентированных на промышленное производство конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Предлагается разработка многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической и инновационной сферах.

Требуется создание в регионах, имеющих высокий научно-технический и инновационный потенциал, инновационно-технических центров.

Необходимо привлечение кредитов зарубежных банков для технической модернизации систем охраны промышленной собственности и патентно-информационного обеспечения в Российской Федерации.

Требуется отработка механизмов совместного финансирования социально значимых инновационных проектов в научно-технической и промышленной сферах.

Сегодня также требуется проведение информационно-рекламных мероприятий с целью продвижения отечественных конкурентоспособных разработок и технологий на зарубежный рынок, проведение отечественных и международных инновационных и специализированных выставок, а также изучение и использование зарубежного опыта государственной поддержки инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сферах, проведение семинаров, симпозиумов, деловых встреч и переговоров.

Представляется, что приведенные мероприятия не покрывают и половины тех задач, которые сформулированы в самой концепции.

Однако можно с не меньшим основанием констатировать, что для привлечения в инновационную сферу инвестиций со стороны как отечественных, так и зарубежных частных инвесторов в России должны быть законодательно утверждены надежные долгосрочные нормы правовых отношений между субъектами инновационной деятельности, которые должны быть закреплены на законодательном уровне (поскольку указы Президента и постановления Правительства могут быть легко изменены или отменены последующими указами и постановлениями).

В финансовой сфере в первую очередь речь может идти о системе венчурных фондов и страхования рисков. Здесь положение труднее, так как почти нет той практики, которую обычно обобщает закон. Копирование зарубежного законодательства, при всей полезности его изучения, может дать не самые оптимальные решения. Пока что мы имеем самые первые шаги. Можно упомянуть, например, распоряжение Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 362-р «О создании Венчурного инновационного фонда». Как сказано в распоряжении, Фонд создан в соответствии с основными направлениями развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов. Однако основополагающие нормативно-правовые акты по этим основным направлениям в настоящее время отсутствуют.

——————————————————————