К вопросу об экстремизме

(Истомин А. Ф., Лопаткин Д. А.) («Современное право», 2005, N 7)

К ВОПРОСУ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ

А. Ф. ИСТОМИН, Д. А. ЛОПАТКИН

А. Ф. Истомин, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры РФ.

Д. А. Лопаткин, кандидат юридических наук, первый заместитель прокурора г. Сочи.

России экстремизм известен давно. В конце XIX — начале XX века действовала группа «Черная сотня», одним из основных лозунгов которой был «Бей жидов, спасай Россию!». Деятельность этой организации заключалась в актах насилия по отношению к лицам, мешающим, с ее точки зрения, процветанию российского государства. Как общественно-политическое явление экстремизм возник в результате действий определенных политических сил, общественных групп, направленных на распространение — через насилие — собственных взглядов на политическое и социально-экономическое устройство, межгосударственные отношения. Во время построения «развитого социализма» проблема экстремизма не возникала, поскольку против вольнодумцев и инакомыслящих государство применяло самые жесткие меры — вплоть до расстрела. В нашу жизнь экстремизм вторгся на изломе крутых перемен в политической, экономической, социальной жизни общества, этому отчасти способствовали недостатки и пробелы в законодательстве. Стали исповедоваться политическая, экономическая, религиозная, расовая, национальная нетерпимость. Радикально настроенные силы все чаще прибегают к крайне агрессивным формам самовыражения (террористическим актам, массовым беспорядкам и т. д.). Экстремизм реально угрожает не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни граждан России, государственности, а следовательно, и целостности многонациональной страны. В настоящее время религиозный экстремизм, в частности исламский, — одна из главных угроз мировому порядку, которая год от года возрастает. Причиной распространения экстремистских движений можно назвать смену политического и экономического строя, которая вызвала нестабильность складывавшихся веками общественных отношений. Спад экономики, снижение производства привели к сокращению рабочих мест, что породило многонациональную армию безработных, лишенных элементарных условий физического выживания. Этим воспользовались в своих целях преступные и экстремистские группировки. Разрушение единого конституционно-правового пространства стало отправным моментом, поводом для создания националистических, фашистских, религиозных и тому подобных образований и структур, якобы вставших на защиту интересов населения, но по сути преследовавших свои меркантильные интересы. Государственная и исполнительная власть проявила инфантильность и беспринципность в решении проблем и на сегодняшний день не обеспечивает надежной правовой защиты граждан от растущей безработицы, бедности, обостряющихся межнациональных и межполитических отношений, а следовательно, не может противостоять росту преступности. Поэтому пора декларативных документов и заявлений, используемых «деятелями от политики», должна уйти в прошлое. Общество ждет конкретных действий и мер, направленных на стабилизацию политического, экономического и социального уклада. Органы государственной власти и управления на первых этапах демократизации общества не придавали большого значения всевозможным партийным группам. Кроме того, их развитие поощрялось и преподносилось народу как достижение демократического общества. Партии, движения крайнего толка не воспринимались серьезно и потому, что в обществе периода социализма и начала построения демократического государства еще не выработался защитный рефлекс понимания опасности, зарождающейся в этих движениях, в их лозунгах. В определенной мере это было многим на руку, да и для государства они не были тем раздражителем, который подтолкнул бы к адекватным действиям. Политические противники и радикально настроенные партии воспользовались нестабильностью общества, несовершенством и декларативностью законов, иными негативными процессами периода демократизации общества в своих целях. Некомпетентность, бюрократизм и коррумпированность чиновничества способствовали формированию среды, позволяющей развиваться всевозможным проявлениям социально-экономической, политической напряженности и экстремизма. Ослабление власти на региональном уровне, свертывание идеологической, просветительской и воспитательной работы со стороны государственных и общественных структур также создали благоприятные предпосылки для развития крайних течений на территории России. Указанные обстоятельства, а также равнодушие к нуждам народа, неадекватное реагирование государства на негативные политические, межнациональные, социально-экономические отношения и породили конфликты на Северном Кавказе и в других регионах страны. Нельзя согласиться с бытующим мнением, что у государства не было возможностей правового характера, чтобы вести соответствующую борьбу с экстремизмом. Конституция РФ, федеральные законы и ряд нормативных актов позволяют активно бороться со всеми проявлениями экстремистского характера. Так, исчерпывающую правовую базу дает Конституция РФ (статьи 6, 13 — 15, 17, 19, 29); как закон прямого действия она в данном смысле самодостаточна. Указ Президента РФ от 23.03.1995 N 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» (в ред. от 03.11.2004) также имеет высокий правовой потенциал, а Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Закон о противодействии экстремистской деятельности), несмотря на ряд недостатков, о которых мы скажем позже, открывает новые возможности целенаправленной борьбы с экстремизмом и его крайними проявлениями. Мы глубоко уверены, что сложившуюся ситуацию никогда не поздно изменить. Для этого необходима только политическая воля государства, выражающаяся в конкретных, последовательных и скоординированных действиях по предупреждению экстремизма и его разновидностей с привлечением всех правоохранительных институтов, госаппарата и исполнительной власти. Эти совместные действия государственных, исполнительных, общественных организаций и граждан позволят достичь эффективных результатов по стабилизации общественного порядка в стране. Подобные предложения вытекают и из того, что экстремизм воспринимается прежде всего как проблема органов и ведомств, стоящих на страже законности, правопорядка и поддержания общественного порядка, а не как фактор, создающий угрозу безопасности государства, нарушающий стабильность деятельности социальных институтов, подрывающий устои общества и демократии. Поэтому, как нам видится, это задача не только силовых ведомств и правоохранительных органов, но и всего государства. Существенную роль в борьбе с экстремизмом должна сыграть и выработка единого подхода к определению понятия «экстремизм». Правовое закрепление данного понятия несомненно позволит активизировать борьбу с подобными проявлениями, а самое главное — составит основу деятельности правоохранительных органов и обеспечит единую правоприменительную практику. Однозначное толкование деяний экстремистского характера выделит содержание признаков экстремизма, а в совокупности с мерами предупредительного характера, активизацией противодействия и единой политикой государства в вопросе борьбы с экстремизмом поможет изжить это негативное явление. Ученые-криминологи и практические работники, правящие партии уже отреагировали на происходящие процессы. В последние годы резко возрос интерес к проблеме экстремизма, более глубокому исследованию его сущности и форм проявления. Об этом свидетельствует проведение ряда научно-практических конференций, внесение законопроектов и предложений в законы, затрагивающих указанную проблему. Одно из основных направлений деятельности правоведов в этой области заключается в выработке юридического понятия экстремизма. На сегодняшний день единого мнения по этому вопросу нет. Одни ученые отождествляют экстремизм с терроризмом и насилием <1>, другие считают его способом радикального отрицания общественных норм, основанным на приверженности крайним взглядам и действиям <2>, третьи трактуют его как приверженность крайним взглядам и мерам <3>. Некоторые понимают под экстремизмом «деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены на: ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного распространения и обмена идеями; установление единственной идеологии в качестве государственной; разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам; отрицание абсолютной ценности прав человека» <4>. ——————————— <1> См.: Бюллетень фонда «Общественное мнение». 1998. N 77. <2> См.: Анкета опроса экспертов по проблемам предупреждения преступлений, связанных с политическим и религиозным экстремизмом, разработанная НИИ проблем укрепления законности и правопорядка и Институтом международного права и экономики им. А. С. Грибоедова. <3> См.: Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Мат. конф. М., 1998. С. 66. <4> Как обуздать политический экстремизм // Российская газ. 1998. 30 дек.

Однако подобные суждения не раскрывают сущности и содержания экстремизма. Вопросы о том, что считать экстремизмом, как определить критерии этого понятия, в чем состоит его сущность, остаются без ответов не только потому, что они трудноразрешимы, но и в большей части потому, что правящие партии предлагают варианты этого понятия, исходя из своих интересов борьбы с противниками, а не из проблемы в целом. Закон о противодействии экстремистской деятельности также не внес ясности. Раскрывая понятие «экстремистская деятельность», он не дает дефиниции экстремизма. Как известно, экстремизм может иметь различную идеологическую ориентацию и вторгаться в разные сферы социально-политических отношений: национальную, религиозную, экономическую, внутреннюю и внешнюю политику и т. п. В то же время под экстремизмом можно понимать и любую форму экстремального социального поведения. Он может быть политическим и бытовым, национальным и религиозным. Под экстремизм могут подпадать действия отчаявшихся (захват банка с целью возврата вклада) или неуравновешенных (психически больных) людей, а также партий, преследующих четкие цели и использующих их в качестве тактики борьбы. Следовательно, экстремизм — многоликое социальное явление, проявляющееся в различных формах, порождение нестабильных социально-экономических условий, национальных, политических, расовых, религиозных обострений. Объявить экстремизму во всех его разновидностях войну — все равно что объявить войну обществу. Именно поэтому требуется выработка понятия экстремизма, чтобы четко определить, с чем и против чего надо вести борьбу. Чтобы понять суть высказанных суждений, выясним этимологию слова «экстремизм». Оно происходит от латинского слова extremus — «крайний», «радикальный». В распространенном смысле экстремизм означает приверженность в политике и идеологии крайним взглядам и действиям <*>, в том числе и насильственным. Экстремизм является основным содержанием, характеристикой радикально настроенных партий, групп, движений, течений, организаций, независимо от их политической ориентации. Это могут быть общественно-политические организации, проповедующие безвластие, выступающие за немедленное уничтожение государственной власти и утверждение добровольных ассоциаций свободных индивидов и групп (анархизм). ——————————— <*> См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 896.

К ним следует отнести также партии, идеология и политика которых основана на принципах национальной или расовой исключительности и превосходства, на признании за господствующей нацией или расой особой исторической миссии и права на создание нового мирового порядка, на отрицании значения и ценности других народов и народностей, на разжигании национальной вражды и ненависти (национализм). Часто национализм принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом, что ведет к острым межнациональным, межличностным конфликтам как внутри государства, так и за его пределами. Сюда же, несомненно, нужно отнести и общественные, идеологические, религиозные движения, провозглашающие приверженность «исходным» идеям, принципам, учениям и призывающие к неприятию религиозной политики государства, возвращению к первоначальным истокам любыми способами, в том числе насильственными. Можно назвать еще ряд движений, проповедующих радикальные взгляды и пропагандирующих политику крайних мер и способов достижения целей. Различие их видится лишь в целях и задачах, а их деятельность выражается обычно не только в доведении до широкого круга граждан своей программы, но и в насильственных или иных противоправных действиях, направленных на дестабилизацию и разрушение общественных и социальных структур и институтов, подавление прогрессивных общественных движений, уничтожение демократии и т. д. Следовательно, экстремизм охватывает все движения и течения, которые для достижения своих целей и взглядов радикального характера прибегают к силовым аргументам. Поэтому экстремизм можно отождествлять с терроризмом как общее с частным. Понятие экстремизма как приверженность крайним взглядам и мерам имеет расширительное толкование и охватывает широкий круг правоотношений. При этом происходит сужение, умаление прав и свобод граждан и общественных объединений, что недопустимо и противоречит принципам международного права и Конституции РФ, поскольку данное толкование позволяет любое инакомыслие, выраженное в резкой (крайней) форме, признать противозаконным, а отсюда и наказуемым. Тем самым любой гражданин социально не защищен от произвола государства, в том числе он лишается прав на свободу слова, вероисповедания и т. д. Кроме того, возникают другие сложности. Например, что следует понимать под «крайними взглядами», в чем они выражаются, кто их будет оценивать? То есть необходимо дать конкретный ответ на вопрос: кто, каким образом и на основе каких объективных признаков будет оценивать определенное деяние как экстремизм, не затрагивая политических свобод, проявленных в подобной форме? Трудно согласиться и со сторонниками определения экстремизма как рода деятельности по распространению крайних точек зрения на ту или иную проблему. Данная позиция ущербна, поскольку трудно представить какое-либо высказывание в резкой форме, не подпадающее под приведенное понятие. Как нам видится, суть экстремизма состоит не только в распространении крайних взглядов, но и в сопровождении их насильственными или иными противозаконными действиями. Анализируемый вариант трактовки понятия экстремизма направлен на ограничение свободного волеизъявления людей, что, естественно, затруднит практическую реализацию прав и свобод человека и гражданина, а также правоприменение. Единственным случаем ограничения в правах и свободах, как нам кажется, должна быть ситуация возможного взаимного нарушения или ущемления прав и свобод других лиц. Поэтому государство при введении каких-либо юридических запретов на определенные виды действий обязательно должно учитывать этот конституционный принцип. В настоящее время Государственной Думой РФ рассматривается законопроект «О противодействии политическому экстремизму», где дается такое определение политического экстремизма: деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, организацию незаконных вооруженных формирований, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в политических целях противоправных деяний. В данной дефиниции сделана попытка определить объективные признаки экстремизма. При этом не устанавливаются его характерные черты и конструктивные признаки, а перечисляются деяния, которые могут быть расценены как экстремизм. Приведенное определение не только не раскрывает сути этого явления, но и не охватывает всю возможную совокупность его проявлений, чем сужает рамки действия уголовного закона. По нашему мнению, экстремизм — более широкое понятие и, помимо перечисленных деяний (кстати, предусмотренных уголовным законодательством как преступления), может включать ряд других преступных посягательств, а именно: убийство (ст. 105 УК РФ); воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148); терроризм (ст. 205); захват заложника (ст. 206); массовые беспорядки (ст. 212); вандализм (ст. 214); организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239); вооруженный мятеж (ст. 279); диверсия (ст. 281); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317); применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318); оскорбление представителя власти (ст. 319); геноцид (ст. 357 УК РФ). А поскольку действия экстремистов могут быть направлены на самые разные объекты и явления, предложенный перечень оказывается настолько суженным, что не позволяет раскрыть сущности явления, называемого экстремизмом. Кроме того, попытка дать понятие политического экстремизма посредством перечисления его проявлений ошибочна и неперспективна. На наш взгляд, понятие «экстремизм» должно предусматривать совокупность признаков: деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, выраженную в крайних взглядах на существующую проблему и сопровождающуюся действиями противозаконного характера, направленную на удовлетворение, разрешение этой проблемы, т. е. суть экстремизма одним лишь проявлением крайних взглядов не исчерпывается — она связана с действиями насильственного характера, выраженными в жесткой, порой жестокой, агрессивной форме. В рассмотренных понятиях экстремизма бросается в глаза явная политическая направленность. В проекте федерального закона «О противодействии политическому экстремизму» просматривается его двоякое предназначение: борьба с экстремизмом как таковым и борьба с массовыми политическими, экономическими и социальными акциями путем привлечения к ответственности конкретных лиц — сторонников взглядов, противоположных взглядам правящей элиты, которые не призывают к активной насильственной борьбе с властью, а критикуют ее (порой в резких формах). При желании под экстремизм можно подвести любую группу и ликвидировать тех, кто не устраивает правящую партию, т. е. использовать принцип «кто не с нами, тот против нас, а значит — враг». Чтобы подобного не произошло, необходимо законодательное толкование и закрепление признаков экстремизма с установлением четких границ, где кончается свободное распространение идей, доктрин, течений и начинается экстремизм как покушение на эту самую свободу. При этом надо особо отметить, что борьба с экстремизмом — это не борьба с инакомыслием и соответствующие меры не должны вступать в противоречие с принципами, закрепленными в статьях 13, 29 — 31 Конституции РФ. Принимая во внимание сложность законодательного определения экстремизма, можно объяснить урезанную правовую оценку не экстремизма, а экстремистской деятельности, данную в Законе о противодействии экстремистской деятельности. Но и здесь многие действия, признанные уголовным законом как преступные, в основном являющиеся производными экстремистской деятельности и имеющие экстремистский характер, остались за рамками закона. Неоднозначное толкование, разноликая оценка экстремизма, отсутствие единства в осуществлении борьбы с данным явлением неизменно ведут не только к угрозе устоям российской государственности, но и в конечном счете, как уже отмечалось, к потере государственности. Поэтому на данном этапе перед обществом стоит наипервейшая задача: выработать четкий подход к определению понятия экстремизма и инструментальному закреплению мер противодействия этому явлению. По мере развития общества, совершенствования конституционных принципов демократического государства будут возникать новые виды и формы движений, общественных организаций, в том числе экстремистского толка, которые на каком-то этапе выпадут из правового поля. Таким образом, работу в данном направлении следует вести с учетом завтрашнего дня, что требует создания правового документа, рассчитанного на перспективу. В нем должно быть закреплено общее понятие экстремизма, установлены его отличительные признаки, позволяющие четко отграничить его от смежных понятий и проявлений. С учетом того что экстремизм — явление сложное, динамичное и многоплановое, обладающее присущими ему особенностями, можно заключить, что экстремизм — совокупность признаков, выражающихся: а) в создании какого-либо движения, сообщества, течения, общественного объединения, а также в деятельности должностных лиц и граждан для борьбы с неугодным строем, внутренней и внешней политикой, национальной, религиозной, экономической, социальной, военной программами государства; б) в деятельности движения, сообщества, течения, общественного объединения, должностных лиц и граждан, направленной на распространение своих идей, доктрин, школ, учений, носящих крайние взгляды и противоречащих конституционным принципам общества и демократического государства; в) в распространении идеологии, учений, сопровождающемся применением насилия или иных радикальных способов, нарушающих установленные государством запреты. Даже с учетом этих признаков дать юридически точную, объективную и всеохватывающую, но в то же время корректную и оптимально возможную дефиницию экстремизма сложно. Тем не менее, несмотря на различные подходы к толкованию экстремизма, для него типичен ряд признаков и характеристик. Экстремизм — это деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, основанная на приверженности крайним взглядам и сопровождающаяся публичными насильственными и (или) противоправными действиями, которые направлены на умаление и отрицание конституционных принципов, прав и свобод человека, общества и государства. Юридическое закрепление понятия «экстремизм», принятие законов, где будут урегулированы социально-политические отношения в обществе, несомненно, сыграют позитивную роль, но пока будут существовать условия для совершения действий экстремистского характера, вряд ли мы сможем обуздать это явление. Необходимо использовать все действенные методы и средства, чтобы предотвращать либо оперативно устранять криминогенные условия. Для этого деятельность государства в первую очередь должна быть направлена на пропагандирование и укрепление гуманистических общечеловеческих ценностей, норм нравственности, справедливости; развитие демократических принципов и идеалов, повышение авторитета государственной власти среди населения, усиление доверия органам власти; пресечение любых посягательств на права и свободы граждан. Стабильность в политической, экономической, социальной и нравственной сферах позволит нейтрализовать негативные тенденции, способствующие распространению экстремистских течений. Следует создать единую систему борьбы не только с экстремизмом, но и с любым преступным посягательством. Субъектами борьбы должны выступать и правоохранительные органы, и общество в целом. К главным объектам борьбы с экстремизмом нужно отнести движения, течения, партии, общественные объединения националистического, шовинистского, религиозного, фашистского толка, системы таких формирований; их политические и экономические, социальные и духовные основы; многообразные внутренние и внешние связи; финансовую и идеологическую подпитку заинтересованных в них третьих лиц. Комплекс мер борьбы с экстремизмом, наряду с уголовно-правовыми мерами и мерами социально-предупредительного характера, позволит если не в полном объеме искоренить это явление, то хотя бы частично нейтрализовать его развитие.

——————————————————————