Структура законодательства Российской Федерации, направленного на развитие международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков

(Кретова Е. Е.)

(«Российский следователь», 2005, N 10)

СТРУКТУРА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

НАПРАВЛЕННОГО НА РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Е. Е. КРЕТОВА

Кретова Е. Е., соискатель НИИ УИС Минюста РФ.

Борьба с незаконным оборотом наркотиков как важнейшая межгосударственная и внутренняя криминологическая и правовая проблема в России основывается на соответствующей правовой базе, основу которой составляют Конституция и федеральные законы.

Российская Федерация пошла по пути разработки на базе Конституции, международно-правовых актов (прежде всего Конвенций 1961, 1971 и 1988 гг.) собственных концепций и программ по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. В Российской Федерации таковым является Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 22 июля 1993 г., утвержденная высшим законодательным органом страны. Именно в рамках ее реализации в стране 8 января 1998 г. был принят соответствующий антинаркотический Закон, Правительством раз в 3 — 5 лет разрабатываются Федеральные целевые программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» (в настоящее время действует Федеральная целевая программа на 2002 — 2004 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ 2002 г. N 44).

Вначале рассмотрим структуру национального антинаркотического законодательства в России.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., является другим основополагающим правовым документом среди российского антинаркотического законодательства. Возведение прав и свобод человека и гражданина в категорию высших ценностей, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — в обязанность государства (ст. 2 Конституции) согласует Основной закон с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ согласно ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации. Специальным законом, регулирующим государственную политику в области легального оборота наркотиков, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и предупреждения их злоупотребления является Федеральный закон N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Данный документ состоит из восьми глав, включающих в себя 61 статью. В ст. 1 Закона определены термины и основные понятия, такие, как наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, препарат и др.

К «наркотическим средствам» Законом отнесены вещества синтетического или естественного происхождения, препараты: растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.

К «психотропным веществам» относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. «Прекурсоры вышеназванных средств и веществ» — это вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством и международными договорами РФ, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

К наиболее значимым новеллам Закона относятся:

— Положение об обязательном утверждении Правительством перечней наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (но здесь вновь забыты сильнодействующие вещества) и опубликование таких перечней в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если раньше списки наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ, которыми должны руководствоваться правоприменительные органы, издавались общественной организацией — Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ, то в настоящее время в соответствии с законом Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством России, что и было им осуществлено 30 июня 1998 г. принятием соответствующего Постановления (Собрание законодательства РФ. 1998. N 27. Ст. 3198). Перечень состоит из четырех Списков. В Список I включены наркотические средства и вещества, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РФ. Список II составляют наркотические средства и вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РФ. Список III включает психотропные вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РФ. Список IV представляет собой перечень прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с национальным законодательством и международными договорами РФ. Издание списков сильнодействующих и ядовитых веществ по-прежнему является компетенцией Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве РФ (далее — ПККН).

— Определение в качестве органов федерального уровня, отвечающих за государственную антинаркотическую политику, Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и ПККН.

— Установлен порядок лицензионной деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

— В Законе уделяется внимание такому важному аспекту борьбы с НОН, как контроль за оборотом прекурсоров, использованием наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях, в ветеринарии, в научных и учебных целях, экспертной деятельности и др.

— В целях восполнения существующих законодательных пробелов в контроле над наркотиками законом предусмотрено запрещение незаконного (без назначения врача) потребления наркотических средств и психотропных веществ. Определены финансовые меры по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В ст. 44 Закона излагается порядок медицинского освидетельствования лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они больны наркоманией, незаконно потребляют наркотические средства, психотропные вещества или находятся в состоянии наркотического опьянения. Медицинское освидетельствование не зависит от волеизъявления и желания освидетельствуемого, однако может быть обжаловано в суд либо опротестовано прокурором в установленном законом порядке. Порядок медицинского освидетельствования устанавливается Минздравом и МВД по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ и Министерством юстиции.

— Важным новшеством для охраны нравственности населения России стало положение Закона (ст. 46) о запрещении пропаганды и ограничении рекламы в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Тем самым был восполнен пробел относительно этой проблемы, не нашедшей первоначально своего отражения в Законах РФ о средствах массовой информации и рекламе.

Опуская иные законодательные новеллы, задержим внимание еще на двух актуальных положениях.

Во-первых, в ст. 52 Закона прямо указывается на возможность ликвидации (по решению суда) юридического лица, при наличии достаточных оснований полагать, что оно осуществило финансовую операцию в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков (психотропных веществ). Эта мера представляется весьма важной на пути легализации (отмывания) преступных доходов от наркобизнеса. Однако необходимо отметить, что законодатель не совсем точно определил «принадлежность» этих преступных доходов, что на практике может привести к ситуации, когда фирма (юридическое лицо), будучи случайно вовлеченной в схему отмывания «чужого» преступного капитала, может подвергнуться принудительной ликвидации.

Во-вторых, глава VII Закона полностью посвящена наркологической помощи больным наркоманией. Тем самым в значительной части реанимируются утраченные ранее позиции о специальных государственных гарантиях по оказанию наркологической помощи больным наркоманией. В настоящее время подобные гарантии законодательно закрепляются лишь относительно психически больных людей.

В начале нового тысячелетия на основе федерального закона принято свыше десяти постановлений Правительства по различным направлениям антинаркотической профилактики.

В целях реализации Федерального закона Президентом РФ было издано распоряжение от 17 сентября 1998 г. «О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими» и определены следующие важнейшие государственные мероприятия:

— утверждение Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 2002 — 2004 годы»;

— создание федерального внебюджетного фонда противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими;

— разработка проекта Федерального закона «О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией»;

— осуществление комплекса мер по проведению в средствах массовой информации антинаркотической пропаганды.

Также рекомендовано завершить создание в субъектах Федерации межведомственных комиссий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту и некоторые другие.

Существенная роль в организации межведомственной антинаркотической деятельности на национальном уровне принадлежит упоминавшейся ранее Федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 — 2004 годы». Указанная Программа была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2002 г. в соответствии с Концепцией… 1993 г. Последняя в качестве стратегических целей определяет приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем — поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.

Структурно этот комплексный документ состоит из шести разделов.

1. Организационные и правовые меры.

2. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами.

3. Лечение, восстановление трудоспособности и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.

4. Обеспечение контроля за производством и распределением наркотических средств.

5. Пресечение незаконного оборота наркотических средств.

6. Международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Реализация более 70% пунктов Программы возлагается на МВД России, которое возглавляет список исполнителей, состоящий из 32 федеральных ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Контроль за ходом научных и практических работ по Программе осуществляет Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Ряд субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой и Постановлением Правительства разработали и осуществляют комплексные региональные целевые программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Все это позволяет отметить повышение результативности государственной политики контроля над наркотиками в сложных условиях переходного периода.

Один из разделов Программы посвящен международному сотрудничеству в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Общепризнанные принципы, нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, в том числе относящиеся к проблеме наркотиков, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы.

К нормативно-правовым актам второго уровня необходимо отнести «базовые» антинаркотические законы, на основе которых строится вся система борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их законным оборотом. В России это уже упоминавшийся Федеральный закон 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».

К нормативно-правовым актам третьего уровня мы относим отраслевое законодательство, направленное на профилактику наркомании и борьбу с незаконным оборотом наркотиков, прежде всего уголовное, административное, а также частично гражданское, семейное, трудовое право.

Уголовное законодательство традиционно является главным «орудием» общества и государства в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. УК РФ содержит специальный раздел, объединяющий составы преступлений против жизни и здоровья граждан, основу которых составляют «антинаркотические» статьи.

Следующий уровень антинаркотического законодательства образуют подзаконные нормативно-правовые акты таможенных органов, Минздрава, МВД, Генеральной прокуратуры, непосредственно устанавливающие роль заинтересованных ведомств в механизме антинаркотической профилактики.

К ним можно отнести письмо ГТК РФ от 4 ноября 2000 г. «О распределении полномочий при оформлении и выдаче лицензий Минэкономразвития России на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ», Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 января 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Приказ Минздрава России от 12 ноября 1997 г. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств» и др.

Особое место занимают Соглашения о сотрудничестве государств в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, заключенные в рамках Содружества.

Так, Российская Федерация заключила следующие межправительственные и межведомственные Соглашения: с Азербайджаном (имеется соответствующее соглашение между МВД, 19 апреля 1996 г.), Арменией (между МВД, 12 мая 1993 г.), Беларусью (межправительственное Соглашение, между МВД, 30 сентября 1997 г.), Грузией (между МВД, 21 марта 1994 г.), Молдовой (между МВД, 8 июля 1993 г.), Таджикистаном (между МВД, 23 сентября 1993 г.), Туркменией (между МВД, 31 июля 1992 г.), Казахстаном (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 12 октября 1998 г., соглашение между МВД от 9 января 1993 г.), Киргизией (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 10 октября 1997 г., между МВД от 25 апреля 1992 г.), Украиной (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 19 ноября 1998 г., между МВД от 23 февраля 1992 г.), Узбекистаном (межправительственное Соглашение о сотрудничестве от 12 марта 1997 г.).

Но на этом организационные меры по совершенствованию развития законодательства не заканчиваются. Регулярно и на постоянной основе идет процесс укрепления международного сотрудничества и налаживания связей, направленных на совершенствование деятельности по международному сотрудничеству в области противодействия наркотиков.

——————————————————————