Влияние коррупции на национальную безопасность государства

(Мазурин С. Ф.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2013, N 6)

ВЛИЯНИЕ КОРРУПЦИИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА <*>

С. Ф. МАЗУРИН

——————————— <*> Mazurin S. F. Influence of corruption on national security of the state.

Мазурин Станислав Федорович, заведующий кафедрой административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат юридических наук, доцент.

В представленной статье рассматриваются формы коррупционного проявления в механизме государственного управления, представляющие угрозу национальной безопасности России.

Ключевые слова: государство, государственный механизм, идеология, коррупция, национальная безопасность государства, наука, Новый Завет, нравственность, право, правовая система, образование.

In the present article we discover the form of corruption in the governing mechanisms that threaten the national security of Russia.

Key words: the State, the state mechanism, ideology, corruption, national security, science, the New Testament, morality, law, legal system, education.

В основе любого предательства, в том числе предательства национальных интересов государства, всегда лежат три взаимосвязанных порока человечества: отсутствие страха Божия, основанного на вере, зависть и эгоистическое стремление к удовлетворению своих плотских материальных интересов.

Станислав Мазурин

Как представляется автору данной статьи, без реального желания политической власти России поставить правовую и административную преграду развитию нравственных пороков общества формирование правового государства в России всегда будет оставаться только утопической идеей интеллектуальной части общества. Неотъемлемым объективным условием формирования в России правового государства является беспристрастное служение правовой системы и политической элиты государства законным интересам всего своего народа. В том обществе, где материальные потребности переходят порог цивилизованной разумности, где в ущерб духовно-нравственному развитию человека культивируется материальный фетишизм и административной властью государства не уделяется должного внимания развитию нравственного самосознания человека, возникает такое социально опасное явление, как коррупция. В системе российского законодательства термин «коррупция» интерпретирован как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера; иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам» <1>. Таким образом, на уровне законодательных органов государственной власти обычное должностное преступление — взятка — было возведено в ранг коррупции. В представленном в федеральном законе определении, как представляется автору, нет даже намека на групповое, организованное сообщество, а ведь коррупция представляет именно такой организованный самоуправляемый механизм, реализация деятельности которого может осуществляться как на федеральном уровне различных ветвей государственной власти, так и в субъектах Российской Федерации. Такую коррупцию мы можем условно назвать системно-функциональной, на ее характеристике остановимся чуть позже. Само понятие «коррупция» имеет безусловную связь с деятельностью облеченных государственной или муниципальной властью чиновников и потому может рассматриваться только исходя из определенных свойств, характеризующих это явление. Во-первых, это обязательно противоправная общественно опасная деятельность, направленная против национальных интересов государства; во-вторых, это обязательно организованная, обособленная от интересов государства деятельность облеченных государственной властью должностных лиц, состоящих на государственных или муниципальных должностях, в структурах аппарата государственной власти или, соответственно, в органах местного самоуправления; в-третьих, осуществление управленческой деятельности этих лиц неизменно связано со злоупотреблением своими должностными полномочиями и направлено на извлечение материальной прибыли в ущерб законным интересам всего общества. Практический анализ и значительный опыт работы автора в государственно-властных структурах позволяют сделать вывод о том, что в различных формах коррупции прямо или косвенно задействовано не менее 60% от общего состава чиновников, осуществляющих свою деятельность в системе государственного управления и местного самоуправления. Указанный факт создает значительные трудности в борьбе с этим социально опасным явлением. Исходя из указанных характерных особенностей, коррупцию следует рассматривать как самоуправляемую преступную организацию, в общей системе функционального государственного механизма, состоящую из чиновников государственной и муниципальной власти, объединенных целью незаконного извлечения материальной прибыли и удержания в своих руках политической власти с использованием своего государственно-властного положения, действующих в ущерб национальным интересам государства. Рассматривая такое социальное явление, как коррупция, следует отметить, что это далеко не новая общественная проблема, но явление, которое уходит своими корнями в глубокую древность. История коррупции насчитывает не одно тысячелетие и является неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Во все времена и везде, где жили люди, известны случаи, а иногда и массовые явления коррупции: в Древнем Египте, в Древнем Китае, в Древней Греции, в Римской империи, в Византии и др. Сведения о коррупции на Руси появляются в летописях уже XIII в. Вместе с появлением коррупции известны первые попытки борьбы с ней. В нашей стране особое внимание борьбе с коррупцией уделялось при Иване Грозном, Алексее Михайловиче Романове, Петре I, Николае I, Александре III, Николае II. Однако более всего коррупция свойственна государствам с демократическим государственным управлением — государствам с выборной властью наемников-временщиков. Еще в середине IV столетия (350 г.) до н. э. известный древнегреческий философ и ученый-энциклопедист Аристотель, исследуя проблемы государственного управления, предупреждал о возможности коррупции в сфере управления при демократическом режиме власти, когда власть пополняется из среды всего гражданского населения и беднейшие слои населения, попадая во власть, стремятся обеспечить свое материальное благополучие за счет злоупотребления должностным положением, не зная при этом никаких границ. «Государственный строй, — отмечал Аристотель, — губит скорее алчность богатых, нежели простого народа. Законы и остальной распорядок общественной и государственной жизни должны исключить должностным лицам возможность наживаться. В таком случае граждане, отстраняемые от участия в государственном управлении, довольны и получают возможность спокойно заниматься своими частными делами. Но если они думают, что правители расхищают общественное добро, лишая их части общественной прибыли, это их очень огорчает. Воспитание граждан в духе соответствующего государственного строя есть самое важное средство сохранения государственности. Самые полезные законы не принесут пользы, если граждане не будут приучены к государственному порядку. Если недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство» <2>. Покупающие власть за деньги, отмечает здесь же Аристотель, привыкают извлекать из нее прибыль. ——————————— <1> См.: п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». <2> См.: Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1999. Т. 4. С. 650.

Особо острые формы борьбы с коррупцией в Российской империи приходились на периоды правления Ивана Грозного, Петра I и Александра III. Сильное распространение это явление получило в период правления секуляризованной советской власти, а с переходом к рыночной экономике приняло невиданный в истории человечества масштаб, получив неограниченную свободу. В настоящее время Россия более, чем все иные государства, стоит перед необходимостью разрешения проблемы снижения коррупционного влияния на все стороны общественной жизни, прежде всего в сфере государственного управления, что составляет серьезную угрозу безопасности личности, общества и государства, являясь дестабилизирующим фактором дальнейшего цивилизованного развития Российского государства. Из-за роста коррупции в аппарате государственной власти произошло расширение внутренних и внешних границ преступности, в связи с чем Россия по определению не может признаваться правовым государством. Вместе с тем Российское государство, в котором, при всех его недостатках, еще сохраняется Дух Божий, а в генах российского народа, несмотря на вековое вытравливание духовности и нравственности, остается выработанный на протяжении многих веков православный нравственный менталитет, порождающий в людях стремление к любви, милосердию, правде и справедливости, еще способно стать империей света, но для этого необходимо, чтобы сознание государственных чиновников было обращено к Богу. Безусловно, трудно вести борьбу самим с собою, но одними компрадорскими популистскими заявлениями и очередными кампанейщинами, без ликвидации круговой масонской поруки и реальных действий, связанных с духовно-нравственным переустройством общества и изменением мировоззрения действующей власти, ликвидировать коррупцию в России не удастся. В современных условиях развития государственности в России необходимо обращение помыслов высших должностных лиц государства к христианским принципам взаимоотношений между людьми. Секуляризация сознания российского народа, порожденная общественной наукой, базирующейся на ложном гипотетическом мировоззрении и миропонимании, заложила прочный фундамент под многоуровневую коррупционную систему в демократизировавшемся Российском государстве. Отступление народонаселения России от Бога явилось главной причиной массовой утраты нравственности, державного патриотизма и распространения в обществе таких уродливых явлений, как правовой и государственно-властный произвол, переросший в тоталитаризм 1917 — 1959 гг. Дальнейшее распространение лжи в системе образования, науке, политике, идеологии и культуре способствовало искажению истинных ценностных ориентиров и утрате большинством народонаселения СССР духовно-нравственного и патриотического самосознания, что послужило основной причиной развала «союза нерушимых республик свободных». Продолжение образовательного курса на материализацию сознания населения в современной России и защита ложной наукой атеистических идеалов привели к широкомасштабному распространению материального фетишизма, массовому росту эгоизма в общественной среде и среди государственных чиновников, вышедших из этого общества. Ложные материальные приоритеты для безбожных государственных чиновников во все времена обретали ореол святости, создавая твердую почву для коррупции, а в условиях курса на расширение демократии это явление достигло невиданных размеров, способствуя невиданному ранее в СССР росту организованной преступности. Сращивание государственных чиновников с образовавшимися многочисленными организованными преступными группировками послужило созданию материальных баз преступных коррумпированных организаций по всей России. Плетущаяся в хвосте новых видов преступности правовая система государства не была ориентирована на ограничение роста организованной преступности и сфер влияния коррупции на систему государственного управления. Таким образом, коррупция стала хронической болезнью российского общества. Следует отметить, что сегодня ни одно государство в мире не имеет такой разветвленной системы коррупции и организованной преступности, как в России, выходящей далеко за ее территориальные пределы. Лечение этой социальной болезни не может носить характера временной кампанейщины, как это было прежде и повторяется вновь, но должно быть обусловлено сменой политического курса государства, направленного на постепенный переход от разрушающей демократии к новой — научно-авторитарной системе государственного управления. Только замена демократической, наемнической президентско-парламентской формы государственного управления новой политической формой государственного управления — научной монархией позволит исцелить большинство общественных пороков Российского государства, ликвидировать такое социально опасное явление, как коррупция, несущее реальную угрозу национальной безопасности России, важнейшими компонентами которой являются: 1) высокоэффективный аппарат государственного управления, обеспеченный духовно и нравственно безупречными высококвалифицированными, профессиональными специалистами; 2) эффективная правовая система, способствующая прогрессивному, целенаправленному развитию общественных отношений; 3) государственная нравственная воспитательная идеология, основу которой составляют принципы Нового Завета; 4) высокоэффективная научно-техническая и промышленно-производственная база, полностью обеспечивающая жизненно необходимые потребности народонаселения государства, даже в условиях его внешней экономической изоляции. Для коррумпированных чиновников не существует понятия «совесть», как не существует понятия «преступный бизнес». Для коррумпированных чиновников нет ни легального, ни преступного бизнеса, в котором они не имели бы своего личного интереса, приносящего существенные дивиденды. Такой бизнес связан и с поставками в Россию крупных партий наркотиков, и с прикрытием наркотранзитов, налаженных в России с 1992 г., и с ввозом в Россию радиоактивных отходов из-за рубежа, и с массовым вывозом из государства валютных средств, получаемых частными компаниями от реализации стратегических запасов российских сырьевых ресурсов, учредителями в которых являются государственные чиновники и члены их семей. Легализация денежных средств, полученных в результате участия государственных чиновников в коррупционной деятельности, осуществляется через создаваемые фьючерсные биржи и небанковские кредитные организации — клиринговые расчетные палаты, с введением в них учредителей из состава бывших руководителей оперативных правоохранительных служб и членов семей действующих государственных чиновников, что в значительной мере затрудняет выявление фактов преступных действий. Федеральное законодательство на предмет проверки источников получения крупных финансовых средств, используемых участниками биржевой фьючерсной торговли, до настоящего времени в России отсутствует. Многочисленные обращения автора настоящей статьи, имеющего опыт юридической работы на российских биржах, в Государственную Думу РФ по данному вопросу остаются без ответов. Очевидно, что большинство членов Государственной Думы вполне устраивает неэффективность правовой системы государства, ориентированной на борьбу с коррупцией. Коррупция и теневая экономика являются двигателем современной развитой организованной преступности и катализатором экономических кризисов государства. В условиях демократического управления государством коррупция, как нами уже отмечалось, всегда проявляется в двух формах и может быть условно подразделена на системно-функциональную и структурно-функциональную; обе эти формы ее проявления всегда связаны с государственно-властными управленческими отношениями, но отличаются своим содержанием и социальной опасностью. Наибольшую опасность для национальной безопасности России представляет системно-функциональная коррупция. Данный вид коррупции исходит от высших должностных лиц государства, основной целью которых является не забота о духовной и нравственной чистоте общества и прогрессивном развитии государственности, а преследование собственных корыстных интересов: продление срока своих полномочий, получение максимальной прибыли за относительно короткий период своего правления. В основе системно-функциональной коррупции лежат правовые полномочия наемника — временщика назначать на ключевые посты в системе государственного управления бездуховных и безнравственных, профессионально дезориентированных чиновников, которые будут преданно служить не закону, не своему государству и своему народу, а назначившему их лицу, в его же корыстных интересах. Системно-функциональная коррупция может проявляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и способствует распространению коррупции структурно-функциональной, проявляемой внутри отдельных структур: в министерствах, службах, иных ведомствах, в судах, прокуратуре. Структурно-функциональная коррупция, хотя и является менее опасным подвидом, но, в отличие от завуалированной системно-функциональной коррупции, всегда на виду, а потому является основным раздражителем народа. Вместе с тем структурно-функциональная коррупция позволяет обеспечивать прикрытие для тех, кто задействован в механизме системно-функциональной коррупции, так как отвлекает на себя основное внимание населения. Одной из форм сохранения системно-функциональной коррупцией своего господства является предельное ограничение российского народа, проживающего за чертой бедности, в его политических правах. Монополизация власти узким кругом коррумпированных чиновников лишила народ России возможности на справедливое участие в выборах, в проведении референдумов по важнейшим вопросам жизни страны, в обращении к высшим должностным лицам государства по важнейшим вопросам жизнедеятельности государства, без бюрократических департаментских барьеров. Таким образом, дальнейшее развитие государственной секуляризационной идеологии в системе общественного образования и общественной науки способствует устойчивости такого социально опасного явления, как коррупция, отдаляя этап формирования в России правового государства.

Список источников

1. Новый Завет. 2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». 3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1999. Т. 4. С. 650.

——————————————————————