Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности движения

(Алексеева Л.)

(«Законность», 2005, N 12)

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

О БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Л. АЛЕКСЕЕВА

Л. Алексеева, заместитель начальника отдела прокуратуры Хабаровского края.

Результаты работы органов прокуратуры Хабаровского края по надзору за исполнением законов о безопасности движения на железнодорожном, водном, воздушном транспорте свидетельствуют о повышении эффективности прокурорского надзора в этой сфере.

Меры прокурорского реагирования реально улучшили состояние законности на транспорте. Положение дел в сфере безопасности движения в Хабаровском крае на железнодорожном, водном, воздушном транспорте в первом полугодии 2005 г. стабильное: аварий, катастроф на транспорте не допущено, на воздушном транспорте наблюдается устойчивая тенденция к снижению инцидентов, на железнодорожном транспорте не увеличиваются сбои в работе.

Надзорные мероприятия в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта проводятся в комплексе мероприятий, направленных на обеспечение общественной безопасности на объектах железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

Большая работа в этом направлении проведена в первом полугодии с. г. Проверками исполнения законодательства, направленного на защиту от актов терроризма и иных противоправных действий на объектах воздушного, водного, железнодорожного транспорта, охвачены практически все поднадзорные объекты транспорта. Проблемы решались средствами прокурорского надзора.

На объектах транспорта органами прокуратуры края устранялись следующие нарушения:

— на воздушном — нарушения правил использования воздушного пространства; перевозка оружия; непроведение предполетного досмотра воздушных судов; проникновение посторонних лиц в контролируемую зону аэропорта авиапредприятий; несоответствие предъявляемым требованиям действующей системы физической защиты авиапредприятий; отсутствие работников службы авиационной безопасности авиапредприятий при загрузке груза, бортпитания, посадке пассажиров;

— на водном — осуществление плавания без необходимых судовых документов, подтверждающих годность судна к плаванию; нарушение судопроизводителями правил плавания и стоянки судов; неработающие средства навигационного ограждения; нарушение условий лицензии, выданной на осуществление перевозки грузов на внутреннем водном транспорте; наличие судов, выведенных из эксплуатации и брошенных в пределах р. Амур;

— на железнодорожном — нарушения требований к оборудованию и эксплуатации железнодорожных переездов, к полосе отвода железной дороги.

Возросло количество выявленных в ходе прокурорских проверок нарушений законов о безопасности движения — 391 (в первом полугодии 2004 г. — 257).

В борьбе с правонарушениями используется весь комплекс правовых мер как общенадзорного характера — внесение представлений об устранении нарушений, возбуждение дел об административных правонарушениях, объявление предостережений о недопустимости нарушений закона, так и гражданско-правовых средств — обращения с заявлениями в суды.

В результате принятых мер прокурорского реагирования увеличилось количество лиц, привлеченных к ответственности. По представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 52 человека (в первом полугодии 2004 г. — 40), в административном порядке наказан 41 человек (в первом полугодии 2004 г. — 33). В суды предъявлено 3 иска (в первом полугодии 2004 г. иски не предъявлялись), объявлено 49 предостережений (в первом полугодии 2004 г. — 40).

Транспортные прокуроры края совершенствуют формы и методы организации прокурорского надзора за исполнением законов о безопасности на транспорте, максимально применяют средства прокурорского реагирования в целях пресечения и предупреждения нарушений закона.

Положительных результатов работы в сфере безопасности движения достигли: на водном транспорте — Николаевская, Комсомольская-на-Амуре, Хабаровская транспортные прокуратуры; на воздушном транспорте — Комсомольская-на-Амуре транспортная прокуратура; на железнодорожном транспорте — Хабаровская транспортная прокуратура.

На водном транспорте Николаевская-на-Амуре прокуратура применяет новые подходы к надзору за исполнением законов о безопасности плавания, добивается устранения нарушения закона, привлечения виновных лиц к ответственности.

Так, в ходе проведения проверки соблюдения законов о безопасности плавания Николаевским-на-Амуре транспортным прокурором установлено, что перевозка на внутреннем водном транспорте грузов предпринимателем М. осуществлялась с нарушением условий лицензии, выданной на осуществление перевозки грузов на внутреннем водном транспорте (предприниматель не произвел прием используемого им причала, расположенного в п. Маго Николаевского района, в эксплуатацию и не представил его к освидетельствованию уполномоченным органам для определения готовности причала к обеспечению безопасности плавания судов, не обеспечил необходимые габариты акваторий и подходы к причалу, не произвел траление у причала).

По требованию Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора предприниматель привлечен арбитражным судом к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)) и подвергнут штрафу в размере 30 минимальных размеров оплаты труда.

Показателен другой пример работы Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры. При проведении проверки соблюдения судовладельцами законодательства в области внутреннего водного транспорта РФ транспортной прокуратурой установлено, что несамоходное судно «Плашкоут-3024» осуществляло плавание в навигацию 2004 г. в нарушение ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ без необходимых судовых документов, подтверждающих годность судна к плаванию, что создавало непосредственную угрозу безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности.

По результатам проверки Николаевским-на-Амуре транспортным прокурором в районный суд предъявлены исковые требования о запрещении судовладельцу деятельности по осуществлению судоходства судна «Плашкоут-3024» на основании ст. 1065 ГК, ст. 80 ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» в связи с выявленными нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды и опасностью причинения вреда в будущем. Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены.

На водном транспорте актуальной остается проблема очищения реки Амур от выведенных из эксплуатации и брошенных судовладельцами судов. Таких судов, по данным Амурского бассейнового управления водных путей и судоходства, в пределах Хабаровского края 51, у 43-х есть владельцы, владельцы 8 судов не установлены.

Комсомольская-на-Амуре транспортная прокуратура разрешает эту проблему следующим образом. Например, с 2001 г. на реке Амур в затопленном состоянии находится баржа «МБ-2520», принадлежащая ОАО «Амур-порт». При этом собственник судна в нарушение ст. 47 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ не осуществляет подъем затонувшего имущества, несмотря на то что судно создает угрозу безопасности судоходства. Транспортный прокурор обратился в районный суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц об обязании ОАО «Амур-порт» поднять и удалить из реки Амур затонувшее имущество.

Прокуратурой края перед руководством Амурского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, Амурского бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте поставлен вопрос об обращении с исками в суд в защиту публичных интересов в порядке ст. 53 АПК об обязании собственников поднять затонувшее имущество.

Выявляемые Хабаровской транспортной прокуратурой нарушения на водном транспорте заслуживают прокурорского внимания, поскольку сказываются на положении дел с обеспечением безопасности судоходства.

Так, при проведении проверки исполнения законов, направленных на обеспечение безопасности судоходства судоводителями речных судов, установлено, что стоянка ОАО «Амурское пароходство» и ОАО «Хабаровский речной торговый порт» в акватории порта Хабаровск в ночное время осуществлялась без стояночных огней, что влияет на безопасность судоходства в районе порта, так как по акватории порта в ночное время осуществляется движение судов. Наряду с этим проверкой выявлены нарушения правил подачи сигналов при расхождении судов со стороны судоводителя прогулочного теплохода «Москва-80».

По результатам проверки Хабаровским транспортным прокурором в отношении судоводителей возбуждено 3 дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.7 КоАП (нарушение судоводителем на внутреннем водном транспорте правил плавания и стоянки судов). Руководителям ОАО «Амурское пароходство», ОАО «Хабаровский речной торговый порт» внесены представления.

В районе Хабаровского железнодорожного моста прокуратурой выявлены неработающие средства навигационного ограждения. Хабаровская транспортная прокуратура отреагировала путем внесения представления контролирующему органу, отвечающему за эти вопросы, — руководителю Хабаровского района водных путей и судоходства.

На воздушном транспорте благодаря своевременному вмешательству Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратуры прекращается деятельность субъектов, незаконно использующих воздушное пространство. Эти вопросы находятся в центре внимания прокуратуры.

Так, при проведении проверки выявлено, что 12 июня с. г. в районе набережной реки Амур г. Комсомольска-на-Амуре негосударственным учреждением дополнительного образования Комсомольский-на-Амуре авиационный центр им. Маресьева (НУДО КнААЦ) осуществлялись полеты (подъем пассажиров в воздух) на воздушном судне авиации общего назначения — тепловом аэростате. Воздушное судно не имело свидетельства о годности к полетам, не прошло процедуру регистрации, полет осуществлялся без разрешения территориальных органов по управлению воздушным движением. Проверкой установлено, что подобные факты допускались НУДО КнААЦ неоднократно. Выявлено, что учреждение эксплуатировало самолет ЯК-18Т, на который также не было необходимых документов.

По результатам проверки Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор возбудил дела об административных правонарушениях в отношении НУДО КнААЦ и директора учреждения по ч. 2 ст. 11.4 КоАП (нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства), а в целях предупреждения вреда и недопущения возникновения транспортных происшествий — обратился в районный суд с исковым заявлением о запрещении НУДО КнААЦ деятельности по осуществлению эксплуатации воздушных судов до оформления документов, предусмотренных законодательством в области авиации.

На железнодорожном транспорте актуальными остаются вопросы, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожных переездах, а также на полосе отвода железной дороги.

Необходимо отметить системный подход в работе Хабаровской транспортной прокуратуры при планировании и проведении проверок исполнения законов об обеспечении безопасности движения на железнодорожных переездах, пожарной безопасности на полосе отвода железной дороги.

Учитывая, что в г. Хабаровске, Хабаровском районе, районе им. Лазо, Вяземском районе, в г. Бикине и Бикинском районе более 70-ти состоящих на балансе предприятий транспорта железнодорожных переездов, по которым происходит активное движение автотранспорта, принимая во внимание расположение переездов (вблизи населенных пунктов), в целях обеспечения безопасной жизнедеятельности, прокуратура планирует и проводит с привлечением специалистов проверки на переездах каждое полугодие.

Выявляются нарушения ФЗ от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» в части соблюдения требований к оборудованию и эксплуатации железнодорожных переездов (отсутствие на переездах устройств, обеспечивающих безопасность движения, а также надлежащих условий пропуска поездов и транспортных средств и т. д.).

Принятые меры улучшили состояние безопасности движения: на переездах длительное время нет случаев столкновений транспортных средств и железнодорожного подвижного состава.

Считая одним из приоритетных направлений работы надзор за исполнением законов о безопасной деятельности транспорта, Хабаровская транспортная прокуратура, привлекая специалистов, проводит постоянную работу на таком значимом объекте железнодорожного транспорта, как полоса отвода железной дороги.

Проверками исполнения ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», ФЗ от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» на полосе отвода железной дороги выявляются многочисленные нарушения закона в части требований к полосе отвода железной дороги (наличие на полосе отвода кустарников, травы, второгодних шпал, которые непосредственно влияют на безопасность движения и пожарную безопасность).

Проверки на железнодорожном транспорте результативны.

Так, по результатам проведенных в первом полугодии 2005 г. проверок прокурор возбудил дела об административных правонарушениях по ст. 11.16 КоАП (нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) в отношении 25-ти работников железнодорожного транспорта, по ст. 12.34 КоАП (нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) — в отношении 4-х работников железнодорожных предприятий, отвечающих за надлежащее содержание железнодорожных переездов. В адрес руководителей транспортных предприятий внесено 11 представлений, по результатам рассмотрения которых 45 работников транспорта привлечены к дисциплинарной ответственности, 40 — объявлены предостережения.

Органы прокуратуры края, используя накопленный положительный опыт работы в сфере безопасности движения на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, продолжают развивать положительные тенденции при осуществлении надзорных функций.

——————————————————————