Правовой статус государственной тайны в системе обеспечения безопасности страны и общей совокупности информационных ресурсов

(Герасименко Т. В.) («Закон и армия», 2005, N 12)

ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ И ОБЩЕЙ СОВОКУПНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Т. В. ГЕРАСИМЕНКО

Герасименко Т. В., студентка 5-го курса юридического факультета МИЭМП.

Мы живем в мире информации. Информация — обязательный компонент общения людей; ее качество и достоверность — основа равноправных, результативных социальных отношений. Информационно-обменные процессы пронизывают все стороны общественных отношений. Владение информацией во все времена давало преимущество той стороне, которая располагала точной и обширной информацией, тем более если это касалось информации о своих соперниках. Еще древние жрецы понимали цену информационному противоборству: кто владеет информацией, тот владеет миром <*>. Как только человек понял, что всякое управление немыслимо без информации, он стал использовать в войнах информационное оружие. Точные разведданные значительно усиливают эффективность дипломатических и военных мер, они предоставляют политическим лидерам возможность выбора альтернативных решений внешнеполитических вопросов либо являются дополнением к политическим акциям, осуществляемым дипломатическими методами, с помощью санкций или военным путем <**>. Образование централизованных государств, формирование органов государственного управления, развитие международных связей привело к необходимости защиты информации в области военной, внешне — и внутриполитической деятельности государства. ——————————— <*> См.: Государственная тайна в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Под ред. М. А. Вуса. СПб.: Издательство СПб Ун-та, 2000. С. 14. <**> См.: Колобов О. А. Армия и общество в условиях перемен: Материалы международной научной конференции. Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 1997. С. 120.

Бурно развивающаяся информатизация ведет к созданию глобального информационного пространства. Массовое применение новых технических средств, составляющее основу процесса информатизации, стирает геополитические границы, изменяет образ жизни миллионов людей. Однако объективные предпосылки для мирного сосуществования отнюдь не отменили наличие геополитических интересов у различных стран и стремлений эти интересы реализовывать. Сегодня информационная инфраструктура, информационные ресурсы становятся ареной межгосударственной борьбы за мировое лидерство <*>. ——————————— <*> См.: Лиддел-Гарт Б. Энциклопедия военного искусства. Стратегия непрямых действий. М.: АСТ, 1999. С. 45.

Информационные факторы приобретают все большее значение в политической сфере. В традиционном противостоянии политических оппонентов растет значимость информационно-психологического воздействия, в экономике растет уязвимость экономических структур от незаконного использования информации. Целенаправленные информационные воздействия могут иметь далеко идущие деструктивные последствия как для отдельной личности, общества, государства, так и для самого существования цивилизации. По этому поводу Головин С. А. отмечает, что, «как наглядно демонстрируют события последних лет, исход вооруженной борьбы в военной сфере все в большей степени зависит от качества добываемой информации. Право человека и гражданина на информацию — одно из субъективных прав, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН <*>. Наряду с этим в общественных отношениях существует такая сфера объективной реальности, такая имеющая социальную природу субъективная категория, как тайна — сведения, скрываемые от постороннего восприятия. Тайны, как элемент системы выживания, сопровождают человечество на всем пути его развития, они определяют условия отношений между индивидами и их группами. ——————————— <*> См.: Ст. 19 и ст. 29.2 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948) // Российская газета. 1998. 10 декабря.

Характер информационного взаимодействия, определяемый государственной информационной политикой, является основой установления тех или иных взаимоотношений между властью и обществом. Тайны являются неотъемлемой составляющей общественной жизни, частью правовой системы и могут служить даже своеобразным мерилом для определения вида политического режима в государстве, ибо состояние защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизации государственной власти. Так, для любого тоталитарного государства характерно гипертрофирование секретности, чрезмерное расширение объема сведений, относимых к государственной и служебной тайне, — всеобщий дух бюрократии есть тайна. Для демократического государства характерно акцентирование внимания на защите прав человека — углубленное правовое регулирование отношений, связанных с охраной личной и семейной тайны и связанных с ней институтов профессиональных тайн. Естественно, демократическое государство предполагает законопослушность граждан, знание и неукоснительное соблюдение ими действующих правовых норм <*>. ——————————— <*> См.: Рубанов В. А. От культа личности к информационной культуре // Коммунист. 1998. N 13. С. 33 — 35.

Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства. Задача обеспечения безопасности государства предопределяет необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации. Этим определяется существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы <*>. ——————————— <*> См.: Сумин А. А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне». М.: Норма, 2001. С. 5.

Государственные средства воздействия на информационные процессы — важнейшее политическое условие обеспечения прав человека и рационализации использования информационных ресурсов в обществе. Система защиты секретов — наиболее сильное звено государственного опосредования общественных отношений в информационной сфере. Сведения, составляющие государственную тайну, имеют особую важность для общества и государства. Вследствие величины возможного ущерба от ее разглашения государственная тайна занимает приоритетное место в системе социального института тайн. Режим защиты государственной тайны — важнейший элемент системы государственного управления. Правовой институт государственной тайны — признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или иной мере наличествует во всех развитых демократиях мира. Все это вполне объяснимо и логично, поскольку информация, с одной стороны, — это объект отношений людей, а с другой — это ресурс: ресурс управления, принятия решений. Поэтому-то в качестве реальной угрозы своей безопасности государства и рассматривают потенциально возможную утечку защищаемой информации за границу. В основе защиты государственной тайны лежит публичное право, базирующееся на четкой фиксации сведений, разглашение которых может привести к нанесению ущерба законным интересам государства. Конституция Российской Федерации <*> содержит положение о том, что «перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом», предопределяющее необходимость такого закона. ——————————— <*> См.: П. 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 дек.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации гласит: «Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных коммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа» <*>. В информационной сфере, отмечается в Концепции, «серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с информационных рынков, разработка рядом стран концепции информационных войн… нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним». ——————————— <*> См.: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 52. Ст. 5909.

Правовой институт государственной тайны имеет три составляющие: — сведения, относимые к определенному типу тайны (а также принципы и критерии, по которым сведения классифицируются как тайна); — режим секретности (конфиденциальности) — механизм ограничения доступа к указанным сведениям, то есть механизм их защиты; — санкции за неправомерное получение и (или) распространение этих сведений. В мировом общественном мнении сложилось относительное единство взглядов по вопросу о праве правительств на государственную тайну. Это право суверенного государства. В то же время существуют и международно-правовые ограничения на построение и функционирование национальных систем защиты секретов <*>. Меры секретности — объект правового регулирования. В большинстве развитых стран понятие государственной тайны напрямую связано с интересами и функциями государства и в основном определяется уголовным законодательством. Основной упор делается на внешнюю безопасность. ——————————— <*> См.: Международный Пакт о гражданских и политических правах. Принят 19 декабря 1966 года (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 1(1831). Ст. 291.

Тенденция увеличения степени открытости государства перед обществом диктует необходимость максимально возможного сокращения числа сведений, относимых к государственной тайне, открытости общего перечня относимых к ней категорий сведений, механизмов засекречивания и условий рассекречивания. Обязанность государства — взять на себя формирование взвешенного механизма защиты различных видов информации и установления рамок действия институтов тайн. Такие требования исходят, с одной стороны, из потребности современного общества быть более открытым и доступным, а с другой — диктуются необходимостью обеспечения безопасности личности, общества и государства.

——————————————————————