О некоторых результатах борьбы с коррупционной преступностью в России

(Кравцова Е. А.) («Юридический мир», 2013, N 6)

О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИИ

Е. А. КРАВЦОВА

Кравцова Елена Александровна, преподаватель кафедры уголовного права Ростовского филиала Российской академии правосудия, аспирант Ростовского института защиты предпринимателя, юридический факультет, кафедра уголовно-правовых дисциплин.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с некоторыми результатами борьбы с коррупционной преступностью; в частности приведены статистические данные по борьбе с коррупцией. Вносятся конкретные рекомендации и предложения по повышению эффективности противодействия коррупции. Целью данного исследования явился анализ результатов борьбы с коррупцией за последние два года в связи с внесенными изменениями в российское законодательство.

Ключевые слова: коррупция, дача взятки, получение взятки, коррупционер, законопроект, изменения в УК, должностное лицо, доходы, расходы, антикоррупционная деятельность.

About some results of fight with corruption in Russia E. A. Kravtsova

The problems, connected with some results of fight with corruption are considered in the article. There are some statistic data and recommendations on the improvement of the effectiveness of fight with corruption in this paper. The purpose of the investigation is the analysis of the results of the fight with corruption for the last two years, after changes in Russia legislation.

Key words: corruption, bribering corruptioner, bill, official, income, profit, exhenses.

Борьба с коррупционной преступностью осуществляется всеми органами государственной власти. Не исключением является и Следственный комитет РФ. Так, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации за 2012 г. выявлено 1026 коррупционных деяний. Однако «коррупция продолжает оставаться одной из угроз безопасности общества и устойчивого развития общества» <1>. Этими словами Вячеслав Лебедев открыл научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности», состоявшуюся 29 марта 2013 г. в Верховном Суде РФ. Более 100 судей и 100 представителей юридической науки обсуждали в Верховном Суде проект Постановления Пленума ВС «О судебной практике по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе и иных коррупционных преступлениях». ——————————— <1> Лебедев В. Материалы Научно-практической конференции ВС «Актуальные вопросы квалификации преступлений коррупционной направленности» (29 марта 2013 г.) [Электронный ресурс] URL: http://sartraccc. ru.

Таким образом, проблема борьбы с коррупционными преступлениями остается одним из главных направлений государственной политики. На сегодняшний день в России принят Закон «О противодействии коррупции» <2>, Национальный план и Национальная стратегия <3>, внесены изменения во многие нормативно-правовые акты <4>. 2 апреля 2013 г. Президент России Владимир Путин подписал Указы «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». ——————————— <2> О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Российская газета. N 4824. 30.12.2008. <3> О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 гг.: Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460 // Российская газета. N 5158. 15.04.2010. <4> О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О противодействии коррупции»: Федеральный закон от 25.12.2008 N 274-ФЗ // Российская газета. N 4824. 30.12.2008.

В частности, указами утверждается форма справки о расходах чиновников при приобретении недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг лица и об источниках получения средств, за счет которых совершаются эти сделки. Также документы определяют механизм представления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера заместителями председателя, членами Совета директоров и служащими Центробанка, руководителями и работниками Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций, а также их супругами и несовершеннолетними детьми <5>. ——————————— <5> Владимир Путин подписал указы о доходах и расходах чиновников // Пресс-служба МОО «Комитет по борьбе с коррупцией». 02.04.2013.

Тем самым в России создана мощная нормативно-правовая база по противодействию коррупции. Данная мера привела к следующим результатам. Международная неправительственная организация Transparency International опубликовала рейтинг 176 стран мира, наверху которого оказались наименее коррумпированные, по ее версии, игроки, а внизу — те, что испытывают наибольшие проблемы с коррупцией. При этом ряд ведущих мировых экономик, в том числе США, Канада, Бразилия, Германия, Франция, на несколько пунктов улучшили свои показатели в ежегодном «Индексе восприятия коррупции». Россия также поднялась на 10 пунктов, но осталась самым коррумпированным членом «Большой двадцатки», заняв 133-е место. Она разделила его с Коморами, Гайаной, Гондурасом, Ираном и Казахстаном <6>. ——————————— <6> Цилюрик Д. Россия — самая коррумпированная страна G20 // Независимая газета. 06.12.2012.

Однако данные судебной статистики и статистики правоохранительных органов России разнятся в разы. Так, обращает на себя внимание тот факт, что цифры о десятках тысяч раскрытых коррупционных преступлений несопоставимы с данными судебной статистики. За последние четыре года количество лиц, осужденных в целом за коррупционные преступления, неизменно сокращается. В 2009 г. их было 10 700, в 2010 г. — 10 тыс., в 2011 г. — 7,5 тыс., а в 2012 г. — 5,5 тыс. Аналогичным образом сокращалось и число осужденных: за получение взятки с 1800 человек в 2009 г. до 1300 в 2012 г., а за дачу взятки — с 3600 до 2000 осужденных соответственно <7>. ——————————— <7> Барщевский М. Тысячи раскрытых дел по коррупции не совпадают с судебной статистикой // Российская газета. 21.02.2013.

Приведем некоторые данные по состоянию коррупции в России за 2012 г. Согласно данным статистики, в 2012 г. зарегистрировано 49 513 преступлений коррупционной направленности, что на 22,5% больше, чем в 2011 г., — 40 407. Однако к уголовной ответственности привлечено всего 13 565 лиц, совершивших преступления. В 2012 г. доля материального ущерба от коррупционных преступлений составила 7,8% (20,8 млрд. руб.) от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений по Российской Федерации в целом. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег на сумму более 11,2 млрд. руб. За отчетный период сотрудниками правоохранительной системы установлено 6576 (6947) фактов получения взятки (ст. 290 УК РФ), совершенных 1687 (2169) лицами. Зарегистрировано 3182 (4005) факта дачи взятки (ст. 291 УК РФ), выявлено 2671 (3545) лицо, совершившее такие деяния. Кроме того, в 2012 г. поставлено на учет 399 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), выявлено 151 лицо, их совершившее. По данным МВД России, средний размер взятки составил 78,2 тыс. руб., а при посредничестве во взяточничестве — 536 тыс. руб. <8>. ——————————— <8> Официальный сайт МВД РФ. URL: http://www. mvd. ru.

За прошедший год общее число направленных в суд уголовных дел коррупционной направленности сократилось на 8,7% и составило 9811 (в 2011 г. — 10 691). Количество обвиняемых по направленным в суд делам уменьшилось на 10% (в 2012 г. — 10 927, в 2011 г. — 12 011). Так, в суд направлено 6748 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, или 92,2% от числа оконченных (в 2011 г. — 3368, или 93,7%), в том числе 36 уголовных дел в отношении организованных групп (в 2011 г. — 53) и 5 в отношении преступных сообществ, совершивших коррупционные преступления (в 2011 г. — 2). Количество коррупционных преступлений по направленным в суд уголовным делам, совершенных должностными лицами, составляет 21 263 (в 2011 г. — 14 762) <9>. ——————————— <9> Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией в 2012 г. // [Электронный ресурс]. URL: http://www. genproc. gov. ru (дата обращения: 15.02.2013).

Преобладающими сферами деятельности, в которых совершались указанные преступления, являются: — правоохранительная (правоприменительная) — 26% (2011 г. — 34,1%); — здравоохранение и социальное обеспечение — 17,8% (2011 г. — 13,7%); — образование и наука — 15% (2011 г. — 13,4%); — финансовая деятельность — 6,2% (2011 г. — 8,4%) <10>. ——————————— <10> Там же.

Незначительно изменились и виды наказаний, назначаемых коррупционерам. Основными видами наказания, назначаемого осужденным за совершение коррупционных преступлений, по-прежнему являются лишение свободы и штраф. К штрафу в виде основного вида наказания приговорен 51% осужденных, к реальному лишению свободы — 11%, к условному лишению свободы — 36%. Однако в 2012 г., по сравнению с данными предыдущего периода, претерпела изменение практика назначения наказания в виде условного лишения свободы и штрафа. Представленные прокурорами сведения позволяют говорить о безусловном увеличении количества осужденных к штрафу, что связано с известными изменениями уголовного закона и появлением в санкциях ст. 204, 290 и 291 УК РФ основного наказания в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа, или взятки. В 2012 г. в качестве дополнительного наказания чаще всего назначалось лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (19% осужденных), а также штраф (9% осужденных). В отдельных случаях осужденные также лишались специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. По результатам рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности судами в 2012 г. в соответствии со ст. 104.1 УК РФ были приняты решения о конфискации имущества в отношении 271 осужденного, что существенно превышает аналогичные показатели в 2011 г. (в отношении 112 осужденных). Доля оправдательных приговоров также остается практически неизменной. В 2012 г. постановлено 206 (201) оправдательных приговоров в отношении 253 лиц (в 2011 г. — в отношении 268 лиц). По реабилитирующим основаниям полностью прекращено уголовное преследование 13 подсудимых (в 2011 г. — 6) <11>. ——————————— <11> Там же.

В чем же кроется причина таких различий? Так, по мнению председателя правления Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Анатолия Голубева: «Сегодня практически все органы государственной власти демонстрируют активную антикоррупционную деятельность. В отдельных случаях удалось добиться сокращения уровня коррупции. Тем не менее пока нельзя говорить не только о победе над ней, но и о заметном ее снижении. В масштабах страны усилия власти пока что не привели к существенному результату, а в подавляющем большинстве случаев эксперты даже констатируют рост коррупции. Основной причиной отсутствия сокращения глобальной коррупционной угрозы является не столько пассивность власти или допущенные ею ошибки при разработке и реализации антикоррупционной политики, сколько острый недостаток активной и осознанной поддержки такой политики со стороны общества и бизнеса. Чаще всего подобная ситуация наблюдается в регионах с невысоким уровнем благосостояния и образования у основной части населения, а также там, где достаточно высокое отчуждение власти от общества. Было бы ошибкой утверждать, что для сокращения коррупции в таких регионах власть не прилагает усилий. Однако такие усилия нередко реализуются в формах, недостаточно учитывающих особенности жизни соответствующих обществ, и потому отвергаемых большинством их членов, в особенности если эти усилия содержат элементы принуждения и ассоциируются с политикой (неважно, действительной или воображаемой)» <12>. ——————————— <12> Из интервью Анатолия Голубева сайту «коррупции. net» (дата обращения: 01.04.2013).

По нашему мнению, такая разница возникает также по причине статуса лиц, привлекаемых к ответственности. Органами внутренних дел к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлекаются должностные лица, служебный ранг которых не является высоким. Как правило, уголовные дела возбуждаются и расследуются в отношении руководителей и сотрудников, работающих в сфере образования, здравоохранения, инспекторов различных контрольных и регистрационных органов, руководителей коммерческих организаций, глав муниципальных образований, сельских поселений и т. д. Зачастую факты проявления коррупции остаются не зафиксированными либо дело не доходит до суда в связи с отсутствием состава преступления. Проведенный анализ актов прокурорского реагирования на факты незаконного и необоснованного прекращения уголовных дел коррупционной направленности показал, что в большинстве случаев основаниями для отмены таких решений являются неполнота проведенного расследования, ненадлежащее исследование подлежащих доказыванию обстоятельств и невозможность в связи с этим сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии в деянии события или состава преступления. В 2012 г. прокурорами отменено 815 (677) незаконных постановлений о приостановлении предварительного следствия по уголовным делам коррупционной направленности. Основанием для вынесения таких решений в большинстве случаев послужила преждевременность вынесения постановления, без выполнения всех следственных действий, проведение которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого. Увеличение в прошедшем году числа вынесенных прокурорами постановлений об отмене принятых следствием решений явилось следствием низкого качества расследования. Таким образом, при анализе результатов борьбы с коррупцией в современной России прослеживается статистическое уменьшение роста коррупционной преступности. В рейтинге коррумпированных стран Россия поднялась на 10 мест, тем не менее среди стран «Большой двадцатки» остается самой коррумпированной. В связи с этим мы считаем, что принятые меры противодействия коррупции сегодня не дают желаемых результатов, и предлагаем «признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Также предлагаем в п. 2 ч. 1 ст. 13.1 «Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия» ФЗ «О противодействии коррупции» внести изменения и изложить в следующей редакции: «Непредставление лицом сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений». То есть государственные и муниципальные служащие в случае непредставления деклараций о расходах должны быть уволены в связи с утратой доверия в обязательном порядке. Также хотелось бы отметить, что помимо основных наказаний для коррупционеров (штрафы, ответственность за превышение расходов и т. д.) необходимо применять лишение права заниматься определенной деятельностью пожизненно. Меры по борьбе с коррупцией не будут эффективными до тех пор, пока они будут применяться лишь выборочно, а не поголовно.

——————————————————————