Исполнение законодательства о борьбе с терроризмом

(Сизов В.)

(«Законность», 2006, N 2)

ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

В. СИЗОВ

В. Сизов, прокурор Амурской области.

В соответствии с новой редакцией Концепции национальной безопасности Российской Федерации одно из основных направлений защиты конституционного строя — комплексная система мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. В Концепции отмечается, что борьба с терроризмом должна осуществляться на основе мероприятий по предупреждению, пресечению преступлений террористического характера.

Закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» с последующими изменениями определил основные понятия, принципы, цели борьбы с терроризмом, ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом, их функции и компетенцию. 15 сентября 1999 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление «О мерах по противодействию терроризму», 13 сентября 2004 г. Президент РФ издал Указ «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом».

В соответствии с этими законодательными актами меры по противодействию проявлениям террористического характера должны принимать не только правоохранительные органы, но и федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Исполнение законодательства о борьбе с терроризмом и состояние работы в указанном направлении находятся на постоянном контроле прокуратуры Амурской области. Проверкой, проведенной в первом квартале прошлого года, установлено, что в городах и районах области принимается недостаточно мер по обеспечению безопасности граждан, жизненно важных и особо охраняемых объектов с учетом возможности актов терроризма. В нарушение ст. ст. 2 и 9 ФЗ «О борьбе с терроризмом» руководители предприятий и организаций, ряд руководителей органов местного самоуправления не принимают должных мер по обеспечению безопасности граждан, детей, жизненно важных объектов. Так, прокурорами Октябрьского, Шимановского, Завитинского, Бурейского, Сковородинского и ряда других районов установлено, что руководители органов местного самоуправления, народного образования, объектов ЖКХ, энергетики, водоснабжения не принимают всего необходимого по обеспечению безопасности граждан в местах массового пребывания, жилых микрорайонах, учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Прокуроры Серышевского и Сковородинского районов по результатам проверок внесли по 5 представлений, по 4 — прокуроры Октябрьского, Бурейского районов, по 3 — прокуроры г. Тында и Завитинского района, по 2 — г. Райчихинска, Шимановского района.

Транспортные прокуроры также стремятся к повышению уровня прокурорского надзора за исполнением законодательства о борьбе с терроризмом на железнодорожном, воздушном, водном транспорте.

В ходе проверок, проведенных транспортными прокурорами, в первом квартале 2005 г. установлены факты необеспечения техническими средствами защиты объектов транспорта. По результатам проверок внесено 14 представлений. В том числе, 5 — руководителям железнодорожного транспорта, 3 — воздушного транспорта, 2 — водного транспорта, 4 — руководителям органов внутренних дел. Вынесено одно предостережение.

Вопросы исполнения законодательства о борьбе с терроризмом рассмотрены на координационном совещании руководителей правоохранительных органов области. В его работе приняли участие первый заместитель губернатора Амурской области, руководители федеральных органов исполнительной власти области. Губернатору области, председателю Амурского областного Совета народных депутатов, Главному федеральному инспектору аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДФО направлена информация об исполнении законодательства о борьбе с терроризмом.

В ходе проверки, проведенной в октябре 2005 г., прокуроры вновь выявили нарушения. Руководителям органов местного самоуправления, образования, медицины, органов внутренних дел, предприятий и организаций внесено 36 представлений. Всего за 2005 г. по вопросам обеспечения антитеррористической защиты объектов транспорта, детских, общеобразовательных и медицинских учреждений, а также мест массового пребывания людей прокуроры внесли 85 представлений, а по вопросам нарушения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма внесено 24 представления, вынесено 20 постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 15.27 КоАП РФ в отношении руководителей предприятий и организаций.

Кроме того, в августе 2005 г. прокурорами городов и районов проведена проверка обеспечения безопасности, надежности защиты образовательных учреждений от возможных актов террористического характера и других чрезвычайных происшествий. Выявлены многочисленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, отсутствие телефонной и радиосвязи, ограждений, наличие стоянок постороннего транспорта и т. д. По результатам проверок прокуроры внесли 143 представления, возбудили 22 производства об административных правонарушениях. Виновные лица привлечены к административной ответственности.

В области создана областная антитеррористическая комиссия, возглавляет которую губернатор. В 2004 г. проведены 4 заседания комиссии, в 2005 г. — три. В общей сложности рассмотрено 15 вопросов. Члены комиссии выезжали с целью проверки работы антитеррористической направленности органами местного самоуправления Бурейского, Зейского, Ивановского, Михайловского и Тындинского районов. Ход реализации принятых решений в 2005 г. дважды рассматривался на заседаниях комиссии. Во исполнение Указа Президента РФ от 13 сентября 2004 г. «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» департамент здравоохранения усилил охрану подведомственных объектов. Подразделениями вневедомственной охраны УВД на договорной основе под охрану взяты 82 объекта здравоохранения, в том числе 20 больниц и поликлиник.

Департаментом и учреждениями образования принимаются меры по повышению надежности защиты образовательных учреждений от возможных актов террористического характера и других чрезвычайных происшествий. В целях предотвращения террористических акций в образовательных учреждениях проводится комплекс профилактических мероприятий.

Как известно, к правонарушениям террористической направленности относится заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Зачастую анонимные сообщения делают несовершеннолетние. Объектами посягательств, почти в 80% случаев были учебные заведения. По указанию прокуратуры области все анонимные сообщения и заявления об угрозах взрывов, заложенных взрывных устройствах рассматриваются в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ. На место происшествия выезжают сотрудники УВД, УФСБ, главного управления ГО и ЧС, проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Прокуроры систематически осуществляют надзор за обоснованностью принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел и законностью прекращения уголовных дел по фактам анонимных сообщений об актах терроризма.

В результате был установлен ряд лиц, сообщавших по телефону о заложенных взрывных устройствах в школах, административных зданиях. Судами в 2005 г. рассмотрено 5 уголовных дел, по ст. 207 УК осуждены 5 человек. К реальному лишению свободы осужден один человек, остальные — к штрафу или условно.

Одним из факторов, способствующих совершению преступлений террористической направленности, является незаконный оборот оружия. За 9 месяцев 2005 г. зарегистрировано 138 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

Прокурорами городов и районов систематически осуществляется надзор в этой сфере. Так, прокурор Завитинского района по материалам проверок отменил с одновременным возбуждением уголовных дел 5 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. В связи с допущенными нарушениями уголовно-процессуального закона начальнику ОВД Завитинского района было внесено представление, которое рассмотрено, сотрудник ОВД привлечен к дисциплинарной ответственности.

Проверкой исполнения законодательства об оружии, проведенной прокуратурой области в 2005 г., установлено, что органы УВД области в целях предупреждения, выявления, пресечения преступлений террористической направленности, а также других видов преступных деяний, сопутствующих террористическим действиям, осуществляют контроль за использованием организациями взрывчатых веществ промышленного назначения, лицами, имеющими служебное оружие, и лицами, имеющими разрешение на хранение и ношение гражданского оружия.

В 2005 г. изъято из незаконного оборота 354 единицы оружия. Добровольно сданы 126 единиц, 16987 единиц боеприпасов. Основной источник поступления в незаконный оборот взрывчатых веществ и боеприпасов на территории области — расформированные воинские части и действующие части, полигоны и склады Министерства обороны РФ.

В истекшем году органы внутренних дел провели 26530 проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами. Выявлено 2829 нарушений установленных правил оборота оружия, к административной ответственности привлечено более 2700 лиц, к уголовной — 80 граждан, аннулировано 60 лицензий и 377 разрешений.

Проведено 400 проверок деятельности частных детективных и охранных предприятий, при этом выявлено 80 нарушений. К административной ответственности привлечено 7 должностных лиц. Прекращена деятельность двух предприятий, осуществляющих охранно-сыскную деятельность.

——————————————————————