Взаимосвязь наркобизнеса и национальной безопасности России

(Александров Р. А.) («Российский следователь», 2006, N 2)

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАРКОБИЗНЕСА И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Р. А. АЛЕКСАНДРОВ

Александров Р. А., кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургского университета МВД РФ.

Сложная современная наркоситуация в стране складывалась на протяжении всего последнего десятилетия XX в. Негативные изменения в структуре и динамике немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота явились одним из следствий кризисных явлений в социально-экономической сфере, дезинтеграционных политических процессов, размывания нравственных основ российского общества. Наблюдающееся в России на протяжении более десяти лет неуклонное осложнение наркоситуации, состояние которой оценивается в настоящее время как представляющее угрозу национальной безопасности страны, стало возможным в условиях отсутствия действенной государственной антинаркотической политики, одним из важнейших элементов которой является работа государственных структур по противодействию наркобизнесу. Неэффективная работа по противодействию проникновению в страну международных наркосиндикатов, интеграции российской наркопреступности в мировую систему наркопреступности явилась одной из причин того, что страна стала объектом активной наркоэкспансии. Наркобизнес как специфическая отрасль теневой экономики, представляющая серьезную угрозу безопасности как общества и государства, так и безопасности каждого гражданина, долгое время не получал соответствующей политической и правовой оценки, что сегодня можно рассматривать как одну из причин его высокой латентности. Несмотря на то что Концепция государственной политики по контролю за наркотиками предусматривала в качестве одного из основных направлений борьбу с незаконным оборотом наркотиков и, более того, обозначала в числе основных задач данной деятельности борьбу с наркобизнесом, действующее уголовное законодательство до сих пор не содержит такого понятия, как наркобизнес. Нет этого понятия и в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». Очевидно, что данные условия на фоне общего обострения криминальной обстановки в России, расширения организованной преступной деятельности, затронувшей практически все сферы российского общества и интегрировавшейся в систему транснациональной преступности, позволили наркобизнесу в России не только расширить рынок сбыта, охвативший за последние годы всю территорию страны, но и включиться в мировую систему наркоторговли. По оценкам УБНОН МВД РФ, в России сегодня действует более 200 тысяч профессионалов наркобизнеса, а деятельность организованных преступных групп в сфере незаконного оборота наркотиков зарегистрирована во всех субъектах Российской Федерации. В то же время доля выявленных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных организованными преступными группами, продолжает оставаться крайне низкой. Все это позволяет говорить о том, что существующая система правоприменительной практики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков продолжает быть ориентированной не на противодействие наркобизнесу, не на выявление его организаторов и даже не на борьбу с распространителями, а на уголовное преследование потребителей наркотиков. Одним из индикаторов криминальной шкалы, отражающих социально-психологическое состояние общества, является наркопреступность. Количественную составляющую данной проблемы могут в какой-то степени отразить излагаемые ниже цифры. Как показывает расчет, в незаконном обороте внутри нашей страны и на транзитных маршрутах «сквозь» государство находится свыше 3000 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (правда, главным образом растительного происхождения). Правонарушений, связанных с наркотиками, совершается не менее 3,1 млн. Количество потребителей наркотиков с диагнозом «наркомания», состоящих на учете в органах здравоохранения только в Северо-Западном федеральном округе, составляет 126 человек на 100 тыс. населения (всего 20064 человека), количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков в этом округе за девять месяцев 2004 г. составило — 8604 (в том числе — 5956 тяжких и особо тяжких)<*>. ——————————- <*> См.: Обзор наркоситуации в Российской Федерации, подготовленный Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков. 2004.

Данные показатели дают лишь общую характеристику наркоситуации, которую определяют как состояние немедицинского употребления и незаконного оборота веществ с наркогенным потенциалом действия и эффективности мер по противодействию наркомании и наркобизнесу <1>. При этом авторы данного определения выделяют три основных элемента, ее характеризующие: 1) состояние немедицинского употребления наркотиков; 2) состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотиков; 3) меры, предпринимаемые по профилактике наркотизма, лечению и реабилитации наркозависимых и по противодействию наркобизнесу <2>. Другие авторы, характеризуя наркоситуацию, выделяют четыре ее элемента: 1) состояние немедицинского потребления наркотиков (наркомания); 2) состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотиков (наркопреступность и наркобизнес); 3) меры по профилактике наркоманий, лечению и реабилитации наркозависимых; 4) меры по противодействию незаконному обороту наркотиков и наркобизнесу <3>. Другие специалисты отмечают, что при анализе наркоситуации необходимо использовать только показатели, характеризующие состояние немедицинского потребления наркотиков, в том числе распространенность различных видов наркомании, и показатели, характеризующие состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ <4>. При этом статистические показатели государственных структур, работающих в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, следует рассматривать критически, поскольку в условиях неудовлетворительного материально-технического обеспечения работы правоохранительных органов и органов здравоохранения эти статистические показатели преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, а также данные органов здравоохранения об уровне заболеваемости и болезненности наркоманиями не отражают реального состояния наркоситуации <5>. К этому можно добавить и тот факт, что и результаты социологических исследований по данной проблематике существенно различаются между собой и потому на сегодняшний день не могут быть использованы для объективной оценки наркоситуации <6>. ——————————- <1> См.: Владимиров В. Ю. Актуальные проблемы регулирования наркоситуации (по материалам Северо-Западного федерального округа Российской Федерации) // Здравоохранение Северо-Запада. Проблемы и пути решения. Научно-практический журнал Представительства Минздрава РФ и Координационного совета СЗФО. 2002. N 1. С. 9. <2> См.: Там же. <3> См.: Рыбников В. Ю. Практика взаимодействия ОВД Санкт-Петербурга с государственными и общественными организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Практика взаимодействия ОВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области с государственными и общественными организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Материалы научно-практического семинара. Санкт-Петербург, 23 августа 2002 г. СПб., 2002. С. 10. <4> См.: Кузьминых К. С. О межведомственных путях противодействия наркомании и наркобизнесу в Северо-Западном федеральном округе. Аналитическая записка. СПб., 2002. <5> См. подробнее: Доклад рабочей группы межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Материалы заседания окружной антинаркотической комиссии. 15 мая 2002 г.; Кузьминых К. С. Наркоситуация в Северо-Западном федеральном округе: современное состояние и пути стабилизации // Милицейские ведомости. 2002. N 21, 22, 23. <6> См. подробнее: Наркоситуация в России в 1998 — 2000 гг. и отражение проблем, связанных с наркотизмом и наркопреступностью в российской прессе // Наркотики и пресса в России. Аннотированный список публикаций центральной прессы за 1998 — 2000 гг. Ч. I / Сост. Р. А. Александров, К. С. Кузьминых, А. В. Патрикеев. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. С. 12 — 13.

Есть определенная уверенность, что при соответствующих условиях организации противостояния третьей волне незаконного оборота наркотиков и наркомании в России (вторая пришлась на конец 50-х — конец 60-х) удастся ослабить напряженность. В то же время какие-либо точные, даже краткосрочные прогнозы развития незаконного оборота наркотиков делать затруднительно, так как характеристики эволюции мировой цивилизации конца XX в. резко отличаются от характеристик этого процесса в начале того же века. Так, в 20-е и последующие годы в Советском Союзе существовал «железный занавес», и нация в периоды обострения наркопроблемы как бы «варилась» в собственном соку. Сегодня в силу прозрачности границ Российская Федерация в состоянии и впитывать в себя опыт транснациональной организационной преступности извне, и расширять оборот доморощенной наркопродукции, а равно пропускать через себя маршруты транзитного перемещения наркотиков в мировое сообщество, в первую очередь в страны ЕС. Другими словами, чем надежнее национальная безопасность Российской Федерации будет защищена от угрозы незаконного оборота наркотиков, тем благополучнее станет складываться наркоситуация в зарубежных государствах, и наоборот. Чтобы осознать эту новую дуалистическую роль России, которую она способна сыграть в укреплении или ослаблении напора транснационального незаконного оборота наркотиков, потребуется проанализировать основные составляющие этой проблемы — не только социальные, но в равной степени и психологические, которые способствуют ее ускорению внутри страны. И лишь после анализа этих новых характеристик наркоситуации в России появится возможность рассмотреть модель эффективной международной стратегии, которая позволит стабилизировать незаконный оборот наркотиков до уровня, приемлемого для нормальной жизни общества в России и в окружающих ее государствах как равных субъектах единого мирового жизненного пространства. Современное состояние наркобизнеса, осуществляемого организованными преступными группами в России, характеризуется ежегодным увеличением реальных темпов латентного прироста данной проблемы. Эта социальная составляющая угрозы незаконного оборота наркотиков национальной безопасности нашей страны прямо посягает на права и свободы человека и гражданина, сводит на нет попытки построения правового государства и открытого гражданского общества. Предпринимаемых законодательных и иных ответственных антинаркотических мер властями страны в целях противостояния так называемой наркомафии, похоже, недостаточно. В пику этим социальным акциям все отчетливее вырисовывается крайне важная негативная тенденция — возрастание профессионализма и организованности лиц, занимающихся наркобизнесом. Объективным подтверждением подмеченной тенденции служит увеличение числа регистрируемых преступлений по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совершаемых в группе. Контрабанда наркотиков в России определяется по своей динамике и интенсивности всеми ранее обозначенными социально-психологическими составляющими. Цикл исследований, проведенных ВНИИ МВД России совместно с Федеральной службой безопасности, органами таможни и Федеральной пограничной службой (охвачено 42 региона страны), подтверждает сказанное. «Черный» рынок России, включая, к сожалению, и ее глубинку, социально вполне подготовлен отечественными и международными организованными преступниками для встречи с набирающим силу потоком наркотиков из-за рубежа. Уже внедрена в сознание молодежи идеология моды на галлюциногены типа ЛСД и стимуляторы наподобие «экстази», телевизионно оправдан светский шик приема кокаина и героина, «нестрашность» курения марихуаны, созданы другие необходимые информационные условия формирования наркотического мировоззрения у населения страны. Россия постепенно превращается в мировую помойку сбыта наркотиков в условиях заметной международной рекламы смертельной для мирового сообщества наркоопасности, якобы исходящей из самой России. Но так ли это на самом деле? Скорее всего, формирование подобного глобального мнения о нашей стране — это новая разновидность рецидива холодной войны. Из всего оборота контрабанды наркотиков, пресеченной в России, на долю ее выхода за пределы страны приходится 0,5 — 1,0% препаратов. В то же время, опираясь на результаты указанного выше межведомственного опроса, выходит, что основными поставщиками контрабандных наркотиков в Россию являются в каждых 7 случаях из 10 азиатские государства. На доходы в России рассчитывают также наркобароны из Южной Америки, мафиози из Северной Америки и Западной Европы. Удается откусить свой кусочек пирога и африканцам. Есть пока слаборазличимый след контрабанды наркотиков из Австралии и Океании. Но об этнической составляющей угрозы незаконного оборота наркотиков уже писалось выше. Начиная с 90-х гг. Россия становится объектом экспансии со стороны транснациональных наркосиндикатов (латиноамериканских, азиатских и нигерийских), стремящихся сделать страну крупным рынком сбыта, а также использовать ее выгодное географическое положение, развитую транспортную инфраструктуру и прозрачные границы для организации каналов поставок наркотиков для распространения внутри страны или транзитного перемещения в Европу. Анализ наркоситуации показывает, что больше половины изымаемых на территории страны наркотиков имеет зарубежное происхождение. В настоящее время государственная граница РФ со странами ближнего зарубежья, не оформленная в международно-правовом отношении, составляет 13599 км. Из них всего 49,5% оборудовано системой электронной сигнализации. Для сведения: оборудование 1 км границы связью и электронной сигнализацией обходится примерно в 4 млн. руб. В свою очередь, необустроенность границ со странами — производителями наркотиков крайне негативно влияет на развитие наркоситуации в стране. Огромные масштабы производства героина и опия в Афганистане, прозрачность границ в Центрально-Азиатском регионе и крайне низкий уровень жизни населения среднеазиатских и закавказских стран привели к значительной активизации поставок афганских наркотиков в Россию через территорию Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Казахстана, Армении, Азербайджана и Грузии. По данным аналитиков ФСКН, чаще всего наркотики из Афганистана в Россию везут автотранспортом (78%), по железной дороге (20%), водным и воздушным транспортом (2%). Количество героина, ежегодно проходящего через границы стран СНГ из Афганистана, по данным ФСБ России, оценивается приблизительно в 100 тонн. Значительная его часть оседает непосредственно в РФ. Оперативные данные, а также результаты расследований по фактам изъятия особо крупных партий наркотиков говорят об активизации преступных группировок, занимающихся контрабандными поставками в страну высококонцентрированных наркотиков: героина, кокаина и амфетаминов. При этом контрабанда наркотиков на территорию РФ имеет устойчивую тенденцию к росту. Растет поступление синтетических наркотиков и амфетаминсодержащих препаратов в Россию из западноевропейских стран, Прибалтики, Польши, а также Китая. При снижении за последние пять лет удельного веса марихуаны и соломки мака на 5% удельный вес гашиша и опия вырос в 2,5 раза, кокаина — в 10 раз, стимуляторов амфетаминового ряда — в 20 раз, а героина — в 23 раза. Одним из действенных методов реагирования правоохранительных органов РФ на изменение оперативной обстановки, связанной с незаконным оборотом наркотиков, стало проведение межведомственных оперативно-профилактических операций «Канал», направленных на выявление и перекрытие каналов контрабандного проникновения наркотиков на территорию России. Особое значение в этой связи придается взаимодействию со спецслужбами стран — участников Договора о коллективной безопасности (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения, Белоруссия). В настоящем случае контрабанду наркотиков как самостоятельную социально психологическую составляющую угрозы незаконного оборота наркотиков вполне правомерно рассматривать с точки зрения посягательства на национальную безопасность России извне. Это выражается в ухудшении генофонда нации, укрупнении операций по отмыванию денег, вторжении транснациональной организованной преступности в область национальной политики, формировании мнения населения страны о зарубежье как опасном источнике незаконного оборота наркотиков, других негативных последствиях.

——————————————————————