Роль государственных органов власти Кыргызской Республики в борьбе с криминальным насилием

(Джаянбаев К. И.) («Российский следователь», 2006, N 3)

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В БОРЬБЕ С КРИМИНАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ

К. И. ДЖАЯНБАЕВ

К. И. Джаянбаев, Кыргызская государственная юридическая академия, кандидат юридических наук, доцент.

В настоящее время Кыргызская Республика переживает трудные времена. Революция, происшедшая 24 марта 2005 г., в области воздействия на преступность ощутимых результатов не принесла, напротив, общественно-политическая ситуация в последние месяцы резко ухудшилась. На территории республики образовалась сложная криминогенная обстановка, особенно в столице республики — Бишкеке. В последние годы проблема предупреждения преступлений не была приоритетной в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особо следует сказать о последних. Нельзя не отметить, что мало внимания уделяется повышению их участия в социально-экономическом строительстве, укреплении законности и правопорядка, охране прав и свобод граждан. Почти парализована деятельность по координации и объединению усилий государственных органов и общественных формирований в предупреждении преступлений и иных антиобщественных проявлений. Перестала практиковаться разработка комплекса мер организационного, идеологического и административного характера, в реализации которых принимал бы участие широкий круг субъектов. Конечно, борьба с конкретными преступлениями ведется, преступники привлекаются к уголовной ответственности. Однако правоохранительные органы реагируют главным образом на уже совершенные преступления, направляя свои усилия на раскрытие, расследование уголовных дел, исполнение наказания в отношении признанных виновными лиц, не уделяя при этом должного внимания вопросам предупреждения преступлений. А это почти не затрагивает «причинную сердцевину» преступности. Недостаточность сведений о причинах и условиях преступности и предложений по их нейтрализации обусловлена, по-видимому, отсутствием в арсенале правоохранительных органов необходимой методической подготовки в области криминологии. Криминологический путь борьбы с преступностью — это подлинный путь предупреждения не только распространенных, но и наиболее общественно опасных уголовно наказуемых ее проявлений. В этой связи следует отметить, что в Кыргызстане оказалось в значительной степени свернутым профилактическое направление. Теперь же, на наш взгляд, необходимо возродить и создать целостную систему профилактики преступности на новой социально-экономической основе. Речь идет именно о воссоздании, поскольку система криминологической профилактики не может быть сформирована на пустом месте, заново. Она работала в бывшем СССР, и опыт ее был с успехом внедрен в полицейскую практику многих зарубежных государств. В этой связи отметим, что назрел вопрос о разработке комплексной общегосударственной программы борьбы с преступностью. При достаточно бедственном положении в Кыргызстане нельзя уповать только на принятие каких-то новых законов. Думается, необходимо обозначить и раскрыть более широкий спектр возможных криминологических инициатив и предложений. Президент Кыргызской Республики, Правительство и Жогорку Кенеш (парламент) должны принять во внимание, что противодействие преступности будет носить системный, последовательный и скоординированный характер и будет заложен серьезный фундамент для дальнейшего совершенствования форм и методов борьбы с преступностью, если будет подготовлена и принята Государственная программа борьбы с преступностью. Осуществление ее призвано обеспечить успех прежде всего главного направления борьбы с преступностью — профилактики преступлений. Речь в данном случае идет о разработке документа типа Основ законодательства или комплексной общегосударственной программы борьбы с преступностью. В свое время советские криминологи создали теоретическую модель предупреждения преступности, не имеющую аналогов в мире, которой нельзя отказать в логической последовательности, внутренней взаимосвязи и завершенности. К сожалению, нам не удалось сохранить прежнюю систему общей профилактики правонарушений. Изучение и оценка эффективности ныне действующей системы борьбы с преступностью показывает, что те элементы, которые должны стать ее составной частью, работают разрозненно и малоэффективно, а в некоторых случаях — безрезультатно. В Кыргызской Республике имеется немало нормативных актов, посвященных отдельным направлениям профилактики преступлений (правонарушений) и определяющих основные формы и методы борьбы с преступностью в современных условиях. Однако правовые нормы, регламентирующие предупредительную деятельность, разбросаны по разным отраслям законодательства и не способствуют консолидации профилактических усилий различных субъектов профилактики. Именно наличие многочисленной, разрозненной, противоречивой группы норм профилактического характера, к тому же разбросанной по различным отраслям права и нормативным актам, обусловливает, на наш взгляд, необходимость разработки и принятия общего закона, посвященного профилактике преступлений (правонарушений). Только в законе общего характера могут быть сформулированы цели, задачи, сроки, принципы законодательства о профилактике, основные виды, методы, формы профилактики, определены субъекты и основы их компетенции. Только закон общего характера определяет формы взаимодействия государственных органов с гражданами, участвующими на добровольной основе в обеспечении правопорядка, устанавливает их права и обязанности (компетенцию) в правоохранительной сфере. Такой закон будет морально и материально стимулировать активность населения. Полагаем, что он будет одним из основополагающих документов, призванных определять дальнейшую политику и стратегию развития системы профилактики в стране. Комплексная программа борьбы с преступностью должна строиться не в расчете на чрезвычайные меры, а должна быть ориентирована на последовательное наращивание условий в области борьбы с преступностью и другими правонарушениями. В этом смысле, органически сочетая в себе общие и криминологические мероприятия различного характера, комплексная программа объединит усилия всех государственных и общественных организаций и органов, а также позволит избежать дублирования и тем самым активизирует деятельность государства в сфере предупреждения преступности. Сторонники принятия законодательства о профилактике правонарушений предлагают посвятить закон регулированию профилактики в целом всех правонарушений, а не только преступлений, в том числе общественно опасных деяний, совершаемых психически больными и лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности. Объектом регулирования профилактического законодательства является не только деятельность по собственно профилактике, но и деятельность по недопущению возможных правонарушений, а также деятельность по предотвращению и пресечению замышляемого или подготавливаемого или начавшегося посягательства <*>. Тем самым значительная часть преступлений (правонарушений) может быть предотвращена в результате целенаправленных профилактических мер. Это предполагает эффективное применение уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, а равно иного законодательства, содействующего снижению преступности. Построение целостной доктрины борьбы с преступностью требует выяснения правильного сочетания системы общесоциальной профилактики с мерами специально-криминологического, в том числе и уголовно-правового предупреждения преступности. ——————————— <*> Устинов В. С. Концепция закона о профилактике преступлений // Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. М., 2002.

Таким образом, речь должна идти именно о комплексной программе борьбы с преступностью, а не только о ее предупреждении; имеется в виду учет в программе многообразия средств, способов и подходов к преодолению преступности. Программа должна предусмотреть расчет ресурсов, расстановку наличных сил, прогнозирование событий и характера их результатов, что в совокупности означает планирование борьбы с преступностью. Исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, она (программа) будет сориентирована на максимальное обеспечение безопасности личности, охрану жизни, здоровья, чести, достоинства, прав и свобод граждан. Как показывает многолетняя практика борьбы общества и государства с преступностью, необходимым элементом данной деятельности является овладение криминологическими знаниями о природе самой преступности. Преступность — не абстрактное выделенное свойство различных преступлений и не механическая сумма отдельных преступлений. Криминологи стран СНГ в течение последних двадцати лет изучили и установили негативные основные социальные явления (криминологические факторы) в экономической, идеологической, культурной, демографической (в частности, влияние миграционных процессов), социально-психологической и иных сферах, с которыми связано существование преступности в целом и отдельных ее видов. Ими также доказано, что криминогенные факторы представляют собой не просто механическую совокупность негативных социальных обстоятельств. В порождении преступности они выступают в конечном счете как система взаимообусловливающих элементов, связанных с экономикой, политикой, социальной жизнью и культурой конкретного общества. В этой связи логичным и перспективным подходом к преступности является применение мер комплексного характера. Предупреждение преступности, воздействуя на самые разнообразные криминогенные факторы, носит изначально комплексный характер. Эффективность борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь сочетанием мер криминолого-профилактического, правового, экономического, идеологического, организационного характера. Представляется, что достигнутый современной криминологией необходимый теоретический и практический уровень позволяет безотлагательно приступить к разработке теоретической модели комплексного плана профилактики преступлений. Комплексная программа должна быть многоуровневой и многофункциональной системой, где каждое ее звено решает определенные функциональные задачи. Она предполагает выработку и реализацию экономических, социальных, правовых, организационных, ресурсных мер, обеспечивающих последовательное предупреждение преступности и ее негативных последствий. Следует, на наш взгляд, систематизировать имеющиеся в распоряжении общества меры воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений (общая превенция), развить и активизировать разработку методик (особенно индивидуальной профилактики), разработку новых форм профилактической работы. Комплексная программа борьбы с преступностью долгосрочна, она, как правило, рассчитывается на отдаленную перспективу. При системной проработке вопросов профилактики важное значение имеет учет прошлых удач или неудач, а также нынешних просчетов и недугов правовой реформы. Существенно в этом отношении изучение не только отечественных достижений и просчетов, но также опыта зарубежных стран. В заключение отметим, что в Кыргызстане некоторые политики и юристы скептически относятся к возможностям формирования профилактической системы в наши дни. Мы не склонны драматизировать ситуацию и считаем, что базовый потенциал возрождения профилактики сохранился, он ждет своей востребованности. Нужна лишь политическая воля и желание власти. Раз уж государство приняло условия рыночной экономики (а она, как известно, изначально беременна преступностью), оно обязано создать эффективную систему борьбы с нею. Понимая многоплановость борьбы с криминальным насилием, государственные органы власти республики должны поддержать инициативу юридической общественности по проведению международной научно-практической конференции. Считаем, что такой представительный научный форум позволит привлечь внимание широкого круга общественности к проблеме криминального насилия и преступности в целом, поможет выработке научно обоснованных, теоретически и практически выверенных и взвешенных решений. Конъюнктура современной преступности требует нового, порой нетрадиционного, нестандартного подхода к этой актуальной проблеме, имеющей большое криминологическое значение. Наша точка зрения состоит в том, что принятие программы не только вполне вероятно, но и, скорее всего, неизбежно. Она дает возможность комплексно использовать меры уголовного, административного, гражданско-правового характера в борьбе с преступным насилием.

——————————————————————