Некоторые аспекты противодействия криминальной экономике

(Амбросьев С. В.) («Российский следователь», 2006, N 6)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

С. В. АМБРОСЬЕВ

Амбросьев С. В., адъюнкт Академии экономической безопасности МВД России.

Одной из наиболее острых проблем, создающих угрозу экономической безопасности России, по-прежнему остается криминализация экономики. Ключевым элементом борьбы с криминальной экономикой, на наш взгляд, является противодействие экономической преступности и коррупции. Затрагиваемая проблема является чрезвычайно острой и актуальной: борьбу с неэффективной коррумпированной бюрократией и экономической преступностью в качестве задач в сфере государственного строительства обозначил в своем послании Президент Российской Федерации <*>. ——————————— <*> Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г.

Полагаем, что базовым плацдармом существования криминальной экономики, основным препятствием борьбы с ней является коррупция. В данной статье будут затронуты лишь некоторые из существующих проблем противодействия экономической преступности и коррупции. Для обозначения актуальности рассматриваемой проблемы приведем некоторую статистику. Международная организация Transparency International 15 ноября 2005 г. опубликовала свое исследование, касающееся коррупции в различных странах. Согласно выводам организации ситуация в России по сравнению с предыдущим годом ухудшилась — Россия заняла 126-е место по коррумпированности. В 2004 г. Россия находилась на 90-м месте. В 2005 г. в группу с Россией вошли Албания, Нигер и Сьерра-Леоне. Менее коррумпированными по сравнению с Россией признаны, например, Буркина-Фасо, Уганда и Афганистан. Как говорится в выводах организации, наряду с Россией ситуация с коррупцией ухудшилась в Канаде, Ирландии, Коста-Рике, Габоне, Непале, Папуа — Новой Гвинее, Сейшелах, Шри-Ланке, Суринаме, Тринидаде и Тобаго и в Уругвае. Улучшения же наблюдаются в Эстонии, Франции, Гонконге, Японии, Иордании, Казахстане, Нигерии, Тайване, Катаре и Турции. Возглавляют рейтинг Исландия, Финляндия и Новая Зеландия. США находятся на 17-м месте. Самыми коррумпированными признаны Бангладеш и Чад (158-е место), а также Гаити, Мьянма и Туркмения (155-е место). Всего исследование проведено для 159 стран. В свою очередь эксперты Европейского банка реконструкции и развития смогли даже выделить основные типы взяточников. По их мнению, это налоговые инспектора, судьи, сотрудники правоохранительных органов, пожарные и строительные инспектора, чиновники, распределяющие госконтракты, и работники таможни. К числу наиболее опасных явлений, дестабилизирующих экономическое развитие Российской Федерации и представляющих непосредственную угрозу ее экономической безопасности, можно отнести коррумпирование представителей органов власти и управления, банковских и правоохранительных структур. Коррупция способствует внедрению в систему общественно-экономических отношений криминальной идеологии, построенной на пренебрежительном восприятии закона и интересов личности, общества и государства. Широкое развитие получило взяточничество как один из источников криминального накопления капитала. Коррупционные связи в органах власти и управления служат прикрытием преступных структур. По оценкам экспертов, в коррумпированные отношения вовлечено до 40% предпринимателей и практически две трети коммерческих предприятий, на взятки уходит около 50% доходов организованных преступных структур <*>. Высокий уровень жизни ряда коррумпированных высокопоставленных государственных служащих стимулирует рядовых сотрудников, создает почву для восприятия ими своей служебной деятельности как источника личного обогащения и власти. ——————————— <*> Экономическая безопасность России: Тенденции, методология, организация. Кн. 3 / Коллектив авторов под рук. В. К. Сенчагова. М.: Институт экономики РАН, 2002. С. 99.

Коррумпирование работников государственных органов создает парадоксальную ситуацию, когда при резком росте экономической и прочей преступности правоохранительные органы не в состоянии обеспечить неотвратимость юридической ответственности за совершенные преступления. Российская юридическая энциклопедия определяет коррупцию как использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ как в личных, так и в групповых интересах <*>. ——————————— <*> Российская юридическая энциклопедия. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 1999. С. 474.

К наиболее типичным проявлениям коррупции относят: подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм — выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений. В уголовном законе России нет состава преступления, именуемого коррупцией, но есть ряд составов, которые охватываются понятием коррупции: получение и дача взятки (ст. 290, 291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ). В свою очередь международно-правовые нормы противодействия коррупции государственных служащих содержатся в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 г.), Руководстве ООН «Практические меры по борьбе с коррупцией», в которых подчеркивается, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. В данных нормативно-правовых актах стороны определяют юридическое содержание коррупции и признают ее уголовным правонарушением, а также предусматривают полное возмещение причиненного в результате коррупции ущерба. На наш взгляд, бюрократия порождает коррупцию прежде всего в сфере публичных услуг, оказываемых госвластью в лице государственных служащих гражданам. Ее масштабы зависят не только от уровня официальных заработков чиновников (взятки возможны всегда, но при зарплате ниже определенного уровня они становятся «закономерными»), но и от того, в какой мере общество это позволяет, в какой степени оно мирится с коррупцией, предпочитая взяткодательство борьбе с этим злом, что зачастую сопряжено с немалым риском для бизнеса, собственного спокойствия и т. д. Эффективные инструменты противодействия коррупции (это демонстрирует западный опыт) — демократия, институты гражданского общества. Сокращение государственного вмешательства в экономику, минимизация «административных барьеров» выступают важным условием ограничения коррупции. Применительно к организации госслужбы ключевое значение в борьбе с коррупцией имеют три фактора. Первый — четкая, максимально формализованная регламентация служебных действий, в идеале исключающая фактор административного усмотрения. У госаппарата немало функций, выполнение которых требует творческого подхода к принятию ответственных решений. Однако их необходимо сосредоточить в минимальном количестве органов и возложить на немногочисленных высококлассных специалистов, оплачиваемых на уровне менеджеров крупных корпораций, деятельность которых должна постоянно находиться в фокусе общественного внимания. Основной же массе чиновничества следует действовать в режиме не более чем двух-трех десятков типовых ситуаций и процедур. Отклонение от стандарта: невыдача нужной справки или неразрешение в установленное время должно повлечь за собой санкции. Второй — прозрачность функционирования государственной службы. Любая информация, которой располагают служащие, за исключением той, что официально признана конфиденциальной, должна быть открытой для общественности. Третий — эффективное стимулирование служебной деятельности. Антикоррупционный эффект дает не столько размер заработка сам по себе, сколько его увязка с результативностью работы государственного аппарата <*>. ——————————— <*> Государственная служба или бюрократия? // Человек и труд. 2003. N 1. С. 28 — 29.

Применительно к нашему государству в целях обеспечения экономической безопасности целесообразно предложить также следующие административно-правовые меры противодействия коррупции: — закрепление в законодательстве четкого определения коррупции и системы санкций уголовно-правовой, административно-правовой и дисциплинарной ответственности за нее <*>; ——————————— <*> В 2002 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело проект федерального закона «О противодействии коррупции», внесенный депутатами Государственной Думы А. Г. Баскаевым, П. Т. Бурдуковым, В. И. Волковским, А. И. Гуровым, Н. Д. Ковалевым, А. С. Куликовым, А. Д. Куликовым. Данный проект был признан противоречивым и имеющим декларативный характер. Правительство РФ проект не поддержало.

— исключение дублирования полномочий в структуре госаппарата, повышение эффективности его работы; — минимизация административных барьеров (бюрократических процедур и правил) в сфере предпринимательской деятельности; — упорядочение процедуры взаимодействия чиновников с представителями бизнеса; — конкурсный подбор и ротация кадров чиновников с аттестацией по результатам их деятельности. Итак, коррупция — это цемент, с помощью которого выстраивается «бастион» криминальной экономики. Рассмотрим структуру всего «бастиона». В составе криминальной экономики могут быть выделены следующие элементы: — незаконные экономические отношения в сфере легальной экономической деятельности (экономическая преступность и административные деликты); — скрытая экономика — разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или приуменьшается осуществляющими ее субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных законом обязательств (налоговые правонарушения и преступления); — сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением разрешенных в гражданском обороте товаров и услуг без лицензии и специального разрешения (услуги врачей не имеющих диплома, незаконный оборот лома металлов и т. п.); — сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением запрещенных в гражданском обороте товаров и услуг, при котором имеет место трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги имеют рыночный спрос (оружие, наркотические средства, контрабанда, проституция и т. п.); — сфера нелегальной занятости; — сфера уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы извлекаются на базе систематического совершения традиционных общеуголовных преступлений; — сфера услуг, связанных с применением или угрозой применения насилия в экономических отношениях (заказные убийства, терроризм). Цель данного вида деятельности — силовое обеспечение функционирования криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контроля насильственными методами, посредством совершения общеуголовных преступлений. Развитие данной сферы связано с коммерциализацией общеуголовной насильственной преступности; — сфера исполнения теневых (неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической деятельности; — незаконные экономические отношения в сфере политического рынка, политической деятельности; — незаконные экономические отношения в системе государственной и муниципальной службы, связанные с урегулированием экономических отношений, принятием и исполнением экономически значимых решений <*>. ——————————— <*> Орлова Е. А., Шикунова О. Г. Влияние теневой экономики на криминогенную ситуацию в России // Законодательство и экономика. 2002. N 10.

В настоящее время криминальная экономика является составным элементом всей хозяйственной системы России. Для примера приведем статистику МВД России за 2005 г. По сравнению с 2004 г. на 8,8% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 437,7 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 12,3%. Материальный ущерб от указанных преступлений (на момент возбуждения уголовного дела) составил 1399,6 млрд. руб., что в 5,1 раза (+408,1%) больше аналогичного показателя прошлого года (275,4 млрд. руб.) <*>. Остановимся на наиболее актуальных тенденциях развития криминальной экономики, требующих особого контроля и воздействия со стороны правоохранительных органов. ——————————— <*> Использованы материалы сайта http://www. mvdinform. ru

Широкое распространение, на наш взгляд, получили производство и реализация контрафактной продукции. По данным МВД за 2005 г., органами внутренних дел направлено в суд 2195 дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ), а также 672 дела, связанных с изготовлением, сбытом поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использования (ч. 2 ст. 327.1 УК РФ) <*>. ——————————— <*> Там же.

По словам профессора Московского государственного университета, президента Центра компьютерной голографии Александра Гончарского, «что касается общемировой статистики подделок всех видов товаров, речь идет о 250 — 350 миллиардах долларов в год, не считая банкнот и пластиковых карт. Это 5 — 7 процентов годового оборота всех стран мира» <*>. Китай и Россию называют крупнейшими «источниками пиратской продукции». Это может стать препятствием при вступлении России в ВТО. По мнению группы конгрессменов США, только по вине России и Китая убытки американских правообладателей вследствие нелегального копирования материалов, защищенных авторским правом, составили в 2005 г. 4 млрд. дол. ——————————— <*> Не простое украшение // Водяной знак. 2006. N 1 — 2.

Становится понятно, что силами одних лишь правоохранительных органов данную проблему не решить. Выходом, на наш взгляд, может стать создание общественных организаций, целью которых будет оказание содействия правоохранительным органам по выявлению и пресечению контрафактной деятельности. Нельзя забывать и о международном сотрудничестве в данной сфере. Наиболее частым видом мошенничества с пластиковыми картами является скиминг-копирование (подделка) данных с магнитной полосы реальной карты, нанесение этих данных на фальшивую карту (от 80 до 90% случаев, связанных с мошенничеством). Мошенниками используются также украденные либо потерянные карты, которые они пытаются предъявить к оплате в торговых точках, рассчитывая на то, что персонал торговой точки не будет тщательно проверять данные клиента. Но некоторые мошенники с такими карточками предъявляют еще и фальшивые документы, что представляет дополнительную опасность. Согласно статистике в поле зрения правоохранительных органов попадает лишь 15% от совершенных преступлений подобного рода. Серьезную угрозу для социально-экономической стабильности в нашем государстве представляет увеличение масштабов нелегальной занятости. Нелегальная занятость существует везде. От нее страдают почти все страны с развитой экономикой. Ее последствия значительны: снижаются налоговые поступления, меньше средств поступает в фонды пенсионного и медицинского страхования, добросовестно работающие предприятия попадают в кризисные ситуации, поскольку не могут противостоять демпинговым ценам на нелегальный труд. «Левая» работа очень привлекательна: тот, кто работает нелегально, получает всю зарплату «чистыми». Нелегальный работник не платит ни налогов, ни взносов в пенсионный, медицинский и другие страховые фонды. То же самое относится и к тем, кто использует нелегальный труд. То есть такой бизнес «выгоден» обеим сторонам. Кроме всего прочего, нелегальный рынок труда очень тесно связан с трудовой миграцией. По оценкам МВД России, ежегодно мигранты вывозят из страны порядка 12 млрд. дол. Конечно, при этом они еще и вносят определенный вклад в пресловутое удвоение ВВП, работая, к примеру, на стройке или на рынке. Однако, по мнению специалистов, польза российской экономике от «заемного трудового ресурса» могла бы быть куда больше, если бы последний еще и делился налогами и активнее участвовал в подъеме отраслей и регионов, где сейчас более всего нужны рабочие руки. В настоящее время мигранты работают в том же строительстве или в торговле, где в принципе могли бы работать и россияне, но работодателям до сих пор дешевле нанять человека со стороны, нежели гражданина России <*>. ——————————— <*> Поток нелегальных мигрантов направят на «благо России» // Независимый обозреватель стран содружества. 2004. 13 нояб.

Среди рынков запрещенных товаров и услуг, получивших развитие в настоящее время, можно также отметить нелегальный рынок наркотических средств, оружия, проституции, порнографии, поддельных ценных бумаг, фальшивой валюты. Рассматривая проблему противодействия наркоторговле, стоит отметить активное развитие преступной индустрии афганского наркотрафика. В 2003 г. в Афганистане было произведено около 3600 тонн опия. В 2005 г. его объем возрос, по некоторым подсчетам, до 5400 тонн. Нарколабораториями произведено свыше 500 тонн героина <*>. ——————————— <*> Тезисы к выступлению В. П. Войтенко / Официальный отчет X международного форума «Технологии безопасности». Сборник материалов / Под ред. И. К. Филоненко Н. В. Александрова. М.: ПРОЭКСПО, 2005.

Основными маршрутами транспортировки наркотических средств из Афганистана являются: 1) «западный» — через Иран в Турцию и далее в Западную Европу и США; 2) «северный» (так называемый северный коридор) — через территорию Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и далее через Киргизию, Казахстан в Россию, страны Западной Европы, Скандинавию, на Восточное побережье США и Канады. В силу своего геополитического положения Россия одна из первых встречается с наркоугрозой, исходящей с территории Афганистана. Согласно оценкам экспертов ООН по северному маршруту из Афганистана вывозится до 65% опия и 80% героина. Основной наркотрафик Афганского героина и пути доставки прекурсоров проходят через российско-афганскую границу. Для закрытия этих маршрутов нужна реальная международная поддержка и помощь. В то же время в России наблюдается тенденция к формированию и новых видов нелегальных рынков, требующих к себе пристального внимания со стороны правоохранительных органов. К ним прежде всего относятся нелегальный рынок торговли людьми и нелегальный рынок трансплантатов. В настоящее время ни одна страна не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности в человеческих органах для пересадки, и число людей, ожидающих операции по пересадке органов, растет быстрее, чем их предложение. Так, например, в Ирландии лишь 85% пациентов, проходящих лечение с помощью диализа, делается операция по трансплантации в течение первого года, в то время как в Соединенных Штатах Америки число таких лиц составляет 25%, а в Японии — менее десяти процентов. Как указывает статистика, в одних только Соединенных Штатах Америки 24 тыс. лиц ожидают операции по трансплантации. В Австралии число лиц, которые ожидают трансплантацию почек, в настоящее время составляет 2000 человек, причем каждый год совершается около 400 таких операций. Средний период ожидания такой операции составляет три года. Такое положение не могло не быть использовано преступными организациями, поскольку при дефиците имеющихся для пересадки органов преступная деятельность в этой области может принести высокие доходы. Большое число бедных и бездомных лиц, в том числе детей, в городских районах, особенно в развивающихся странах, являются главными поставщиками органов, предназначенных для пересадки. Одна из причин возникновения обстановки тревоги за судьбу похищенных людей объясняется подозрением на то, что их убивают в целях использования органов. Хотя сведений о том, что людей похищали именно с этой целью, очень мало, бесспорно одно: «черный» рынок органов человеческого тела существует и приносит прибыль. С рынком трансплантатов тесно взаимосвязан нелегальный рынок торговли людьми. Этот рынок включает в себя перевозку иммигрантов-нелегалов, женщин для занятия проституцией, наемной силы для работы в рабских условиях, домашней прислуги из развивающихся стран, детей для незаконного усыновления за огромные суммы. В доходный многомиллиардный бизнес превращается, по свидетельству экспертов, международное усыновление <*>. ——————————— <*> Орлова Е. А., Шикунова О. Г. Влияние теневой экономики на криминогенную ситуацию в России // Законодательство и экономика. 2002. N 10.

Таким образом, все вышеприведенное дает основания считать, что с развитием рынка в России развивается и криминальный сегмент экономики. Этому развитию способствует высокая степень коррумпирования представителей органов власти и управления, вовлечение в коррумпированные отношения предпринимателей и организованной преступности.

——————————————————————