Теоретические основы организации пенитенциарной профилактики преступлений

(Уваров И. А.) («Российский следователь», 2006, N 6)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

И. А. УВАРОВ

Уваров И. А., кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовно-исполнительного права (Академия ФСИН России).

Пенитенциарная профилактика преступлений, как и любой вид практической деятельности, нуждается в надлежащей организации и научно обоснованном построении. Под организацией предупреждения преступлений понимается создание системы предупреждения преступлений, состоящей из правоохранительных и неправоохранительных государственных и негосударственных организаций, граждан; методов и приемов их деятельности; объектов и предметов воздействия; также необходимо обеспечение процесса ее функционирования, внешней и внутренней координации и взаимодействия органов уголовной юстиции, информационное обслуживание, криминологическое прогнозирование и программирование, определение цели и задач, контроль; финансовые, методические, кадровые, материально-технические условия, гарантии <*>. ——————————— <*> Криминология и организация предупреждения преступлений / Под ред. Э. И. Петрова. М., 1995. С. 161 — 162.

Основу построения организационной деятельности пенитенциарной профилактики преступлений составляет использование закономерностей ее протекания и принципов осуществления. Это означает, что она не может строиться произвольно. Механизм организации этого вида деятельности включает как общие закономерности и устойчивые признаки построения и упорядочения любой социальной системы, так и особые, специфические, ее признаки, вытекающие главным образом из своеобразия объекта воздействия (преступности), его природы и тенденций изменения. Кроме того, под организацией мы понимаем не просто организационную структуру в статике, но и организационный процесс пенитенциарной профилактики преступлений, включающий: 1) формулирование целей и задач; 2) информационное обеспечение; криминологическое прогнозирование и планирование; 3) непосредственное организационное обеспечение реализации запланированных мероприятий; 4) осуществление взаимодействия и координации субъектов профилактики; 5) внесение коррективов и изменений в деятельность на основе оценки ее эффективности и новых потребностей практики; 6) ресурсное обеспечение (решение кадровых, финансово-хозяйственных, материально-технических и иных вопросов по созданию условий для нормального функционирования пенитенциарных учреждений). Целью пенитенциарной профилактики преступлений является противодействие криминальным процессам, происходящим в исправительных учреждениях. Достижению целей пенитенциарной профилактики преступлений способствуют соответствующие задачи. Они состоят не только в том, чтобы обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к профилактическому воздействию, но и в том, чтобы постоянно приводить это воздействие в соответствие с данными требованиями. Задачи, таким образом, способствуют практическому достижению целей пенитенциарной профилактики. Они сводятся к следующему: 1) выявление, устранение или нейтрализация причин пенитенциарных преступлений и условий, способствующих их совершению; 2) индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с ярко выраженным антиобщественным поведением (в данном случае имеются в виду осужденные, которые демонстрируют такое поведение именно в связи с нахождением в пенитенциарном учреждении); 3) предотвращение (в данном случае используем в широком смысле и включаем в него — пресечение) замышленных и готовящихся преступлений. Решение указанных задач пенитенциарной профилактики преступлений, в то же время представляет собой важную часть общего процесса борьбы с преступностью (в данном случае — пенитенциарная профилактика). «Реализуя задачу общей и частной превенции, оно пронизывает большинство составных элементов этого процесса, включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений… устранение негативных последствий преступлений» <*>. ——————————— <*> Криминология / Под ред. В. Д. Малкова. М., 2004. С. 118.

Оптимальная организация пенитенциарной профилактики преступлений невозможна без ее всестороннего, качественного информационного обеспечения. При рассмотрении организационных основ пенитенциарной профилактики преступлений принципиально важно подчеркнуть, что ее информационное обеспечение должно осуществляться на основе весьма широкого подхода. Деятельность уголовно-исполнительной системы по пенитенциарной профилактике преступлений требует постоянного сбора и использования обширного круга сведений не только внутренней (организационной), но и внешней (криминологической) информации. В осуществлении указанной деятельности важным является: определение видов криминологической информации, источников и способов ее получения, создание системы фиксации и хранения информации, ее анализ и оценка на достоверность и полноту. Определяя виды криминологической информации, необходимо учитывать те криминогенные ситуации и криминальные явления, которые могут возникнуть в среде осужденных, а также причины и условия, обусловливающие их <*>. ——————————— <*> См.: Барабанов Н. П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях: Автореф. дис. … док. юрид. наук. М., 2001. С. 28.

Здесь необходимо различать два взаимосвязанных между собой понятия — информационная потребность и информационное обеспечение профилактики преступлений. Информационная потребность профилактики преступлений — это состояние нужды в получении и использовании информации, необходимой и достаточной для реального обеспечения законности профилактической деятельности и повышения ее эффективности <*>. ——————————— <*> См.: Жалинский А. З., Костицкий М. В. Эффективность профилактики преступлений и криминологическая информация. Львов, 1980. С. 118.

Информационная обеспеченность профилактики преступлений — это опирающаяся на правовые, организационные, технические и методические предпосылки целенаправленная деятельность по сбору, переработке, хранению и созданию условий для использования информации, необходимой для эффективного функционирования профилактической системы <*>. ——————————— <*> Там же. С. 145.

Исходя из процитированных понятий, можно сделать вывод, что информация, используемая в процессе пенитенциарной профилактики преступлений, может быть различна. Для ее разграничения было введено понятие «структура криминологически значимой информации». Основой структурной характеристики информации, необходимой для эффективного функционирования системы профилактики преступлений, является природа объектов, к которым относятся те или иные компоненты такой информации <*>. Исходя из этого принципа, пенитенциарную профилактику преступлений можно разделить на три составляющие структуры: ——————————— <*> См.: Блувштейн Ю. Д., Зырин М. И., Романов В. В. Профилактика преступлений. Минск, 1986. С. 83.

а) информация о состоянии объектов пенитенциарной профилактики; б) информация о состоянии субъектов пенитенциарной профилактики; в) информация о состоянии социальных условий протекания профилактической деятельности. Неотъемлемым элементом организации профилактики преступности осужденных в местах лишения свободы является ее прогнозирование. Для того чтобы правильно определить цели пенитенциарной профилактики в будущем и разработать план их реализации, надо с большей или меньшей достоверностью представлять себе, каковы могут быть основные параметры преступности осужденных, какие в связи с этим предстоит принимать управленческие решения <*>. ——————————— <*> См.: Коломойченко Е. В. Прогнозирование преступности осужденных в местах лишения свободы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 3.

Прогнозирование противоправного поведения осужденных в пенитенциарных учреждениях предполагает решение двух взаимосвязанных проблем. Первая — прогноз индивидуального поведения. Одним из перспективных направлений ее решения является разработка системы прогностических оценок и построения на ее основе классификации осужденных по степени рецидивоопасности, позволяющей учитывать индивидуальные особенности поведения осужденных в типичных жизненных ситуациях. Вторая — общий прогноз криминогенной напряженности в среде осужденных. Решение этой проблемы предполагает: разработку общей схемы качественного анализа взаимоотношений в отрядах, изучение фактов правонарушений, которые необходимо рассматривать с учетом действий администрации в ответ на поведение осужденных; выявление индикаторов криминогенной напряженности <*>. ——————————— <*> См.: Верещагин В. А. Прогнозирование и профилактика противоправного поведения осужденных в местах лишения свободы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. С. 16.

Для конкретизации профилактической деятельности необходимо классифицировать прогнозирование преступности в местах лишения свободы по следующим направлениям: 1) прогнозирование отдельных видов (групп) преступлений в исправительных учреждениях; 2) прогнозирование преступности осужденных в зависимости от режима в исправительных учреждениях и условий отбывания наказания; 3) прогнозирование преступности осужденных с учетом социально-демографических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных признаков <*>. ——————————— <*> См.: Тютиков С. Р. Криминологическое прогнозирование преступлений среди осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 1998. С. 14.

Для реализации этих ожиданий необходима развитая и надежная система прогнозирования преступности осужденных в местах лишения свободы. Прогнозы преступности осужденных явились бы предпосылкой для разработки плановых документов, целевых и комплексных программ, основой для принятия оптимальных решений в сфере борьбы с преступностью <*>. ——————————— <*> См.: Коломойченко Е. В. Прогнозирование преступности осужденных в местах лишения свободы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 11.

Таким образом, главная роль криминологического прогнозирования пенитенциарной преступности состоит в том, что оно формирует основу для дальнейшего планирования профилактики преступлений. Тем не менее нельзя толковать задачи прогнозирования преступности в отрыве от планирования мер по ее профилактике, так как криминологическое прогнозирование и перспективное планирование взаимосвязаны между собой. «Без разработки перспективного планирования мер борьбы с преступностью и ее причинами, — пишет А. К. Иванов, — криминологическое прогнозирование теряет смысл» <*>. ——————————— <*> См.: Иванов А. К. Отечественная криминология: Курс лекций. Саратов, 1996. С. 90.

Прогнозирование и планирование — две самостоятельные, хотя и взаимосвязанные функции управления. Более того, прогнозирование — научная основа планирования. Следовательно, прогнозирование является этапом, предшествующим перспективному планированию, а это обстоятельство, в свою очередь, свидетельствует о наличии между ними информационной обратной связи. Таким образом, возникает необходимость поэтапного прогнозирования: прогнозирование — разработка мероприятий по предупреждению преступности осужденных — планирование этих мероприятий — их реализация — оценка нового состояния — прогнозирование на следующий период. Планирование пенитенциарной профилактики преступлений — это разработка основных направлений, путей и средств решения задач по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в местах лишения свободы. Как и любой другой вид управленческой деятельности, планирование имеет свои этапы прохождения, к которым относятся: 1) организационно-подготовительный (определение персонального состава участников, обособление ответственных лиц за отдельные направления планирования, разделы, составление графика работы); 2) аналитический (исходную информацию для него дают анализ состояния, структуры и тенденций преступности; анализ фоновых явлений преступности; эффект от общесоциальных мер профилактики преступлений; эффект от специально-криминологических мер); 3) прогностический (дает представление о возможной картине будущего состояния преступности и тех условий, в которых будет осуществляться ее предупреждение); 4) непосредственная разработка системы плановых мероприятий и способов контроля за их выполнением (содержит информацию о мерах профилактического воздействия, о системе субъектов и объектов; предупреждение преступности); 5) выполнение плана (доведение запланированных мероприятий до ведения непосредственных исполнителей, определение сроков, организация контроля за выполнением) <*>. ——————————— <*> См.: Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального преступного поведения). М., 1968. С. 151 — 173.

Эти основные элементы определяют целенаправленность, конкретность и перспективность согласованной деятельности и в основном отображают содержание координации в сфере пенитенциарной профилактики преступлений. Что касается вопроса об отношении прогнозирования и планирования, следует отметить, что прогноз не является конечной рекомендацией для составления плана — это лишь многовариантная картина будущего. Но его использование в планах пенитенциарной профилактики преступлений — жизненная необходимость. Решающее значение, во всяком случае, среди них имеет планирование, поскольку оно позволяет не только избрать лучший вариант развития системы пенитенциарной профилактики преступлений, но и изменить в будущем отрицательные тенденции и закономерности преступности, которые имели место и в прошлом, и в настоящем. Кроме криминологического прогнозирования и планирования, важным инструментом организации пенитенциарной профилактики преступлений являются взаимодействие и координация деятельности субъектов. Взаимодействие между субъектами пенитенциарной профилактики представляет собой обоюдный обмен необходимой информацией, совместное планирование профилактических мероприятий, а также практическую реализацию запланированного. Сущность такого взаимодействия между субъектами пенитенциарной профилактики состоит в согласованной совместной деятельности всех заинтересованных субъектов в пределах их компетенции. По нашему мнению, ключевым фактором в системе взаимодействия субъектов пенитенциарной профилактики является их компетенция. В случае если бы такой фактор отсутствовал, то деятельность осуществлялась бы только одним субъектом. Тогда говорить о взаимодействии пришлось бы на другом уровне (например, между уголовно-исполнительной системой и органами внутренних дел). Разграничение субъектов в зависимости от их компетенции позволяет максимально охватить все сферы деятельности пенитенциарных учреждений и в процессе взаимодействия достигать наибольшего эффекта в осуществлении пенитенциарной профилактики преступлений. Важными условиями эффективного и целенаправленного взаимодействия структурных подразделений исправительных учреждений являются: — строгое соблюдение закона и подзаконных нормативных актов; — четкое разграничение компетенции субъектов взаимодействия; — автономность решения возложенных задач каждым субъектом взаимодействия и поощрение инициативы при оптимальном использовании сил, средств и методов в профилактике правонарушений; — регулярный обмен информацией; — знание каждым субъектом возможностей его партнеров по профилактике правонарушений <*>. ——————————— <*> См.: Каретников И. В., Василега О. П., Дановский С. Л. Организационно-методические основы комплексного планирования профилактики правонарушений в ИТУ. М., 1981. С. 26.

Для того чтобы взаимодействие субъектов пенитенциарной профилактики носило целенаправленный и взаимосвязанный характер, они должны координироваться. Такая координация должна осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях: координация деятельности всего территориального органа, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и координация субъектов профилактики преступлений в пределах конкретного исправительного учреждения. Координация деятельности субъектов профилактики преступлений — это согласование действий тактически самостоятельных субъектов системы профилактики преступлений (органов и учреждений государственной власти, общественных организаций и отдельных граждан) по разным элементам деятельности при наличии равноправных связей между ними, общей стратегической цели деятельности, для повышения эффективности противодействия преступности <*>. ——————————— <*> См.: Литвинов А. Н., Гавриш Т. С. Профилактика преступлений. От теории к практике. М., 2003. С. 36.

Основными чертами координации деятельности субъектов пенитенциарной профилактики являются: — самостоятельность субъектов пенитенциарной профилактики в решении тактических вопросов; — наличие равноправных связей между отдельными элементами системы пенитенциарной профилактики; — наличие единой стратегической цели (устранение, нейтрализация, блокирование причины и условий пенитенциарных преступлений); — действия субъектов пенитенциарной профилактики преступлений согласовываются по цели, месту, сроку проведения и программе с учетом компетенции каждого субъекта; — согласование действий осуществляется лишь в пределах решения общих для территориального органа, исполняющего наказания, или конкретных исправительных учреждений по борьбе с пенитенциарной преступностью (с учетом специфических функций каждого из них). Основная цель координации субъектов пенитенциарной профилактики — согласование действий территориальных органов уголовно-исполнительной системы и исправительных учреждений, общественных организаций, отдельных граждан по снижению количества преступных проявлений в местах лишения свободы.

——————————————————————