Законодательство в области обеспечения безопасности туризма

(Писаревский Е. Л.) («Туризм: право и экономика», 2006, N 3)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА

Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ

Писаревский Е. Л., кандидат юридических наук, заместитель Председателя правления Ассоциации юристов России, г. Москва.

1. Безопасность туризма

В ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о туристской деятельности) под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность ИХ ИМУЩЕСТВА И НЕНАНЕСЕНИЕ УЩЕРБА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПУТЕШЕСТВИЙ (выделено авт. — Е. П.). По нашему мнению, категория «безопасность туризма» более многогранна, чем указано в Федеральном законе. Ее можно рассматривать как минимум в двух значениях. В узком смысле безопасность туризма включает в себя личную безопасность туристов, а также сохранность их имущества. В широком значении безопасность туризма — это защищенность жизненно важных интересов участников туристского процесса (самодеятельных туристов, потребителей услуг туристской индустрии, предпринимателей туристской индустрии, работников туристской индустрии, социальных общностей (население туристских территорий (районов) и т. д.)) от внутренних и внешних угроз безопасности, а также защищенность окружающей среды от негативных факторов, обусловленных развитием туризма. На основе анализа ст. 13 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» (далее — Закон о безопасности) можно прийти к выводу, что безопасность туризма наряду с государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической безопасностью, охраной здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка может являться одним из видов безопасности. Учитывая комплексность туристской сферы, безопасность туризма включает в себя элементы практически всех иных видов безопасности. Отметим также, что вопросы различных видов безопасности учитываются при разработке основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организации подготовки федеральных программ ее обеспечения (ст. 15 Закона о безопасности).

2. Понятие законодательства в области обеспечения безопасности туризма

Законодательство в области обеспечения безопасности туризма («законодательство о безопасности туризма») является составной частью законодательства о туристской деятельности, а также законодательства в области обеспечения безопасности. В соответствии со ст. 2 Закона о туристской деятельности и ст. 6 Закона о безопасности правовое регулирование отношений в области безопасности туризма относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности туризма можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле оно состоит из пяти правовых актов (источников) законодательства о туристской деятельности федерального уровня: Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании туроператорской деятельности и турагентской деятельности»; Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму»; Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов»; Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 1424-IV ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Правительству Российской Федерации о мерах по защите прав и законных интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за пределами территории Российской Федерации». Кроме того, к законодательству о безопасности туризма в узком смысле относятся также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие исключительно вопросы безопасности туризма. В широком смысле — законодательство в области обеспечения безопасности туризма включает в себя значительный массив нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности общего характера, в которых содержатся отдельные правовые нормы и в области безопасности туризма.

3. Классификация источников законодательства в области безопасности туризма

Источники законодательства в области безопасности туризма можно группировать по различным критериям: по юридической силе (иерархии), по кругу актов, по предмету ведения, по территории, по предмету регулирования, по объектам безопасности и др. По юридической силе выделяются: Конституция Российской Федерации; Федеральные конституционные законы («О Правительстве Российской Федерации», «О чрезвычайном положении»); Федеральные законы (Закон о туристской деятельности, Закон о безопасности); акты Президента Российской Федерации (Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 1994 г. N 2058 «О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом», Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»); акты Правительства Российской Федерации (Постановления Правительства России «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности»; «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»); акты палат Федерального Собрания Российской Федерации (Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 1424-IV ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Правительству Российской Федерации о мерах по защите прав и законных интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за пределами территории Российской Федерации»); акты федеральных органов исполнительной власти (Приказ Минтранса России от 8 января 1997 г. N 2 «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313, утвердивший Правила пожарной безопасности в Российской Федерации). По кругу актов выделяются законодательные и иные (подзаконные) правовые акты. По предмету ведения правовые акты относятся к федеральному законодательству (Закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») и законодательству субъектов Российской Федерации (Постановление от 8 апреля 1998 г. N 260-п губернатора Иркутской области «Об обеспечении безопасности туристов на территории области»). По территории действия правовые акты могут быть национальные (Закон «О защите прав потребителей») и международные (Руководящие принципы ООН для защиты интересов потребителей, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах). По объектам безопасности правовые акты подразделяются на акты, регламентирующие общественные отношения в сфере безопасности личности (Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Российской Федерации»; Закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»), акты в области обеспечения безопасности общества (Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закон «О животном мире»), акты в области безопасности государства (Законы «О федеральных органах безопасности», «О внешней разведке», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», а также комплексные (универсальные) правовые акты (Закон о безопасности, Концепция национальной безопасности). По предмету регулирования выделяются специальные правовые акты в области обеспечения безопасности туризма (Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»), а также все иные правовые акты в области безопасности, в которых содержатся отдельные нормы о безопасности туризма (Постановление Правительства Российской Федерации «О реализации норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию», утвердившее Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства).

4. Характеристика основных источников законодательства в области безопасности туризма

Кратко остановимся на основных источниках законодательства в области безопасности туризма. А. Закон о туристской деятельности. Согласно Закону о туристской деятельности государственное регулирование туристской деятельности наряду с прочим осуществляется путем защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности, установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма (ст. 4). Закон о туристской деятельности определяет понятие «безопасность туризма», устанавливает права и обязанности туристов, туроператоров, турагентов, органов государственной власти, средств массовой информации в области обеспечения безопасности туризма (ст. 14 Закона), определяет силы и средства обеспечения безопасности туризма — специализированные службы по обеспечению безопасности туристов (ст. 15 Закона), устанавливает способы обеспечения безопасности туризма — страхование при осуществлении туристской деятельности (ст. 17 Закона о туристской деятельности). Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к основным обязанностям участников туристского процесса в области обеспечения безопасности относит следующие обязанности: 1) обязанности органов государственной власти как субъектов обеспечения безопасности <1>: ——————————— <*> Терминология ст. 2 Закона Российской Федерации «О безопасности».

— федерального органа по туризму — информировать туристов, туроператоров и турагентов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания <*>; ——————————— <*> Глобальный этический кодекс туризма определяет, что данная информация должна строго соответствовать серьезности ситуаций и ограничиваться теми географическими зонами, в которых подтверждены проблемы с безопасностью. Данные сведения не должны наносить неоправданный или несоразмерный ущерб туристской индустрии места временного пребывания. Содержание возможной информации об угрозе должно предварительно обсуждаться с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация.

— специализированных служб по обеспечению безопасности туризма — оказывать необходимую помощь туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации; — Российской Федерации — в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций принимать меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания; содействовать свободе передвижения туристов, обеспечивать их свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер; содействовать в получении правовой и иных видов неотложной помощи, беспрепятственного доступа к средствам связи; 2) обязанности средств массовой информации (СМИ): — обязанность государственных СМИ незамедлительно и безвозмездно предоставлять федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма возможность публиковать информацию об угрозе безопасности туристов; 3) обязанности туроператоров (турагентов): — создавать необходимые условия для обеспечения личной безопасности туристов, их потребительских прав и сохранности имущества, беспрепятственного получения неотложной медицинской помощи; — возмещать убытки и компенсировать моральный вред в случае невыполнения условий договора с туристом; — предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях путешествий, а также об опасностях, с которыми они могут встретиться при совершении путешествий, и осуществить предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов; — предоставлять туристам необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и нахождения там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды; — незамедлительно информировать органы исполнительной власти и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях с туристами во время путешествия, а также о не возвратившихся из путешествия туристах; — предоставлять туристам гарантии оплаты медицинской помощи, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления таких гарантий (страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий); 4) обязанности туристов: — проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями в случае совершения путешествия в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний; — соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; — сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; — соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и нахождения там, а также в странах транзитного проезда; — соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Б. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности». Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» развивает нормы о безопасности туризма. В частности, к лицензионным требованиями и условиями при осуществлении туроператорской и турагентской деятельности Постановление относит: доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране; оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации (пп. «г», «д» п. 4 Положений) <*>. ——————————— <*> В соответствии с пп. «б» п. 11 ст. 1 Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование туроператорской и турагентской деятельности прекращается с 1 января 2007 г. Предполагается, что на смену лицензированию должны прийти иные механизмы государственного регулирования, а также финансовое обеспечение ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность (банковская гарантия, страхование ответственности и др.).

В. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 901 «О Федеральном агентстве по туризму». В Постановлении Правительства России о Федеральном агентстве по туризму к числу его полномочий в области безопасности туризма отнесено информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания (п. 5.3.2).

Г. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов». Постановлением Правительства Российской Федерации «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» рекомендовалось органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определить состав сил и средств постоянной готовности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используемых при оказании необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Д. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 января 2005 г. N 1424-IV ГД «О мерах по защите прав и законных интересов российских граждан за пределами территории Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в связи с трагедией 26 декабря 2004 г. в Юго-Восточной Азии (ЮВА) на своем пленарном заседании 12 января 2005 г. приняла Постановление N 1424-IV ГД. В нем указывалось, что трагедия в ЮВА выявила ряд проблем на туристском рынке России. К числу таких проблем относятся: — недостаточная эффективность взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектами, осуществляющими туристскую деятельность (туроператорами, турагентами), авиаперевозчиками и дипломатическими представительствами иностранных государств, на территориях которых произошли чрезвычайные ситуации; — нарушение некоторыми субъектами, осуществляющими туристскую деятельность, прав туристов, в первую очередь права на получение необходимой и достоверной информации об услугах по туристическому обслуживанию, об особенностях и о потенциальных опасностях путешествия; — недостаточная социальная ответственность некоторых субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, которые не приняли должных мер по предотвращению отправки граждан Российской Федерации на отдых в государства Юго-Восточной Азии («ЮВА»), пострадавшие от стихийных бедствий, несмотря на соответствующие рекомендации Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федерального агентства по туризму Российской Федерации. Налицо и другие проблемы, решение которых невозможно без совершенствования законодательства Российской Федерации. Среди них отсутствие: — системы обязательного страхования рисков, связанных с совершением путешествий гражданами Российской Федерации за ее пределы, в том числе страхования рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; — института финансового обеспечения ответственности субъектов, осуществляющих туристскую деятельность (финансовых гарантий), за нарушение условий договоров, заключаемых с гражданами Российской Федерации, намеревающимися совершить путешествие за ее пределы; — в законодательстве Российской Федерации о туристской деятельности норм, предусматривающих возможность одностороннего отказа граждан от исполнения договора возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию в связи с наступлением после его заключения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении или возможности возникновения соответственно в месте пребывания или в месте предполагаемого пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, опасности причинения вреда их имуществу и при этом возможность возмещения гражданам стоимости оплаченных, но не оказанных услуг по договору; — четкой процедуры информирования граждан Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектов, осуществляющих туристскую деятельность, о нежелательности въезда в иностранное государство, в котором возникла чрезвычайная ситуация. В связи с трагедией в ЮВА в профессиональной среде, а также в федеральных органах государственной власти активно обсуждаются следующие вопросы: а) законодательно закрепить за туроператорами (турагентами) обязанность ведения реестров российских туристов, выезжающих за рубеж, а также создать на них единый банк данных; б) установить обязанность туроператоров и турагентов обеспечивать каждого российского гражданина памяткой, содержащей координаты российских дипломатических представительств и консульских учреждений в соответствующем государстве, а также краткие рекомендации по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, а также в случае возникновения иных непредвиденных обстоятельств, угрожающих безопасности граждан; в) за счет средств федерального бюджета создать целевой фонд оказания «адресной помощи» российским гражданам, оказавшимся за границей в условиях чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. По итогам кризисных событий декабря 2004 г. в Юго-Восточной Азии Министерство иностранных дел Российской Федерации подготовило рекомендации — «Полезные советы российским гражданам, выезжающим за рубеж», которые опубликованы на официальном интернет-сайте дипломатического ведомства (www. mid. ru).

Е. Вопросы пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей регламентируются Приказом Министерства природных ресурсов от 31 августа 2005 г. N 240. В п. 7 Приказа говорится, что при осуществлении лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях лесопользователь обеспечивает на используемых участках лесного фонда создание благоприятных условий для нахождения граждан путем проведения мероприятий по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах.

Ж. Правовые акты субъектов Российской Федерации в области безопасности туризма. Понимая значение надлежащей безопасности для развития туризма, органы исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти осуществляют различные меры, направленные на обеспечение безопасности туризма на своей территории. Правительство Москвы распоряжением от 21 апреля 2005 г. N 662-РП «О мерах по обеспечению безопасности туризма в городе Москве» создало Координационный совет при Правительстве Москвы по вопросам обеспечения безопасности в туристско-гостиничном комплексе. Координационному совету совместно с Управлением по работе с органами обеспечения безопасности Правительства Москвы и Управлением Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы было поручено обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами, расположенными на территории города Москвы и других субъектов Российской Федерации, и координацию их деятельности с целью решения вопросов безопасного пребывания в Москве иностранных и российских туристов. Основными задачами координационного совета являются: — разработка рекомендаций по обеспечению безопасного пребывания иностранных и российских туристов в Москве для предприятий и объектов, входящих в туристскую инфраструктуру города Москвы; — рассмотрение причин и условий, способствующих снижению эффективности работы по обеспечению безопасности туризма в Москве; — изучение и использование международного опыта и рекомендаций Всемирной туристской организации при выработке предложений по безопасности туризма для предприятий туристско-гостиничного комплекса города Москвы; — подготовка к внесению в Правительство Москвы и Московскую городскую Думу предложений по совершенствованию организационных и правовых механизмов безопасности туризма в Москве. Губернатор Ленинградской области издал распоряжение от 13 октября 2003 г. N 527-рг «О мерах по совершенствованию обеспечения безопасности туристов на территории Ленинградской области». В Постановлении от 8 апреля 1998 г. N 260-п губернатора Иркутской области «Об обеспечении безопасности туристов на территории области» Главному управлению по делам ГО и ЧС области, Иркутской областной поисково-спасательной службе МЧС России было предложено определить состав сил и средств постоянной готовности, используемых при оказании необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах области, и предоставить администрации области. Органы государственной власти осуществляют также обеспечение безопасности при проведенных массовых мероприятий. Так, в соответствии с Положением о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных, культурно-зрелищных мероприятий в г. Санкт-Петербурге (распоряжение Администрации СПб от 9 декабря 2000 г. N 1284-р) под массовым спортивным мероприятием понимается зрелищное спортивное мероприятие (спартакиада, универсиада, различные матчи, кросс, мото — и велогонки, авторалли и др.), проводимое с привлечением большого количества участников в местах, специально предназначенных для их проведения, а также вне спортивных объектов. Массовое культурно-зрелищное мероприятие — это зрелищное мероприятие культурного характера (фестиваль, театрализованное представление, карнавал, народное гулянье, концерты и др.), проводимое с привлечением большого количества участников в спортивных объектах, на близлежащей территории вне объекта или места проведения мероприятий (зона проведения мероприятий). Проведение массовых мероприятий с 23.00 до 7.00 осуществляется без применения пиротехнических средств и шумовых эффектов, за исключением мероприятий, связанных с празднованием Нового года. Во время проведения массовых мероприятий не разрешается торговля спиртными напитками на территории спортивных объектов и прилегающих к ним территориях, а также в иных местах проведения массовых мероприятий. Запрещается продажа напитков в стеклянной таре. Организации, проводящие мероприятия, обязаны обеспечить своевременное выполнение работ по восстановлению нарушенного благоустройства территории, прилегающей к местам проведения мероприятий, после их окончания. Основные правила поведения посетителей массовых мероприятий определяются п. 2.6 — 2.8 Положения. Правилами поведения предусматривается необходимость соблюдения посетителями общественного порядка, бережное отношение к спортивным объектам, их оборудованию; выполнение требований администрации спортивных объектов и территориальных органов внутренних дел по соблюдению правил поведения, пожарной безопасности, а также установленного порядка входа и выхода на спортивный объект. Правилами запрещается проход на платные мероприятия без билетов или иных документов, дающих право на бесплатный вход; пронос предметов, мешающих проведению мероприятий или создающих опасность для окружающих; распитие спиртных напитков; курение в запрещенных местах; провоцирование зрителей к беспорядкам, дезорганизации мероприятия; создание опасности при проходе и эвакуации зрителей; повреждение инженерно-технических систем, средств пожаротушения, расположенных на спортивном объекте и прилегающей территории (п. 4.2 Положения).

В Ленинградской области утверждены Правила охраны жизни людей на водоемах Ленинградской области (Постановление губернатора Ленинградской области от 3 июля 1998 г. N 200-пг). Правила устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах, в купальнях, плавательных бассейнах и других организованных местах купания, местах массового отдыха населения, туризма и спорта на водных объектах (далее — места массового отдыха), на переправах и наплавных мостах. Правила также устанавливают требования к пляжам, меры по обеспечению безопасности населения на пляжах, в других местах массового отдыха на водоемах, меры безопасности при пользовании паромными переправами и наплавными мостами, меры безопасности при пользовании ледовыми переправами, меры безопасности на льду, знаки безопасности на воде и др. Предприятия, учреждения, организации при проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых или других массовых мероприятий на водоемах выделяют лиц, ответственных за безопасность людей на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды.

Международные акты и документы Всемирной туристской организации. Значительное внимание вопросам безопасности туризма уделено в документах Всемирной туристской организации, в том числе в Кодексе туриста, принятом в 1985 г. вместе с Хартией туризма на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации, Гаагской декларации по туризму (1989), Глобальном этическом кодексе туризма (1999) и других документах. Следует заметить, что акты Всемирной туристской организации с точки зрения их общеобязательности относятся к нормативным правовым актам весьма условно. Это, скорее, рекомендации авторитетной международной организации, являющейся специализированным учреждением ООН, исполнение которых является доброй волей государств — ее членов. Тем не менее игнорирование данных рекомендаций цивилизованными государствами также не принято, как и несоблюдение принципов и норм международного права, которые являются составной частью правовой системы нашей страны. Гаагская декларация по туризму определяет, что безопасность и защита туристов и уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма. В Декларации обращается внимание государств на необходимость принятия следующих мер в области безопасности туризма: а) меры по упрощению туристских путешествий, поездок и пребываний должны сопровождаться мерами по обеспечению безопасности и защиты туристов и туристских объектов и достоинства туристов; б) необходимо сформировать эффективную политику, направленную на обеспечение безопасности и защиту туристов и туристских объектов, а также уважение достоинства туристов; в) точно определить туристские товары, объекты и оборудование, которые из-за того, что они используются туристами, требуют особого внимания; г) подготовка соответствующей документации и информации, обеспечение доступа к ней в случае угрозы туристским объектам и/или туристским достопримечательностям; д) выполнение в соответствии с процедурами, специфичными для систем законодательства в каждой отдельной стране, юридических положений в области защиты туристов, включая, в частности, правоспособность туристов добиваться эффективной судебной защиты в национальных судах в случае действий, наносящих вред им лично или их имуществу, и особенно при таких наиболее опасных актах, как терроризм; е) осуществление сотрудничества государств в рамках ВТО п ри подготовке программы рекомендуемых мер, регулирующих вопросы безопасности и защиты туристов; ж) все страны — поставщики туристов должны принять более эффективные меры, направленные на равномерное распределение отпусков трудящихся и школьных каникул в течение года, для того чтобы снять остроту негативных последствий ярко выраженного сезонного характера туристского спроса (нехватка мест, задержки в аэропортах, пограничных пунктах и т. д.), а также связанного с этим отрицательного воздействия на занятость в области туризма, упрощение туристских формальностей и безопасность (здоровье, эксплуатация); з) к террористам необходимо относиться как к любым другим уголовным элементам, и их нужно преследовать и наказывать без применения по отношению к ним срока давности; в этом случае ни одна страна не станет для террористов безопасным убежищем. Безопасность туристов и их благополучие, а также поддержание высокого уровня качества обслуживания в местах туристского назначения нельзя рассматривать в отрыве от других общественных или национальных интересов, в частности принимающей страны, и окружающей среды в целом. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы. Гаагская декларация по международному туризму постановила, что в каждом государстве должен быть назначен специализированный центральный орган, которому поручались бы вопросы продвижения и проведения в жизнь, в качестве составной части национальной политики в области безопасности и защиты туристов, соответствующих превентивных мер для обеспечения защиты и безопасности туристов, особенно в районах туристских достопримечательностей и в случае эпидемий и угрозы проведения террористических актов, а также серьезных и многочисленных преступлений против туристов и их имущества. Для упрощения и ускорения внесудебного разрешения споров, возникающих между туристами и физическими или юридическими лицами, должен быть создан соответствующий орган, как, например, служба защиты потребителей или посредник по жалобам, которые имели бы общие или специальные полномочия и в которые туристам разрешалось бы обращаться с целью разрешения их споров; эти просьбы должны быстро рассматриваться, а заинтересованным туристам следует сообщать о результатах. Туристам как минимум должны быть предоставлены следующие конкретные права: a) право туриста, на личность или имущество которого были совершены серьезные посягательства, известить свою семью, используя при этом наиболее быстрые средства связи; b) право туриста на получение в случае необходимости быстрой и надлежащей медицинской помощи, предпочтительнее в рамках национальной системы социального страхования, если это возможно; c) право туриста, на личность или имущество которого были совершены посягательства, без необходимости внесения какого-либо залога, требуемого от иностранцев, начать судебное, и в частности уголовное, дело в национальном суде против лиц, совершивших вышеупомянутые посягательства, и получить в случае необходимости юридическую помощь с этой целью. В случае серьезных посягательств на туриста, особенно когда он или она пострадали в результате террористических актов, принимающее государство должно быстро предоставить в распоряжение государства, откуда прибыл турист (если это возможно, через дипломатические или консульские представительства), всю необходимую информацию о состоянии здоровья пострадавшего и обстоятельствах, в которых произошел вышеупомянутый акт. Глобальный этический кодекс туризма (1999), принятый Всемирной туристской организацией, провозглашает, что государственные власти должны обеспечивать защиту туристов и посетителей и их имущества; они должны уделять особое внимание безопасности иностранных туристов, учитывая их особую потенциальную уязвимость; они содействуют принятию конкретных мер по информации, профилактике, защите, страхованию и помощи, отвечающих их потребностям. Необходимо строго осуждать и подавлять в соответствии со своим соответствующим национальным законодательством покушения, нападения, ограбления и угрозы, касающиеся туристов. Со своей стороны туристы и посетители должны еще до выезда стараться ознакомиться с характеристиками стран, которые они намерены посетить; они должны осознавать риски для здоровья и безопасности, которые неизбежно связаны с выездами за пределы своей обычной среды, и вести себя таким образом, чтобы свести эти риски к минимуму. Во время путешествий туристы и посетители не должны допускать никаких преступных деяний или действий, которые могут рассматриваться как преступные по законам посещаемой страны, а также поведения, которое может представляться вызывающим или даже оскорбительным для местного населения и которое может нанести ущерб местной среде; туристы и посетители не должны участвовать в обороте наркотиков, оружия, древностей, охраняемых видов фауны и флоры, а также предметов и веществ, которые опасны или запрещены национальным законодательством. Среди документов Всемирной туристской организации в области безопасности туризма также следует выделить Стратегию в области усиления безопасности и дальнейшего упрощения формальностей (Стратегия S. A.F. E.). Данный документ наряду с «Рекомендованными мерами в области безопасности в туризме», «Моделью для безопасных турцентров в контексте упрощения формальностей», «Рекомендациями по ответственному составлению предупреждений для лиц, совершающих поездки», «Руководством по защите и безопасности туристов» и «Руководящими принципами для туриндустрии в условиях кризиса» представляет собой пакет документов, направленных на повышение эффективности мер в области безопасности туризма, с одновременным упрощением туристских формальностей. В 1991 г. Генеральная ассамблея ВТО, отталкиваясь от нескольких предыдущих заявлений по туризму 1980 г., приняла Рекомендуемые меры по безопасности туризма и предложила государствам осуществлять их в соответствии с процедурами, установленными их собственным законодательством и нормативными положениями. Во избежание искусственного разграничения и для обеспечения комплексного подхода Рекомендуемые меры по безопасности туризма на практике охватывают безопасность и упрощение формальностей, а также вопросы безопасности в узком понимании (например, противопожарные меры, безопасность пищевых продуктов, требования в отношении санитарии и гарантии по охране окружающей среды). После 1991 г. Организация подготовила несколько аналогичных руководящих документов, в том числе руководство по защите и безопасности туристов, а в 2003 г. — Руководящие принципы для туриндустрии в условиях кризиса. В настоящее время Организация разрабатывает модель для безопасных турцентров в контексте упрощения формальностей и некоторые рекомендации по ответственному составлению предупреждений для лиц, совершающих поездки. Всемирная туристская организация также имеет в наличии Сеть по вопросам защиты и безопасности и целевую группу по туризму для оказания странам, турцентрам, персоналу турсектора и потребителям содействия в решении проблем защиты и безопасности в сфере туристской деятельности.

Стратегия S. A.F. E. В Стратегии S. A.F. E. рассматриваются вопросы авиационной безопасности и безопасности туризма. В частности, указывается, что серьезные нарушения безопасности в авиации и туризме не только влекут человеческие трагедии, но и имеют более широкие последствия для мировой экономики, и в частности для экономики многих развивающихся стран. Значительное большинство актов незаконного вмешательства в функционирование гражданской авиации затрагивает туристов в качестве пассажиров. Кроме того, пассажиры авиалиний часто оказываются прямой мишенью терактов в стенах туристских объектов и вне аэропортов. В то же время обеспечение быстроты движения пассажирского потока через границы и аэропорты имеет важное значение с точки зрения как авиации, так и туризма. Поэтому ВТО широко поддерживает программы ИКАО в области обеспечения безопасности и упрощения формальностей. В этой связи в своей Стратегии S. A.F. E. ВТО особо обратила внимание на необходимость: — обеспечить максимально экономичное претворение в жизнь мер безопасности, чтобы избавить гражданскую авиацию от неоправданного бремени; — обеспечить, насколько это возможно, чтобы меры безопасности не нарушали или не затрудняли движение пассажиров, грузов, почты или самолетов; — обеспечить объективную реализацию мер безопасности, исключающую дискриминацию по признаку пола, расы, религии или гражданства; — восстановить доверие общественности к воздушному транспорту и добиться оживления в авиатранспортном секторе. Стратегия S. A.F. E. включает в себя следующие базовые моменты. 1. Установление базовых ориентиров с целью обеспечения последовательности, актуальности и распространения параметров и руководящих принципов ВТО в отношении защиты/безопасности/упрощения формальностей. 2. Наращивание потенциала. С целью создания возможностей для установления наилучшей практики во всем мире в области защиты/безопасности/упрощения формальностей ВТО: a) разработает целевые учебные/подготовительные модули, нацеленные на достижение базовых ориентиров государствами и отраслью; b) в партнерстве с другими учреждениями разработает и профинансирует проекты и оборудование с целью создания возможностей для достижения базовых ориентиров государствами и отраслью. 3. Оценка результатов деятельности и формулирование коррективных проектов. В целях обеспечения установления во всем мире лучшей практики в области упрощенной защиты/безопасности/упрощения формальностей ВТО формирует группу экспертов для проведения в государствах проверок по базовым ориентирам с упором на наименее развитые страны. 4. Укрепление доверия. Важным и неотъемлемым элементом S. A.F. E. является постоянная рекламная кампания и использование веб-сайта ВТО (www. worldtourism. org) с целью укрепления доверия государственных, туристских субъектов и инвесторов к упрощенной безопасности в турцентрах. После событий 11 сентября 2001 г. и усиливающейся обеспокоенности по поводу потенциальных терактов и вытекающей необходимости укрепления безопасности при надлежащем упрощении формальностей вышеуказанные документы перерабатываются в базовые ориентиры, которые могут использоваться при осуществлении во всем мире на более долгосрочной и непрерывной основе стратегии обеспечения безопасности в условиях упрощения формальностей. Обеспечение целостной и высококачественной безопасности требует широкого сотрудничества между различными подразделениями правительства и индустрии, на национальном уровне и между соответствующими международными учреждениями. Что касается туризма, то ВТО в качестве специализированного учреждения ООН координирует свою деятельность прежде всего с другими организациями ООН под эгидой Комитета ООН по борьбе с терроризмом (UNCTC) и с другими межправительственными учреждениями. Данная координация включает в себя следующие вопросы: — ВТО и UNCTC — взгляд с позиций туризма; помещение туризма в контекст; вопросы конфиденциальности личной жизни; — ВТО и ИКАО — содействие упрощению проездных документов и обеспечению безопасности в аэропортах; понимание стандартов и рекомендуемой практики ИКАО (SARPs) и рассмотрение их применения в отношении туристских объектов; — ВТО и ICPO-Интерпол — координация/распространение предупреждений об опасности; — ВТО и ИМО-IMO — содействие упрощению обеспечения безопасности в портах, консультации по круизным судам; — ВТО и ООН, ЭКООНЕ, OTIF — осуществление конвенций о дорожном транспорте и международных железнодорожных перевозках; — ВТО и ЮНКТАД — минимизация отрицательных последствий для сокращения нищеты; — ВТО и ЮНЕСКО — содействие упрощению обеспечения безопасности на объектах культурного и природного наследия; — ВТО и WCO — содействие упрощению таможенных формальностей, общий подход к борьбе с наркотиками; — ВТО и ВОЗ — регулирование рекомендаций для лиц, совершающих поездки; управление кризисными ситуациями; осуществление международных санитарных норм; — ВТО и Всемирный банк, МТЦ, ПРООН, «Большая восьмерка» и т. д. — изыскание/обеспечение ресурсов для наращивания потенциала; — ВТО и Всемирная торговая организация — предотвращение дискриминации при осуществлении мер безопасности; применение статей XIV, XIVbis ГАТС; обязательства в отношении потребления за рубежом.

Сотрудничество ВТО и ИКАО. Отдельно следует остановиться на перспективном сотрудничестве ВТО и ИКАО. По мнению ВТО, в этом контексте могут существовать возможности для сотрудничества и синергизма между двумя специализированными учреждениями в таких областях, как: — содействие пониманию и реализации стандартов и рекомендуемой практики ИКАО; — упрощение/проверка мер контроля за въездом (например, требований в отношении виз, метода получения, стоимости, времени ожидания; положений о заблаговременной информации о пассажирах, включая вопросы конфиденциальности личной жизни); — проверки упрощения формальностей в аэропортах; они могли бы включать оценку реализации стандартов и рекомендуемой практики ИКАО (которую сама ИКАО сегодня не проверяет) при надлежащем акценте на рекомендованные цели оформлять всех прибывающих пассажиров в течение 45 минут и завершать обязательные формальности, установленные для всех убывающих пассажиров в течение 60 минут, а также более широкая перспектива содействия приятному обслуживанию в аэропортах лиц, совершающих поездки; ВТО уже располагает опытом в этой сфере (включая, например, проведение в феврале 2003 г. по просьбе Правительства Индонезии всесторонней оценки уровней безопасности и защиты в аэропорту Бали Нгурах Рай); — разработка учебной документации, курсов и семинаров и взаимодействие в этой связи, а также изыскание ресурсов для укрепления потенциала. ВТО также поддерживает тесное сотрудничество с неправительственными организациями и частным сектором. В сфере авиации в число международных организаций, с которыми будет сотрудничать ВТО в вопросах безопасности и упрощения формальностей, входят: — Международная авиатранспортная ассоциация IATA; Программа упрощения оформления пассажиров (Simplifying Passenger Programme — SPT), возглавляемая ИАТА, в правление которой уже входит ИКАО; — Группа действий по вопросам воздушного транспорта ИАТА (Air Transport Action Group — ATAG); — Международный совет аэропортов (Airports Council International — ACI); — Международная федерация туроператоров (IFTO); — Международная конфедерация студенческого туризма (ISTC); Всемирная федерация ассоциации туристических агентств (UFTAA) и Всемирный совет путешествий и туризма (WTTC).

5. Перспективы совершенствования законодательства в области безопасности туризма

В Гаагской декларации межпарламентской конференции по туризму 1989 г. говорится, что безопасность туристов и защита в области туризма в целом в стране или в месте туристского назначения связаны с большим количеством правил и постановлений, которые должны выполняться не только туристской администрацией, но и целым рядом других административных органов, работающих в различных экономических и социальных секторах (финансы, здравоохранение, охрана окружающей среды, развитие территорий, энергетика, занятость и т. п.), и прежде всего частным сектором. Ненадлежащее исполнение существующих законов и подзаконных актов, а также их фрагментарный характер создают серьезные проблемы, для решения которых требуется энергичный подход к вопросу о безопасности в туризме на глобальной и систематической основе со стороны всех тех, кто занимается вопросами туризма. Основные направления совершенствования законодательства в области обеспечения безопасности туризма, на наш взгляд, могут включать в себя следующие положения: — разработка концепции правового обеспечения безопасности туризма; — оценка эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в туристской сфере (анализ правоприменительной практики) и выработку программы их совершенствования; — определение правового статуса всех субъектов отношений в области безопасности туризма и установление их ответственности за несоблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; — развитие правовой базы формирования в Российской Федерации специализированных региональных структур обеспечения безопасности туризма; — внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения безопасности туризма, в целях создания и совершенствования системы обеспечения безопасности туризма, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения безопасности туризма; — законодательное разграничение полномочий в области обеспечения безопасности туризма между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан, объединений предпринимателей; — согласованное принятие законодательных и иных мер, направленных на устранение насилия и преступности в сфере туризма, а также охрана окружающей среды, культурного наследия и культурных ценностей народов России; — разработка нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в сфере туризма, в особенности совершенных в отношении туристов, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; — совершенствование правового регулирования отношений в области обеспечения безопасности туризма, включая механизмы реализации основных прав граждан в сфере туризма, а также правовых норм, касающихся взаимодействия государства, муниципалитетов, предпринимательства, объединений туристов, населения туристских территорий (районов) в области обеспечения безопасности туризма; — совершенствование правового регулирования отношений в рамках регламентации и осуществления мер личной безопасности туристов, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; установление особенностей безопасности видов туризма, в которых участвуют большие группы туристов (конгресс-туры и пэкидж-туры); — повышение эффективности защиты прав туристов как потребителей, в том числе посредством совершенствования правового регулирования договоров в сфере туризма, порядка их заключения, исполнения и прекращения, регламентации юридической ответственности предпринимателей за нарушения договоров в сфере туризма; — формирование эффективной инфраструктуры досудебного разрешения споров между туристами и субъектами туристской индустрии; — упрощение доступа к судебной и иной правовой защите иностранных туристов, находящихся на территории Российской Федерации, в случае причинения вреда их здоровью и имуществу, в особенности в результате террористических актов и других преступных посягательств; — формирование эффективной инфраструктуры досудебного разрешения споров между туристами и субъектами туристической индустрии; — упрощение доступа к судебной защите иностранных туристов в Российской Федерации в случае причинения вреда их здоровью и имуществу на ее территории, особенно в результате террористических актов и других преступных посягательств; — эффективное правовое регулирование туристских договоров, в частности вопросов финансового обеспечения ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, а также ответственности за нарушение ими своих договорных обязательств, повлекших причинение вреда жизни, здоровью или имуществу туристов; — четкую правовую регламентацию поведения всех участников туристского процесса в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6. Перечень специальных правовых актов в области безопасности туризма

6.1. Международные акты: Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980 г.; Резолюция шестой Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (ВТО) (София), которой были приняты Хартия туризма и Кодекс туриста от 26 сентября 1985 г.; Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму (10 — 14 апреля 1989 г., Гаага); Резолюция девятой Генеральной ассамблеи ВТО (Буэнос-Айрес), касающаяся упрощения поездок, а также безопасности и защиты туристов от 4 октября 1991 г.; Резолюция одиннадцатой Генеральной ассамблеи ВТО (Каир) от 22 октября 1995 г. о предотвращении организованного секс-туризма; Стокгольмская декларация от 28 августа 1996 г. по борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в коммерческих целях; Манильская декларация по социальному воздействию туризма от 22 мая 1997 г.; Сеульская декларация «Мир и туризм» (принята на 14-й Генеральной ассамблее Всемирной туристской организации 27 сентября, г. Сеул, Южная Корея); Инициатива «Группы восьми» по безопасному и упрощенному порядку международных поездок» (SAFTI) (Си-Айленд, 11 июня 2004 г.). 6.2. Федеральные законы: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». 6.3. Подзаконные акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов»; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 января 2005 г. N 1424-IV ГД «О мерах по защите прав и законных интересов российских граждан за пределами территории Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 6.4. Законодательство субъектов Российской Федерации: Постановление губернатора Иркутской области от 8 апреля 1998 г. N 260-п «Об обеспечении безопасности туристов на территории области»; Постановление Правительства Москвы от 4 августа 1998 г. N 600, утвердившее московские городские строительные нормы «Гостиницы» (МГСН 4.16-98); распоряжение Губернатора Ленинградской области от 13 октября 2003 г. N 527-рг «О мерах по совершенствованию обеспечения безопасности туристов на территории Ленинградской области»; распоряжение Заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 8 декабря 2004 г. N 296-РЗМ «Об усилении противопожарной защиты гостиниц»; распоряжение Правительства Москвы от 21 апреля 2005 г. N 662-РП «О мерах по обеспечению безопасности туризма в городе Москве» и др.

——————————————————————