Государственная защита лиц, потерпевших от преступления

(Фоменко А. Н.) («Российский следователь», 2006, N 7)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, ПОТЕРПЕВШИХ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

А. Н. ФОМЕНКО

Фоменко А. Н., прокурор отдела кадров прокуратуры Краснодарского края.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Одним из проявлений государственной защиты конституционных прав на жизнь, свободу и личную неприкосновенность является обеспечение безопасности гражданина в сфере уголовного судопроизводства. С начала 1990-х гг. проблема противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобрела особую остроту. Для усиления государственной защиты этих лиц был принят ряд специальных правовых норм. Так, п. 24 ст. 10 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» <*> установил обязанность милиции принимать меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности. Пункт 5 ст. 7 Закона РФ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» <**> предусматривает одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. ——————————— <*> Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503. <**> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. 1995. 18 авг.

В конце августа 2004 г. был принят Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» <*>, который установил систему мер государственной защиты, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки лиц, содействующих уголовному процессу, а также определил основания и порядок их применения. В соответствии с Законом защите подлежат: потерпевший, свидетель и другие участники уголовного судопроизводства. ——————————— <*> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.

Меры защиты могут быть применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления (ст. 2). В соответствии с Законом в отношении защищаемого лица могут применяться следующие меры безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое. Применение указанных мер безопасности в каждом конкретном случае носит индивидуальный характер. Основанием применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства, насилия, повреждения или уничтожения имущества в отношении защищаемого лица. Основанием применения мер социальной защиты являются гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или иного вреда его здоровью (ст. 17). В соответствии с положениями Закона (ст. ст. 16, 18, 19) меры безопасности применяются на основании заявления лица, поданного в орган, уполномоченный принимать решение о применении мер безопасности. В течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) должностное лицо, получившее такое сообщение, обязано проверить заявление и вынести мотивированное постановление о применении или неприменении мер безопасности. Законом устанавливается ответственность за непринятие мер государственной защиты или за ненадлежащие исполнение таких мер (ст. 25). Следует отметить, что принятие Закона является действительно прогрессивным шагом на пути к защите лиц, содействующих уголовному правосудию. Однако благие начинания могут так и остаться на бумаге таковыми, как это случилось с некоторыми положениями УПК РФ. Для реализации предусмотренных в Законе защитительных мер потребуются не только колоссальные финансовые вложения со стороны государственного бюджета, но и создание действенного механизма, который смог воплотить в жизнь положения Закона. Статья 3 Закона устанавливает, что меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда либо прокурора органами внутренних дел, органами ФСБ, таможенными органами и органами наркоконтроля. Но в Законе не сказано, какие именно подразделения соответствующих органов ответственны за защиту лиц. А фактически функции по физической защите осуществляют указанные подразделения, совмещая с основным объемом выполняемой работы. По большому счету обеспечение защиты не является их основным направлением деятельности и, как правило, осуществляется в исключительных случаях. В то же время применение мер безопасности, предусмотренных Законом, должно осуществляться параллельно с мерами, предусмотренными в УПК РФ (ч. 3 ст. 11). В совокупности рассмотренные меры безопасности образуют основу правового обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному процессу, — неизвестного до настоящего времени российскому законодателю правового института, разработка и нормативное закрепление которого является необходимым условием осуществления правосудия на современном этапе. Автором было проведено анкетирование 100 мировых и федеральных судей, и на вопрос, требуются ли дополнительные гарантии физической безопасности потерпевшим, свидетелям, 85 судей дали положительный ответ. На взгляд автора, для функционирования действенного механизма защиты свидетелей, потерпевших необходимо создание единого федерального агентства, которое осуществляло бы защиту не только лиц, фигурирующих по уголовному процессу, но и других, в том числе преследуемых по политическим и иным мотивам. Создание единого органа решило бы многие проблемы, связанные с реализацией положений Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», поскольку появилась бы единая информационная база. Такие мероприятия, как переселение в другое место жительства; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место, возможны только при наличии соответствующих ресурсов, поскольку выполнение любым правоохранительным органом субъекта РФ соответствующего действия будет для него затруднительной задачей. В заключение хочется отметить, что повышение уровня безопасности свидетелей, потерпевших и других лиц будет способствовать раскрываемости преступлений. Опыт таких стран, как США, Италия и др., позволяет с уверенностью говорить, что реальное наступление на организованную преступность возможно лишь в условиях гарантированного обеспечения безопасности участникам судопроизводства.

——————————————————————