Особенности личности виновного участника дорожно-транспортного преступления

(Никитас Д. А.) («Российский следователь», 2006, N 8)

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВИНОВНОГО УЧАСТНИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Д. А. НИКИТАС

Никитас Д. А., аспирант кафедры криминологии, психологии И уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии.

Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин их совершения. Можно поэтому сказать, что эта личность — основное и важнейшее звено всего механизма преступного поведения. Те ее особенности, которые порождают такое поведение, должны быть непосредственным объектом предупредительного воздействия <*>. Вышесказанное в полной мере относится к личности преступника, совершившего неосторожное (дорожно-транспортное) преступление, и подтверждается статистическими данными: в 2005 г. по вине водителей было совершено 180576 ДТП, что составляет более 80% от общего числа зарегистрированных ДТП <**>. ——————————— <*> Криминология: Учебник / Под ред. академика В. Н. Кудрявцева и доктора юридических наук, профессора В. Е. Эминова. М.: Юрист, 2004. С. 150. <**> Состояние преступности в России за 2005 г. Статистический сборник ГИАЦ МВД РФ. С. 37.

В зависимости от социально-исторических условий, требований социальной практики и уровня развития науки по-разному ставился и решался вопрос, что такое личность преступника, есть ли она вообще, в чем ее специфика, какова ее роль в совершении преступления, как воздействовать на нее, чтобы не допустить больше преступных действий. Легко заметить, что все эти вопросы имеют большое практическое значение. Необходимо учитывать, что даже в такой специфической сфере, как преступление, человек действует в качестве общественного существа. Поэтому к нему надо подходить как к носителю различных форм общественной психологии, приобретенных нравственных, правовых, этических и иных взглядов и ценностей, индивидуально-психологических особенностей. Все это в целом представляет собой источник преступного поведения, его субъективную причину, предопределяет необходимость изучения всей совокупности социологических, психологических, правовых, медицинских (в первую очередь психиатрических) и других аспектов личности преступника. Следует отметить, что при исследовании проблемы личности преступника недопустима социологизация и психологизация личности преступника. Первое обычно выражается в преувеличении влияния среды на ее формирование и поведение, игнорировании субъективных факторов, психологических свойств, психических состояний и процессов, сведении личности к ее социальным ролям и функциям, положению в системе общественных отношений. Второе — в придании только психологическим факторам решающего значения без учета сформировавшей их социальной среды, тех условий, в которых развивался человек или в которых он действовал. Необходимо исходить из диалектического единства социального и психологического, их постоянного взаимодействия. Прежде чем давать определение личности преступника, следует оговориться, что термин «личность преступника» является условным, более правильным было бы говорить о «личности человека (индивида), совершающего (совершившего) преступление». В целом можно определить личность преступника как личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата <*>. То есть личность преступника можно охарактеризовать как некую модель, социальный и психологический портрет, обладающий специфическими чертами. ——————————— <*> Личность преступника / Ю. М. Антонян, В. Н. Кудрявцев, В. Е. Эминов. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 16.

Социально-ролевой подход дает представление о степени и характере социализации личности, о ее месте в определенной социальной структуре, о характере выполнения личностью нормативных предписаний, о связи поведения с требованиями социальных общностей. В конечном итоге это позволяет уяснить, объектом каких социальных влияний является личность, и в определенной мере раскрыть механизм социальной детерминации преступного поведения <*>. ——————————— <*> См.: Учение о личности преступника в советском уголовном праве / П. С. Дагель. Владивосток, 1970. С. 64 — 65; Преступность и социальная психология / А. М. Яковлев. М., 1971. С. 174; Криминология о преступнике / Н. С. Лейкина. Л., 1978. С. 10; О ролевом подходе к изучению личности преступника / А. И. Долгова. М., 1985. С. 309 — 333; и др.

Определенные представления о социальных позиции и роли лица, совершившего дорожно-транспортное преступление, дают традиционно выделяемые в криминологии социально-демографические признаки: пол, возраст, образование, профессиональная принадлежность и род занятий, семейное положение и пр. Преобладание водительской специальности в России, несомненно, отражается в том, что подавляющее большинство преступников на автотранспорте мужчины. Только среди водителей общественного электротранспорта удельный вес женщин достигает значительного процента. В последние годы удельный вес женщин-водителей увеличивается и в перспективе будет возрастать. Это объясняется значительным увеличением индивидуального транспорта, за рулем которого все чаще оказываются водители-женщины. Однако низкий процент женщин среди лиц, допустивших преступное нарушение правил дорожного движения, объясняется не только высказанными обстоятельствами. Определенные особенности неосторожного преступного поведения женщин связаны как с социальными причинами — различием в стандартах поведения мужчин и женщин, так и с психофизиологическими особенностями женского организма. Женщины имеют более позитивные социальные установки. При прочих равных условиях они реже, чем мужчины, создают опасные ситуации, более осторожны и надежны в нормальных условиях, значительно реже допускают грубые нарушения правил предосторожности <*>. Значительно реже женщины-водители допускают лихачество и другие сознательные нарушения <**>. Согласно статистическим данным у женщин — нарушителей правил дорожного движения реже, чем у мужчин, в дорожно-транспортных происшествиях наступают тяжкие последствия. В то же время в силу повышенной эмоциональности и меньшей физической выносливости они значительно менее адекватно реагируют на экстремальные условия и опасные ситуации <***>. ——————————— <*> Психология и безопасность / М. А. Котик. Таллин, 1981. С. 94. <**> Криминологические проблемы дорожно-транспортных происшествий / В. И. Жулев. Автореф. докт. дис. М., 1982. С. 18. <***> Психология и безопасность / М. А. Котик. Таллин, 1981. С. 94 — 95.

Возрастные характеристики лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, выступают своего рода индикатором определенных этапов развития личности, достижения ею социальной зрелости, приобретение тех или иных социальных позиций и т. д., т. е. связаны с другими личностными особенностями, о которых можно судить по возрастным критериям. Обращает на себя внимание сравнительно незначительная доля в ней несовершеннолетних и лиц старше 50 лет. Специфика дорожно-транспортных преступлений определяется особенностями требований, предъявляемых к водителям транспортных средств. В соответствии со ст. 25 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений <*> и регламентированного порядка допуска водителей к управлению транспортными средствами лица, желающие получить водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством, обязаны пройти специальный курс подготовки, а также медицинское освидетельствование. ——————————— <*> См.: Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» с изменениями от 8 сентября 2000 г., 21 ноября 2001 г.

Эти нормативные правовые акты устанавливают, что к управлению мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами допускаются лица, достигшие 16 лет, легковыми и грузовыми автомобилями — 18 лет, автобусами, а также трамваями и троллейбусами лица, достигшие 20 лет. Для лиц, управляющих составами транспортных средств (перевозящих опасные грузы, обслуживающих междугородные линии, и в некоторых других случаях), требования к возрасту еще выше — необходимо иметь стаж управления соответствующими транспортными средствами не менее 12 месяцев. Прохождение специального курса подготовки завершается теоретическим экзаменом и проверкой навыков управления транспортным средством. Только при условии, что экзамен успешно сдан, лицо получает в установленном порядке водительское удостоверение, а вместе с ним — право на управление мотоциклом, автомобилем либо транспортным средством иной категории. Сегодняшние реалии, когда лицо, не достигшее 18-летнего возраста, садится за руль, диктуют необходимость переосмысления возрастного порога на право управления транспортными средствами по категории «В». Данный вопрос является дискуссионным и требует взвешенного и обдуманного решения <*>. Здесь, безусловно, сказывается тяга людей данного возраста к технике вообще и к управлению транспортными средствами в особенности. Самая высокая криминогенная активность по автотранспортным преступлениям приходится на группу в возрасте от 18 до 24 лет, после 30 лет и старше доля их начинает резко снижаться <*>. Группа в возрасте 18 — 24 лет значительно превышает показатель удельного веса лиц этого возраста среди населения. Значительный удельный вес автотранспортных преступлений и нарушений правил дорожного движения зачастую обусловлен отрицательными возрастными проявлениями: склонностью к превышению скорости, лихачеству, управлению транспортом в состоянии опьянения, то есть к грубым, сознательным противоправным действиям, усугубляющимся тем, что водители соответствующей возрастной группы — это одновременно и начинающие водители, не имеющие достаточного опыта в управлении транспортными средствами. ——————————— <*> http://www. avto-russia. ru/content/view/40/5/ <**> См.: Российская газета. 2003. 11 сент. // http://www. madi. ru/spravochnik/part3_6_1.html

Таким образом, лица, привлекаемые к ответственности за автотранспортные преступления (ст. 264 УК РФ), представляют собой активную, трудоспособную и в основном занятую в сфере общественного производства часть населения. Это обстоятельство не может не накладывать определяющего влияния на их социально-демографическую характеристику. По уровню образования прослеживается следующая закономерность: чем ниже уровень образования, тем выше удельный вес автотранспортных преступлений и нарушений правил дорожного движения, в частности управление транспортным средством в состоянии опьянения <*>. При этом следует иметь в виду, что уровень образования, в свою очередь, зависит от ряда социальных и индивидуальных особенностей, относящихся к данному субъекту. ——————————— <*> Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления на автотранспорте / В. И. Жулев. М., 1979. С. 23.

Криминологически важным для изучения дорожно-транспортных преступлений представляется позиция водителя транспортного средства и соответственно его роль как участника дорожного движения. Можно выделить следующие группы водителей: 1) водители-профессионалы; 2) автолюбители; 3) лица, не имеющие прав на управление транспортными средствами. Лица, входящие в указанные группы, имеют социальные, психологические особенности и отличаются по некоторым личностным характеристикам, например различия в возрасте и уровне образования. Особо стоит отметить последнюю группу водителей. В отличие от первых двух категорий — профессионалов и автолюбителей, выполняющих правомерно социально одобряемую функцию, для последних уже само выполнение водительских функций является грубым правонарушением. В указанных группах можно выделить подгруппы, например в первой группе — водителей такси, большегрузных автомашин, общественного транспорта и т. д. Лицам, входящим в группы и подгруппы, соответствуют определенные социальные позиции и роли, рассогласование которых может привести к отсутствию взаимопонимания и согласованности на дороге. Важное значение имеет вопрос подготовленности водителей к управлению транспортными средствами, в качестве критерия выступает опыт, являющийся одним из важных факторов осторожного поведения. Профессиональное мастерство управления автомобилем — это такая подготовленность водителя, которая позволяет легко и безошибочно управлять автомобилем и при необходимости максимально использовать его технические возможности, а также умение водителя быстро и правильно оценивать обстановку в критических дорожно-транспортных ситуациях и предвидеть (прогнозировать) ее возможные изменения. Высокая значимость профессионального мастерства для безопасности дорожного движения подтверждается большим количеством ДТП, возникающих из-за ошибок молодых неопытных водителей. Французские специалисты считают, что до пробега 500 км водитель практически поглощен только управлением своего автомобиля, а на других участников движения он не обращает внимания. От 500 до 3000 км пробега поведение водителя начинает постепенно соответствовать складывающейся дорожной обстановке. После пробега 3000 км навыки управления стабилизируются, и водитель может более надежно управлять автомобилем. Чтобы достичь профессионального мастерства, необходимо хотя бы один раз «объехать вокруг земного шара», т. е. наездить не менее 40000 км. Конечно, такой пробег для разных лиц может быть большим или меньшим. Это зависит от уровня подготовленности водителей, а также от их индивидуальных особенностей, которые в значительной степени определяют процесс совершенствования водительского мастерства. Приведенные данные свидетельствуют о том, что опыт и профессиональное мастерство в решающей степени определяют возможности водителей, а следовательно, и безопасность движения. Объективным выражением подготовленности водителей является степень автоматизации навыков при управлении автомобилем в различных дорожных условиях, их широта, прочность и динамичность. Опытный водитель работает только теми группами мышц, которые необходимы для выполнения данного действия. Поза его свободна, движения точны, уверенны, экономны. Отдельные управляющие действия объединены в один двигательный акт, что позволяет быстро и своевременно выполнять сложные маневры при управлении автомобилем. В неожиданных аварийных ситуациях действия опытного водителя характеризуются быстротой, точностью и полным соответствием требованиям безопасности в данной конкретной обстановке <*>. ——————————— <*> Романов А. Н. Автотранспортная психология. М.: Академия, 2002. С. 173, 174.

Изучение особенностей нравственного и правового сознания лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления, считается основополагающим для понимания генезиса отклоняющегося поведения человека, его мотивов, для социальной оценки личности и прогнозирования антиобщественных поступков. Безопасность движения зависит не только от стажа и опыта водителя, но и от его непосредственных действий и их соответствия конкретной дорожной ситуации. А эти действия нередко определяются характером водителя, его моральными и нравственными качествами. Дж. Версейс установил, что водители, часто попадающие в ДТП и нарушающие Правила дорожного движения, более агрессивны, враждебно настроены, замкнуты, безразличны к окружающим, склонны к необоснованному риску. Установлено также, что водители, систематически нарушающие ПДД, в большинстве своем люди эгоистичные, легкомысленные, с трудом усваивающие не только Правила дорожного движения, но и нормы общественной жизни. Проведенное Е. А. Милеряном социологическое исследование 10000 ДТП показало, что наименьшее число их допускают водители, которые имеют семью и ведут нормальный образ жизни. В отличие от них неженатые водители, нередко ведущие беспорядочный образ жизни, в 1,7 раза чаще являются участниками ДТП. Водители, ведущие аморальный образ жизни, в числе которых оказалось много холостяков, разведенных и лиц, злоупотребляющих алкоголем, совершали ДТП в три раза чаще, чем водители, ведущие нормальный образ жизни. Установлена прямая зависимость между морально-нравственным обликом личности водителей и количеством совершаемых ими ДТП. Поэтому морально-нравственное воспитание водителей имеет особенно большое значение для повышения безопасности дорожного движения. Успех любой деятельности зависит от направленности человека, его интересов, способностей, темперамента, характера, морально-нравственных и психофизиологических качеств, которые в совокупности определяют его поведение в конкретных жизненных ситуациях. Поведение человека, его действия и поступки являются интегральным выражением всех его психофизиологических и личностных качеств. Отрицательные черты личности затрудняют деятельность водителя, ведут к ошибкам и ДТП. Водители, работающие без аварий, по сравнению с водителями, допускающими большое количество нарушений, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами. Воспитание качеств у водителей должно быть первостепенной задачей руководителей всех учебных и автотранспортных предприятий. Говоря о правовом сознании неосторожных преступников, можно утверждать, что по степени деформации правовых установок неосторожные преступники занимают промежуточное положение между законопослушными гражданами и умышленными преступниками. Эти искажения проявляются у них в отсутствии устойчивой готовности следовать общеправовым требованиям именно в той сфере отношений, где необходимо соблюдение норм предосторожности <*>. ——————————— <*> См.: Ефремова Г. Х., Константинова Н. Я. Правовые установки и ориентации неосторожных преступников. С. 132.

По исследованиям ценностных ориентаций разных категорий преступников именно неосторожные преступники обнаруживали в ситуации риска высокое пренебрежение чужими жизнями и здоровьем, близкое по степени умышленным убийцам <*>. То, что они проявили сравнительно низкую обеспокоенность собственной безопасностью, можно объяснить их повышенной самоуверенностью и необоснованным расчетом на то, что, даже нарушая правила, собственную жизнь и здоровье они все-таки опасности не подвергают. ——————————— <*> См.: Ратинов А. Р. Психологическое изучение личности преступника. М., 1981. С. 31.

Можно выделить следующие детерминанты (дефекты правосознания) общественно опасного поведения лиц, управляющих транспортными средствами. 1. Проявление повышенной самоуверенности в оценке своего мастерства, опыта. 2. Лихачество, сознательное рискованное поведение, негативный пример других правонарушителей. 3. Пренебрежение правилами ради выгоды в скорости, чтобы быстрее доехать до цели, выполнить задание и т. д. 4. Неудовлетворительное знание правил дорожного движения по разным причинам. 5. Непридание значения нарушениям, т. к. не видят опасности в их совершении. 6. Снисходительное отношение к алкогольному опьянению. Основываясь на вышеизложенном, следует говорить о необходимости совместного воздействия государства и общества на участников дорожного движения с целью формирования общественно значимых стереотипов транспортной культуры и повышения правосознания. Ситуация усугубляется из-за всеобщего правового нигилизма, безразличного отношения к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствия адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточного привлечения населения к деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Необходима разработка и претворение в жизнь мер воздействия на личность участников дорожного движения, причем первоочередным объектом профилактики должны выступать именно те группы водителей, которые имеют большую вероятность оказаться участниками преступления. Особое внимание должно уделяться нравственному формированию личности, исправлению тех дефектов, которые способствуют нарушению правил безопасности — самоуверенности, переоценки собственных возможностей, беспечности и т. д., воспитанию чувства ответственности и дисциплинированности и т. п.

——————————————————————