Оценка гражданским обществом деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в период их реформирования

(Параносенков П. М.)

(«Административное право и процесс», 2013, N 8)

ОЦЕНКА ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД

ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ

П. М. ПАРАНОСЕНКОВ

Параносенков Павел Михайлович, заместитель начальника штаба УВД по Юго-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, майор внутренней службы.

В статье автором рассмотрены основные аспекты оценки деятельности полиции Российской Федерации со стороны общества, вопросы обеспечения и регулирования деятельности общественных объединений и организаций при осуществлении контроля за органами внутренних дел, а также дан анализ соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих их деятельность.

Ключевые слова: полиция, деятельность органов внутренних дел, реформирование, общественное мнение, ведомственная оценка, критерии оценки.

Evaluation by civil society of activity of agencies of internal affairs of the Russian Federation during the period of reforming thereof

P. M. Paranosenkov

The author of the article considers the fundamental aspects of evaluation of activity of the police of the Russian Federation by the society. The issues of ensuring and regulation of activity of public associations and organizations with regard to effectuation of control over the agencies of internal affairs as well as the analysis of the relevant normative legal acts regulating activity of such agencies.

Key words: police, activity of agencies of internal affairs, reforming, public opinion, departmental evaluation, criteria of evaluation.

Правоохранительная деятельность в лице органов правопорядка, как и вся система исполнительной власти, подлежит объективной оценке и контролю со стороны государства и общества. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, которые имеют множество прямых и непосредственных обязанностей, в связи с чем контроль за деятельностью полиции для них носит второстепенный характер и по этой причине слабо выполним. В настоящее время деятельность полиции получает оценку и контроль в основном со стороны своей ведомственной структуры. Однако в соответствии с вышеуказанным нормативным документом граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

В связи с этим, а также в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан, органов власти всех уровней, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции, Указом Президента РФ от 23 мая 2011 г. N 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» определен правовой статус Общественного совета при МВД России и общественных советов при территориальных органах Министерства на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, порядок их формирования, основные задачи, права общественных советов и их членов.

Согласно ч. 4 ст. 50 Федерального закона «О полиции» «общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах», и в соответствии с п. 6 ст. 9 этого же Закона «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел». Однако в соответствии с Приказом МВД России от 26 декабря 2011 г. N 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» в целях формирования итоговой оценки деятельности органов внутренних дел создан Экспертный совет МВД России, который возглавляет министр внутренних дел Российской Федерации. В его состав входят заместители министра внутренних дел Российской Федерации, руководители подразделений центрального аппарата Министерства. Итоговая комплексная оценка оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России формируется на основе ведомственной и инспекционных оценок и заключений по результатам изучения общественного мнения и по итогам отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России перед законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также оценки информирования государственных и муниципальных органов, граждан о результатах их деятельности. Но, несмотря на то что общественное мнение является составляющей итоговой комплексной оценки органа внутренних дел, в состав Экспертного совета МВД России не включены представители общественных объединений и органов государственной власти. Общественное мнение о работе территориальных органов МВД России изучается и учитывается на основе данных вневедомственных источников социологической информации. Все исследования проводятся независимыми организациями, специализирующимися в этой сфере деятельности, и осуществляются по заказу самого Министерства в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета. Для граждан и общественных экспертов большой интерес представляют не только готовые результаты мониторинга, проведенного органами МВД, но и материалы, на основании которых подготовлены эти результаты (методика исследования, заполненные анкеты и т. д.), однако в большинстве случаев эти материалы являются закрытыми. В связи с этим необходимо развивать и укреплять партнерские отношения с обществом, совершенствовать формы и методы информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции, важнейшими стратегическими целями развития системы МВД России считать укрепление доверия населения, расширение и укрепление делового сотрудничества с государственными, общественными, частными, благотворительными организациями, непрерывный поиск новых форм ее участия в решении комплекса социальных проблем (в сфере борьбы с наркоманией, беспризорностью, безработицей и т. д.), правовое воспитание граждан; утверждение в процессах взаимодействия ОВД со всеми субъектами гражданского общества принципов открытости, гласности, «прозрачности», отчетности, обратной связи, позволяющей вырабатывать действенные критерии оценки эффективности деятельности ОВД.

В связи с изложенным, а также в целях реализации положений ст. 8 и п. 5 ст. 9 Федерального закона «О полиции» целесообразно предусмотреть включение в состав Экспертного совета по оценке деятельности органов внутренних дел представителей гражданского общества на паритетной основе с представителями МВД России.

Необходимо отделять понятие контроля деятельности от понятия оценки деятельности полиции, так как контроль — понятие общее, включающее в себя оценку.

Вопрос общественного контроля нашел свое отражение и в выступлении министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции В. А. Колокольцева 8 августа 2013 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, в котором принял участие Президент РФ В. В. Путин: «…важнейшим принципом и необходимым условием эффективного выполнения задач в сфере внутренних дел является общественный контроль за деятельностью полиции…».

В настоящее время отсутствует структурообразующий характер общественного контроля, не определены конкретные цели, задачи, принципы, основные направления и формы, сфера регулирования, субъекты отношений, а также ответственность.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2011 г. N 1027 «Об утверждении положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» Общественный совет имеет право запрашивать и получать информацию о деятельности органов внутренних дел, а также заслушивать доклады должностных лиц МВД России и его территориальных органов о деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности только в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации. Также необходимо отметить, что и состав Общественного совета утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации, что не логично для органа, осуществляющего контроль.

Целесообразно пересмотреть порядок формирования Общественного совета при МВД России, установить перечень нормативных актов и программ МВД, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете. В компетенцию Общественных советов должно войти паритетное с самим ведомством участие в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по урегулированию конфликта интересов. Необходимо предусмотреть законодательно закрепленную ответственность за воспрепятствование законной деятельности общественных советов и их членов по осуществлению общественного контроля.

Оценка деятельности органов внутренних дел Российской Федерации обществом, государственными и негосударственными институтами должна служить повышению эффективности охраны общественного порядка, а также выполнению возложенных задач и функций по поддержанию правопорядка и предотвращению преступлений в любой ситуации.

——————————————————————