О роли инженерных вузов в выработке системы мер противодействия терроризму

(Суровцев И. С., Литвинов Н. Д.) («Правовые вопросы строительства», 2006, N 2)

О РОЛИ ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ В ВЫРАБОТКЕ СИСТЕМЫ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

И. С. СУРОВЦЕВ, Н. Д. ЛИТВИНОВ

Суровцев И. С., доктор технических наук, ректор Воронежского архитектурно-строительного университета.

Литвинов Н. Д., доктор юридических наук, руководитель «Общенационального центра «Антитеррор», член РАЮН.

Вхождение человечества в XXI в. сопровождается невиданным развитием террора. Практически нет ни одного континента планеты, который не был бы поражен этим страшным недугом. Террор не миновал и Россию. С началом становления в России демократии возник и террор, причем в таких масштабах и формах, которых не знала ни одна страна мира. Объектами террористических актов уже были представители государственной, политической и функциональной элит, руководители субъектов Федерации, сотрудники МВД, ФСБ, Министерства обороны, представители деловых кругов, совершенно случайные граждане России. Взрываются жилые дома, захватываются больницы и школы, взрываются поезда метрополитена и железнодорожного транспорта. Выбранные объекты покушений расстреливаются либо взрываются дома, на работе, в пути следования. Исследования, проведенные специалистами неправительственного «Общенационального центра «Антитеррор», показывают, что террор в России находится на начальной стадии своего развития. Ни одно государство мира, в том числе и Россия, оказалось не в состоянии ни искоренить террор, ни эффективно противодействовать терроризму. Оценив происходящее, Президент России В. В. Путин после событий в Беслане признался: «Мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России» <1>. В. В. Путин также заявил: «Борясь с проявлениями террора, мы практически не достигли видимых результатов» <2>. ——————————— <1> Демократия против терроризма. М., 2004. С. 7. <2> Демократия против терроризма. М., 2004. С. 14.

С учетом того, что России фактически объявлена война, Президент России поставил задачу «создать более эффективную систему безопасности» и мобилизовать широкие массы общественности на выработку мер противодействия терроризму. На последнем указании Президента РФ В. В. Путина следовало бы остановиться подробнее. На сегодняшний день борьба с терроризмом лежит преимущественно на плечах сотрудников ФСБ РФ, МВД РФ, МО РФ. Но терроризм — это не просто отдельные преступления, это целый комплекс идеологических, информационных, политических, криминальных и иных действий. И противодействовать терроризму должно все общество. В выработку мер противодействия террору в России, наряду с учеными-террорологами, включились и ученые Воронежского инженерно-строительного университета. Основная причина этого — все увеличивающееся количество диверсионно-террористических актов, объектами или местом совершения которых становятся инженерные сооружения. За последние двадцать лет террор в России, да и во всем мире прошел несколько этапов. Первый этап: захваты воздушных судов. Захват самолетов с пассажирами дает возможность, используя последних в роли заложников, воздействовать на власть. Вопрос ставится так: власть должна выполнить противозаконные требования террористов либо совершенно невиновные люди будут уничтожены. Усиление контроля доступа в аэропорты позволило существенно снизить опасность подобных террористических актов. Второй этап: использование инженерных сооружений для удержания захваченных заложников. Так было в Буденовске, Норд-Осте. Имея большое количество заложников, находящихся в замкнутом помещении инженерного сооружения, террористы могут успешно воздействовать на власть. Но захват воздушных судов и захват инженерных сооружений очень уязвимы для безопасности самих террористов. Террористы находятся вместе с заложниками и подвергаются опасности захвата или уничтожения. Вот почему сейчас наблюдается третий этап: покушение на инженерные сооружения. В этом случае сами террористы не находятся в здании рядом с будущими жертвами, а вообще могут быть в другом регионе. Последствия покушений на инженерные сооружения значительно тяжелее. В этом случае не только гибнут люди, но и разрушаются объекты, которые часто имеют жизненно важное значение <3>. ——————————— <3> Наиболее крупное покушение на инженерные сооружения произошло в США 11 сентября 2001 г. Тогда два самолета врезались в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Обе башни рухнули, похоронив под своими обломками несколько тысяч человек.

Чаще всего объектами покушений становятся следующие инженерные сооружения.

Жилые дома

Жилые дома — самые потенциально распространенные объекты покушений. При достижениях современного градостроительства в одном здании может проживать несколько тысяч человек. В результате подрыв даже одного дома может дать большой общественный резонанс. При минировании и подрывах жилых домов вроде бы нарушается один из основных принципов террора — мотивация. Ведь, заминировав дома, террористы предварительно не выдвигают никаких требований, а взрывают спящих людей. Во-первых, жилые дома — самые распространенные потенциальные объекты покушений. Основная часть людей в городах проживает в высотных домах. Сейчас строятся целые жилые комплексы и в одном здании может проживать одновременно несколько тысяч человек. В результате взрывом одного дома можно достичь значительных потерь среди населения. Во-вторых, жилые дома практически не охраняются. В них легко проникнуть, не привлекая внимания спецслужб и охраны, легко заминировать. При минировании жилых домов террористы практически не встречают сопротивления и ничем не рискуют. В-третьих, терроризм преследует различные цели. Обычно объект покушения связан с целью. Есть даже такое понятие — целеобеспечивающий объект. Главная цель практически любого террористического акта — воздействие на власть. Покушение на жилые дома — эффективнейший способ опосредованного воздействия на власть. Наиболее эффективный способ деморализации любой нормальной власти, подрыва авторитета власти в глазах населения — покушение на значительные слои населения. И здесь наиболее страшный, но одновременно и эффективный путь — это взрывы жилых домов. Власть, не сумев предотвратить преступление, дискредитируется в глазах населения. 8 сентября 1999 г. в 23 часа 59 минут был произведен взрыв жилого дома в Москве на улице Гурьянова. Взрыв был такой силы, что плиты и перекрытия двух подъездов обрушились с первого по девятый этаж. Многотонные осколки железобетонных перекрытий разлетелись в радиусе до 800 метров. Повреждения получили 15 домов, стоявших вокруг взорванного жилого дома. 13 сентября 1999 г. в Москве был взорван жилой дом на Каширском шоссе. На этот раз дом уничтожен полностью. Эффективность и последствия взрыва связаны с особенностями строительных конструкций. Дом на улице Гурьянова был панельным. Поэтому некоторым его жильцам удалось уцелеть в пустотах, образованных рухнувшими конструкциями. Дом на Каширском шоссе был построен из кирпича. В кирпичном крошеве не уцелел никто. В обоих случаях взрывчатка закладывалась либо в подвалы, либо в помещения на первом этаже жилого дома. Но это не единственные способы подрыва. Повышение бдительности граждан создало сложности для беспрепятственного минирования жилых домов. Тогда боевики пошли по другому пути. 16 сентября 1999 г. в городе Волгодонске в 5 часов 58 минут был произведен подрыв автомобиля со взрывчаткой, расположенного рядом с домом N 35 по Октябрьскому шоссе. Взрывной волной срезало лицевую сторону двух подъездов девятиэтажного дома. Погибло и ранено большое количество людей. Жилые дома практически невозможно защитить. Поэтому можно говорить о том, что они и впредь могут стать объектами покушений.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт играет очень важную роль в жизни любого государства. Перевозочные функции транспорта в жизни государства можно сравнить с системами кровоснабжения в человеческом организме. Железнодорожный транспорт представляет собой комплекс из множества инженерных сооружений различного назначения. В России железные дороги проходят по территориям практически всех субъектов Федерации, через города и села, леса и степи, горы и водные преграды. Железнодорожный транспорт невозможно защитить от несанкционированного доступа. На объектах железнодорожного транспорта, на станциях, вокзалах, в поездах ежедневно находятся миллионы людей, которые потенциально могут стать жертвами террористических актов <4>. На объектах транспорта ежесуточно находятся миллионы тонн различного рода грузов, в том числе и особо опасных. Воздействие на опасные грузы может усилить поражающий фактор. ——————————— <4> Вот лишь некоторые примеры преступлений на объектах железнодорожного транспорта. 21 ноября 1998 г. произведен взрыв в пассажирском вагоне на Киевском вокзале. 6 октября 2000 г. на железнодорожном вокзале станции Пятигорск произведен взрыв в зале ожидания. 3 сентября 2003 г. произведен взрыв электропоезда по маршруту Кисловодск — Минеральные Воды; убито и ранено около 200 пассажиров.

Объекты жизнеобеспечения

Одно из достоинств цивилизации — наличие разветвленной системы объектов жизнеобеспечения населения, социальной сферы, промышленности. Сюда в первую очередь следует отнести объекты водоснабжения, канализации, газо — и электроснабжения и другие. Как правило, система жизнеобеспечения строится на использовании новейших достижений науки и техники. Но чем совершеннее, чем сложнее система обеспечения, тем она уязвимее. Наглядный пример — выход из строя одной-единственной подстанции в Подмосковье летом 2005 г. Без электроэнергии осталось около 3 миллионов человек, проживающих на территории трех субъектов Федерации. Не работали лифты, больницы, родильные дома, школы, банки, магазины… А теперь представим последствия, если одновременно будут взорваны несколько систем жизнеобеспечения на одной территории. Никакие спецслужбы и правоохранительные органы не в состоянии обеспечить безопасность инженерных систем без специалистов иных сфер и самого населения. Что же мы предлагаем? Вернее, что мы уже делаем для выработки системы мер противодействия терроризму? В первую очередь мы объединили интеллектуальные возможности специалистов по строительству и эксплуатации различного рода зданий и сооружений и специалистов по антитеррористической деятельности. Наш университет заключил договоры о сотрудничестве с «Воронежским региональным общественным фондом «Научно-исследовательский центр «Антитеррор» и с неправительственным «Общенациональным центром «Антитеррор». Обе эти организации объединяют действующих и отслуживших специалистов спецслужб и правоохранительных органов, ученых, занимающихся разработкой проблем антитеррора. Это дает возможность выработать новые подходы к проблеме противодействия терроризму на жизненно важных инженерных объектах. Мы готовим специалистов в области строительства, строительного профиля. Архитекторы, инженеры строительного комплекса должны знать, что такое терроризм, каковы наиболее распространенные способы диверсионного воздействия на инженерные сооружения. И самое главное, как на этапе проектирования инженерных сооружений, их строительства закладывать дополнительные элементы прочности. Для подготовки будущих специалистов мы рассматриваем вопрос о введении в учебный процесс нового спецкурса «Террорология» — учения о терроре. Мы взяли за основу программу спецкурса, разработанную специалистами центра «Антитеррор». Переработав программу спецкурса с учетом специфики вуза, мы предполагаем ввести спецкурс «Террорология» для инженерных вузов, в котором рассматриваются в основном вопросы, связанные с организацией покушения на инженерные сооружения; выработкой мер усиления объектов на стадии проектирования и строительства; разработкой мер по ликвидации и минимизации последствий террористических актов на инженерных сооружениях. Для чего нужен спецкурс «Террорология» и что он дает выпускникам? Специалист, прослушавший курс «Террорология», сможет самостоятельно решать следующие задачи: а) оценивать причины и условия, способствующие развитию терроризма на определенной территории, где объектами террора могут стать здания, сооружения, конструкции. По результатам таких исследований можно предпринимать меры для профилактики и противодействия терроризму; б) усвоить накопленный опыт противодействия терроризму, в том числе по защите зданий и сооружений. Это даст возможность учесть выработанный и проверенный ранее опыт в выработке мер защиты инженерных объектов от диверсионно-террористических актов; в) проводить экспертизу безопасности зданий, сооружений, конструкций, объектов жизнеобеспечения, которые могут стать объектами террора. По результатам экспертизы можно выработать комплекс мер и рекомендаций по защите зданий и сооружений от покушений террористов. Учебный процесс должен быть обеспечен литературой. Мы проанализировали литературу по терроризму. Там в основном рассматриваются криминологические либо уголовно-правовые аспекты. Практически нигде не делается упор на анализ выбора в качестве объектов покушений инженерных объектов. Поэтому мы приступили к выпуску серии книг библиотеки «Террорология». В серию войдут издания, посвященные истории и механизму развития террора; покушениям на инженерные сооружения, выработке мер защиты инженерных объектов и другие. Это даст возможность обеспечить учебный процесс необходимой литературой. Накопленный опыт позволяет нам приступить к разработке методик проведения антитеррористических экспертиз безопасности инженерных объектов. У нас уже сейчас действуют: «Центр экспертизы промышленной безопасности» и «Центр судебно-технической и строительной экспертизы». Но здесь мы работаем уже по факту произошедших аварий, взрывов и разрушений. А главной задачей является выработка упреждающих мер и действий путем проведения экспертизы безопасности тех инженерных сооружений, которые потенциально могут стать объектом покушения. Это даст возможность предпринимать упреждающие меры в целях противодействия терроризму на инженерных объектах. Наиболее глобальное покушение на инженерные сооружения произошло в США 11 сентября 2001 г. Тогда два самолета врезались в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Обе башни рухнули, похоронив под своими обломками несколько тысяч человек. Если мы проанализируем основные диверсионно-террористические акты, совершенные в России за последние 15 лет, то сможем выявить наиболее востребованные инженерные объекты покушений. Сразу оговоримся: инженерные сооружения следует рассматривать либо как объекты покушений, либо как место совершения покушения. Но в любом случае сами объекты подвергаются разрушению.

——————————————————————