Административно-публичное обеспечение безопасности

(Стахов А. И.) («Административное право и процесс», 2006, N 4)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПУБЛИЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

А. И. СТАХОВ

Стахов А. И., декан юридического факультета Вятского государственного гуманитарного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Из анализа ст. 2, 18, 55, 56 Конституции РФ следует, что обеспечение безопасности является критерием ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, определяет смысл и содержание деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Термин «обеспечить» в общем смысле означает: 1) предоставить достаточные материальные средства к жизни; 2) снабдить чем-нибудь в нужном количестве; 3) сделать вполне возможным, реально выполнимым; 4) оградить, охранить <1>. ——————————— <1> См.: Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2002. С. 427.

В административно-правовой литературе под обеспечением безопасности понимается «проведение государственной политики, направленной на создание и поддерживание необходимого уровня защищенности объектов безопасности, осуществление мер и средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства <2>. ——————————— <2> См., например: Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 23.

Исходное законодательное понятие обеспечения безопасности сформулировано в Законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности». В названном Законе обеспечение безопасности отождествляется с «проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства». Вызывает интерес подход законодателя к пониманию обеспечения отдельных видов безопасности. Так, например, в Федеральном законе РФ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнических сооружений понимаются «разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения». В Федеральном законе РФ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения определено как «деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий». Согласно Федеральному закону РФ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности есть одна из важнейших функций государства. Из логико-позитивного анализа приведенных дефиниций обеспечения безопасности можно сделать вывод, что данная категория является элементом правовой системы РФ, но не нашла единообразия в понимании на этимологическом, доктринальном и законодательном уровнях. Представляется очевидным, что понятие «обеспечение безопасности» неразрывно связано с понятием «безопасность». Поэтому «обеспечение безопасности» и «безопасность» как правовые категории должны быть определены во взаимосвязи, предельно точно и ясно. Безопасность как правовая категория может быть определена как урегулированное правом состояние защищенности конституционных и законных интересов личности, общества, государства и нации, при котором отсутствуют угрозы безопасности. Под таким углом зрения угрозу безопасности в правовой системе РФ составляют природные и техногенные факторы окружающей среды, создающие опасность конституционным и законным интересам личности, общества, государства и нации, а также правонарушения и юридические казусы (условия), способствующие возникновению и (или) развитию таких факторов. «Обеспечение безопасности» как правовая категория, по нашему убеждению, является одной из основных функций Российского государства, охватывающей отдельные направления деятельности государства по предупреждению, выявлению и нейтрализации угроз безопасности. С позиции инструментального подхода, известного юридической науке, обеспечение безопасности как деятельность Российского государства по предупреждению, выявлению и нейтрализации угроз безопасности представляет собой совокупность отдельных направлений воздействия государства на поведение физических и юридических лиц с целью достижения безопасности. Из анализа действующего российского законодательства можно сделать вывод, что указанное воздействие государства на поведение физических и юридических лиц может быть общим или непосредственным. Общее воздействие государства на поведение физических и юридических лиц с целью достижения безопасности (общее обеспечение безопасности) можно определить как деятельность государства по установлению в нормативных и индивидуальных правовых актах требований безопасности (условий, дозволений, предписаний, запретов, ограничений и лишений, адекватных угрозам безопасности), адресованных неопределенному кругу физических и юридических лиц либо обращенных к персонифицированным лицам. Непосредственное воздействие государства на поведение физических и юридических лиц с целью достижения безопасности (непосредственное обеспечение безопасности) можно определить как деятельность государства по обеспечению исполнения требований безопасности, установленных для физических и юридических лиц в нормативных и индивидуальных правовых актах. Общее и непосредственное обеспечение безопасности облекаются в правовую форму посредством конституционного, административного, уголовного, других отраслей публичного права РФ, регулирующих деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению безопасности. С нашей точки зрения, под действие административного права в полной мере подпадает деятельность органов (должностных лиц) государственной власти и органов (должностных лиц) местного самоуправления по непосредственному обеспечению безопасности. Соответственно урегулированную административно-правовыми нормами деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению исполнения административно-публичных требований безопасности, установленных в нормативных и индивидуальных правовых актах для физических и юридических лиц, можно определить как административно-публичное обеспечение безопасности. С этой точки зрения административно-публичное обеспечение безопасности является разновидностью государственной деятельности, которую можно охарактеризовать по ряду признаков. 1. Административно-публичное обеспечение безопасности является административно-правовой формой реализации обеспечения безопасности как функции Российского государства. С этой точки зрения административно-публичное обеспечение безопасности — облекаемая в административно-правовую форму деятельность органов (должностных лиц) государственной власти и органов (должностных лиц) местного самоуправления, посредством которой реализуется обеспечение безопасности. 2. Административно-публичное обеспечение безопасности является деятельностью органов (должностных лиц) государственной власти и органов (должностных лиц) местного самоуправления, посредством которой обеспечивается исполнение установленных или санкционированных государством специфических социальных и технических норм — административно-публичных требований безопасности. Административно-публичное обеспечение безопасности есть деятельность органов (должностных лиц) государственной власти и органов (должностных лиц) местного самоуправления по обеспечению исполнения обязательных социальных и технических условий, ограничений, запретов и дозволений, которые установлены непосредственно или введены в действие законами или иными нормативными правовыми актами адекватно вредоносным природным и техногенным факторам окружающей среды и которые охраняются мерами административно-правового ограничения и принуждения. 3. Административно-публичное обеспечение безопасности есть деятельность органов (должностных лиц) государственной власти, а также органов (должностных лиц) местного самоуправления, наделяемых административными полномочиями по обеспечению исполнения требований безопасности в подведомственной сфере общественных отношений. 4. Административно-публичное обеспечение безопасности является специфической внешневластной деятельностью органов (должностных лиц) государственной власти и органов (должностных лиц) органов местного самоуправления. Объектом административно-публичного обеспечения безопасности являются урегулированные социальными и техническими требованиями безопасности, отношения, складывающиеся с участием физических и юридических лиц, которые организационно не подчинены органам (должностным лицам) государственной власти и органам (должностным лицам) местного самоуправления, но наделяются правами и несут обязанности по оказанию содействия данным органам (должностным лицам) в деятельности по обеспечению безопасности. 5. Содержание административно-публичного обеспечения безопасности с позиции предметного подхода, известного административно-правовой науке, составляют охрана и защита отношений, урегулированных требованиями безопасности. С позиции инструментального подхода содержание административно-правового обеспечения безопасности охватывает предупреждение, выявление и нейтрализацию природных и техногенных факторов окружающей среды, создающих опасность конституционным и законным интересам личности, общества, государства и нации, а также административных правонарушений и административно-правовых казусов, способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов. 6. Административно-публичное обеспечение безопасности осуществляется органами (должностными лицами) государственной власти и органами (должностными лицами) местного самоуправления посредством использования специальных административно-правовых методов и способов обеспечения исполнения требований безопасности. 7. Административно-публичное обеспечение безопасности как деятельность органов (должностных лиц) государственной власти и органов (должностных лиц) местного самоуправления находит внешнее выражение в специфических административно-правовых формах.

——————————————————————