Личная безопасность прокурорских работников

(Сопин В.)

(«Законность», 2006, N 10)

ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ

В. СОПИН

В. Сопин, старший прокурор отдела прокуратуры Липецкой области.

Проблема личной безопасности прокурорских работников в последнее время становится все более актуальной. Например, за последние несколько лет в Липецкой области прокурорские работники подвергались нападению пять раз. Во всех случаях на них нападали с целью хищения принадлежащего им имущества, т. е. действия нападавших расценивались как разбой или грабеж. Реальное сопротивление преступникам оказал только один следователь. И то лишь потому, что ему удалось отнять у одного из нападавших отвертку, которую тот использовал в качестве оружия, обратить ее против самого нападавшего, ранить его и задержать. В результате только это, единственное из пяти нападений на прокурорских работников, было раскрыто, и преступники осуждены.

Между тем почти во всех пяти случаях нападения совершались при таких обстоятельствах, когда прокурорский работник имел реальную возможность оказать сопротивление, если бы он был вооружен. Но все пятеро были безоружными.

В ст. 45 Закона о прокуратуре записано: «Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства… Под такой же защитой находится имущество указанных лиц… Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в порядке, установленном Законом РСФСР «О милиции». Типы и модели указанного оружия и порядок его приобретения органами прокуратуры устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1999 г. N 708 «Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров и следователей» установлен перечень типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, состоящего на вооружении прокуратуры. Перечень включает шесть моделей пистолетов и одну модель револьвера.

Проблема состоит в том, что из этих семи моделей оружия три являются новыми разработками (пистолеты СР-1, СР-2 и револьвер Р-92) и широко не распространены. По сути, на вооружении в органах прокуратуры реально могут быть в наличии только остальные четыре модели: 9 мм пистолет Макарова «ПМ»; 9 мм пистолет Макарова модернизированный «ПММ»; 9 мм пистолет «АПС» и 5,45 мм пистолет «ПСМ». Почти все эти модели разрабатывались как штатное оружие армейского офицера и никогда не предназначались для скрытного ношения.

Например, возьмем предусмотренный перечнем пистолет «АПС», т. е. автоматический пистолет Стечкина: магазин вмещает 20 патронов, конструкция пистолета позволяет вести огонь как одиночными выстрелами, так и очередями. Как личное оружие армейского офицера в условиях боевых действий — это довольно хороший вариант. Но масса пистолета с патронами чуть ли не полтора килограмма (точнее — 1320 г). Если учесть, что пистолет комплектуется кобурой-прикладом массой 560 г и запасными магазинами массой по 300 г каждый, то становится ясно, что постоянно носить с собой это оружие просто невозможно. Пистолеты «ПМ» и «ПММ» в данном случае немногим лучше — носить их в плечевой кобуре тяжело, а рукоятки таковы, что людям не только с небольшими, но даже «нормальными» кистями рук пользоваться этими пистолетами весьма затруднительно.

Получается, что для постоянного ношения пригоден только 5,45 мм пистолет «ПСМ» — «пистолет самозарядный малогабаритный». Он действительно легкий и компактный. Но он изначально задумывался как личное оружие только высших офицеров (генералов), был и остается «эксклюзивным» оружием. А в большинстве прокуратур, как правило, есть обычные пистолеты Макарова «ПМ», причем в прокуратуре Липецкой области их не хватит даже для всех следователей.

Но проблема личной безопасности прокурорских работников состоит не только в обеспечении современными моделями боевого оружия. Обратимся к п. 1.3 Инструкции по организации учета, хранения и выдачи боевого ручного огнестрельного стрелкового оружия в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом и. о. Генерального прокурора Российской Федерации от 11 августа 1999 г. N 56: «Оружие прокурорам и следователям выдается в случаях, когда выполнение ими профессиональных обязанностей сопряжено с опасностью нападения или причинения вреда жизни или здоровью для них самих, членам их семьи и, как правило, на период существования угрозы нападения либо причинения вреда».

Ограничения на выдачу оружия, закрепленные в Инструкции, в целом оправданные: действительно, выдавать боевое оружие всем подряд не следует. Конечно, если в адрес прокурорского работника поступают угрозы физической расправы, или он имеет отношение к расследованию важного уголовного дела, или выполняет свои обязанности в зоне межнациональных конфликтов и т. п., ему, безусловно, должно выдаваться боевое оружие. Однако напомним: те пять прокурорских работников Липецкой области, пострадавшие от преступных посягательств, подверглись нападению вовсе не в связи с выполнением ими профессиональных обязанностей. Получается, что согласно Инструкции они и не имели права на получение боевого оружия.

Кроме того, при вооружении прокурорских работников следует учитывать и психологический аспект. Далеко не каждый человек способен выстрелить даже в нападающего на него преступника: срабатывает естественная психологическая установка — не причинять смерти другому человеку. С другой стороны, бывает, что применение боевого огнестрельного оружия — не вполне адекватная мера защиты.

Представляется оправданным следующее решение проблемы обеспечения личной безопасности прокурорских работников.

В настоящее время в соответствии с ФЗ «Об оружии» граждане, в том числе прокурорские работники, вправе в индивидуальном порядке приобретать оружие самообороны. Для этого нужно пройти медицинскую комиссию (психиатр, психиатр-нарколог, офтальмолог, участковый терапевт), получить медицинское заключение по форме N 046-1 (утверждено Приказом Минздрава РФ от 11 сентября 2000 г. N 344), после чего обратиться в орган внутренних дел по месту жительства, предоставив заключение, а также ксерокопию паспорта, две фотокарточки размером 3 х 4 см и заявление с просьбой о выдаче лицензии на приобретение оружия.

Из практики известно, что наиболее эффективным на сегодняшний день «нелетальным» (не смертельным) оружием самообороны, которое можно постоянно носить с собой, является огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического и светозвукового действия.

Сейчас производятся и есть в оружейных магазинах такие образцы этого оружия, как четырехзарядный пистолет ПБ-4-1 «Оса» и его модификации, а также двухзарядный пистолет МР-461 «Стражник». Оба пистолета предназначены для стрельбы однотипными патронами травматического и светозвукового действия.

Травматический патрон снаряжен пороховым зарядом и резиновой пулей со стальным сердечником, калибр — 15,3 мм, масса — 8,35 г. Удельная энергия пули обеспечивает хорошее останавливающее действие, поскольку она близка к принятой в криминалистике величине минимальной убойной силы — 0,5 джоуля на квадратный миллиметр. Попадание такой пули в человека влечет значительный болевой шок и травму вплоть до проникающего ранения.

Останавливающее действие светозвукового патрона достигается за счет происходящей при выстреле яркой вспышки, способной в темное время суток ослепить нападающего на время до 20 секунд, и громкого звука, превышающего громкость выстрела из охотничьего ружья.

Эти бесствольные пистолеты невелики по размерам и массе («Стражник», например, весит всего 200 г вместе с двумя патронами, «Оса» несколько тяжелее), просты и надежны в применении, имеют удобные рукоятки. Ими в равной степени легко могут пользоваться и мужчины, и женщины.

Приобретение в индивидуальном порядке прокурорскими работниками такого оружия в целях самообороны представляется разумной и полезной мерой для обеспечения их личной безопасности. Затруднения в том, что не каждый прокурорский работник может позволить себе приобрести это оружие из-за относительно высокой цены — от 5500 до 9500 руб. и более. Может быть, имеет смысл подумать над тем, чтобы органы прокуратуры централизованно закупали такое оружие и выдавали его своим работникам в пользование?

Возможен другой вариант: прокуратура могла бы предоставлять работнику по его заявлению определенную денежную сумму в качестве целевой материальной помощи для приобретения такого оружия, при этом заключая с работником договор, что в случае утраты оружия или увольнения из органов прокуратуры работник обязан вернуть прокуратуре указанную сумму.

«Централизованное» «казенное» вооружение прокурорских работников таким «нелетальным» оружием может иметь значительные положительные моменты:

— уменьшится количество выдаваемого прокурорским работникам боевого огнестрельного оружия;

— соответственно уменьшится число случаев утраты боевого огнестрельного оружия, его хищения и неправомерного применения;

— будут сведены практически к минимуму случаи причинения смертельных травм при применении такого оружия;

— в случае опасности вооруженному «нелетальным» оружием прокурорскому работнику будет проще в психологическом плане принять объективное решение о необходимости его применения.

Думается, что такое оружие самообороны вполне способно обеспечить личную безопасность прокурорского работника.

——————————————————————