Социальная ответственность офицера

(Родионова Е. В.) («Военно-юридический журнал», 2007, N 2)

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОФИЦЕРА

Е. В. РОДИОНОВА

Современная ситуация показывает, что издержки в области ответственности и гуманизма как социальных явлений получили свое отражение в безнаказанности. Так, «гуманное» и безответственное отношение к преступникам делает беззащитными граждан, а самих преступников провоцирует на совершение новых преступлений. В итоге образуется некий замкнутый круг. Сложность настоящей ситуации в борьбе с правонарушениями заключается еще в том, что упразднен старый аппарат поддержания политики и нравственности, а новый не создан. Что же касается безнравственности, то она развивается по некоторым направлениям и является одной из причин роста преступности. Борьба с преступностью — это общечеловеческая проблема. Некоторые преступления представляют опасность для многих государств и совершаются вне национальных рамок — терроризм, контрабанда, распространение наркотиков и др. Для успешного пресечения, расследования и привлечения к ответственности по этим преступлениям необходимо объединить усилия правоохранительных органов нескольких государств. Одним из факторов, обеспечивающих снижение преступности, является своевременное пресечение мелких правонарушений и аморальных явлений. Сегодня у нас почти не наказываются лица за хулиганство, грубость по отношению к старшим. Широкое распространение получила демонстрация фильмов, показывающих жестокость, насилие и порнографию. Все это является своеобразной базой для совершения правонарушений. Закон в демократическом обществе должен в первую очередь стоять на страже общечеловеческих ценностей, служить их выражением, не забывая о государственных интересах, вместе с тем и сами государственные интересы в конечном счете должны выражать общечеловеческие ценности. Нормы права не только фиксируют определенный образ правомерного поведения граждан, как одобряемый государством, но и вызывают в сознании граждан мотивы в пользу этого поведения, даже если они обусловливаются одной лишь угрозой принудительного воздействия, как чаще всего было в прошлые времена. Сейчас в стране сложилось трудное положение, каждый государственный служащий, независимо от занимаемого положения и выполняемой работы, каждый гражданин должны проникнуться морально-правовым чувством ответственности, потребности и необходимости ответственного поведения всех субъектов общественных отношений. Прежде всего сознание и убеждение личности регулируют конкретные поступки субъектов административно-правовых отношений. Вопрос соотношения социальной ответственности и юридической ответственности сегодня, в условиях борьбы правоохранительных органов с терроризмом и непосредственного проведения антитеррористических мероприятий ликвидационного характера, актуален как никогда. Например, по данным парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористических актов, в действиях сотрудников правоохранительных органов, принимавших участие в освобождении заложников в г. Беслан <1>, нарушений законности нет. Следовательно, нет оснований для привлечения к ответственности руководителей и исполнителей операций. Но с точки зрения общественного мнения гражданского населения, пострадавшего в результате данной трагедии, вина правоохранителей очевидна: в допущении трагедии, дезинформировании властей о ее масштабах, большом количестве жертв, применении запрещенных химических средств, в ненадлежащем контроле места совершения преступления и, как следствие, в допущении наличия скрывшихся преступников и т. д. Для граждан до сих пор вопрос ответственности, точнее безответственности, остается открытым. ——————————— <1> Тезисы выступления заместителя Председателя Совета Федерации, председателя Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия — Алания 1 — 3 сентября 2004 года Торшина А. П. (28 декабря 2005 г.).

Всевозможные нарушения и отход от законов и принципов функционирования общества, деформация социальных отношений, девальвация нравственных идеалов неблагоприятно в целом сказываются на процессе развития ответственности личности. К сожалению, формирование социальной ответственности личности офицера также затруднено, в том числе и в связи с неразрешением собственных социальных проблем в жилищном вопросе, несоответствием между общественной значимостью, напряженностью и сложностью работы сотрудника органов внутренних дел с его материальной оценкой. Нерешение на протяжении длительного периода времени указанных проблем приводит к разочарованию и осознанию ненужности, возникает желание покинуть органы внутренних дел, как следствие, на практике это выливается в пренебрежительное выполнение своих обязанностей, в том числе по соблюдению прав и законных интересов граждан. Массовый отток профессиональных сотрудников <2> не только «оголяет» рабочие места, но и прерывает такой важный этап в формировании молодых сотрудников, как наставничество, но и это еще не самая острая проблема. Осознавая сложный режим работы (характер самой работы, риск и опасность во время работы, переработки во времени, невозможность планировать досуг); невысокий престиж службы в органах внутренних дел среди окружающих; недостаточный размер денежного содержания и недифференцированность оплаты за труд; правовую незащищенность в обществе; социально-бытовую необеспеченность, мыслящая, грамотная молодежь, имея возможность реализоваться в лучших условиях, не желает трудоустраиваться в органы внутренних дел. ——————————— <2> Согласно данным официального сайта МВД РФ, по состоянию на 1 апреля 2005 г. в органы внутренних дел ГУВД Москвы принято на службу 2 тыс. 366 человек, при этом некомплект составил 6 тыс. 12 человек. По словам В. Пронина, в настоящее время некомплект столичной милиции составляет 6%.

Приходящим молодым сотрудникам сложно эффективно охранять права граждан, борясь с преступностью, не нарушая законность. Кроме того, руководители, находясь под давлением оценки их работы по укреплению законности по формально-процентным показателям и значительного числа вакантных мест, нередко вынуждены скрывать нарушения. «За девять месяцев 2005 года к уголовной и дисциплинарной ответственности привлечены свыше 20 тысяч милиционеров, — сообщил министр внутренних дел России Рашид Нургалиев, — из года в год растет число правонарушений среди сотрудников милиции. Только за 9 месяцев текущего года их число возросло более чем на 41%, превысив цифру в 29 тысяч нарушений. Это — только выявленные правонарушения». Кроме того, министр назвал укрепление законности в органах внутренних дел стратегической линией МВД России <3>. ——————————— <3> Сайт МВД России.

Для наглядности, на примере г. Тольятти, был проведен опрос методом случайной выборки ста респондентов. По результатам проведенного анонимного опроса среди молодых людей от 21 до 28 лет, принятых на работу в УВД г. Тольятти за период ноябрь 2004 г. — май 2005 г., о мотивах прихода на службу в органы внутренних дел ответили: 31% — имеют личную заинтересованность, 25% — альтернатива призыва в ВС РФ, 14% — познание себя, 19% — приобретение опыта для последующего применения вне этой системы, 9% — затруднились ответить и только 3% — воплотили мечту в жизнь. По данным исследования общественного мнения, проведенного в г. Воронеже институтом «Квалитас» <4>, можно сделать вывод об отношении молодежи к милиции — 51% опрошенных оправдывают сопротивление милиции. ——————————— <4> Литературная газета. 2005. N 54.

Результаты очередного общероссийского социологического исследования, проводимого ежемесячно по заказу фонда «Общественный вердикт» аналитическим центром Юрия Левады, показали, что с начала года существенно возросло недоверие россиян к правоохранительным органам. Так, в январе 2005 г. о своем недоверии к правоохранителям сообщили 69% участников опроса, после этого уровень недоверия медленно, но неуклонно рос и, по данным июльского опроса, достиг 74%. Несколько уменьшилось при этом число россиян, которые однозначно доверяют правоохранительным органам. В январе этот показатель составлял 4,3%, а в июле он снизился до 2,8%, хотя такие колебания лежат в пределах статистической погрешности исследования. Количество участников опроса, которые полагают, что россияне не могут восстановить свои права, нарушенные судом, также незначительно выросло — с 60% в январе 2005 г. до 63% в июле. По данным социологов, на стабильно высоком уровне остается неверие людей в возможность отстоять законными методами (с помощью суда и прокуратуры) свои права, попранные милицией (64% опрошенных). Только 2,3% россиян из числа участников июльского опроса чувствуют себя полностью защищенными от неправомерных действий правоохранителей. В январе 2005 г. аналогичный показатель составлял 2,8%. О росте негативных оценок деятельности российских правоохранительных органов в обществе свидетельствует увеличение значения индекса произвола правоохранительных органов (ИППО) — специально введенного социологами и правозащитниками показателя динамики настроений общества. Индекс произвола отражает ощущение незащищенности от незаконных действий милиции, прокуратуры и судов. С января по июль 2005 г. этот показатель вырос с отметки 28,3 до 33,5, то есть на 5,2 пункта. В ходе исследования было опрошено по стандартной репрезентативной выборке 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах страны <5>. ——————————— <5> Результаты социологического исследования аналитического центра Юрия Левады — «Левада-Центр» констатирует постепенный рост недоверия россиян к правоохранительным органам.

При интенсивных изменениях в сфере экономики не могут не изменяться ценностные ориентации и общественное сознание сотрудника органов внутренних дел. В условиях рыночной экономики все настойчивее проявляет себя объективная необходимость устранения дисгармонии между факторами морального стимулирования, нравственной ответственности и материальными факторами. Необходимо сделать так немного: привести в соответствие величину оплаты труда с его общественной значимостью, напряженностью, риском для жизни, конечным результатом. Высшим органам государственной власти, органам местного самоуправления, в свою очередь, необходимо однозначно и ответственно обозначать позиции при принятии политических решений. Кроме того, формирование социальной ответственности сотрудника милиции не может быть эффективным без фактического представления им соответствующих прав и свобод. Ни для кого не секрет, что законы, закрепляющие данные позиции, на практике «работают» не в полной мере и помимо этого продолжают приниматься и действовать дискриминационные по сути законодательные акты в отношении офицеров. В общем, необходимо обеспечить экономическую, социальную и правовую защищенность. Не хочется верить, что сотрудник милиции, как олицетворение носителя нравственных ценностей — справедливости и добра, в прошлом. Не без грусти читаешь в трудах всего десятилетней давности следующее: офицер — носитель многих нравственных качеств. Только в русском языке насчитывают несколько сот слов, обозначающих различные моральные качества. Их условно объединяют в ряд основных групп: морально-политические (патриотизм, интернационализм, идейная убежденность и др.); морально-трудовые (трудолюбие, усердие, деловитость, бережливость, щедрость и т. д.); собственно моральные (гуманизм, честность, скромность, благородство, верность и др.) и морально-боевые (дисциплинированность, мужество, смелость, героизм и др.) <6>. Сам термин «ценностные ориентации» впервые был использован польским ученым Ф. Знанецким (1882 — 1958) и американским социологом У. Томасом в их работе по исследованию жизни польских крестьян, эмигрировавших в США. Концепция ценностной ориентации получила распространение в работах отечественных исследователей. ——————————— <6> Карпухин С. В. Социальная ответственность как фактор профессиональной деятельности личности офицера: Дис. … канд. филос. наук. СПб., 1995.

«Анализ ценностных ориентаций личности офицера показывает, что это важнейший компонент структуры его сознания. В них аккумулируются идейное содержание ценностей сложившегося образа жизни в обществе, ближайшего социального окружения личности, убеждения, идеалы. Ценностные ориентации, выполняя регулятивную функцию, определяя цели деятельности, средства и способы их достижения, самым непосредственным образом связаны особенно с профессиональной ответственностью офицера, его профессиональной компетентностью, характеризуют его зрелость как личности» <7>. ——————————— <7> Там же.

Напрашивается вывод, что искусственно созданы условия для формирования определенного типа личности, а как следствие, бессильной в целом системы перед организованной преступностью. Отметим ряд особенностей юридической ответственности сотрудников милиции, которые вытекают из специфики работы (субординация, воинская дисциплина) и выполняемых задач: — юридическая ответственность сотрудников милиции регулируется нормами общегражданского законодательства в целом и специализированными нормами в частности, например, ст. 9 Дисциплинарного устава, в соответствии с которой право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться. Поэтому в ст. 42 Уголовного кодекса РФ закреплено, что «не является нарушением причинение вреда охраняемым законом интересам лица, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения». Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение. Однако, когда приказ начальника заведомо незаконен и подчиненный, выполняя его, понимает, что совершает умышленное преступление, он несет уголовную ответственность на общих основаниях. Следует также отметить положение о том, что руководитель наделен широкими властными полномочиями и специальными полномочиями по привлечению сотрудников милиции к юридической ответственности. То есть сотрудники милиции несут повышенную ответственность за нарушение норм права, поскольку наделены большим объемом прав и обязанностей по отношению к гражданам и организациям; субъектами ответственности за совершение правонарушений являются не только должностные лица, совершившие правонарушение, но и другие категории сотрудников (руководители) <8>. ——————————— <8> Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1993. С. 75.

Юридическая ответственность сотрудников милиции — это особый вид ответственности личности, поскольку содержит все признаки, присущие юридической ответственности, а также такие специфические черты, как: — наличие специального субъекта правонарушения (сотрудника милиции); — специфические составы правонарушений; — ограниченный круг субъектов, имеющих право привлекать к юридической ответственности сотрудника милиции; — система специальных действующих норм права. Выведу определение юридической ответственности применительно к сотрудникам милиции. Обязанность соблюдать предписания правовых норм, а в случае неисполнения обязанности, с учетом особенностей их правового статуса, претерпевать предусмотренные правом лишения и ограничения как морального, материального, так и организационного характера. Различают: применение наказаний (взысканий); возложение дополнительных обязанностей; лишение (ограничение) общего или специального статуса (лишение специального звания, льгот, прав); отстранение от должности; признание незаконными действий постановлений или других актов органов (должностных лиц) и др. Обратившись к зарубежному опыту правового регулирования вопросов, связанных с юридической ответственностью представителей силовых структур, обнаружим, что континентальная (европейская) правовая система, яркими представителями которой выступают прежде всего Франция и Германия, а также Россия, выделяет три режима (вида) юридической ответственности: уголовную, гражданско-правовую и административно-правовую. Последняя, характеризующая взаимоотношения между государственными службами и отдельными гражданами, в свою очередь, включает в себя наряду с дисциплинарной материальную (во Франции — финансовую) ответственность <9>. ——————————— <9> Дубровин В. Н., Мигачев Ю. И. Юридическая ответственность военнослужащих. М., 2000. С. 208.

В соответствии со сложившейся практикой в органах внутренних дел понятием «нарушение законности» охватываются должностные проступки, связанные с нарушением законных прав и свобод граждан, интересов государства и влекущие юридическую ответственность. Любое правонарушение, допущенное сотрудником органов внутренних дел — лицом, на которое государством возложена обязанность по охране правопорядка, — наносит ущерб и вред системе установленных правоотношений, авторитету органов внутренних дел, а в конечном счете государству и обществу, посягает на права и свободы гражданина и народа в целом.

——————————————————————